Основы ландшафтного дизайна
рабочая программа по естествознанию (7 класс) по теме

Платонова Наталия Валерьевна

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_landshaftnogo_dizayna.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу основы ландшафтного дизайна

 

для  7а и 8-х  классов    II  ступени образования

Срок реализации 2013-2014 учебный год

 

 

                                                                                                        Составитель программы

2013г.

Пояснительная записка

 Программа предназначена для учащихся 7-8 классов. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна. Она направлена на рассмотрение ведущего принципа школы: гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования.

 В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем.

 Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.

Цель курса:

1. Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

2. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям.

3. Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.

4.  Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом  цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых  растений, элементами декоративного оформления мини-участков.

2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна.

3. Воспитывать любовь к природе.

Знания:

-  о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

-  об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

-  о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий  разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства.

Умения и навыки:

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их   биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

-  создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;

-  рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;

- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.

Содержание программы

  Тема 1. Введение. (1 час)

Вводная лекция. Ландшафтный дизайн, его принципы.

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность. Цели и задачи курса. Входная диагностика.

Тема 2. История ландшафтного дизайна.(3 часа)

История создания и развития садово-парковых ландшафтов. Ассиро-Вавилония.  Египет. Древняя Греция.  Древний Рим.

Всемирно-известные дизайны в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения ландшафтной планировки.

 Тема 3. Стили ландшафтного дизайна (9 часов)

Всемирно-известные стили ландшафтной планировки. Известные сады и парки. Выбор стиля. Дизайнерские решения. Характер сада. Основные правила ухода.

  Практическая работа №1 «Характеристика  стиля»

Тема 4. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.(3 часа)

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.

Практическая работа №2 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка».

Тема 5. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (8 часов)

Типы посадок травянистых растений. Композиции из деревьев и кустарников. Клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордер, газон, альпийские горки (рокарии). Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. Живые изгороди, вертикальное озеленение.

 Практическая работа №3 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона». Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.

 Практическая работа №4 «Альпийская горка»

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному назначению. Насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.).  Насаждения ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.). Насаждения специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.

 Тема 6. Дополнительное оборудование.  (2 часа)

Свет в ландшафтном дизайне. Системы полива и дренажа. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.

 Тема 7.  Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (2 часа)

Услуги ландшафтного дизайнера, Престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории. Влияние рынка на стоимость услуг.

 Практическая работа №5 «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».

Ландшафтный дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.

 Тема 8. Технология выращивания цветковых растений (2 ч.)

Условия выращивания цветковых растений.

 Практическая работа №6 Планирование и разбивка участка по проекту.

Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.

Обработка почвы. Высадка посадочного материала.

 Тема 9. Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.(1 часа)

Практическая работа №7 «Элементы ландшафтного дизайна на территории школы» (выполнение одного из разработанных проектов).

Тема 10. Заключительное (зачетное) занятие (1 час)

Критерии достижений.

Образцы заданий

1. Собрать коллекцию семян посадочного материала.

2. Описать морфофизиологические особенности растений, выбранных для проекта.

Темы рефератов

1. Сады Семирамиды. 2. Цветочные часы. 3. Парковый дизайн Санкт-Петербурга. 4. Парковая культура различных улиц. 5. Парковый дизайн Петергофа. 6.  История озеленения города Миллерово. 7. Озеленение улиц. 8. Озеленение помещений.

Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

 Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то работа может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением педколлектива представлена на конкурсе и т. п.

 Таким образом, разработка  курса  «Ландшафтный дизайн» способствует развитию учащимися коммуникативности, умению обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее, например, при защите проекта, презентаций. В ходе написания рефератов и других видов отчетности  школьниками закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию. Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти учебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.

  В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

- устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса (например: «Развитие садово-паркового строительства в России», «Знаменитые сады и парки мира: Версаль» и т. д.);

- составление списков декоративных культур, используемых в озеленении пришкольных участков города (например, «Ассортимент растений открытого грунта (однолетники)» и т. п.);

-  создание проектов озеленения отдельных территорий пришкольного участка (или, например, около торгового павильона, детского сада и т. д. по договоренности);

- составление фотоальбома (буклета, мультимедийной презентации) «Элементы ландшафтного дизайна на территории... (района, города и т. п.);

- составление кратких рекомендаций по использованию в озеленении отдельных биологических групп растений (например, «Лианы и их применение в вертикальном озеленении», «Газоны» и т. д.).

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности о работе из предложенного перечня, тему реферата (или определить свою), территорию для создания проекта, изучаемую группу декоративных растений.

 Содержание курса реализуется на основе взаимосвязи теории и практики. Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер. Выполнение практических заданий начинается в аудитории и логически продолжается в заданиях на дом. Изучение Раздела 3 позволяет последовательно подойти к разработке ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения. В процессе проектирования учащиеся должны уметь выполнять несложные планы и эскизы: садового участка, схем посадки растений, растительных композиций. Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне. В Разделе 2 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля. Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.

 На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся. В практической работе рекомендуется применять карточки-задания для повышения оперативности действий учащихся. Целесообразно оформлять результаты заданий в табличной форме для развития навыков анализа, обобщения, систематизации полученных знаний.

