теория электролитической диссоциаци - окислительно-восстановительные реакции
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) по теме

Коваленко Вера Ивановна

методическая разработка урока- применения знаний и умений в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"  урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС  по программе общеобразовательных школ. (учебник ГЕ Рудзитис, ФГ Фельдман) урок проходит в хорошем темпе, учащиеся работают в группах, парах, что позволяет оказывать взаимопомощь, коррекцию знаний у слабоуспевающих учеников, самопроверку, закрепить знания по решению окислительно-восстановительых реакций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelno-vosstanovitelnye_reakutsii.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

 Тип  урока:                               Применение знаний и умений                                                                    9 класс

Тема урока:               Решение окислительно-восстановительных реакций

Цели урока:

  1.  Личностные -приобретение опыта разнообразной деятельности познания и самопознания, формирование системы химических знаний, путем различных видов деятельности- работа в парах, группах, индивидуально, обработка  информации.
  2. Метапредметные – сотрудничество  с одноклассниками, умение анализировать, делать выводы, сопоставлять с ранее изученным материалом, использовать знания,  полученные на других предметах (биология, физика)
  3. Предметные –умение объяснять химические  процессы, сопоставлять с окружающей действительностью , умение выполнять задания разной степени сложности;

Задачи:

Обучающие –а)систематизировать и обобщить имеющиеся знания об  окислительно-восстановительных процессах;

б) применять эти знания при определении восстановителя, окислителя, степени окисления и решении окислительно-восстановительных реакций

в)закрепить умения составления и решения окислительно-восстановительных реакций.

Развивающие: умение выделять главное, сравнивать, работать по заданному плану, корректировать свои знания, сопоставлять, делать выводы,  находить ошибки, исправлять их, объяснять.

Воспитывающие: коммуникативность,  объективность своих знаний, самооценка.

Этапы урока

Основные дидактические задачи  этапа

Приёмы и виды заданий для  активизации УУД различных блоков

Примерное время

I

Организационный

Проверяет готовность уч-ся к уроку

*Подготовка рабочего учебного материала

*Отметить отсутствующих

*Педагогическое наблюдение  по переходу к следующему этапу  урока

  1,5-2 мин

II

Подготовка к работе на основном этапе

Мотивация к самостоятельной познавательной деятельности

*Организовать  актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения обобщающего задания

*Мотивировать к  учебному действию «надо-могу-хочу»   по типу: «вопрос-ответ»

     4-5мин

III

Применение знаний и умений

Актуализация  знаний и фиксация индивидуального затруднения в  выполняемом действии

Организовать самостоятельное выполнение  учебного действия   в группах, парах и индивидуально для выполнения  типовых заданий:

а)включение в систему знаний и повторения -в группах (самопроверка и взаимопроверка)

б)  самостоятельная  работа  в парах  с взаимопроверкой;

в) индивидуальное включение  в систему знаний и повторений – решение уравнений (самопроверка)

г) реализация построения задания в соответствии с планом

      30мин

IV

Подведение итогов

Рефлексия  учебной деятельности на  уроке

Организовать  оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

     5-7мин

V

Домашнее задание

                          - « -

      Запись  домашнего задания

      2 мин

                                           

Содержание приемов и заданий, обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения:

  1. Оформление рабочей тетради – дата,  название темы (записана на доске),уточнение по затруднениям при выполнении домашнего задания,  объяснение темы урока, краткий план проведения урока.

II.

  1. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
  2. Вспомните,  где мы с вами впервые познакомились с таким типом химической  реакции?
  3. Какие вещества выполняют роль окислителя? Приведите примеры
  4. Какие  вещества выполняют роль восстановителя? Приведите примеры
  5. Что  называем степенью окисления?
  6. Все ли элементы в соединениях изменяют свои  степени окисления в окислительно-восстановительных реакциях?
  7. (на интерактивной доске - задание классу)

«Внимание на доску  - вставьте необходимые по смыслу ключевые слова, запишите определения в тетради»-

а) Окисление – процесс ____________электронов,  восстановление – процесс ________электронов;

 б) Окислитель – вещество принимающее __________, то есть он содержит атомы  элемента, который ______свою  степень окисления при протекании реакции;

в) Восстановитель – это вещество отдающее ________, то есть он содержит атомы элемента, который _________ свою степень окисления.

