Олимпиады по обществознанию 2013
олимпиадные задания по естествознанию (6 класс) по теме
Материал можно использовать для олимпиады и просто для закрепления материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiady_po_obshchestvoznaniyu_2013.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по обществознанию 6 класс
1. Самой древней формой демократического государства считается:
1) город-полис; 2) тирания; 3) город-коммуна; 4) самоуправляющаяся община.
2. Человек, как общественное существо, сформировавшееся в определённой системе общественных отношений, называется:
1) индивидом; 2) личностью; 3) гражданином; 4) существом.
3. Бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму, называется:
1) альтруизмом; 2) добродетель; 3) гуманизм; 4) антропоцентризм.
4. Первое упоминание о чае в китайских источниках произошло почти:
1) 1700 лет тому назад; 2) 2700 лет тому назад; 3) 3700 лет тому назад; 4) 4700 лет тому назад.
5. Традиционными религиозно-философскими доктринами Китая являются:
1) даосизм; 2) конфуцианство; 3) ламаизм; 4) дзен-буддизм.
6. Самым существенным признаком творчества является:
1) денежное вознаграждение; 2) самостоятельность; 3) признание приверженцев;
4) новизна ее результатов.
7. Язык, сходный с русским по структуре слова, стилю, синтаксису:
1) немецкий; 2) греческий; 3) санскрит; 4) шведский.
8. В чем заключается главный вопрос политики:
1) как применять силу; 2) завоевание, удержание государственной власти; 3) отношения между членами правящего класса; 4) социальная справедливость.
9. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:
1) истребление мамонтов древними охотниками; 2)хозяйственная специализация отдельных районов; 3)составление свода законов государства; 4)предоставление привилегий отдельным сословиям.
10. Верны ли следующие суждения:
А. Развитие отдельных стран неповторимо, потому у них нет никаких сходств ни в путях, ни в формах развития.
Б. Различия в развитии отдельных стран стали непреодолимой преградой в достижении целостного мира.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения не верны.
11. Весь пантеон Вед делится на три группы богов, в каждой из которых:
1) по 3 божества; 2) по 8 божеств; 3) по 11 божеств; 4) по 12 божеств.
12. В русской мифологии отца Святогора звали:
1) Волх Всеславич; 2) Колыван; 3) Дед Всевед; 4) Ставр Годинович.
13. Человек поднимает руку вверх для приветствия другого человека. Что собой представляет это явление:
1) культурную ценность; 2) институциональную норму; 3) культурный комплекс; 4) культурный элемент.
14. Что собой представляет такое явление как «поляризация общества»:
1) общественное разделение труда; 2) политизация общества; 3) усиление различий в обществе; 4) социальное неравенство.
15. До сих пор в Индии среди представителей некоторых родов касты брахманов принято подписывать брачные договоры:
1) на папирусе; 2) на шелке; 3) на пергаменте; 4) на бересте.
16. В соответствии с карело-финской мифологией матерью Вяйнямёйнена являлась:
1) Велламо; 2) Ильматар; 3) Лоухи; 4) Айно.
17. Общность людей, занимающее промежуточное положение относительно общественных классов называется:
1) стратами; 2) номенклатурой; 3) маргинальными группами; 4) элитарными группами
18. Что стало непосредственной причиной образования государства:
1) необходимость организованного увеличения объемов производства продуктов;
2) глобальное изменение климата на Земле;
3) социальная, этническая, религиозная дифференциация общества.
4) субъективная воля племенных вождей.
19. Исходными чертами государства является то, что оно:
1) явление общественное; 2) явление политическое; 3) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач; 4) имеет армию.
20. Форма религии, связанная с верой, в возможность воздействия на объекты путем заклинания:
1) знахарство; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) магия.
21. Укажите, как называется доход, получаемый владельцем земельного участка:
1) процент; 2) прибыль; 3) рента; 4) дивиденд.
22. Этот термин в переводе с английского языка обозначает: «сумка и ее содержание». О каком понятии идет речь:
1) налоги; 2) финансы; 3) бюджет; 4) дотации.
23. Этот термин связан с таким общественным явлением как выборы и в переводе с латинского обозначает «отсутствующий». О каком общественном понятии идет речь:
1) абсентеизм; 2) республика; 3) президент; 4) референдум.
24. Что из перечисленного не относится к факторам производства:
1) труд; 2) земля; 3) капитал; 4) деньги.
