Олимпиады по обществознанию 2013
олимпиадные задания по естествознанию (6 класс) по теме

Материал можно использовать для олимпиады и просто для закрепления материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_po_obshchestvoznaniyu_2013.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Олимпиада по обществознанию 6 класс                                      

1. Самой древней формой демократического государства считается:

1) город-полис;   2) тирания;     3) город-коммуна;    4) самоуправляющаяся община.

2.  Человек, как общественное существо, сформировавшееся в определённой системе общественных отношений, называется:

1) индивидом;     2) личностью;      3) гражданином;     4) существом.

3.  Бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму, называется:

1) альтруизмом;     2) добродетель;       3) гуманизм;      4) антропоцентризм.

4. Первое упоминание о чае в китайских источниках произошло почти:

1) 1700 лет тому назад;  2) 2700 лет тому назад;  3) 3700 лет тому назад;  4) 4700 лет тому назад.

5. Традиционными религиозно-философскими доктринами Китая являются:

1) даосизм;  2) конфуцианство;  3) ламаизм;  4) дзен-буддизм.

6. Самым существенным признаком творчества является:

1) денежное вознаграждение;     2) самостоятельность;    3) признание приверженцев;

4) новизна ее результатов.

7. Язык, сходный с русским по структуре слова, стилю, синтаксису:

1) немецкий;  2) греческий;  3) санскрит;  4) шведский.

8. В чем заключается главный вопрос политики:

1) как применять силу;    2) завоевание, удержание государственной власти;  3) отношения между членами правящего класса;     4) социальная справедливость.

9. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:

1) истребление мамонтов древними охотниками;                                                                                             2)хозяйственная специализация отдельных районов;                                                                                3)составление свода законов государства;                                                                                                        4)предоставление привилегий отдельным сословиям.

10. Верны ли следующие суждения:

А. Развитие отдельных стран неповторимо, потому у них нет никаких сходств ни в путях, ни в формах развития.

Б. Различия в развитии отдельных стран стали непреодолимой преградой в достижении целостного мира.

1) верно только А;    2) верно только Б;    3) верно и А и Б;     4) оба суждения не верны.

11. Весь пантеон Вед делится на три группы богов, в каждой из которых:

1) по 3 божества;  2) по 8 божеств;  3) по 11 божеств;  4) по 12 божеств.

12. В русской мифологии отца Святогора звали:

1) Волх Всеславич;  2) Колыван;  3) Дед Всевед;  4) Ставр Годинович.

13. Человек поднимает руку вверх для приветствия другого человека. Что собой представляет это явление:

1) культурную ценность;   2) институциональную норму;   3) культурный комплекс;                                   4) культурный элемент.

14. Что собой представляет такое явление как «поляризация общества»:

1) общественное разделение труда;   2) политизация общества;  3) усиление различий в обществе;   4) социальное неравенство.

15. До сих пор в Индии среди представителей некоторых родов касты брахманов принято подписывать брачные договоры:

1) на папирусе;  2) на шелке;  3) на пергаменте;  4) на бересте.

16. В соответствии с карело-финской мифологией матерью Вяйнямёйнена являлась:

1) Велламо;  2) Ильматар; 3) Лоухи;  4) Айно.

17. Общность людей, занимающее промежуточное положение относительно общественных классов называется:

1) стратами;   2) номенклатурой;    3) маргинальными группами;     4) элитарными группами

18. Что стало непосредственной причиной образования государства:

1) необходимость организованного увеличения объемов производства продуктов;

2) глобальное изменение климата на Земле;

3) социальная, этническая, религиозная дифференциация общества.

4) субъективная воля племенных вождей.

19. Исходными чертами государства является то, что оно:

1) явление общественное;   2) явление политическое;  3) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач;  4) имеет армию.

20. Форма религии, связанная с верой, в возможность воздействия на объекты путем заклинания:

1) знахарство;    2) тотемизм;    3) анимизм;     4) магия.

21. Укажите, как называется доход, получаемый владельцем  земельного участка:

1) процент;      2) прибыль;    3) рента;    4) дивиденд.  

22. Этот термин в переводе с английского языка  обозначает: «сумка и ее содержание». О каком понятии идет речь:

1) налоги;    2) финансы;    3) бюджет;    4) дотации.

23. Этот термин связан с  таким общественным явлением как  выборы и в переводе с латинского обозначает «отсутствующий». О каком общественном понятии идет речь:

1) абсентеизм;    2) республика;   3) президент;   4) референдум.

24. Что из перечисленного не относится к факторам производства:

1) труд;      2) земля;       3) капитал;       4) деньги.  

