Уроки - лекции по естествознанию
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему

Федякова Виктория Владимировна

уроки для 10 класса по естествознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_lekcii_po_paragrafam_estestvoznaniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

§35 Клеточный уровень организации живых систем (урок – лекция)

Цель урока: сформировать у учащихся знание живые организмы на Земле существуют в виде эукариот: показать строение эукариот на примере животной клетке.

Изучение материала:

1) Повторить основные постулаты клеточной теории Теодора Шванна:

- все живые организмы состоят из клеток;

- клетка – организм, элементарная единица жизни;

- клетки образуются в результате деления;

2) 1925 год – французский исследователь Шаттон разделил живые организмы на:

 - эукариоты

- прокариоты

- вирусы (внеклеточные формы жизни)

3) Рассмотреть термины ”компартмент” – это замкнутые отсеки внутри клетки;”органелла” – это компартменты, которые окружены мембраной и имеют полость.

4) Повторить и рассказать новое о строении эукариот на примере животной клетке (можно по таблице или на микропрепарате)

Плазмат.                                                         Ядро

 мембрана             Эукариоты        

             

                                                                   Митохондрии

Цитоплазма        

                       Аппарат      ЭПС     Лизосомы

                     Гольджи  

Далее подробно рассмотреть каждый компонент и записать в таблицу (подробно остановиться на плазматической мембране).

Д/З - §35, повторить митоз по рисунку в учебнике

                   Страница из тетради ученика

1.Постулаты клеточной теории Т.Шванна:

     а) все живые организмы состоят из клеток;

     б) клетка – организм, элементарная единица жизни;

     в) клетки образуются в результате деления;

2.Живые организмы:

    а) эукариоты;

    б) прокариоты

  в) вирусы (внеклеточные формы жизни)

3. Строение клетки эукариот

Плазмат.                                                         Ядро

 мембрана             Эукариоты        

             

                                                                   Митохондрии

Цитоплазма        

                       Аппарат      ЭПС     Лизосомы

                     Гольджи  

§36 Разнообразие клеток и неклеточные формы жизни (урок – лекция)

Цель урока: сформировать представление о многообразии жизни на Земле

Изучение материала:

1.Повторить особенности строения растительной клетки

    а) мембрана состоит из целлюлозы, которая препятствует образованию перетяжки при делении цитоплазмы клетки в телофазе митоза

   б) пластиды:

   - хлоропласты (участвуют в фотосинтезе)

   - хромопласты (окраска плодов)

   - лейкопласты (накопление крахмала, жира, белков)

   в)вакуоль (и) – запас питательных веществ, выведение в них вредных продуктов

2.Повторить функции клеток

  - как одноклеточный организм: клетка выполняет все функции одна (клеточный уровень)

  - как многоклеточный организм или колония: каждая группа клеток выполняет определенную функцию (ткань),(организменный уровень)

3.Рассмотреть строение5 клетки прокариот на примере бактерий

   - нет оформленного ядра

   - нет клеточных компартментов

   - вещества в клетку попадают через мембрану путем диффузии

   - над мембраной – каркас, состоящий из сахара и аминокислоты

   - над каркасом – слизистая капсула

   - нет цитоскелета

   - внутри нет оформленного ядра, а есть нуклеоид (похож на ядро, но имеет вид замкнутого кольца)

4.Рассмотреть строение вируса

а) 1892 год Ивановский обнаружил вирусы, которые вызывали заболевание табака

б) состоит из ДНК или РНК, который окружен белковой оболочкой – капсидом

в) вирусы могут проникать в клетку – хозяина путем

- пиноцитоза (с жидкостью)

- бактериофаги (поселяются в клетках бактерий). Они не способны к пино – и фагоцитозу и, поэтому, их капсид устроен как шприц, который прокалывает клеточную стенку, и впрыскивают свою ДНК или РНК. Она реплицируется, что приводит к гибели клетки – хозяина.

г) вирусы способны переносить клетки – онкогены, которые встраиваются в геном клетки и преобразуют ее в раковую.