25. Термин «антимонию разводить» буквально означает:
1) вести бессодержательный спор; 2) вести научную дискуссию; 3) бороться против монахов;
4) кормить свиней.
26. Прочитайте отрывок из стихотворения средневекового поэта и определите, о каком общественном понятии идет речь:
Блеск царственных одежд из кокона извлечь,
Поймать и удержать все то, что мимолетно,
Запечатлеть в строках и голоса и речь…
1) труд; 2) творчество; 3) гениальность; 4) искусство.
27. Различаются следующие формы защиты гражданских прав человека:
1) конституционная; 2) административная; 3) судебная; 4) самозащита.
28. К основным функциям конституции как основного закона государства относятся следующие:
1) учредительная; 2) организаторская; 3) внешнеполитическая; 4) принудительная.
29. В науках об обществе есть термины, образованные от фамилий литературных героев, олицетворявших собой то или иное общественное явление. О каком явлении идет речь: равнодушие к общественным интересам, нежелание принимать какие-либо решения или совершать какие-либо поступки, считая, что это должны сделать другие.
1) маниловщина; 2) обломовщина; 3) хлестаковщина; 4) нарциссизм.
30. Что является лишним в ряду:
1) homo sapiens; 2) кроманьонец; 3) неандерталец; 4) « homo erectus».
Олимпиада по обществознанию 7 класс
1. Гуманное общество:
1) провозглашает борьбу со злом до победного конца; 2) придерживается принципа невмешательства в дела государства; 3) считает благо человека высшей ценностью;
4) развивается поступательно.
2. Происхождение и эволюция человека – это:
1) антропогенез; 2) социогенез; 3) антропоцентризм; 4) эгоцентризм.
3. С чего начинается процесс совершения социального действия:
1) актуализация мотива; 2) актуализация потребности; 3) возникновение интереса; 4) формирование цели.
4. В чем состоит отличие структуры аудитории и действующей толпы:
1) аудитория хорошо структурирована, а толпа нет; 2) структура аудитории устойчива, а толпы нет; 3) в аудитории нет лидеров, а толпе есть лидеры; 4) нет отличий в структуре аудитории и толпы.
5. Какой тип поведения членов общества достигается посредством социального контроля:
1) конформное поведение; 2) аддитивное поведение; 3) девиантное поведение;
4) аффективное поведение.
6. Английский политик У.Черчилль однажды пошутил, что….. – худшая из всех форм правления, за исключением всех стальных. О какой форме правления идет речь:
1) монархия; 2) республика; 3) демократия; 4) олигархия.
7. Студент пропускает занятия в вузе, устроившись на работу. При этом он уверяет себя, что в ходе практической деятельности получит больше знаний о своей будущей профессии, чем в процессе обучения. Какой способ защиты от ролевого конфликта проявляется в данном случае:
1) рационализация ролей; 2) разделение ролей; 3) регулирование ролей; 4) вытеснение ролей.
8. Директор школы очень молод и раскован. Многие не признают в нем директора. Что лежит в основе этого социального явления:
1) социальное отклонение; 2) социальная установка; 3) социальное заблуждение; 4) социальный стереотип.
9. К какому типу темперамента относится следующая характеристика: преимущественная ориентация на свой внутренний мир. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакций.
1) меланхолик; 2) холерик; 3) флегматик; 4) сангвиник.
10. В науках об обществе есть термины, образованные от фамилий литературных героев, олицетворявших собой то или иное общественное явление. О каком явлении идет речь: модель поведения, в основе которой лежит беззастенчивое, легкомысленное хвастовство, удачливый авантюризм.
1) карамазовщина; 2) обломовщина; 3) хлестаковщина; 4) цезаризм.
11. Какое понятие имеет непосредственное отношение сразу к древнеиндийской, буддийской и джайнской мифологиям:
1) Нараяна; 2) Киннары; 3) Нарака; 4) Ашвамедха.
12. Признавая человека гением, мы полагаем, что он:
1) представляет собой тип конформиста; 2) является девиантом; 3) олицетворяет первичное отклонение; 4) представляет собой изолированный тип личности.
13. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей застревают на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе».
1) рефлексия; 2) темперамент; 3) самооценка; 4) самоконтроль.
14. Что является лишним в ряду:
1) кроманьонец; 2) неандерталец; 3) «homo habilis»; 4) « homo erectus».