25. Термин «антимонию разводить»  буквально означает:

1) вести бессодержательный спор;  2) вести научную дискуссию;   3) бороться против монахов;

4) кормить свиней.

26. Прочитайте отрывок из стихотворения средневекового поэта и определите, о каком общественном понятии идет речь:

Блеск царственных одежд из кокона извлечь,

Поймать и удержать все то, что мимолетно,

Запечатлеть в строках и голоса и речь…

1) труд;   2) творчество;    3) гениальность;   4) искусство.

27. Различаются следующие формы защиты гражданских прав человека:

1) конституционная;  2) административная;  3) судебная;  4) самозащита.

28. К основным функциям конституции как основного закона государства относятся следующие:

1) учредительная;  2) организаторская;  3) внешнеполитическая;  4) принудительная.

29. В науках об обществе есть термины, образованные от фамилий литературных героев, олицетворявших собой то или иное общественное явление. О каком явлении идет речь: равнодушие к общественным интересам, нежелание принимать какие-либо решения или совершать какие-либо поступки, считая, что это должны сделать другие.

1) маниловщина;   2) обломовщина;   3) хлестаковщина;   4) нарциссизм.

30.  Что является лишним в ряду:

1) homo sapiens;     2) кроманьонец;     3) неандерталец;     4) « homo erectus».

 Олимпиада по обществознанию 7 класс                  

1. Гуманное общество:

1) провозглашает борьбу со злом до победного конца; 2) придерживается принципа невмешательства в дела государства;  3) считает благо человека высшей ценностью;  

4) развивается поступательно.

2. Происхождение и эволюция человека – это:

1) антропогенез;  2) социогенез;  3) антропоцентризм;  4) эгоцентризм.

3. С чего начинается процесс совершения  социального действия:

1) актуализация мотива;   2) актуализация потребности;   3) возникновение интереса;   4) формирование цели.

4. В чем состоит отличие структуры аудитории и действующей толпы:

1) аудитория хорошо структурирована, а толпа нет;  2) структура аудитории устойчива, а толпы нет;  3) в аудитории нет лидеров, а толпе есть лидеры;  4) нет отличий в структуре аудитории и толпы.

5. Какой тип поведения членов общества достигается посредством социального контроля:

1) конформное поведение;   2) аддитивное поведение;   3) девиантное поведение;

4) аффективное поведение.

6. Английский политик У.Черчилль однажды пошутил, что….. – худшая из всех форм правления, за исключением всех стальных. О какой форме правления идет речь:

1) монархия;   2) республика;    3) демократия;   4) олигархия.

7. Студент пропускает занятия в вузе, устроившись на работу. При этом он уверяет себя, что в ходе практической деятельности получит больше знаний о своей будущей профессии, чем в процессе обучения. Какой способ защиты от ролевого конфликта проявляется в данном случае:

1) рационализация ролей;       2) разделение ролей;       3) регулирование ролей;                                                   4) вытеснение ролей.

8. Директор школы очень молод и раскован. Многие не признают в нем директора. Что лежит в основе этого социального явления:

1) социальное отклонение;  2) социальная установка;   3) социальное заблуждение;   4) социальный стереотип.

9. К какому типу темперамента относится следующая характеристика: преимущественная ориентация на свой внутренний мир. Пониженная эмоциональная возбудимость. Замедленный темп реакций.

1) меланхолик;   2) холерик;   3) флегматик;   4) сангвиник.

10. В науках об обществе есть термины, образованные от фамилий литературных героев, олицетворявших собой то или иное общественное явление. О каком явлении идет речь: модель поведения, в основе которой лежит беззастенчивое, легкомысленное хвастовство, удачливый авантюризм.

1) карамазовщина;   2) обломовщина;   3) хлестаковщина;   4) цезаризм.

11. Какое понятие имеет непосредственное отношение сразу к древнеиндийской, буддийской и джайнской мифологиям:

1) Нараяна;  2) Киннары;  3) Нарака;  4) Ашвамедха.

12. Признавая человека гением, мы полагаем, что он:

1) представляет собой тип конформиста;    2) является девиантом;    3) олицетворяет первичное отклонение;        4) представляет собой изолированный тип личности.

13. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. «Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей застревают на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе». 

1) рефлексия;     2) темперамент;    3) самооценка;   4) самоконтроль.

14. Что является лишним в ряду:

1) кроманьонец;    2) неандерталец;    3) «homo habilis»;     4) « homo erectus».

15. По какому принципу образован ряд:  синтоизм, зороастризм, даосизм –это :

1) политеистические религии;    2) этнические религии;       3) архаические религии;  

4) субкультуры.

16. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства:

1) космополит;   2) беженец;   3) апатрид;   4) бомж.

17. К основным функциям конституции как основного закона государства относятся следующие:

1) учредительная;  2) организаторская;  3) внешнеполитическая;  4) принудительная.

17. Не существует следующих партийных систем:

1) однопартийных;  2)  двух с половиной партийных;   3) трех с половиной партийных;  4) многопартийных.

18. Весь пантеон Вед делится на три группы богов, в каждой из которых:

1) по 3 божества;  2) по 8 божеств;  3) по 11 божеств;  4) по 12 божеств.

19. Что является лишним в ряду:

1) политические партии помещаются на правом фланге политического спектра;

2) партии находятся в оппозиции существующему правительству.

3) партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований;

4) партии отличаются приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.

20. Подростки придумывают однокласснику обидное прозвище. С каким типом социального контроля  мы сталкиваемся в данном случае:

1) контроль через социализацию;   2) контроль через групповое давление;  3) контроль через культуру;   4) контроль через принуждение.

21. Верны ли следующие суждения?

По Конституции РФ Российская Федерация является:

А. Парламентарной республикой.    Б. Президентской республикой.

1) верно только А;    2) верно только Б;   3) верно и А и Б;    4) оба суждения  неверны.

22. Какой правовой институт не входит в систему гражданского права:

1) наследственное право;  2) гражданство;  3) право собственности;  4) интеллектуальной собственности.

23. Способность  реализовывать права и обязанности – это:

1) правоспособность;           2) дееспособность;   3) законность;    4) деликтоспособность  

24. Подразделами экологии как науки являются:

1) метаэкология;  2) аутэкология;  3) демэкология;  4) синэкология.

25. Различаются следующие формы защиты гражданских прав человека:

1) конституционная;  2) административная;  3) судебная;  4) самозащита.

26. Наряду с рублем, в РФ допускается хождение:

1) американского доллара;   2) немецкой марки;   3) японкой йены;   4) ничего из перечисленного.  

27. Представителями философско-религиозной доктрины даосизма в  период Лючао не являются:

1) Чжуан-цзы;  2) Гэ Хун;  3) Линь Чжаоэнь;  4) Ван Янмин.

28. Иски, в соответствии с процессуально-правовой классификацией, делятся на:

1) иски о присуждении;   2) иски об установлении;  3) иски о признании;  4) иски об изменении или прекращении правоотношений.

29. Основным нормативно-правовым актом в сфере защиты авторских прав является:

1) Закон РФ «О правовой охране  программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

2) Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»;  3) Гражданский кодекс Российской Федерации;  4) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

30. Верны ли следующие суждения:

А. В семье происходит первичная социализация подрастающего поколения.

Б. Основа семьи – кровнородственные связи.

1) верно А;    2) верно Б;   3) верны оба суждения;    4)оба суждения не верны.

Олимпиада по обществознанию 8 класс                          

1. Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов, среди которых нет:

1) экономических;  2) политических;  3) правоохранительных;  4) военных.

2. «Двойниками» Перуна, в соответствии с выполняемыми им функциями, в разных мифологиях являются:

1) Вахагн;  2) Индра;  3) Аш;  4) Согин.

3. Укажите, как называется адекватное отражение объекта субъектом:

1) заблуждение;   2) факт;   3) познание;   4) истина.    

4. Японский тончайший белоснежный фарфор с кобальтовой росписью производился:

1) в Орибэ;  2) в Миковаси;  3) в Аваита; 4) в Отоваия.

5. Интуитивное познание – это :

1) нечто, не связанное с разумом;                     2) божественное озарение;                                                                                   3) непосредственное постижение истины;   4) нечто, реально не существующее в процессе познания.

6. Что является лишним в ряду:

1) политические партии помещаются на правом фланге политического спектра;

2) партии находятся в оппозиции существующему правительству.

3) партии стремятся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований;

4) партии отличаются приверженностью к порядку, дисциплине, крепкой власти.

7. Верны ли следующие суждения:

А. В семье происходит первичная социализация подрастающего поколения.

Б. Основа семьи – кровнородственные связи.

1) верно А;    2) верно Б;   3) верны оба суждения;    4)оба суждения не верны.

8. Проблемы: что, как и для кого производить, имеют отношение:

1) к обществам с централизованным планированием;

2)  к рыночной экономике;

3) к экономически развитым странам;

4) к любому обществу.

9. Если цена используемого ресурса снижается, то предприятие может:

1) использовать большее количество этого ресурса;

2) использовать меньшее количество  этого ресурса;

3) использовать прежнее количество этого ресурса;

4) заменить его другим ресурсом.

