Химическая шкатулка
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
«Химическая шкатулка»
Цели данного мероприятия:
- Повысить интерес учащихся к химии
- Расширить знания учащихся, развить их кругозор
- Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
- Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, при решении химических задач.
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.
Подготовка мероприятия.
- Формируются 4 команды по 6 человек из учащихся 9 и 10 классов, 4 команды болельщиков по 5 человек.
- Домашнее задание для команд:
- представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,
- подготовка рекламы любого химического вещества (форма: стихи, проза, презентация, инсценировка и др.),
- Жюри формируется из учителей школы: учитель химии, биологии, физики, заместитель директора по ВР.
- Производится разбаловка конкурсных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimicheskaya_shkatulka.docx | 496.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Моген-Буренская
средняя общеобразовательная школа
“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие...
куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,
везде обращаются перед нами успехи её прилежания”
М.В.Ломоносов.
Внеклассное мероприятие по химии
«Химическая шкатулка»
для учащихся 9-10 классов
Разработка учителя химии:
МБОУ Моген-Буренской СОШ
Намы Аяны Александровны
Кызыл-Хая, 2012г.
«Химическая шкатулка»
Цели данного мероприятия:
- Повысить интерес учащихся к химии
- Расширить знания учащихся, развить их кругозор
- Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
- Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, при решении химических задач.
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.
Подготовка мероприятия.
- Формируются 4 команды по 6 человек из учащихся 9 и 10 классов, 4 команды болельщиков по 5 человек.
- Домашнее задание для команд:
- представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,
- подготовка рекламы любого химического вещества (форма: стихи, проза, презентация, инсценировка и др.),
- Жюри формируется из учителей школы: учитель химии, биологии, физики, заместитель директора по ВР.
- Производится разбаловка конкурсных заданий.
Место проведения: кабинет химии, подготовленный к вечеру: места участников, место жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями; на стенах работы ребят: плакаты, стенды с буклетами, зачетная таблица с предварительными итогами предметной недели.
Куратор мероприятия: учитель химии.
Ведущие: учащиеся 11 класса, в ролях: «Экзаменатора», «Практика», «Теоретика», «Алхимика», ассистента.
Ход мероприятия
Вступление
Куратор: Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний. Интеллектуальная игра «Химическая шкатулка» для учеников девятых и десятых классов объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке. И я приглашаю в зал команды 9 и 10 классов!
Задание № 1
Домашнее задание.
Представление команд и жюри.
На экране – эпиграф: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”. М.В.Ломоносов.
Задание № 2
Разминка - «Блиц - вопрос из шкатулки».
«Экзаменатор»: Капитаны команд выбирают последовательно шкатулки по категориям вопросов: «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 30 секунд команды дают ответы. В случае неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за правильный ответ. Шкатулки разносит ассистент. Правильные ответы появляются на слайдах.
Варианты вопросов:
«Угадай металлы» | «Угадай газ» |
Ему не страшно окисленье, Пластичностью он превзойдет. В кислоте без растворенья Может содержаться он (золото). | Я - газ, простое вещество, Двузначен номер мой. Слог первый - это божество, Река - вот слог второй (радон). |
Какой тугоплавкий металл входит с состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 грамм можно вытянуть проволоку длиной 80 км (вольфрам). | Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба живет, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ так извлекают? (аргон). |
О каком металле идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» (железо). | Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78% |
Я металл, меня ты знаешь, Мощь огромная во мне. Но если «б» ко мне подставишь, То землю скрою в темной мгле (уран). | Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц (сероводород). |
Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, для изготовления пуль и дроби (свинец). | Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях (углекислый газ). |
Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не теряет свежести, даже при длительном хранении. Что это за металл? (серебро). | 22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии - химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идет речь? (хлор). |
Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2 место по численности населения в мире? (индий). | Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух (кислород). |
Какой металл входит в состав хлорофилла? (магний). | Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений (аммиак). |
Подведение итогов.