 Для проведения практических занятий группа учащихся делится на малые группы, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход в предметно-практической деятельности. Основная часть практических заданий предполагает индивидуальную форму работы. Однако результат выполнения некоторых практических заданий к темам и отдельных этапов практики дизайн-проектирования будет эффективнее при выполнении в паре или в малой группе (3–5 человек). К примеру, такой этап проектирования, как «Работа с заказчиком», следует проводить в форме ролевого диалога. Задачи творческого характера эффективнее решаются в малой группе при использовании метода мозгового штурма. Графическое оформление практических заданий каждый учащийся выполняет индивидуально. Групповая форма работы при выполнении дизайн-проектов позволяет учащимся приобрести не только собственный, но и опосредованный опыт творческой, проектной деятельности.

 Учебная экскурсия способствует расширению кругозора, накоплению визуальных впечатлений, которые впоследствии могут стать основой для творчества. Зачет как итоговую форму контроля успешности усвоения курса целесообразно проводить в активной форме как итог-презентацию дизайн-проекта, выполненного в процессе деловой игры. Материалы папки практических заданий (содержащей результаты выполнения практических заданий по всем темам) и личный опыт проектной деятельности учащихся смогут впоследствии использовать в дальнейшем обучении.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Количеств часов:

          всего 34 часа;

          в неделю 1 час

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Введение.

1

1

Ландшафтный дизайн, его принципы

1

История ландшафтного дизайна.

3

2

Ассиро-Вавилония. Египет. Др. Греция. Др. Рим.

1

3

Парковый дизайн в Средневековье и эпоху Возрождения

1

4

Новое время в ландшафтном дизайне.

1

Стили ландшафтного дизайна

9

5

Регулярный и пейзажный стили.

1

6

Итальянский и  пасторальный сады

1

7

Английский пейзажный и русский сады.

1

8

Исламский и мавританский стили.

1

9

Китайский и японский сады.

1

10

Сады в стиле модерн. голландский сад.

1

11

Американский колониальный и сельский сады.

1

12

Развитие садового искусства в России.

1

13

Сад в природном стиле, романтический сад. Практическая работа №1 «Характеристика  стиля»

1

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве

3

14

Общие сведения о травяных растениях

1

15

Понятия о древесных растениях. Декоративность. Практическая работа № 2 « Сбор семян декоративных растений»

1

16

Практическая работа №3 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка».

1

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях

8

17

Газоны. Типы газонов. Семена газонов. Устройство. Рулонные газоны.

1

18

Кустарники и бонсаи Клумбы. Рабатки. Бордюры. Миксбордеры. Вазоны. Розарии

1

19

Деревья-крупномеры. Одиночные посадки

1

20

Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды.

1

21

Альпийские горки (альпинарии) и рокарии. Садовые дорожки, патио. 

1

22

Подпорные стенки и мостики. Беседки, перголы, павильоны, арки.

1

23

Практическая работа №4 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона».

1

24

Практическая работа  №5 «Альпийская горка» (этапы проектирования)

1

Технология выращивания цветковых растений (агротехника)

2

25

Условия выращивания цветковых растений.

1

26

Практическая работа №6 Планирование и разбивка участка по проекту.
Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.
Обработка почвы. Высадка посадочного материала.

1

Дополнительное оборудование

3

27

Свет в ландшафтном дизайне.

28

Системы полива и дренажа.

29

Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.

Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества

2

30

Проектирование ландшафтного дизайна.

1

Документация для проекта

Стоимость ландшафтного проекта

31

Практическая работа №7«Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».

1

Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области.

1

32

«Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области» (в г. Чебоксары, п. Кугеси: парки, ботанические сады).

1

33

Итоговая конференция. Выставка и презентация отчётных работ учащихся. Подведение итогового прохождения курса.

1

34

Резерв

1

Рекомендуемая литература:

  • для учителя:
  1. Дрягина И.В., Кудрявец Д.Б. Цветы для Подмосковья. М.: Московский рабочий, 1982.

  1. Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие. М.: АКАкадема, 2004.

  1. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004..

  1. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005.

  1. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М..: Архитектура-С, 2003.

  1. Минервин Г.Б., Шимко Т.В., Ефимов А.В. Дизайн. Словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004.

  • для учащихся:
  1. Кингсбери Н. Основы озеленения сада. М.: Кладезь-Букс, 2003.

  1. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. – М., 2004.

  1. Лимаренко А., Палеева Т. Атлас садовых растений. М.: Эксмо, 2004.

  1. Энциклопедия лекарственных растений. М.: Ридерз Дайджест, 2004.

  1. Дивный сад без лишних хлопот. М.: Ридерз Дайджест, 1999.

  1. 1000 советов и идей для вашего сада. М.: Ридерз Дайджест, 2000.

  1. Журнал «Мой прекрасный сад». 2000-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн  - определениеОсновные положенияКомпонентыМалые архитектурные формы...

Ландшафтный дизайн школьного участка

В материале изложнено, как школьники участвуют в создание уюта на пришкольном участке, фото школьной территории....

Программа элективного курса "Основы ландшафтного дизайна"

Человек, как и всё живое на Земле, не может существовать изолированно от природы. Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Р...

Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Основы ландшафтного дизайна»

Пояснительная записка  Человек, как и всё живое на Земле, не может существовать изолированно от природы. Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Растения, используемые...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

Методическая разработка занятия " Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна "для дистанционного обучения.

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по ландшафтному дизайну....