Внеклассное мероприятие "Химическая шкатулка"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Мезенцева  Анна  Андреевна

Внеклассное мероприятие по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskaya_shkatulka.docx439.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Забайкальский техникум транспорта и технологий»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ХИМИИ

«ХИМИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»C:\Users\User\Desktop\уроки для конкурсов\загруженное.jpg

2016г.

Цель: достижение результатов:52

Личностных:

Л1 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

метапредметных:

М1 использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

предметных:

П1 сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

П2 владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой.

Задачи:

Образовательные: расширить  и углубить  знания по органической и неорганической химии  в игровой форме.

Развивающие: развивать память, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение анализировать, действовать в незнакомой ситуации.

Воспитательные: повышать  мотивацию к дальнейшему изучению химии,    развивать командный дух, формировать  потребность  в самообразовании и самовоспитании, выявлять  одаренных в естественнонаучной сфере студентов.

Примечание. В игре участвуют 2 команды студентов (группа 2-92): «Алхимики» и «Эрудиты». Численность команды не должна превышать 8 человек.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент
  2. Представление команд и жюри,  ознакомление с правилами игры

В начале мероприятия проводится блиц-опрос, за каждый правильный ответ команды зарабатывают по одному баллу, второй тур начинает первой команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  1. Разминка

Разминка - «Блиц - вопрос из шкатулки»

1.Рыжие лесные муравьи обладают феромоном тревоги – кислотой, которая одновременно служит оружием. Она разлагается при нагревании, дает реакцию «серебряного зеркала». (Муравьиная кислота)

2. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении. (адреналин)

3. Какое взрывчатое вещество держат под языком? (нитроглицерин)

4.  Однажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподнялся с места и поклонился перед каким-то прохожим. Удивленный седок спросил: "Кто это?" - "О! - ответил извозчик. - Это известный чемоданных дел мастер" О каком химике идет речь? (Менделеев)

5. В чистом виде этот непредельный УВ обладает одним удивительным свойством – ускоряет созревания плодов и фруктов после их сбора.  Это дает возможность транспортировать овощи чуть недозрелыми в самые дальние области страны, затем быстро доводить их до созревания на месте. (Этилен)

6. На острове Гаити Х.Колумб в 1493 году увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Мяч, ударяясь о землю, высоко подскакивал в воздух. Из чего он был изготовлен? (Каучук)

7. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений)

8. Для пропитки шпал на железной дороге используют вещество, получаемое из каменного угля? (креозот)

8. Это самый “живой” и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде, обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: кальций)

9. С этим металлом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бруски этого металла. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого металла носит одно из государств в Южной Америке. Его соединения применяются в фотографии и для получения зеркальных поверхностей. Что это за металл? (Серебро).

10. Георгиевский зал – один из великолепнейших и грандиозных залов Большого Кремлевского дворца в Москве имеет 18 витых колонн,  которые обрамлены прекрасными орнаментами, статуями побед с венками из лавра и памятными датами работы скульптора И. П. Витали. Назовите металл,  из которого отлиты эти колонны.

Кроме всего прочего его по праву считается элементом красоты. В Древнем Китае (около 1500 г до н. э.) женщины втирали в кожу лица жемчуг, который очень богат этим микроэлементом. Такая косметическая процедура придавала коже здоровый вид и неповторимый блеск. (Цинк)

11. Это бесцветное кристаллическое вещество, розовеющее на воздухе с характерным запахом, растворимое в горячей воде, ядовитое. Его исторически сложившееся название– карболовая кислота, однако его кислотные свойства выражены слабее, чем у угольной кислоты. Назовите его. (Фенол)

12. В одной из старинных рукописей есть упоминание о том, как арабский алхимик, попробовав на вкус бесцветную жидкость, полученную им при нагревании сухой древесины в реторте, мгновенно ослеп. Какое вещество попробовал алхимик? (метанол).

  1. Игра

1 раунд «Старые фотографии из шкатулки»

В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы должны знать их в лицо и помнить  их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!

На экране появляется фото и описание:

  1. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (Д.И. Менделеев).
  2. Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (А. Авогадро)
  3. Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ. (А.М. Бутлеров)
  4. Узнав, что отец хочет женить его, решил бежать в Москву. В декабре 1730 года он тайно ночью покинул дом и отправился вместе с караваном с рыбой в Москву. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года он прибыл в Москву. С собой он взял только одежду и две книжки — «Грамматику» и «Арифметику». А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)
  5. Советский химик,  который разработал  признанный лучшим метод получения натрий-бутадиенового каучука, а затем (1928—31) исследовал свойства натрий-бутадиенового каучука, нашёл для него активные наполнители, предложил основную рецептуру резиновых изделий из синтетического каучука (Сергей Васильевич Лебедев).
  6. Открыл щавелевую кислоту, а также впервые синтезировал органическое вещество из неорганического — мочевину из цианата аммония (Фридрих Вёллер).