Задание № 3
Чудеса в шкатулке.
Вопрос от алхимика, который показывает опыт (опыт готовят перед началом опыта в лаборатории и выносят сосуды с готовыми растворами в шкатулке).
«Алхимик»: Я, доктор алхимии, Магнус, потомок великого Альберта Магнуса и я умею получать золото. Рецепт приготовления я открыть могу только перед смертью, но могу вам показать.
Опыт: Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной. Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета.
Вопрос: А вы можете написать рецепт этого опыта?
Ответ: учащиеся записывают уравнение реакции на бумаге и отдают ведущим. Ответ показывается на слайде: (CH3COO)2 Pb + 2KI→PbI2 ↓+ 2CH3COOK
Задание № 4
Старые фотографии из шкатулки.
Вопросы задает ведущий - «Теоретик». Капитаны команд выбирают шкатулки по номерам, на слайде показывают портрет ученого и вопрос:
«Теоретик»: В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!
- Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (Д.И. Менделеев)
- Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (А. Авогадро)
- Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ. (А.М. Бутлеров)
- Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
- Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения, окисления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком ученом идет речь?
- А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)
- Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)
- Замечательная женщина и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий. (М. Склодовская-Кюри)
Подведение итогов.
Музыкальная шкатулка
(музыкальная пауза).
Учащиеся 11 класса показывают инсценированную музыкальную зарисовку на тему: «В мире полиэтилена». На экране видеоряд на тему «Применение полиэтилена».
Три ученицы 7-го класса показывают модели юбок и шляп, изготовленные на уроках труда из полиэтилена (использованы мешки, пакеты, перчатки и др.)
(музыка из песни «Гадалка», к/ф «Ах, водевиль, водевиль!):
1-й куплет.
Ежедневно меняется мода,
Но покуда стоит белый свет.
От людей много мусора, хлама,
А желающих в дворники нет.
В ожиданье чудес невозможных.
Постучится вдруг кто-нибудь в дверь
И возьмет этот мусор и сложит,
И оденет, быть может, модель.
Припев. Давайте шить (2 раза)
Прекрасные наряды
И будет в них страна ходить,
И будет в ней порядок.
2-й куплет. Вот пакет было выбросить жалко,
Вот резинка от старых трико.
Я сошью много модных моделей.
В них меня не узнает никто.
А из ярких конфетных оберток
Я придумаю новый наряд,
«Что за умница и фантазерка!»-
Про меня все вокруг говорят.
Припев тот же.
3-й куплет. Все на мне сидит ладно и ловко!
Не от Зайцева этот жакет.
По душе мне такая обновка,
В мире лучше фасончика нет,
Чтобы был у вас каждый день праздник,
Вы учитесь у нас мастерству,
А мы дарим вам эту подсказку,
Как из семечек сделать халву.
Припев тот же.
Во время выступления команды участников готовятся к конкурсу рекламы.
Задание № 5
Реклама из шкатулки.
Команды участников предлагают проект рекламы химического вещества, продукта.
Возможные варианты представлений: презентация, музыкальное исполнение, стихотворение, стенгазета и др.
Задание № 6
Экспериментальная шкатулка.
На экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.
«Практик»: Капитаны команд выбирают номер шкатулки и получают задания для экспериментального решения. К каждому заданию предложен лоток с соответствующими для этого эксперимента реактивами и оборудованием. Учащиеся практически осуществляют химические реакции, записывают уравнения этих реакций.
Шкатулка № 1. При взаимодействии, каких ионов образуются белые нерастворимые вещества, внешне похожие на молоко? Из реактивов предлагаются растворы: хлорида натрия, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата натрия, хлорид кальция, карбонат натрия.
Шкатулка № 2 . Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа(III). Из реактивов имеются: растворы хлорида бария и гидроксида натрия.
Шкатулка № 3.В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария.