15. По какому принципу образован ряд: синтоизм, зороастризм, даосизм –это :
1) политеистические религии; 2) этнические религии; 3) архаические религии;
4) субкультуры.
16. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства:
1) космополит; 2) беженец; 3) апатрид; 4) бомж.
17. К основным функциям конституции как основного закона государства относятся следующие:
1) учредительная; 2) организаторская; 3) внешнеполитическая; 4) принудительная.
17. Не существует следующих партийных систем:
1) однопартийных; 2) двух с половиной партийных; 3) трех с половиной партийных; 4) многопартийных.
18. Весь пантеон Вед делится на три группы богов, в каждой из которых:
1) по 3 божества; 2) по 8 божеств; 3) по 11 божеств; 4) по 12 божеств.
19. Что является лишним в ряду:
1) политические партии помещаются на правом фланге политического спектра;
2) партии находятся в оппозиции существующему правительству.
3) партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований;
4) партии отличаются приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.
20. Подростки придумывают однокласснику обидное прозвище. С каким типом социального контроля мы сталкиваемся в данном случае:
1) контроль через социализацию; 2) контроль через групповое давление; 3) контроль через культуру; 4) контроль через принуждение.
21. Верны ли следующие суждения?
По Конституции РФ Российская Федерация является:
А. Парламентарной республикой. Б. Президентской республикой.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения неверны.
22. Какой правовой институт не входит в систему гражданского права:
1) наследственное право; 2) гражданство; 3) право собственности; 4) интеллектуальной собственности.
23. Способность реализовывать права и обязанности – это:
1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) законность; 4) деликтоспособность
24. Подразделами экологии как науки являются:
1) метаэкология; 2) аутэкология; 3) демэкология; 4) синэкология.
25. Различаются следующие формы защиты гражданских прав человека:
1) конституционная; 2) административная; 3) судебная; 4) самозащита.
26. Наряду с рублем, в РФ допускается хождение:
1) американского доллара; 2) немецкой марки; 3) японкой йены; 4) ничего из перечисленного.
27. Представителями философско-религиозной доктрины даосизма в период Лючао не являются:
1) Чжуан-цзы; 2) Гэ Хун; 3) Линь Чжаоэнь; 4) Ван Янмин.
28. Иски, в соответствии с процессуально-правовой классификацией, делятся на:
1) иски о присуждении; 2) иски об установлении; 3) иски о признании; 4) иски об изменении или прекращении правоотношений.
29. Основным нормативно-правовым актом в сфере защиты авторских прав является:
1) Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
2) Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»; 3) Гражданский кодекс Российской Федерации; 4) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
30. Верны ли следующие суждения:
А. В семье происходит первичная социализация подрастающего поколения.
Б. Основа семьи – кровнородственные связи.
1) верно А; 2) верно Б; 3) верны оба суждения; 4)оба суждения не верны.
Олимпиада по обществознанию 8 класс
1. Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов, среди которых нет:
1) экономических; 2) политических; 3) правоохранительных; 4) военных.
2. «Двойниками» Перуна, в соответствии с выполняемыми им функциями, в разных мифологиях являются:
1) Вахагн; 2) Индра; 3) Аш; 4) Согин.
3. Укажите, как называется адекватное отражение объекта субъектом:
1) заблуждение; 2) факт; 3) познание; 4) истина.
4. Японский тончайший белоснежный фарфор с кобальтовой росписью производился:
1) в Орибэ; 2) в Миковаси; 3) в Аваита; 4) в Отоваия.
5. Интуитивное познание – это :
1) нечто, не связанное с разумом; 2) божественное озарение; 3) непосредственное постижение истины; 4) нечто, реально не существующее в процессе познания.
6. Что является лишним в ряду:
1) политические партии помещаются на правом фланге политического спектра;
2) партии находятся в оппозиции существующему правительству.
3) партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований;
4) партии отличаются приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.
7. Верны ли следующие суждения:
А. В семье происходит первичная социализация подрастающего поколения.
Б. Основа семьи – кровнородственные связи.
1) верно А; 2) верно Б; 3) верны оба суждения; 4)оба суждения не верны.
8. Проблемы: что, как и для кого производить, имеют отношение:
1) к обществам с централизованным планированием;
2) к рыночной экономике;
3) к экономически развитым странам;
4) к любому обществу.
