теория электролитической диссоциаци - окислительно-восстановительные реакции
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) по теме
методическая разработка урока- применения знаний и умений в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции" урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе общеобразовательных школ. (учебник ГЕ Рудзитис, ФГ Фельдман) урок проходит в хорошем темпе, учащиеся работают в группах, парах, что позволяет оказывать взаимопомощь, коррекцию знаний у слабоуспевающих учеников, самопроверку, закрепить знания по решению окислительно-восстановительых реакций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okislitelno-vosstanovitelnye_reakutsii.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Применение знаний и умений 9 класс
Тема урока: Решение окислительно-восстановительных реакций
Цели урока:
- Личностные -приобретение опыта разнообразной деятельности познания и самопознания, формирование системы химических знаний, путем различных видов деятельности- работа в парах, группах, индивидуально, обработка информации.
- Метапредметные – сотрудничество с одноклассниками, умение анализировать, делать выводы, сопоставлять с ранее изученным материалом, использовать знания, полученные на других предметах (биология, физика)
- Предметные –умение объяснять химические процессы, сопоставлять с окружающей действительностью , умение выполнять задания разной степени сложности;
Задачи:
Обучающие –а)систематизировать и обобщить имеющиеся знания об окислительно-восстановительных процессах;
б) применять эти знания при определении восстановителя, окислителя, степени окисления и решении окислительно-восстановительных реакций
в)закрепить умения составления и решения окислительно-восстановительных реакций.
Развивающие: умение выделять главное, сравнивать, работать по заданному плану, корректировать свои знания, сопоставлять, делать выводы, находить ошибки, исправлять их, объяснять.
Воспитывающие: коммуникативность, объективность своих знаний, самооценка.
Этапы урока | Основные дидактические задачи этапа | Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков | Примерное время |
I Организационный | Проверяет готовность уч-ся к уроку | *Подготовка рабочего учебного материала *Отметить отсутствующих *Педагогическое наблюдение по переходу к следующему этапу урока | 1,5-2 мин |
II Подготовка к работе на основном этапе | Мотивация к самостоятельной познавательной деятельности | *Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения обобщающего задания *Мотивировать к учебному действию «надо-могу-хочу» по типу: «вопрос-ответ» | 4-5мин |
III Применение знаний и умений | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в выполняемом действии | Организовать самостоятельное выполнение учебного действия в группах, парах и индивидуально для выполнения типовых заданий: а)включение в систему знаний и повторения -в группах (самопроверка и взаимопроверка) б) самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой; в) индивидуальное включение в систему знаний и повторений – решение уравнений (самопроверка) г) реализация построения задания в соответствии с планом | 30мин |
IV Подведение итогов | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | 5-7мин |
V Домашнее задание | - « - | Запись домашнего задания | 2 мин |
Содержание приемов и заданий, обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения:
- Оформление рабочей тетради – дата, название темы (записана на доске),уточнение по затруднениям при выполнении домашнего задания, объяснение темы урока, краткий план проведения урока.
II.
- Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
- Вспомните, где мы с вами впервые познакомились с таким типом химической реакции?
- Какие вещества выполняют роль окислителя? Приведите примеры
- Какие вещества выполняют роль восстановителя? Приведите примеры
- Что называем степенью окисления?
- Все ли элементы в соединениях изменяют свои степени окисления в окислительно-восстановительных реакциях?
- (на интерактивной доске - задание классу)
«Внимание на доску - вставьте необходимые по смыслу ключевые слова, запишите определения в тетради»-
а) Окисление – процесс ____________электронов, восстановление – процесс ________электронов;
б) Окислитель – вещество принимающее __________, то есть он содержит атомы элемента, который ______свою степень окисления при протекании реакции;
в) Восстановитель – это вещество отдающее ________, то есть он содержит атомы элемента, который _________ свою степень окисления.
