Разработки учебных занятий по естествознанию для 5 класса
план-конспект занятия по естествознанию (5 класс) по теме
Предлагаю разработки учебных занятий по курсу "Естествознание" 5 класс и презентации к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_tsvetakh_.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Естествознание. 5 класс
Тема: Цветы - волшебный дар природы
Цели и задачи: - способствовать развитию наблюдательности, интереса к окружающему миру, эстетических чувств школьников; расширять кругозор обучающихся; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: магнитофон с музыкальными записями: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, песня «Ландыши» (муз.О.Фельцмана, слова О.Фадеева), песня «Подснежник» (муз,Д.Тархова, сл. И.Бунина), романс А.Малинина «Розы алые».
Урок сопровождается демонстрацией презентации, подготовленной в Power Point.;
Наглядность: 1) репродукции картин П.П.Кончаловского «Сирень», Е.И.Шварца «Букет цветов» и др.; 2) рисунки с изображёнными на них цветами
Цветы как люди, на
Добро щедры,
И, щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца
Отогревая,
Как маленькие тёплые
Костры.
К. Жане
Ход занятия.
Вступление.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о цветах, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной.
О цветах сложено много сказок, мифов, легенд; о них написаны замечательные стихотворения, песни, романсы, художники изображают цветы на своих полотнах. Но многие цветы не только прекрасны – они ещё и полезны. Это настоящая аптека природы, которая помогает человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и преодолеть недуги. Великий французский философ Жан Жак Руссо говорил однажды своим друзьям: «Если вы увидите, что я очень болен и нет никакой надежды на моё выздоровление, отнесите меня на цветущий луг, и вы заметите, что мне опять станет хорошо».
Обратите внимание на слова, записанные на плакатах: (учитель прочитывает высказывания, комментируя их).
Ребята, сегодня мы с вами будем вести разговор не о всех цветах, ведь их на планете огромное разнообразие, а только о тех, которые часто можем встретить в природе родного края.
ЛАНДЫШ
- Отгадайте загадку. О каком цветке пойдёт речь?
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли – не слышно. (Ландыш)
- Легенды о ландыше.
На Руси существовала легенда о ландыше, связанная с именами Садко, Любавы, Волхвы. Ландыш, по легенде, появился из слёз царевны Волхвы, пролитых ею, когда она узнала, что молодой купец Садко разлюбил её. Однажды морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях. Но Садко уже отдал своё сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. Там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши. Стал ландыш символом чистоты, любви и печали.
Легенды других народов рассказывают, что ландыш появился из порванных бус Белоснежки и что цветы ландыша – это фонарики гномов.
- Праздник ландышей.
Ландыши любят всюду, где они растут. Весь Париж буквально живёт ими в первые дни мая, которые по традиции так и называются «днями ландышей». В деревнях Франции сохраняется старый обычай праздновать ежегодно в первое воскресенье мая «День ландышей». Ещё накануне, в субботу, толпы людей отправляются в лес. К вечеру все возвращаются с богатой добычей, которой украшают свои дома. Во время праздника в честь ландышей все веселятся, участвуют в разных играх, танцах, готовят вкусные угощения.
4. Стихотворения о ландыше.
А.Фет
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд.
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
С.П.Красиков
Распустились почки, лес зашевелился.
Яркими лучами весь озолотился:
На его окрайне, из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый…
- О лекарственных свойствах ландыша.
Ландышем с древнейших времён интересовались врачеватели. В разных странах из этого растения готовились различные снадобья. Он был когда-то давно эмблемой доктора медицины. В 1881году профессор Боткин применил в своей больнице настойку из ландыша в качестве сердечного средства. Ландышевые капли помогают при многих болезнях. В старых лечебниках писалось: «Дороже есть злата драгого и пристоит ко всем недугам». Большое значение имеет ландыш и в косметологии: с запахом ландыша производят мыло, духи, одеколон, кремы. Словом, немало пользы извлекает человек от этого скромного лесного жителя.
- Песня о ландыше.
ПОДСНЕЖНИК
А сейчас мы с вами узнаем нечто интересное о другом удивительном и всем нам знакомом цветке. О каком? Отгадайте музыкальную загадку.
- Звучит куплет из песни о подснежнике
- Рассказ о подснежнике.