Шкатулка № 4. В четырех пробирках находятся растворы: хлорида аммония, карбоната натрия, силиката натрия, сульфата натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия.
Задание № 7
Расчетная шкатулка.
«Практик»: В этой шкатулке лежит калькулятор, а значит, вам придется решить химические задачи. Капитаны команд выбирают шкатулки с задачами. Если команда не может решить выбранную задачу, то может заменить шкатулку, но при этом теряет половину очков.
Варианты задач:
- Мельчайшая капелька воды имеет 1 . 10-5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке воды?
- В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора.
Расположите вышеназванные химические элементы в порядке возрастания числа их атомов, содержащихся в организме человека.
- Содержание угарного газа в смеси оксидов углерода составляет 33,3 объемных %. Сколько электронов находится в 16,8 л (н.у.) этой смеси?
- Вычислите какую часть лимона необходимо съедать, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона 100 г, содержание витамина С в лимоне составляет 0,5 %. Суточная потребность взрослого человека в витамине С - 100мг.
- Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт.) Что произойдет, если Петя не откроет форточку?
- Какой объем (н.у.) углекислого газа попадет в вытяжной шкаф, если при прокаливании 20 г малахита Никита наденет противопыльную маску? Примесей в малахите содержится 5%.
- Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10%.Справятся ли с поставленной задачей кружковцы?
- Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН 10%. Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?
Подведение итогов.
Задание № 8
Подарки для друзей
Конкурс для болельщиков, в результате правильного ответа команда получает по одному очку.
Ассистент раздает вопросы из выбранных по цвету шкатулок.
Возможные варианты вопросов:
- Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (философский).
- Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
- Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (много соли).
- Что называют «черным золотом»? (нефть).
- Какой галоген добывают из морских водорослей? (йод).
- Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»? ( тантал- «танталовы муки»).
- Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (лакмусовую, кислотой).
- Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
- Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (золото)
- Какие химические элементы состоят из различных рек? (индий, полоний, нильсборий).
- В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром).
- Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (цирконий).
- Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (титан).
- Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (молибден).
- От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (серебро).
- Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)
- Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, иттрий).
Задание № 9
Шкатулка с интересом.
«Теоретик»: Последний конкурс - тайна «черных шкатулок». Команды должны определить вещества в черных шкатулках по подсказкам.
- Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае - корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция? Из чего изготавливается сейчас
(Ответ: В черной шкатулке - жевательная резинка, каучук).
- Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные.
Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.
(Ответ: В черной шкатулке вещество - поваренная соль, или хлорид натрия).
Подведение итогов,
определение победителей и номинантов.
По сумме баллов определяется команда - победитель, а также победители в личном зачете: лучший теоретик (номинация «Золотой элемент»), лучший практик (номинация «Серебряная пробирка»), самый активный участник (номинация «Платиновый катализатор»), самый активный болельщик.
Используемая литература
- Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2003
- Мастер-класс учителя химии. Методическое пособие. - М.: Планета, 2010
- Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами. - М.: АСТ: Астрель, 2007
- Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002
- Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978
- Химия. VIII, X, XI: Нестандартные уроки/Авт.-сост. Л.М. Брейгер.- Волгоград: Учитель, 2004
- Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий/авт.-сост. Л.Г.Волынова и др. - Волгоград: Учитель, 2005
- Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в процессе изучения темы: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»: Учебное пособие. - Изд-во Саратовского педагогического института, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности
Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...
Внеклассное мероприятие "Химическая шкатулка"
Внеклассное мероприятие по химии...
Презентация к внеклассному мероприятию "Химическая шкатулка"
Презентация с заданиями...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ ДЛЯ 9 КЛАССА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ХИМИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»
Ураскина М.В., учитель химии,МБОУ СОШ № 78 п. Гигант, Сальский район, Ростовская область.Цели:Образовательные: Способствовать развитию интереса учащихся к химии и активизации их познавательной деятель...