(ученик вписывает пропущенные слова в определения – исправляем, корректируем, если нужно)
III.а) Работа в группах: (для задания 1 и 2) (белая карточка)
Задание 1 оценка 1 балл
Выберите в каждой тройке элементов и отметьте значком «+» а) элементы, легче всех отдающие электроны и
б) элементы, активнее всех принимающие электроны
№ пп | Название элемента | Элементы, легче всех отдающие электроны | Элементы, активнее всех принимающие электроны |
1 | водород | ||
литий | |||
азот | |||
2 | бериллий | ||
бор | |||
кислород | |||
3 | фтор | ||
натрий | |||
цинк | |||
4 | магний | ||
фосфор | |||
хлор | |||
5 | алюминий | ||
сера | |||
калий | |||
6 | кремний | ||
кальций | |||
бром | |||
7 | хром | ||
рубидий | |||
иод | |||
8 | железо | ||
стронций | |||
углерод |
Комментарии:
Задание проверяет учитель по трафарету, от каждой группы ученик приносит таблицу, если в группе задание выполнено правильно, каждый уч-ся получает по 1 баллу, если есть ошибки – работа возвращается на доработку ( потеря времени)
Задание 2
( желтая карточка) оценка 1балл
Правильно ли указаны окислители и восстановители для каждой пары реагентов; проставьте «ДА», «НЕТ»
реагенты | ответ |
Натрий - окислитель Сера – восстановитель | |
Водород – окислитель Кислород - восстановитель | |
Хлор – окислитель Железо - восстановитель | |
Иод – окислитель Натрий – восстановитель | |
Кислород – окислитель Алюминий – восстановитель | |
Водород – окислитель Фтор – восстановитель | |
Кислород – окислитель Литий - восстановитель | |
Бром – окислитель Калий - восстановитель |
Комментарии:
Проверка задания учителем по трафарету, также как в 1 задании
Работа в парах + взаимопроверка (для задания 3 и 4 ) оценка 1 балл
Задание 3 (голубая карточка)
Определите степени окисления у марганца и хрома в следующих соединениях:
Химическая формула | Степень окисления Mn+; Cr + |
Mn(OH)2 | |
K2Cr2O7 | |
KMnO4 | |
Cr(OH)2 | |
K2Cr2O4 | |
MnO(OH) | |
K2MnO4 | |
Cr(OH)3 |
Комментарии для задания 3 и 4:
Учащиеся, как правило, поровну распределяют задание (для быстроты выполнения) и перед тем как сдать учителю на проверку осуществляют взаимопроверку, при наличии ошибок, работу переделывают- развивается взаимопонимание, коммуникативность, ответственность.
На доске – план решения окислительно-восстановительных реакций -работа по образцу (типовые задания)
комментарии: оценка «5» ставится, если ученик набирает 9-10 баллов
«4» - 6-8 баллов
«3» - 3-5 баллов
Задание 4-1 (зеленая карточка) оценка 3 балла
Выберите из предложенных уравнений только окислительно-восстановительные реакции и решите их, используя электронный баланс:
- H2 + Cl2= 3) HCl + KOH=
- Na2O +H2O = 4) CuSO4 + Fe =
(на класс предлагается 4 варианта)
Ученик самостоятельно рассчитывает свои возможности, знания и время при выполнении 5 задания, поэтому сильные учащиеся легко за урок выполняют всю работу, среднеуспевающие- как правило частично,но приступают к 5 заданию, слабоуспевающие – останавливаются на 4 задании, т к заключительной частью урока является обоснование своей деятельности и оформлении вывода.
Задание 5 .1 (индивидуальное -8вариантов - разноуровневые)
(красная карточка) оценка 4 балла
P + HNO3(k) =H3PO4 +NO2 + H2O
Задание 5.2
NaCl+KMnO4 +H2SO4 = Na2SO4 + K2SO4 +MnSO4 +Cl2
т.д.
_______________________________________________________________________________________________
IV
Вывод:
Изучив тему
Узнали: | Поняли: | Научились: |
_______________________________________________________________________________________________
Учащиеся сдают рабочие тетради: а) проверяю задание №5 – кто выполнил, заключительную таблицу, суммирую баллы, выставляю отметки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
Контрольная работа в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"
К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».
Задания составлены в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна)....
Соли в свете теории электролитической диссоциации
Цель урока: систематизировать знания учащихся по классу солей. Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;продолжить формирование навык...
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
Контрольная работа по теме: «Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена»
Контрольная работа по теме"ТЭД и реакции ионного обмена" для 9-го класса...