9. Если цена используемого ресурса снижается, то предприятие может:
1) использовать большее количество этого ресурса;
2) использовать меньшее количество этого ресурса;
3) использовать прежнее количество этого ресурса;
4) заменить его другим ресурсом.
10. Что является лишним в ряду:
1) пол; 2) возраст; 3) национальность; 4) профессия.
11. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится: « Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не более трубочиста можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий , а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей.» (Н.В.Гоголь)
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм
12. Верны ли следующие утверждения о кредитно-денежной политике:
А. Целью монетарной политики является борьба с инфляцией, а не безработицей.
Б. Монетарную политику проводит правительство с целью стабилизации экономики.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно А и Б; 4) оба суждения не верны.
13. Какое понятие отражает базовое направление изучения социальной системы:
1) социальная статика; 2) социальная инновация; 3) социальный конфликт; 4) социальный статус.
14. Основным нормативно-правовым актом в сфере защиты авторских прав является:
1) Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
2) Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»; 3) Гражданский кодекс Российской Федерации; 4) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
15. Какой тип личности характеризуется признанием целей общества и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей:
1) конформист; 2) новатор; 3) ритуалист; 4) мятежник
16. Что представляет собой мертвая культура:
1) материализованные объекты духовной культуры;
2) культурные образцы, потерявшие актуальность своего нематериального содержания;
3) не существующие культурные образцы;
4) культурные образцы, потерявшие свою специфику в результате процесса ассимиляции.
17. Основными философскими трактатами в даосской доктрине являются:
1) Дао Дэ Цзин; 2) Лецзы; 3) Чжуанцзы; 4) Лао Цзы.
18. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится: « Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.
- Возьми это семечко, Алеша – сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А.Погорельский)
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм
19. В каком отношении между собой находятся материальная культура и духовная:
1) не зависят друг от друга; 2) материальная культура первична по отношению к духовной;
3) духовная культура первична по отношению к материальной культуре;
4) первичность материальной или духовной культур не может быть определена вне зависимости от ситуационного контекста.
20. Первичное отклонение представляет собой:
1) незначительное отклонение от социальных норм;
2) единичное, случайное отклонение;
3) такое отклонение от социальных норм, при котором человек не идентифицируется как девиант;
4) первое, ранее не встречавшееся отклонение у данного индивида.
21. Какой из «социальных лифтов» процесса мобильности является основным в современной обществе:
1) личные способности индивида; 2) стремление индивида занять более привлекательную социальную позицию; 3) конкуренцию между индивидами; 4) социальный институт.
22. Форма учтивой речи называется в Японии:
1) кэндзёго; 2) сонкэйго; 3) тэйнэйго; 4) фуцуго.
23. Понятие «политическая власть» в правовом государстве – это :
1) использование элитой своих преимуществ;
2) правление слабыми со стороны сильных;
3) делегирование обществом государству политических полномочий;
4) умение навязывать волю другому.
24. Философский смысл притчи о « о буридановом осле» заключается в проблеме:
1) красоты; 2) свободы воли; 3) человеческих взаимоотношений; 4) познания
25. По какому принципу образован ряд: архантроп, палеоантроп, неоантроп:
1) древние люди; 2) древнейшие люди; 3) этапы антропогенеза; 4) человек современного вида
26. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Согласно закрепленным и избирательно сохраняемым элементам социокультурного опыта к свадьбе нужно было готовиться особым образом.
1) обычай; 2) обряд; 3) традиция; 4) этикет.
27. Инг является божеством:
1) индуистской мифологии; 2) кельтской мифологии; 3) германской мифологии;
4) корейской мифологии.
28. Прочтите стихотворный отрывок и определите, как называется философская позиция, занятая автором отрывка: « Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслаждения, все прочее поверь – одна лишь суета» (О.Хайям)
1) гедонизм; 2) эпикурейство; 3) эгоцентризм; 4) стоицизм.
29. По источнику формирования органы государственной власти делятся:
1) на первичные; 2) на вторичные; 3) на федеральные; 4) на производные.
30. Ни одно из противоположных положений не может быть более или менее достоверным, чем другое. Какой философской школе принадлежит данная мысль:
1) стоики; 2) сенсуалисты; 3) киники; 4) скептики.