2 раунд «Экспериментальная шкатулка»

C:\Users\User\Desktop\уроки для конкурсов\images (3).jpg

Задаётся вопрос и демонстрируется опыт:

 1. Этот опыт получил название природного геологического образования.

 На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2Cr2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла» Cr2O3.  Ответ: вулкан.

2. Этот химический опыт опровергает русскую поговорку……

В один стаканчик наливаем на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты, стаканчики поднести друг к другу, пойдет “белый дым”. Ответ: дым без огня, поговорка «Дыма без огня не бывает».

3 раунд «Шкатулка снов и легенд»

Поочерёдно командам зачитывается  легенда, нужно угадать о каком веществе идёт речь?

1. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?  (получилось мыло)

2. Август Кекуле задремал у камина. В это время ему приснился странный сон, который не дал ему провести остаток ночи спокойно.  «Я сидел и писал учебник, но работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул мой стул к огню и задремал. Я мог теперь различить длинные ряды, извивающиеся подобно змеям. Но смотрите, одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Так была открыта циклическая структура молекулы?  (Бензола)

3. Существует легенда о том, что в  1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые  медали  лауреатов Нобелевской премии – немецких физиков антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ. Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг, он растворил их. В каком веществе он смог это сделать?

(Н. Бор растворил медали в «царской» водке» и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны  в свою лабораторию, Бор, прежде всего, нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали).

4 раунд  «Шкатулка с интересом»

В шкатулке тайна.  Команды должны определить вещества в  шкатулке  по подсказкам.

  1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При  Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае - корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африки - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция? Из чего изготавливается сейчас? (Ответ: в  черной шкатулке - жевательная резинка, каучук).
  2. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные.  «На пирах у Киевского князя ее ставили в золотой посуде на стол, где сидели князь и его приближенные». Что это?

 (Ответ: в  черной шкатулке  вещество - поваренная соль, или хлорид натрия).

5  раунд «Письма из шкатулки»

Письма, «полученные» от великих химиков и писателей, в которых они описывают свои изобретения или описывают физические или химические явления, зачитываются командам:

  1. Николай Дмитриевич Зелинский: «Мое изобретение основано на свойстве активированного угля поглощать вредные газы. Простота и надёжность его оказались столь поразительными, что уже к концу 1916 года все воюющие в Первой мировой войне страны взяли его на вооружение. Что это за изобретение?» Ответ:  противогаз.
  2. Альфред Нобель – шведский химик и инженер: «В 1868 году я получил патент на свое изобретение. Рекламируя его, я проводил публичные демонстрации нового взрывчатого вещества и читал лекции о том, как оно работает. О каком изобретении идет речь?» (Динамит)
  3. Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель:

«Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства». Какой процесс описан в отрывке из моей повести «Золотая роза»? Как оно используется в технике?» (Кристаллизация)

  1. Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый-энциклопедист: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Какой закон сформулирован мной в отрывке из письма к русскому академику Л.Эйлеру?»  (Закон сохранения массы веществ).
  2. Александр Евгеньевич Ферсман – академик, геохимик:

«… при исчезновении этого металла … камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 граммов этого металла, человек бы умер». О каком металле я писал?» (Железо)

  1. Ханс Кристиан Эрстед – датский ученый:

«Впервые этот металл был получен мной в 1825 г. с помощью электрического тока.  Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и уникальную – из этого металла. О каком металле идет речь?» (Алюминий)

  1. Подведение итогов игры

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).

Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...

внеклассное мероприятие "Музыкальная шкатулка"

внекласное мероприятие по музыке для 5-6 классов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Математическая шкатулка"

Игра "Математическая шкатулка" способствует развитию познавательного интереса обучающихся к изучению математики, расширению кругозора, воспитывает умение коллективной работы....

Внеклассное мероприятие. "Семейная шкатулка"

Мероприятие проводится совместно с родителями и учащимися. Каждая семья делится своими традициями и реликвиями.Семейный вечер в 10 классе «Семейная шкатулка».Цели и задачи вечера:-повышени...

Внеклассное мероприятие по геометрии для учеников 9 класса "Шкатулка Евклида"

Внекласное мероприятие по математике позволяет в непринужденной игровой форме организовать повторение геометрического материала. В ходе мероприятия ученики не только решают задания, но и знакомятся с ...

Внеклассное мероприятие для 8 класса "Математическая шкатулка"

Методическая разработка мероприятия для предметной недели...