Д/З - §36

                      Страница из тетради ученика

1.Особенности растительной клетки

- мембрана состоит из целлюлозы

- пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)

- вакуоль (и)

2.                            Функции клеток

             

одноклеточный организм            многоклеточный организм

(выполняет все функции             (группа клеток, выполняющая

одна клетка)                                   определенную функцию – ткань)    

3.Строение прокариот

 - слизистая капсула

 - каркас

 - мембрана

 - вместо ядра замкнутая в виде кольца ДНК

 - нет клеточных компартментов

4.Вирус

а) внутри ДНК или РНК

б) сверху – капсид

                       Способы проникновения  

           

Пиноцитоз (с жидкостью)          Бактериофаги (прокалывают клетку –

                                                     Хозяина с помощью капсида –

                                                      ”шприца”). Переносят онкогены

§37 Популяции и процессы их регуляции (урок – лекция)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни организмов на Земле в определенных рамках существования.

Изучение материала:

1 вариант  

1.Вспомнить определение популяции – это элементарная единица надорганизменного уровня организации живого.

2.Рассмотреть

                Распределение особей в популяциях

   

Скученное                     случайное (не стремятся     равномерное

(скапливаются, где       образовывать скопления)     (живут на своем

благопр. среда)                                                              месте)

3.Рассмотреть параметры популяции

- численность – ее невозможно подсчитать и для оценки вводится параметр ”плотность популяции” (это число ососбей на единицу площади или объема)

                            Она зависит от соотношения:

Смертности

Рождаемости

Связана со стратегией размножения (рассм. рис.)

Зависит от плодовитости

Типы кривых выживания:

- 1 тип: смертность до определенного возраста низкая, а затем быстро возрастает (хар – на для человека и млекопитающих)

Определяет число потомков, которые производит одна особь

- 2 тип: относительно постоянная смертность (хар – на для птиц, ящериц, копытных)

Например,1) у рыб большое количество икринок, но заботу о потомстве они не проявляют и сами их еще едят

- 3 тип: смертность в ранний период высокая, а в поздний низкая (хар – на для рыб, беспозвоночных, насекомых, растений)

                  2) у императорского пингвина – 1 яйцо, которое охраняется и согревается. Вопрос: какая же стратегия размножения лучше: произвести огромное количество малоприспособленных потомков, на которых тратится огромное количество энергии впустую при размножении, т.к. 1%доживает до репродуктивного возраста, или 1 потомка (приспособленного), но в случае его гибели популяция может погибнуть

Ребята на основе текста учебника и рисунков рассматривают пирамиды возрастов

4.Рассмотреть регуляцию численности популяций (Рисс.)

Факторы, регулирующие численность популяций:

1) независящие от плотности популяций (климатические, катастрофы, доступность мест обитания и т.д.)

2) зависящие от плотности популяций (внутривидовая конкуренция между живыми существами, места для гнездования, межвидовые взаимоотношения и т.д.)

5.Рассмотреть колебания численности популяций

- непериодические (носят непредвиденный характер, например, ураган, пожар и т.д.)

- периодические (сезонные)

2 вариант: можно показать фильм с фрагментами популяций и задать вопросы.

Д/З - §37,сам – но прочитать влияние человека на динамику численности популяций

                     Страница из тетради ученика

1.Популяция – это это элементарная единица надорганизменного уровня организации живого (или: это совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида)

2.Распределение особей в популяциях: - скученные

                                                                    - случайные

                                                                    - равномерные

3.Параметры популяции

                                      Численность

                                               

                              Плотность популяций

                                                             

                Рождаемость                 Смертность

                                                         Типы кривых выживания:

                                                          1 –

                                                          2 –

 

                                                          3 –

4.Факторы, регулирующие численность популяций

Независящие от плотности популяций

Зависящие от плотности популяций

климатические, катастрофы, доступность мест обитания и т.д.

внутривидовая конкуренция между живыми существами, места для гнездования, межвидовые взаимоотношения и т.д.

5.Колебания численности популяций

- непериодические (носят непредвиденный характер, например, ураган, пожар и т.д.)

- периодические (сезонные)

§38 Принципы организации экосистем. Биосфера (урок – лекция)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о самом высоком иерархическом уровне – биосфере; о взаимоотношении между живыми организмами в экосистеме; представление о том, что биосфера – это множество экосистем.

Изучение материала:

1.Повторить: - определение экосистемы – это элементарная функциональная единица живой природы, в которой осуществляется взаимодействие между живыми и неживыми компонентами, происходит круговорот веществ и энергии.