Олимпиада по обществознанию 9 класс
1. Цена товара возрастает, если:
1) спрос возрастает в 3 раза, а предложение повысится в 3 раза; 2) спрос остается неизменным, а предложение уменьшится;
3) спрос уменьшится, а предложение возрастет; 4) спрос и предложение останутся неизменными.
2. С.С. Фролов выделяет пять основных признаков социального института, к которым не относятся:
1) установки и образцы поведения; 2) символические культурные признаки; 3) утилитарные культурные черты; 4) автономность и суверенность по отношению к другим институтам.
3. Какое продолжение фразы верно: философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, - это:
1) автономия; 2) движение; 3) сознание; 4) бытие
4. Понятие «политическая власть» в правовом государстве – это :
1) использование элитой своих преимуществ;
2) правление слабыми со стороны сильных;
3) делегирование обществом государству политических полномочий;
4) умение навязывать волю другому.
5. Ниал является божеством из мифологии:
1) ацтеков; 2) кулин; 3) нуэр; 4) ади.
6. Укажите, что из перечисленного является одновременно элементом культуры и социальным институтом:
1) семья; 2) искусство; 3) наука; 4) реклама
7. К эмпирическим методам не относится:
1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) сравнение; 4) формализация
8. К личным неимущественным правам автора относятся права:
1) авторства - признание автором созданного произведения;
2) на имя - использование произведения под своим подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени (анонимно);
3) на наследование авторских прав – право наследования по закону или по завещанию;
4) на обнародование - обнародование или разрешение обнародования произведение в любой форме, включая право на отзыв.
9. Принципом демократического судопроизводства является:
1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения;
2) возможность отстранения судей Президентом РФ;
3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях;
4) гласность судебного разбирательства.
10. Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы:
А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.
Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы как индивидуально, так и в объединении с другими гражданами.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А и Б; 4) оба суждения не верны.
11. Примером общественного блага в экономике является:
1) одежда; 2) оборона; 3) оборудование; 4) театр.
12. В число «четырех исполинов национальной науки» в Японии не входит:
1) Мотоори Норинага; 2) Камо Мабути; 3) Накаи Такэяма; 4) Када Адзумамаро.
13. Что является лишним в ряду:
1) «Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное».
2) « Не даем мы тебе, О Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений в пределах установленных нами законов».
3) «Измените сознание, и вслед за этим изменится сама реальность».
4) «Человек – суверенная личность, не привязан к той или иной социальной структуре, способен гибко строить свои отношения с другими людьми, погружаясь в различные социальные общности».
14. Оппозиционным религиозным учением в Индии является:
1) индуизм; 2) брахманизм; 3) джайнизм; 4) буддизм.
15. Прочтите отрывок и укажите, о какой ранней форме религии говорится в нем:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?» ( А.С.Пушкин)
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм
16. По характеру компетенции органы государственной власти делятся:
1) на органы общей компетенции; 2) на органы особой компетенции;
3) на органы частичной компетенции; 4) на органы специальной компетенции.
17. Английский философ Ф.Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов». Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем : Чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
1) «идолы рода»; 2) «идолы пещеры»; 3) «идолы рынка»; 4) «идолы театра»
18. Что НЕ относится к чертам характера человека:
1) решительность; 2) трудолюбие; 3) обливание холодной водой; 4) самокритичность.
19. Природа вещей непознаваема. Все можно доказать и опровергнуть. Какой философской школе принадлежит данная мысль:
1) стоики; 2) сенсуалисты; 3) киники; 4) скептики.
19. Он не был ни пророком, ни религиозным деятелем, скорее его можно назвать моралистом и философом, но в то же время он стал основателем одной из религий Востока. О ком идет речь:
1) Кун Фу-цзы; 2) Сиддхартха Гаутама; 3) Гуру Нанак; 4) Заратуштра.
20. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:
1) социальные группы; 2) поведение личности, ее мотивацию и структуру;
21. Какое понятие является лишним в ряду:
1) противоправность поведения потерпевшего; 2) незнание данной правовой нормы;
3) несовершеннолетие виновного; 4) явка с повинной.
22. Прочитайте стихотворный отрывок и определите, какая философская позиция представлена в нем:
Выдь не из звездного нежного ложа,
боже железный, огненный боже,
боже не Марсов, Нептунов и Вег,
боже из мяса бог человек!
1) теоцентризм; 2) антропоцекнтризм; 3) геоцентризм; 4) гелиоцентризм
23. Сам является персонажем:
1) тибетской мифологии; 2) индийской мифологии; 3) иранской мифологии; 4) корейской мифологии.
