интегрированный урок по истории и технологии на тему:" Быт и нравы Российского дворянства в XIX века" 8 класс
проект по естествознанию (7 класс) по теме

 Быт и нравы Российского дворянства в XIX века

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Интегрированный урок по истории и

                  технологии на тему:

           «Быт и нравы российского дворянства

                         в XIX веке»

                            8 класс

                             2 часа

                                                   

                                                   Преподаватели: Томилина Е.А.

                                                                                                        Медянцева В. Г.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с бытом и нравами поместного и

                            столичного российского дворянства, с истоками дендизма,

                            с модой, манерами, деталями одежды, расширить знания о

                            дворянской культуре.

                        2. Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию

                            учащихся.

                        3. Способствовать развитию компетентностей учащихся:

                            критическому отношению к различным видам информации,

                            извлечению из прошлого опыта нового знания, способности

                            устанавливать связи между знаниями, навыками и  

                            ситуацией, преобразованию одного вида информации в

                            другой.

Оборудование: Презентация на тему: «Дворянский костюм»,

                            Портреты русских живописцев, запечатлевших различные

                             лица дворянского сословия, видеофрагменты из фильмов

                             по роману Л. Толстого «Война и мир», драме М.

                             Лермонтова «Маскарад».                                                                                                                                      

                                                 Ход урока:

                                                 План.

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.

                                       

                Изучение нового материала.

Тема урока: «Быт и нравы российского дворянства».

                                      План.

  1. Быт и нравы поместного дворянства.
  2. Светская жизнь столичного дворянства.
  3. Дендизм.

Вопрос №1.

Задание 1.

Прочитайте описания деревенских усадеб в романе И. Тургенева «Дворянское гнездо» - Покровского и Васильевского. Отметьте детали, которые создают образ «идиллического рая». Сравните тургеневский образ «идиллического рая» с тем, какой создает Пушкин в «Послании Юдину»:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово; оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

На холме домик мой; с балкона

Могу сойти в веселый сад,

Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд…

И глухо тополи шумят.

В.к.: Определите, какие чувства Лаврецкого и лирического героя Пушкина подчеркивают выделенные вами детали образа.

Задание 2.

Прочитайте описание Васильевского в романе Тургенева «Дворянское гнездо»

  1. Отметьте детали описания усадьбы, которые передают элегическое настроение Лаврецкого. Отчего герой испытывает такие чувства?
  2. Отметьте те детали описания усадьбы, которые в элегический тон вносят светлое жизнеутверждающее настроение. Чем оно вызвано?

Задание 3.

Выделите в описании Васильевского (роман И. Тургенева «Дворянское гнездо») и в отрывках из произведений А. Пушкина и Е. Баратынского общие образы-эмблемы, характеризующие цельность мира усадьбы. Определив значение каждого образа-эмблемы, обобщите, какую роль эти образы-эмблемы играли в общекультурной традиции России.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

 Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам…

(А. Пушкин «Евгений Онегин»)

Я помню ясный чистый пруд;

Под сению берез ветвистых,

Средь мирных вод его три острова цветут;

Светлея нивами меж рощ своих волнистых,

За ним встает гора, пред ним в кустах шумит

И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,

А там счастливый дом…туда душа летит,

Там не хладел бы я и в старости глубокой!

                              (Е. Баратынский)

В.к.: Как взаимосвязаны пространственный мир усадеб и характер, мировоззрение, уклад жизни Муромских и Берестовых?

Вопрос №2.

Главные развлечения столичного дворянства – балы и маскарады, где разыгрывались драмы страстей, интриги, заключались сделки, устраивались карьеры…

Просмотр видеофрагментов из фильмов «Война и мир», «Маскарад».

Задание 1.

Прочитайте стихотворение Д. Давыдова и определите, какому танцу оно посвящено. Отметьте особенности танца и расскажите о его роли на балу в первой четверти 19-го века, привлекая примеры из прочитанных вами произведений.

Кипит поток в дубраве шумной,

И мчится скачущей волной,

И катит в ярости безумной

Песок и камень вековой.