10. Что является лишним в ряду:

1) пол;   2) возраст;   3) национальность;    4) профессия.

11. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится: « Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный,  как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не более трубочиста можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий , а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей.» (Н.В.Гоголь)

1) магия;      2) тотемизм;       3) анимизм;       4) фетишизм

12. Верны ли следующие утверждения о кредитно-денежной политике:

А. Целью монетарной политики является борьба с инфляцией, а не безработицей.

Б. Монетарную политику проводит правительство с целью стабилизации экономики.

1) верно только А;    2) верно только Б;   3) верно А и Б;    4) оба суждения не верны.

13. Какое  понятие отражает базовое направление изучения социальной системы:

 1) социальная статика;     2) социальная инновация;       3) социальный конфликт;     4) социальный статус.

14. Основным нормативно-правовым актом в сфере защиты авторских прав является:

1) Закон РФ «О правовой охране  программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

2) Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах»;  3) Гражданский кодекс Российской Федерации;  4) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

15. Какой тип личности характеризуется признанием целей общества и полным или частичным отказом от общепринятых способов достижения этих целей:

1) конформист;     2) новатор;    3) ритуалист;   4) мятежник

16. Что представляет собой мертвая культура:

1) материализованные объекты духовной культуры;

2) культурные образцы, потерявшие актуальность своего нематериального содержания;

3) не существующие культурные образцы;

4) культурные образцы, потерявшие свою специфику в результате процесса ассимиляции.

17. Основными философскими трактатами в даосской доктрине являются:

1) Дао Дэ Цзин;  2) Лецзы;  3) Чжуанцзы;  4) Лао Цзы.

18. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится: « Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

- Возьми это семечко, Алеша – сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали». (А.Погорельский)

1) магия;      2) тотемизм;       3) анимизм;       4) фетишизм

 

19. В каком отношении между собой находятся материальная культура и духовная:

1) не зависят друг от друга;    2) материальная культура первична по отношению к духовной;

3) духовная культура первична по отношению к материальной культуре;

4) первичность материальной или духовной культур не может быть определена вне зависимости от ситуационного контекста.

20. Первичное отклонение представляет собой:

1) незначительное отклонение от социальных норм;

2) единичное, случайное отклонение;

3) такое отклонение от социальных норм, при котором человек не идентифицируется как девиант;

4) первое, ранее не встречавшееся отклонение у данного индивида.

21. Какой из «социальных лифтов» процесса мобильности является основным в современной обществе:

1) личные способности индивида;  2) стремление индивида занять более привлекательную социальную позицию;  3) конкуренцию между индивидами;  4) социальный институт.

22. Форма учтивой речи называется в Японии:

1) кэндзёго;  2) сонкэйго;  3) тэйнэйго;  4) фуцуго.

23.  Понятие «политическая власть» в правовом государстве – это :

1) использование элитой своих преимуществ;

2) правление слабыми со стороны сильных;

3) делегирование обществом государству политических полномочий;

4) умение навязывать волю другому.

24. Философский  смысл притчи о « о буридановом осле» заключается в проблеме:

1) красоты;   2) свободы воли;   3) человеческих взаимоотношений;    4) познания

25. По какому принципу образован ряд: архантроп, палеоантроп, неоантроп:

1) древние люди;  2) древнейшие люди;   3) этапы антропогенеза;  4) человек современного вида

26.  Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Согласно закрепленным и избирательно сохраняемым элементам социокультурного опыта к свадьбе нужно было готовиться особым образом. 

1) обычай;     2) обряд;    3) традиция;   4) этикет.

27. Инг является божеством:

1) индуистской мифологии;  2) кельтской мифологии;  3) германской мифологии;

4) корейской мифологии.

28. Прочтите стихотворный отрывок и определите, как называется философская позиция, занятая автором отрывка: « Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслаждения, все прочее поверь – одна лишь суета» (О.Хайям)

1) гедонизм;    2) эпикурейство;   3) эгоцентризм;    4) стоицизм.

29. По источнику формирования органы государственной власти делятся:

1) на первичные;  2) на вторичные;  3) на федеральные;  4) на производные.

30. Ни одно из противоположных положений не может быть более или менее достоверным, чем другое. Какой философской школе принадлежит данная мысль:

1) стоики;    2) сенсуалисты;    3) киники;     4) скептики.