24. Этот термин связан с общественным развитием и в переводе с латинского обозначает «идущий назад». О каком общественном понятии идет речь:
1) прогресс; 2) регресс; 3) ретроград; 4) президент
25. Политическое течение, сторонники которого отстаивали заговорщическую тактику в революционной борьбе:
1) вольтерьянство; 2) бланкизм; 3) анархизм; 4) марксизм.
26. К типу архаического сознания относится следующая характеристика:
1) Общие норы представляются исходящими не от людей, а от Бога;
2) Восприятие человеческой личности как ценности;
3) Знание иррационально, основано на чувстве, а не на разуме.
4) Убеждение в слабости человека, ощущение недостижимости идеала.
27. Критерием общественного прогресса не может выступать:
1) переход общества от простых, менее развитых форм к более развитым, сложным;
2) развитие производительных сил; 3) прогресс науки техники;
4) усиление господства человека над природой.
28. Общий срок действия авторского права длится:
1) в течение всей жизни автора; 2) в течение всей жизни автора и жизни его первого прямого наследника;
3) в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти; 4) в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти или смерти его последнего соавтора.
29. Прочтите стихотворный отрывок и определите, как называется философская позиция, занятая автором отрывка.
Род человеческий ведь из единого корня выходит.
Ведь Вседержитель – один родитель всего в этом мире.
Он заключил наши души в тела, устремленные к свету.
В смертных знанье вложил о высоком их корне не зря ведь!
Что ж ты кричишь, человек, о знатности рода, о предках (С.Боэций)
1) креационизм; 2) космогония; 3) антропология; 4) онтология.
30. Лев Толстой в молодые годы проштудировал полное собрание сочинений этого философа, а пушкинская Татьяна зачитывалась одним из его романов. Он родился в Женеве, систематического образования не получил. Много путешествовал. Имея музыкальные способности, он сочинял музыку и даже разработал новую систему записи нот при помощи цифр, которая, правда, была отвергнута. Кто этот философ:
1) Л.Фейербах; 2) Д.Дидро; 3) Г.Гегель; 4) Ж.Ж.Руссо.
Олимпиада по обществознанию 10 класс
1. По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность:
1) коллегиально; 2) взаимоотчетно; 3) независимо; 4) единолично.
2. Структура мироздания в славянской мифологии включает следующие части:
1) явь; 2) навь; 3) ставь; 4) правь.
3. Квот является божеством из мифологии:
1) ацтеков; 2) кулин; 3) нуэр; 4) ади.
4. Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы государства являются:
1) принадлежность государственной власти;
2) целенаправленность государственной власти;
3) порядок осуществления государственной власти;
4) открытость/ закрытость государственной власти.
5.Основным и решающим критерием истины является:
1) самоочевидность; 2) публичное признание; 3) консенсус 4)ни один из выше названных постулатов.
6. Примером общественного блага в экономике является:
1) одежда; 2) оборона; 3) оборудование; 4) театр.
7. Что является лишним в логическом ряду:
1) семья; 2) образование; 3) политические партии; 4) государство.
8.Что НЕ является признаком патриархальной семьи:
1) стремление молодой семьи жить отдельно; 2) отсутствие ограничения рождаемости;
3) выбор брачного партнера из другой социальной группы; 4) совместное проживание нескольких поколений.
9. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:
1) традиционное общество; 2) общество, переживающее процесс сдвига; 3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления; 4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.
10. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:
1) социальные группы;
2) поведение личности, ее мотивацию и структуру;
3) монолитность многообразного общества;
4) социальное неравенство.
11. Для традиционного китайского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
12. Что является лишним:
1) выплата пособий по безработице;
2) повышение учетной ставки процента;
3) регулирование правительственных расходов и доходов;
4) снижение налогов;
13. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:
1) традиционное общество; 2) общество, переживающее процесс сдвига; 3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления; 4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.
14. Разновидностями гидронимов являются:
1) потамонимы; 2) оронимы; 3) лимнонимы; 4) гелонимы.
15. Основными функциями религии являются:
1) компенсирующая; 2) социализирующая; 3) интегрирующая; 4) регулирующе-контролирующая.