Но покорен красой невольно,

Колышет ласково поток

Слетевший с берега на волны

Весенний, розовый листок.

Так бурей …….. не сокрыта,

Так от толпы отличена, -

Летит воздушна и стройна

Моя любовь, моя харита,

Виновница тоски моей,

Волненья чувств моих и думы,

И поэтических безумий,

И поэтических страстей!

Задание 2.

Прочтите отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. 5) о мазурке.

  1. Расскажите, какую роль играла мазурка на балу в эпоху Пушкина, почему Кити (героиня романа Л. Толстого «Анна Каренина»), пройдясь с Вронским несколько туров вальса и равнодушно выполнив несколько фигур кадрили («не ожидала большего от кадрили»), «ждала с замиранием сердца мазурки»?
  2. Пушкин в образе мазурки описал несколько стилей танца: провинциальный и столичный, французский и английский. Определите, в какой части отрывка отражены указанные стили и как в описании двух мазурок выразилось изменение нравов общества.
  3. Онегин «легко мазурку танцевал». В каком стиле танцевал Онегин, чем этот стиль обусловлен?

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

В.К.: Какой смысл был заключен в последовательности танцев на балу?

Задание 3. 

Образ бала относится к сквозным, особенно показательным для литературной эпохи Пушкина. Используя примеры из прочитанных вами произведений, раскройте следующие смыслы образа:

  1. бал – «английский сад»; 2) бал – арена.

Задание 4.

Писатель пушкинской эпохи В. Одоевский написал повесть «Бал», в которой есть следующие строчки: «Если сквозь колеблющийся туман всмотреться в толпу, то иногда кажется, что пляшут не люди… В быстром движении с них слетает одежда, волосы, тело… и пляшут скелеты, постукивая друг о друга костями…». Сравните описание бала Одоевского с описанием Е. Баратынского. Какие символические смыслы образа бала скрыты в описаниях? Аргументируйте ответы, используя примеры из прочитанных вами произведений.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих;

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым

Их легкий стан обозначают.

Вокруг пленительных харит

И суетится и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд:

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

В движеньи все. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы: говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Меж тем и в лентах и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков.

(Е. Баратынский. «Бал»)

Задание 5.

Прочитайте отрывки из драмы М. Лермонтова «Маскарад», отметьте характерные элементы маскарада и расскажите, какие нравы общества они отражают.

Но ежели я здесь, нарочно с целью той –

Чтоб видеться и говорить с тобой;

Но если я скажу, что через час ты будешь

Мне клясться, что вовек меня не позабудешь,

Что будешь рад отдать мне жизнь свою,

В тот миг,

Когда я улечу, как призрак, без названья,

Чтоб услыхать из уст моих

Одно лишь слово: до свиданья!..

Весь этот пестрый сброд – весь этот маскерад

Еще в уме моем кружится.

И что же я там делал, не смешно ль!..

Давал любовнику советы,

Догадки поверял, сличал браслеты…

И за других мечтал, как делают поэты…

Вы знаете ли, кто она?

Быть может, гордая графиня иль княжна,

Диана в обществе… Венера в маскераде,

Что будешь рад отдать мне жизнь свою,

И также может быть, что эта же краса

К вам завтра вечером придет на полчаса.

В обоих случаях вы, право, не внакладе.

В.к.: Чем маскарад отличается от бала?

Вопрос №3.

Есть много способов внести свое имя в справочники, в энциклопедии. Но немного найдется среди упоминающихся там людей таких, против имени которых было бы написано – создатель особого стиля жизни.

Звали этого человека Джорж Брайан Браммел. Это он стал первым денди – тем, кто на все накладывает печать утонченной оригинальности, тем, кто создал новый стиль в одежде и манере поведения. На долгих 20 лет он стал некоронованным королем английской аристократии. Не было в Лондоне ни одного раута, ни одного празднества, где бы присутствие великого денди не стало торжеством, его окружали последователи, стремившиеся повторить его стиль жизни. Дендизм – это уверенность человека, который знает жизнь и может быть ее господином, самое тонкое и смелое сочетание дерзости и почтительности, наконец, гениальное умение одеваться, удачно сочетавшееся с находчивостью и остроумием.