На земном шаре существует всего 17 видов подснежников. Коротка, но прекрасна жизнь первых весенних цветов. Стоит только пригреть солнышку, появиться первым листочкам на деревьях, а у их ног уже разбросаны ковры ярких цветов. Издавна подснежник считался эмблемой надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания из рая Адама и Евы было холодно, шёл снег. Ева замёрзла. В утешение ей несколько снежных хлопьев были превращены в цветы подснежника – вестника весны. Увидев эти цветы, Ева обрадовалась и повеселела, у неё появилась надежда. И с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
- Стихотворения о подснежнике.
М.Карбышев
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
«Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
РОЗА
А вот этот цветок издавна считался символом любви. Справедливо называют этот цветок царицей всех цветов. Огромное количество мифов, легенд, преданий, поэтических произведений посвящено этому цветку.
1.Стихотворение о розе.
И.Мятлев
Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой.
Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветков заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
2.Звучит куплет из песни о розе.
3.Легенда о розе.
Розу, по праву, считают королевой цветов. Для всех людей она является символом добра, тёплой дружбы и симпатии. Изумив своей красотой древних, она осталась всеобщей любимицей и по сей день. Богиня любви и красоты Афродита появилась из белоснежной морской пены, и из капель пены, покрывавшей тело богини, выросли прекрасные белые цветы. Но капельки крови Афродиты, когда она укололась о шипы, окрасили цветок в алый цвет. А происхождение шипов на розе древние греки объясняли так: бог любви Эрот вдыхал чудесный аромат розы, и в этот момент его ужалила пчела. Разгневанный бог запустил в розовый куст стрелу, которая превратилась в шип.
4. Сегодня на земном шаре насчитывается около 30 тысяч разных видов роз.
Однако цветок этот представляет собой создание рук человека. Люди своим трудом и талантом создали множество замечательных сортов, но у розы есть её далёкий прародитель – шиповник. Издавна шиповник славится как естественная кладовая витаминов. Нет более в природе растения, богатого витамином С, чем плоды шиповника. Они к тому же пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. Из лепестков готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков и других напитков.
Разгадывание ребусов о цветах
Ответы на ребусы про цветы:
Хризантема Гладиолус
Ландыш Мимоза
Подсолнух Роза
Ромашка Георгин
Тюльпан Василек
Викторина «Цветы»
1.Какое растение расцветает, согласно легенде, только один раз в году, в полночь на Ивана Купалу? (папоротник)
2.О каком цветке эта загадка: «На лугу у той дорожки, что ведёт к нам прямо в дом, рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком»? (ромашка)
3.Какой цветок является своеобразным символом Японии? (хризантема)
4. Какой цветок явился причиной увлекательных событий в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежник)
5. О каком цветке идёт речь в этом стихотворении:
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки. (одуванчик)
6. Вспомнить женские имёна, соответствующие названиям цветов. (Лилия, Роза, Маргаритка)
7. Название какого цветка в переводе на русский язык означает «звезда»? (астра)
8. Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (тюльпан)
9. Вспомните такие названия цветов, которые состоят из двух и более слов. (Иван-да-Марья, мать-и-мачеха, Анютины глазки, сон трава, гусиный лук)
10. О каком цветке загадка: «Синий глазок глянет разок – да и спрячется за колосок».(василек)
Музыкальный фон: звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Чайковского
ПЕРВОЦВЕТЫ
Мир цветов такой хрупкий и нежный, что его легко разрушить и погубить. Очень многие растения исчезли и продолжают исчезать с лица нашей планеты в результате жестокого, неразумного поведения человека. Многие цветковые растения включены в Красную книгу и находятся под защитой государства.
Слайды о первоцветах
Создание плаката о бережном отношении к цветам
Стихотворение о цветах (читает наизусть заранее подготовленный ученик):
Цветы всю жизнь не оставляют нас,
Красивые наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы душу и цветы должны беречь
От хищных рук, от зла, от прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты,
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы,
Посредники живого пониманья.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков к учебнику "Естествознание" 10 класс
Разработки уроков к учебнику «Естествознание» 10 класс, под редакцией Алексашиной И.Ю., 2007 год....
Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности
Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Разработка учебного занятия по английскому языку во 2 классе: "Я живу... Счёт от 1 до 10. Буква Dd".
2 классЗанятие № 6(УМК М.З. Биболетовой Enjoy English; ФГОС)Тип занятия: занятие комбинированного типа.Методы обучения: словесный, наглядный, практический.Формы организации познавательной деятельности...
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Мультимедийная разработка учебного занятия русский язык 9 класс
Мультимедийная разработка учебного занятия 9 кл.Типы сложного предложения с средства связи между его частямиЦель: закрепление и систематизация знаний учащихся о сложных предложениях и сред...