16. Неприятное психологическое состояние, возникающее у человека при неудовлетворении значимых для него потребностей или неудачах в достижении значимых для него целее:
1) депрессия; 2) паника; 3) прострация; 4) фрустрация
17. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития:
1) популизм; 2) легитимность; 3) этатизм; 4) остракизм
18. Прочтите отрывок и укажите, о какой ранней форме религии говорится в нем:
« Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным, извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается, и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение» (Мифы Древней Греции):
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм.
19. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.
1) суверенитет; 2) автономия; 3) автаркия; 4) федерация
20. Английский философ Ф.Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов» . Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М.Исаковский):
1) «идолы рода»; 2) «идолы пещеры»; 3) «идолы рынка»; 4) «идолы театра»
21) Природа совершенна и гармонична, а цивилизация губительна. Какой философской школе принадлежит данная мысль:
1) стоики; 2) сенсуалисты; 3) киники; 4) скептики.
22. Кто является лишним в ряду:
1) А.Шопенгауэр; 2) Л.Фейерах; 3) И. Фихте; 4) Г.Гегель.
23. Основными типами государства в соответствии с формационным подходом являются:
1) первобытнообщинное; 2) рабовладельческое; 3) феодальное; 4) буржуазное.
24. Что является лишним в ряду:
1) предупреждение;
2) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
3) компенсация морального вреда;
4) дисквалификация.
25. Что лишнее в ряду:
1) «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;
2) « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;
3) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»;
4) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами их материального жизненного процесса».
26. Этот человек одна из величайших загадок XX столетия. Американский антрополог, автор двенадцати книг. Главное событие, коренным образом изменившее его жизнь, произошло в 1960 году, когда он встретил Дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. О ком идет речь:
1) К.Кастанеда; 2) Н.Рерих ; 3) Л.Лики; 4) Д.Белл.
27. Укажите « лишнее» понятие:
1) образование; 2) брак; 3) трудовой коллектив; 4) религия.
28. Какое продолжение фразы верно: философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, - это
1) автономия; 2) движение; 3) сознание 4) бытие
29. Религиозное учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма:
1) Дзэн-буддизм; 2) каббала 3) мюридизм; 4) панисламизм.
30. Ёнсон имеет отношение:
1) к японской мифологии; 2) к корейской мифологии; 3) к китайской мифологии; 4) к вьетнамской мифологии.
Олимпиада по обществознанию 11 класс
1. К методам научного познания НЕ относится
1) наблюдение; 2) анализ; 3) суждение; 4) моделирование.
2. Является «лишним» в ряду:
1) табу; 2) язык; 3) законы; 4) нравы.
3. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:
1) традиционное общество; 2) общество, переживающее процесс сдвига; 3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления; 4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.
4. Ёнсон имеет отношение:
1) к японской мифологии; 2) к корейской мифологии; 3) к китайской мифологии; 4) к вьетнамской мифологии.
5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.
1) суверенитет; 2) автономия; 3) автаркия; 4) федерация
6. Человек, утративший историческую память, нравственные и духовные ценности, духовную связь со свои народом – это:
1) манкурт; 2) космополит; 3) эгоист; 4) аферист
7. Эффект масштаба наиболее сильно реализуется в условиях:
1) совершенной конкуренции; 2) олигополии; 3) монополии; 4) монопсонии.
8. Для индийского (индуистского) мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
9. Что лишнее в ряду:
1) «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;
2) « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;
3) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»;
4) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами их материального жизненного процесса».
10. Английский философ Ф.Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов» . Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М.Исаковский):
1) «идолы рода»; 2) «идолы пещеры»; 3) «идолы рынка»; 4) «идолы театра»
11. Квот является божеством из мифологии:
1) ацтеков; 2) кулин; 3) нуэр; 4) ади.
12. В утверждении «возрожденного синтоизма» основное участие принимал:
1) Ямадзаки Ёсинари; 2) Хирата Ацутанэ; 3) Симидзу Хамаоми; 4) Такада Йосэй.
13. Этот термин связан с таким общественным явлением как наука и просвещение и в переводе с латинского обозначает «затемняющий». О каком общественном понятии идет речь:
1) агностицизм; 2) абстрагирование; 3) обскурантизм; 4) энциклопедизм.