                  (ученик  вписывает пропущенные слова в определения – исправляем, корректируем, если нужно)

III.а) Работа в группах:       (для задания 1 и 2)                                          (белая карточка)

                                                                        Задание 1                                                                           оценка 1 балл

Выберите в каждой тройке элементов и отметьте значком «+»  а) элементы, легче всех отдающие электроны и

б) элементы, активнее всех принимающие электроны

№ пп

Название элемента

Элементы, легче всех отдающие электроны

Элементы, активнее всех принимающие электроны

1

водород

литий

азот

2

бериллий

бор

кислород

3

фтор

натрий

цинк

4

магний

фосфор

хлор

5

алюминий

сера

калий

6

кремний

кальций

бром

7

хром

рубидий

иод

8

железо

стронций

углерод

Комментарии:

Задание проверяет учитель по трафарету, от каждой группы  ученик  приносит таблицу, если в группе задание выполнено правильно, каждый уч-ся  получает по 1 баллу, если  есть ошибки – работа возвращается  на доработку ( потеря времени)

                                                                          Задание 2                  

                         ( желтая карточка)                                                                                   оценка    1балл

Правильно ли указаны  окислители и восстановители для каждой пары реагентов; проставьте «ДА», «НЕТ»

              реагенты

               ответ

Натрий - окислитель

Сера – восстановитель

Водород – окислитель

Кислород - восстановитель

Хлор – окислитель

Железо - восстановитель

Иод – окислитель

Натрий – восстановитель

Кислород – окислитель

Алюминий – восстановитель

Водород – окислитель

Фтор – восстановитель

Кислород – окислитель

Литий - восстановитель

Бром – окислитель

Калий - восстановитель

Комментарии:

Проверка задания  учителем по трафарету, также как в 1 задании

Работа в парах  + взаимопроверка       (для задания 3 и 4 )                                           оценка 1 балл

                                                     Задание 3    (голубая  карточка)

Определите степени окисления у марганца и хрома в следующих соединениях:

Химическая формула

Степень окисления Mn+;  Cr +                           

                Mn(OH)2

                K2Cr2O7

                KMnO4

                Cr(OH)2

                K2Cr2O4

                MnO(OH)

                K2MnO4

                Cr(OH)3

Комментарии для задания 3 и 4:

Учащиеся, как правило, поровну распределяют задание  (для быстроты  выполнения) и перед тем как сдать учителю на проверку осуществляют взаимопроверку, при наличии ошибок, работу переделывают- развивается взаимопонимание, коммуникативность, ответственность.

На доске – план решения окислительно-восстановительных реакций -работа по образцу (типовые задания)

                                   комментарии:  оценка «5» ставится,  если ученик набирает 9-10 баллов

                                                                            «4»                        -                              6-8 баллов

                                                                            «3»                         -                              3-5 баллов

Задание 4-1                             (зеленая карточка)                                                             оценка 3 балла

Выберите из предложенных уравнений только окислительно-восстановительные реакции и решите их, используя электронный баланс:

  1. H2 + Cl2=                                                 3)  HCl + KOH=
  2. Na2O +H2O =                                           4) CuSO4 + Fe =

        (на класс предлагается 4 варианта)

Ученик самостоятельно  рассчитывает свои возможности, знания  и время при выполнении 5 задания, поэтому сильные учащиеся легко за урок выполняют всю работу, среднеуспевающие- как правило  частично,но приступают к 5 заданию, слабоуспевающие – останавливаются на 4 задании, т к заключительной частью урока является обоснование своей деятельности и оформлении вывода.

       

  Задание 5 .1    (индивидуальное -8вариантов  - разноуровневые)        

                                                                                    (красная карточка)                         оценка 4 балла

                  P + HNO3(k) =H3PO4 +NO2 + H2O

           Задание 5.2

 

   NaCl+KMnO4 +H2SO4 = Na2SO4 + K2SO4 +MnSO4 +Cl2

          т.д.

_______________________________________________________________________________________________

       

IV

Вывод:

Изучив  тему

        Узнали:

               Поняли:

                Научились:

_______________________________________________________________________________________________

Учащиеся сдают  рабочие тетради: а) проверяю  задание №5 – кто выполнил,  заключительную таблицу, суммирую баллы, выставляю отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"

К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....

Тестовые задания по теме « Основные положения теории электролитической диссоциации».

Задания составлены в  соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА по химии. Работа состоит из ...

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Соли в свете теории электролитической диссоциации

Цель урока: систематизировать знания учащихся по классу солей. Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации;продолжить формирование навык...

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Контрольная работа по теме: «Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена»

Контрольная работа по теме"ТЭД и реакции ионного обмена" для 9-го класса...