                                                                             Олимпиада по обществознанию 9 класс                        

1. Цена товара возрастает, если:

1) спрос возрастает в 3 раза, а предложение повысится в 3 раза;  2) спрос остается неизменным, а предложение уменьшится;

3) спрос уменьшится, а предложение возрастет;  4) спрос и предложение останутся неизменными.

2. С.С. Фролов выделяет пять основных признаков социального института, к которым не относятся:

1) установки и образцы поведения;   2) символические культурные признаки;  3) утилитарные культурные черты;         4) автономность и суверенность по отношению к другим институтам.

3. Какое продолжение фразы верно: философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, - это:

1) автономия;     2) движение;    3) сознание;   4) бытие

4. Понятие «политическая власть» в правовом государстве – это :

1) использование элитой своих преимуществ;

2) правление слабыми со стороны сильных;

3) делегирование обществом государству политических полномочий;

4) умение навязывать волю другому.

5. Ниал является божеством из мифологии:

1) ацтеков;  2) кулин;  3) нуэр;  4) ади.

6.  Укажите, что из перечисленного является одновременно элементом культуры и социальным институтом:

1) семья;    2) искусство;    3) наука;    4) реклама

7. К эмпирическим методам не относится:

1) наблюдение;    2) эксперимент;     3) сравнение;    4) формализация

8. К личным неимущественным правам автора относятся права:

1)  авторства - признание автором созданного произведения;

2) на имя - использование произведения под своим подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени (анонимно);

3) на наследование авторских прав – право наследования по закону или по завещанию;

4) на обнародование - обнародование или разрешение обнародования произведение в любой форме, включая право на отзыв.

9. Принципом демократического судопроизводства является:

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения;

2) возможность отстранения судей Президентом РФ;

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях;

4) гласность судебного разбирательства.

10. Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы:

А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы как индивидуально, так и в объединении с другими гражданами.

1) верно только А;    2) верно только Б;    3) верно и А и Б;     4) оба суждения не верны.

11. Примером общественного блага в экономике является:

1) одежда;   2) оборона;    3) оборудование;    4) театр.

12. В число «четырех исполинов национальной науки» в Японии не входит:

1) Мотоори Норинага;  2) Камо Мабути;  3) Накаи Такэяма;  4) Када Адзумамаро.

13. Что является лишним в ряду:

1) «Совершенный Бог не мог создать что-либо несовершенное».

2) « Не даем мы тебе, О Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений в пределах установленных нами законов».

3) «Измените сознание, и вслед за этим изменится сама реальность».

4) «Человек – суверенная личность, не привязан к той или иной социальной структуре, способен гибко строить свои отношения с другими людьми, погружаясь в различные социальные общности».

14. Оппозиционным религиозным учением в Индии является:

1) индуизм;  2) брахманизм;  3) джайнизм;  4) буддизм.

15. Прочтите отрывок и укажите, о какой ранней форме религии говорится в нем:

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?» ( А.С.Пушкин)

1) магия;      2) тотемизм;       3) анимизм;       4) фетишизм

16. По характеру компетенции органы государственной власти делятся:

1) на органы общей  компетенции;  2) на органы особой компетенции;

3) на органы частичной компетенции;  4) на органы специальной  компетенции.

17.  Английский философ Ф.Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков  и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов». Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем : Чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.

1) «идолы рода»;     2) «идолы пещеры»;     3) «идолы рынка»;    4) «идолы театра»

 

18. Что НЕ относится к чертам характера человека:

1) решительность;   2) трудолюбие;    3) обливание холодной водой;    4) самокритичность.

19. Природа вещей непознаваема. Все можно доказать и опровергнуть. Какой философской школе принадлежит данная мысль:

1) стоики;    2) сенсуалисты;    3) киники;     4) скептики.

19. Он не был ни пророком, ни религиозным деятелем, скорее его можно назвать моралистом и философом, но в то же время он стал основателем одной из религий Востока. О ком идет речь:

1) Кун Фу-цзы;      2) Сиддхартха Гаутама;    3) Гуру Нанак;    4) Заратуштра.

20. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:

1) социальные группы;             2) поведение личности, ее мотивацию и структуру;

21. Какое понятие является лишним  в ряду:

1) противоправность поведения потерпевшего;         2) незнание данной правовой нормы;

3) несовершеннолетие виновного;                                4) явка с повинной.

22.  Прочитайте стихотворный отрывок и определите, какая философская позиция представлена в нем:

Выдь не из звездного нежного ложа,

боже железный, огненный боже,

боже не Марсов, Нептунов и Вег,

боже из мяса бог человек!

1) теоцентризм;     2) антропоцекнтризм;    3) геоцентризм;     4) гелиоцентризм

23. Сам является персонажем:

1) тибетской мифологии;  2) индийской мифологии;  3) иранской мифологии;  4) корейской мифологии.