14. Для европейского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
15. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится в нем: « Каждый вечер мальчик и девочка покидали маленький домик у подножья горы и шли по тропинке к источнику. Когда они возвращались домой, неся вдвоем полное ведро, Мани – луна сияла им и восхищалась их красотой. Однажды вечером, когда Хьюки т Бил несли ведро воды домой, всемогущая Мани спустилась вниз и унесла детей на небо. С тех пор каждый месяц, когда луна убывала, сначала Хьюки падал с нее, затем Бил следовала за братом». ( Скандинавские саги):
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм
16. Социально-политическое и религиозно-философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс:
1) марксизм; 2) толстовство; 3) буддизм; 4) гандизм
17. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. «Ни одно из известных обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение»:
1) стратификация; 2) мобильность; 3) иерархия; 4) структура
18. Какому философскому течению XX века принадлежит высказывание: «Человек как свободное существо ответственен за все совершаемое им, а также за все творящееся вокруг, потому что живет в происходящем, осознает его и является участником»:
1) позитивизм; 2) экзистенциализм 3) прагматизм 4) фрейдизм.
19. Какая фаза не является составной частью циклического развития экономики:
1) кризис; 2) выход из кризиса; 3) депрессия; 4) оживление.
20. Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы государства являются:
1) принадлежность государственной власти; 2) целенаправленность государственной власти;
3) порядок осуществления государственной власти; 4) открытость/ закрытость государственной власти.
21. Проанализируйте стихотворный отрывок, в котором в образной форме раскрыто известное вам из курса обществознания понятие: « В лавке не зарься на первую зелень, но мимо не следуй. Драхму возьми лишь одну, сможешь купить требуху. Ныне и смокву за драхму возьмешь, а помедлить, их купишь тысячу. Для бедняков – время поистине бог» (Филодем)
1) конкуренция; 2) величина спроса; 3) рынок; 4) деньги
22. О каком понятии идет речь: нелюбовь к людям, человеконенавистничество:
1) фашизм; 2) геноцид; 3) мизантропия; 4) сегрегация
23.Какой общественный термин обозначает процесс, отраженный в образной форме:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуется мной,
Не я один. Нас много. Я – живой ( Н.Заболоцкий)
1) социальная роль; 2) статус; 3) социализация; 4) адаптация.
24. Что является лишним в ряду:
1) теория; 2) гипотеза; 3) восприятие; 4) сопоставление
25. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:
1) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;
2) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;
3) обладать властью над другими членами группы;
4) уметь мотивировать к деятельности других членов группы.
26. К типу архаического сознания относится следующая характеристика:
1) Общие норы представляются исходящими не от людей, а от Бога;
2) Восприятие человеческой личности как ценности;
3) Восприятие себя как части целого, слияние с коллективом;
4) Убеждение в слабости человека, ощущение недостижимости идеала.
27. Какое понятие является лишним в ряду :
1) Правительство РФ; 2) Министерство образования и науки; 3)Комитет Государственной Думы по охране здоровья:
4) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
28. Для традиционного китайского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
29. Назовите философскую позицию называемую автором.
Все люди смертны – от костлявой
Никто из принцев не уйдет.
Умрет и правый и неправый.
Задует ветер – все сметет (Ф.Вийон)
1) материализм; 2) идеализм; 3) фатализм 4) антропоцентризм
30. Знаменитый немецкий философ очень любил пить кофе. Когда этот идеалист переехал в Бамберг в 1808 он написал своему другу И.Нитхаммеру, что в городе все хорошо, только не хватает ему любимой вещицы – кофеварки. О каком философе идет речь. 1) Г.Гегель; 2) И.Кант; 3) О.Шпенглер 4) Ф. Ницше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты моих учеников: Замалиева Ильзира 10 класс, Батуров Виктор 8 класс-призёры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч.года.
В данном документе отражены результаты моих детей....
Аналитическая справка по итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч. г
В аналитической справке представлены результаты проведения всероссийской олимпиады по физической культуре (школьный этап)...
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по технологии
Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по технологии...
Олимпиады по истории 2013
Задания можно использовать как на уроках истории и как самостоятельные задания...
Муниципальный этап олимпиады по химии 2013,9 класс
Задания муниципального этапа....
задания для 9 класса школьного этапа олимпиады по химии 2013 год
Задания олимпиады по химии (школьный этап, 9 класс, 2013-2014 уч.г.)...
задания для 10 класса школьный этап олимпиады по химии 2013
задания к олимпиаде по химии (школьныйы этап, 10 класс, 2013-2014 уч.г.)...