                      - состав экосистемы

                       а) неорганические вещества (углерод, азот, углекислый газ, вода)

                       б) органические вещества (белки, жиры, углеводы)

2. Рассмотреть состав экосистемы

- продуценты (автотрофы, которые могут воспроизводить органические вещества из неорганических – растения)

- консументы (гетеротрофы, которые питаются другими организмами)

- редуценты (гетеротрофы, разлагающие органические вещества – бактерии, грибы)

3.Рассмотреть пищевые (трофические) цепи

Каждое звено цепочки – это трофический уровень, поскольку энергию в нем организмы получают через одинаковое число посредников

1 звено – продуценты: создают живое вещество – первичную биомассу

2 звено – консументы 1 порядка: потребляют это вещество (животные – фитофаги)

3 звено – консументы 2 порядка: потребляют консументов 1 порядка и т.д.

Рассмотреть рисунок в учебнике (цепь питания)

Но не все организмы, составляющие трофические уровни, съедаются, поэтому, на всех уровнях, начиная со второго, включаются редуценты (питаются мертвыми органическими веществами)

Детритные цепи – это цепи, состоящие из 1 звена (организм, питающийся мертвыми органическими веществами)

Все пищевые цепи переплетены и образуют пищевые сети – это каркас экосистем. Если нарушить сеть, то может произойти ее распад

4.Рассмотреть трофическую структуру экосистемы и энергетику.

На каждом уровне теряется 10 – 20 % энергии, следовательно, энергия убывает в пищевых цепях и ограничивает их длину.

Трофическая структура может быть выражена в виде пирамид численности, биомассы и энергии.

Форма пирамид численности зависит от размеров и увеличивается с консументами 1 порядка.

Пирамиды биомассы – биомасса не изменяется на трофических уровнях.

Пирамиды энергии – размер не влияет. Она всегда будет правильной

5. Повторить понятие биосферы – это самый высокий иерархический уровень; это особая оболочка Земли, в формировании которой живые организмы играли в прошлом и играют в настоящее время основную роль.

Между веществами и окружающей средой происходит обмен веществ – это биогеохимический круговорот. Исходный импульс к нему – энергия Солнца (формирование органического вещества). Далее химические вещества и энергия передаются по цепям, взаимодействуя с окружающей средой.

Живые организмы могут существовать только в узком диапазоне параметров среды.

Факторы, ограничивающие распространение жизни – лимитирующие: это солнечный свет и вода. В зависимости от этих факторов основная масса веществ распределяется в верхних слоях литосферы и гидросфере. Есть еще в нижних слоях атмосферы, но они не постоянны.

Д/З - §38, рассмотреть и проанализировать пирамиды численности, биомассы и энергии

                     Страница из тетради ученика

1.Экосистема - это элементарная функциональная единица живой природы, в которой осуществляется взаимодействие между живыми и неживыми компонентами, происходит круговорот веществ и энергии.

                                                                                 

Продуценты                   Консументы                     Редуценты

                        Пищевые (трофические) цепи

                                                     

                                     

                                    Пищевые сети

2.Трофическая структура экосистемы

а) пирамиды численности – зависят от размеров

б) пирамиды биомассы

в) пирамиды энергии – не зависят от размеров

3.Биосфера – это самый высокий иерархический уровень; это особая оболочка Земли, в формировании которой живые организмы играли в прошлом и играют в настоящее время основную роль.

Существование живых организмов на Земле ограничивается солнечным светом и водой!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция по естествознанию в 10 классе "Единство многообразия. Биологические системы"

Данный урок направлен на актуализацию знания учащихся о биологическом многообразии систем органического мира.В ходе урока рассматриваются уровни иерархии биологических ситем, дается представление о те...

Разработки уроков к учебнику "Естествознание" 10 класс

Разработки уроков к учебнику «Естествознание» 10 класс, под редакцией Алексашиной И.Ю., 2007 год....

Интегрированный урок чтения и естествознания в 6 классе

Цель обр.: учить выделять главную мысль, доказывать своё мнение. Закрепить знания учащихся о сезонных изменениях в природе.Цель разв.: развивать беглое, выразительное, осознанное чтение, монолог...

Презентация к уроку по теме "Естествознание-единство наук о природе"

Презентация к уроку естествознания для учащихся 1 курса НПО, обучающихся по специальности "Повар-кондитер". Автор курса Габриелян О.С.10 кл. Базовый уровень....

Урок-обобщение по естествознаню: "Вода".

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных ) школ....

Интегрированный урок математики и естествознания "Решение задач на растворы"

Интегрированный урок математики и естествознания "Решение задач на растворы". В ходе урока учащиеся повторяют понятия "процент", "раствор"; применяют знания и умения в реальной ситуации....