24.  Этот термин связан с  общественным развитием  и в    переводе с латинского обозначает «идущий назад». О каком общественном понятии идет речь:

1) прогресс;    2) регресс;   3) ретроград;   4) президент

25. Политическое течение, сторонники которого отстаивали заговорщическую тактику в революционной борьбе:

1) вольтерьянство;    2) бланкизм;   3) анархизм;   4) марксизм.

 26. К типу архаического сознания относится следующая характеристика:

1) Общие норы представляются исходящими не от людей, а от Бога;

2) Восприятие человеческой личности как ценности;

3) Знание иррационально, основано на чувстве, а не на разуме.

4) Убеждение в слабости человека, ощущение недостижимости идеала.

27. Критерием общественного прогресса не может выступать:

1) переход общества от простых, менее развитых форм к более развитым,  сложным;

2) развитие производительных сил;    3) прогресс науки  техники;

4) усиление господства человека над природой.

28. Общий срок действия авторского права длится:

1) в течение всей жизни автора;  2) в течение всей жизни автора и жизни его первого прямого наследника;

3) в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти;  4) в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти или смерти его последнего соавтора.

29. Прочтите стихотворный отрывок и определите, как называется философская позиция, занятая автором отрывка.

Род человеческий ведь из единого корня выходит.

Ведь Вседержитель – один родитель всего в этом мире.

Он заключил наши души в тела, устремленные к свету.

В смертных знанье вложил о высоком их корне не зря ведь!

Что ж ты кричишь, человек, о знатности рода, о предках  (С.Боэций)

1) креационизм;     2) космогония;   3) антропология;    4) онтология.

30. Лев Толстой в молодые годы проштудировал полное собрание сочинений этого философа, а пушкинская Татьяна зачитывалась одним из его романов. Он родился в Женеве, систематического образования не получил. Много путешествовал. Имея музыкальные способности, он сочинял музыку и даже разработал новую систему записи нот при помощи цифр, которая, правда, была отвергнута. Кто этот философ:

1) Л.Фейербах;    2) Д.Дидро;    3) Г.Гегель;    4) Ж.Ж.Руссо.

 

                    Олимпиада по обществознанию 10 класс                        

1. По  порядку  реализации  полномочий  органы  государственной  власти осуществляют  свою  деятельность:

1) коллегиально;  2) взаимоотчетно;  3) независимо;  4) единолично.

2. Структура мироздания в славянской мифологии включает следующие части:

1) явь;  2) навь;  3) ставь;  4) правь.

3. Квот является божеством из мифологии:

1) ацтеков;  2) кулин;  3) нуэр;  4) ади.

4. Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы государства являются:

1) принадлежность государственной власти;  

2) целенаправленность государственной власти;

3) порядок осуществления государственной власти;  

4) открытость/ закрытость государственной власти.

5.Основным и решающим критерием истины является:

1) самоочевидность;         2) публичное признание;        3) консенсус                                                                                                         4)ни один из выше названных постулатов.

6. Примером общественного блага в экономике является:

1) одежда;   2) оборона;    3) оборудование;    4) театр.

7. Что является лишним в логическом ряду:

1) семья;    2) образование;    3) политические партии;   4) государство.
8.Что НЕ является признаком патриархальной семьи:

1) стремление молодой семьи жить отдельно;       2) отсутствие ограничения рождаемости;

3) выбор брачного партнера из другой социальной группы;                                                                                        4) совместное проживание нескольких поколений.

9. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:

1) традиционное общество;   2) общество, переживающее процесс сдвига;   3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления;  4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.

10. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:

1) социальные группы;            

 2) поведение личности, ее мотивацию и структуру;

3) монолитность многообразного общества;  

4) социальное неравенство.

11. Для традиционного китайского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:

1) белое или черное;  2) белое и есть черное;  3) белое станет черным;  4) нет ни белого, ни черного.

12. Что является лишним:

1) выплата пособий по безработице;  

2) повышение учетной ставки процента;  

3) регулирование правительственных расходов и доходов;  

4) снижение налогов;

13. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:

1) традиционное общество;   2) общество, переживающее процесс сдвига;   3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления;  4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.

14. Разновидностями гидронимов являются:

1) потамонимы;  2) оронимы;  3) лимнонимы;  4) гелонимы.

15. Основными функциями религии являются:

1) компенсирующая;  2) социализирующая;  3) интегрирующая;  4) регулирующе-контролирующая.