Задание 1.

Прочитайте высказывания поэтов о  костюмах 20-х гг. 19-го века и определите, как костюм влиял на тип поведения, образ мысли, мировосприятие того, кто выбирал тот или иной костюм. Сделайте вывод о том, в чем смысл противопоставления костюмов.

Халат.

Прости, халат! Товарищ неги праздной,

Досугов друг, свидетель тайных дум!

… С тобой меня чуждались суеты,

Ласкали сны и нянчили мечты.

… Согрей во мне в холодном принужденье

Остывший жар к благоволеньям муз,

И гений мой, освободясь от уз,

Уснувшее разбудит вдохновенье…

                          (П. Вяземский)

Как я люблю тебя, халат!

Одежда праздности и лени,

Товарищ тайных наслаждений

И поэтических отрад!

                   (Н. Языков)

Вот эвхаристия другая,

Когда и ты, и милый брат,

Перед камином надевая

Демократический халат,

Спасенья чашу наполняли…

                    (А. Пушкин)

Мундир (военный и штатский)

Так, сдернув с плеч гостиную ливрею

И с ней ярмо взыскательной тщеты…

                                  (П. Вяземский)

Пускай служителям Арея

Мила их тесная ливрея…

                        (Н. Языков)

Гвардейцы затяжные,

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк).

                                                        (П. Вяземский)

«На днях я мерился поясом с Евпраксией и тальи наши сошлись одинаковы. Следовательно, из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мущины».

                                                            (из письма А. Пушкина)

Панталоны, фрак, жилет

Какие фраки! Панталоны!

Всему новейшие фасоны!

                        (И. Дмитриев)

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям…

                                      (А. Грибоедов)

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

                                (А. Пушкин)

«Здесь никак нельзя достать черного полосатого бархата, из коего делают жилеты и какой ты мог видеть и у брата, а в Варшаве, сказывают, есть. Пришли мне на один жилет пощеголеватее».

                                                    (из письма И. Тургенева – Вяземскому)

Задание 2.

Прочтите описание поведения молодого человека в светском обществе и определите обусловленность такой манеры поведения: дань моде, политические убеждения, желание выразить свою индивидуальность или другие.

  1. «Мужчины отменно недовольны моею fatuite indolente, которая здесь еще новость. Они бесятся тем более. Что я чрезвычайно учтив и благопристоен, и они никак не понимают, в чем именно состоит мое нахальство – хотя и чувствуют, что я нахал» (из неоконченного «Романа в письмах» А. Пушкина).
  2. Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит…

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам…

           (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

     3.  «Он (Алексей Берестов) первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением черной головы».

                                                 (А. Пушкин «Барышня-крестьянка»)

  1. Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он…

                (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

                  (А. Грибоедов «Горе от ума»)

В.к.: В чем заключаются особенности русского дендизма?

         Можно ли Онегина считать денди?

Закрепление.

Итоговая письменная работа. Составить наставление Онегину «Что необходимо для того, чтобы «быть», а «не казаться»?

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + история родного села) по теме «Повторение. Действия с натуральными числами. Дроби. Проценты». 5 класс.

Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту люб...

Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе)   ...

Интегрированный урок по истории и технологии.

Интегрированный урок по истории и технологии.Тема: "Быт и нравы горожанина в XVII в." (7-й класс)^ Цели урока:Образовательные1) расширение представления учащихся о быте и культуре горожанина в XVII ве...

Интегрированный урок по истории и технологии.

Урок знакомит учащихся с тем, как жили городские жители русского государства в XVII веке, в каких домах, как ели, как проводили свободное время, чем занимались долгими зимними вечерами Итогом урока до...

Интегрированный урок по истории и географии пот теме "Сибирь: прошлое и настоящее"

Урок способствует развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории и географии; совершенствует умения и навыки работы с исторической ...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе по теме "Под жерновами революции 1917г"

Разработка открытого ингегрированного урока по истории и литературе по теме  "Под жерновами революции 1917г"...