16. Неприятное психологическое состояние, возникающее у человека при неудовлетворении значимых для него потребностей или неудачах в достижении значимых для него целее:

1) депрессия;         2) паника;      3) прострация;      4) фрустрация

17. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития:

1) популизм;    2) легитимность;   3) этатизм;  4) остракизм

18. Прочтите отрывок и укажите, о какой ранней форме религии говорится в нем:

 « Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным, извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается, и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение» (Мифы Древней Греции):

1) магия;      2) тотемизм;   3) анимизм;   4) фетишизм.

19. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.

1) суверенитет;     2) автономия;    3) автаркия;     4) федерация

20. Английский философ Ф.Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков  и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов» . Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем:  «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М.Исаковский):

1) «идолы рода»;     2) «идолы пещеры»;     3) «идолы рынка»;    4) «идолы театра»

21) Природа совершенна и гармонична, а цивилизация губительна. Какой философской школе принадлежит данная мысль:

1) стоики;    2) сенсуалисты;    3) киники;     4) скептики.

22. Кто является лишним в ряду:

1) А.Шопенгауэр;    2) Л.Фейерах;     3) И. Фихте;   4) Г.Гегель.

23. Основными типами государства в соответствии с формационным подходом являются:

1) первобытнообщинное;  2) рабовладельческое;  3) феодальное;  4) буржуазное.

24. Что является лишним в ряду:

1) предупреждение;    

2) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

3) компенсация морального вреда;    

 4) дисквалификация.

25. Что лишнее в ряду:

1) «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;

2) « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;

3) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»;

4) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами их материального  жизненного процесса».

26. Этот человек одна из величайших загадок   XX  столетия. Американский антрополог, автор двенадцати книг. Главное событие, коренным образом изменившее его жизнь, произошло в 1960 году, когда он встретил Дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. О ком идет речь:

1) К.Кастанеда;      2) Н.Рерих ;    3) Л.Лики;    4) Д.Белл.

27. Укажите « лишнее» понятие:

1) образование;     2) брак;    3) трудовой коллектив;   4) религия.

28. Какое продолжение фразы верно: философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, - это

1) автономия;     2) движение;     3) сознание      4) бытие

29. Религиозное учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма:

1) Дзэн-буддизм;     2) каббала    3) мюридизм;   4) панисламизм.

30. Ёнсон имеет отношение:

1) к японской мифологии;  2) к корейской мифологии;   3) к китайской мифологии;  4) к вьетнамской мифологии.

                    Олимпиада по обществознанию 11 класс                          

1. К методам научного познания НЕ относится

1) наблюдение;    2) анализ;    3) суждение;    4) моделирование.

2. Является «лишним» в ряду:

1) табу;    2) язык;    3) законы;     4) нравы.

3. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:

1) традиционное общество;   2) общество, переживающее процесс сдвига;   3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления;  4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.

4. Ёнсон имеет отношение:

1) к японской мифологии;  2) к корейской мифологии;   3) к китайской мифологии;  4) к вьетнамской мифологии.

5.  Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.

1) суверенитет;     2) автономия;    3) автаркия;     4) федерация

6. Человек, утративший историческую память, нравственные и духовные ценности, духовную связь со свои народом – это:

1) манкурт;     2) космополит;    3) эгоист;    4) аферист

7. Эффект масштаба наиболее сильно реализуется в условиях:

1) совершенной конкуренции;   2) олигополии;   3) монополии;   4) монопсонии.

8. Для индийского (индуистского) мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:

1) белое или черное;  2) белое и есть черное;  3) белое станет черным;  4) нет ни белого, ни черного.

9. Что лишнее в ряду:

1) «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;

2) « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;

3) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»;

4) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами их материального  жизненного процесса».

10. Английский философ Ф.Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков  и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов» . Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем:  «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М.Исаковский):

1) «идолы рода»;     2) «идолы пещеры»;     3) «идолы рынка»;    4) «идолы театра»

11. Квот является божеством из мифологии:

1) ацтеков;  2) кулин;  3) нуэр;  4) ади.

12. В утверждении «возрожденного синтоизма» основное участие принимал:

1) Ямадзаки Ёсинари;  2) Хирата Ацутанэ;  3) Симидзу Хамаоми;  4) Такада Йосэй.

13.  Этот термин связан с  таким общественным явлением как  наука и просвещение и в    переводе с латинского обозначает «затемняющий». О каком общественном понятии идет речь:

1) агностицизм;    2) абстрагирование;   3) обскурантизм;   4) энциклопедизм.

14. Для европейского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:

1) белое или черное;  2) белое и есть черное;  3) белое станет черным;  4) нет ни белого, ни черного.

15. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится в нем: « Каждый вечер  мальчик и девочка покидали маленький домик у подножья горы и шли по тропинке к источнику. Когда они возвращались домой, неся вдвоем полное ведро, Мани – луна сияла им и восхищалась их красотой. Однажды вечером, когда Хьюки т Бил  несли ведро воды домой, всемогущая Мани спустилась вниз и унесла детей на небо. С тех пор каждый месяц, когда луна убывала, сначала Хьюки падал с нее, затем Бил следовала за братом». ( Скандинавские саги):

1) магия;      2) тотемизм;       3) анимизм;       4) фетишизм

16. Социально-политическое и религиозно-философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс:

1) марксизм;     2) толстовство;    3) буддизм;    4) гандизм

17. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. «Ни одно из известных обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных  социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение»:

1) стратификация;     2) мобильность;    3) иерархия;   4) структура

18. Какому философскому течению XX  века принадлежит высказывание: «Человек как свободное существо ответственен за все совершаемое им, а также за все творящееся вокруг, потому что живет в происходящем, осознает его и является участником»:

1) позитивизм;    2) экзистенциализм   3) прагматизм   4) фрейдизм.

19. Какая фаза не является составной частью циклического развития экономики:

1) кризис;    2) выход из кризиса;   3) депрессия;   4) оживление.

20.  Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы государства являются:

1) принадлежность государственной власти;  2) целенаправленность государственной власти;

3) порядок осуществления государственной власти;  4) открытость/ закрытость государственной власти.

21. Проанализируйте стихотворный отрывок, в котором в образной форме раскрыто известное вам из курса обществознания понятие: « В лавке не зарься на первую зелень, но мимо не следуй. Драхму возьми лишь одну, сможешь купить требуху. Ныне и смокву за драхму возьмешь, а помедлить, их купишь тысячу. Для бедняков – время поистине бог»  (Филодем)

1) конкуренция;      2) величина спроса;    3) рынок;    4) деньги

22. О каком понятии идет речь: нелюбовь к людям, человеконенавистничество:

1) фашизм;       2) геноцид;      3) мизантропия;    4) сегрегация

23.Какой общественный термин обозначает процесс, отраженный в образной форме:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуется мной,

Не я один. Нас много. Я – живой  ( Н.Заболоцкий)

1) социальная роль;    2) статус;     3) социализация;    4) адаптация.

24. Что является лишним в ряду:

1) теория;   2) гипотеза;    3) восприятие;     4) сопоставление

25. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:

1) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

2) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;

3) обладать властью над другими членами группы;

4) уметь мотивировать к деятельности других членов группы.

26. К типу архаического сознания относится следующая характеристика:

1) Общие норы представляются исходящими не от людей, а от Бога;

2) Восприятие человеческой личности как ценности;

3) Восприятие себя как части целого, слияние с коллективом;

4) Убеждение в слабости человека, ощущение недостижимости идеала.

27. Какое понятие является лишним в ряду :

1) Правительство РФ;                     2) Министерство образования и науки;                                                                     3)Комитет Государственной Думы по охране здоровья:

4) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

28. Для традиционного китайского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:

1) белое или черное;  2) белое и есть черное;  3) белое станет черным;  4) нет ни белого, ни черного.

29. Назовите философскую позицию называемую автором.

Все люди смертны – от костлявой

Никто из принцев не уйдет.

Умрет и правый и неправый.

Задует ветер – все сметет (Ф.Вийон)

1) материализм;     2) идеализм;     3) фатализм     4) антропоцентризм

30. Знаменитый немецкий философ очень любил пить кофе. Когда этот идеалист переехал в Бамберг в 1808 он написал своему другу И.Нитхаммеру, что в городе все хорошо, только не хватает ему любимой вещицы – кофеварки. О каком философе идет речь.    1) Г.Гегель;   2) И.Кант;   3) О.Шпенглер   4) Ф. Ницше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 уч. г

В аналитической справке представлены результаты проведения всероссийской олимпиады по физической культуре (школьный этап)...

Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по технологии

Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников  2012/2013 учебного года по технологии...

Олимпиады по истории 2013

Задания можно использовать как на уроках истории и как самостоятельные задания...

задания для 9 класса школьного этапа олимпиады по химии 2013 год

Задания олимпиады по химии (школьный этап, 9 класс, 2013-2014 уч.г.)...

задания для 10 класса школьный этап олимпиады по химии 2013

задания к олимпиаде по химии (школьныйы этап, 10 класс, 2013-2014 уч.г.)...