Принципы использования лекарственных веществ.
презентация к уроку по естествознанию (11 класс) по теме

Салыгина Марина Владимировна

В презентации рассказывается о лекарственных веществах. кратко отображена история развития фармакологии. Указаны разновидности лекарственных веществ, общие правила приема лекарств. Дана краткая характеристика основных биологически активных веществ \9фитонциды, дубильные вещества и т.д.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принципы использования лекарстенных веществ. Салыгина М.В. гимназия № 190. Санкт-Петербург

Слайд 2

Лекарственные средства - вещества, применяемые для лечения, диагностики и профилактики заболеваний. Фармакология – наука о лекарственных веществах, и их действии на организм; В древности в качестве лекарственных средств применяли главным образом растения в разных видах, высушенных насекомых, пресмыкающихся, органы животных

Слайд 3

Первые сведения о лекарственных веществах содержатся в египетском папирусе Эберса (17 в. до н. э.) Первые попытки систематизации лекарственных средств растительного и животного происхождения, а также методы их частичной очистки были предприняты Клавдием Галеном (2 в. н. э.). Парацельс ввел термин "галеновы препараты", к которым относят настойки, экстракты, линименты, горчичники и т. д.

Слайд 4

Начало современной экспериментальной фармакологии положено Р. Бухгеймом в середине 19 в. Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. получила развитие экспериментальная фармакология. В России в 16–18 вв. сведения о лекарственных растениях помещались в различных "травниках" и "зелейниках". В 1778 вышла первая рус. фармакопея "Pharmacopoea Rossica".

Слайд 5

Лекарственные формы. Жидкие 1 . Растворы 2. Настои. 3. Отвары. 4. Настойки. 5. Микстуры. 6. Слизи. Эмульсии 8. Суспензии . Твердые 1.Порошки. 2. Гранулы. 3. Таблетки. 4. Драже. 5. Пилюли. 6. Капсулы. 7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья. Мягкие 1. Мази. 2. Пасты. 3. Свечи. 4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением Газообразные - аэрозоли

Слайд 6

По назначению 1. снотворные и успокаивающие (седативные); 2. сердечно - сосудистые; 3. анальгезирующие (болеутоляющие), 4. жаропонижающие 5. противовоспалительные; 6. противомикробные (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.); 7. местно-анестезирующие; 8. антисептические; 9. диуретические; 10. гормоны; 11. витамины и др.

Слайд 7

Общие правила приема лекарств: • Доза зависит от возраста и массы тела. Необходимо строгое ее соблюдение во избежание непредсказуемых последствий. • Режим приема определяется длительностью действия и особенностями циркуляции лекарства в организме. • Способ приема – по указанию врача. Запивать большим количеством воды.

Слайд 8

«От зеленого листа берут начало все проявления жизни на земле». К. Е. Тимирязев Лекарственные растения — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Растения, содержащие биологически активные вещества , которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными.

Слайд 9

Наиболее важными из биологически активных веществ являются: алкалоиды, гликозиды сердечного действия, сапонины, дубильные вещества, флавоноиды, смолы, жирные масла, эфирные масла, камеди, витамины, фитонциды и др.

Слайд 10

Алкалоиды - сложные азотсодержащие органические соединения природного, обладающие свойствами оснований и сильным специфическим физиологическим действием. В настоящее время насчитывается более 10 тыс. алкалоидов. Наиболее известные: папаверин – регулирует кровяное давление кодеин – подавляет кашлевой центр морфин – обладающий болеутоляющим и противошоковым действием алкалоиды белладонны – снимают спазмы гладкой мускулатуры (бесалол, беллалгин, беллатаминал) винбластин, винкристин – для борьбы с раком

Слайд 11

Гликозиды —сложные органические соединения растительного происхождения, состоящие из сахаристой и несахаристой частей. Сапонины - гликозиды сложного строения - образуют при взбалтывании с водой стойкую пену. «Сапо» по-латыни -мыло, это и дало повод к их названию. Применяются для приготовления отхаркивающих средств (раст. солодка) Карденолиды и буфадиенолиды – сердечные гликозиды (раст. наперстянка)

Слайд 12

Д у б и л ь н ы е вещества или т а н н и д ы - содержатся почти во всех растениях в том или ином количестве и представляют собой безазотистые ароматические соединения, производные многоатомных фенолов. Особенно много их в коре дуба, ивы, в корневищах лапчатки, ягодах черники и черемухи. Дубильные вещества не ядовиты, имеют характерный вяжущий вкус. Употребляют в качестве вяжущих и кровоостанавливающих средств

Слайд 13

Эфирные масла - сложные смеси летучих веществ, обладающих специфическим запахом. Некоторые из них имеют лекарственное значение, но большинство используется в парфюмерной и химической промышленности. Например: эфирные масла, содержащиеся в корнях валерианы, действуют успокаивающе эфирные масла цветков ромашки аптечной обладают противовоспалительным действием эфирные масла листьев эвкалипта обладают антисептическими (противомикробными) свойствами.

Слайд 14

Фитонциды - биологически активные сложные летучие органические соединения, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов и простейших. Например: фитонциды чеснока убивают возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры фитонциды вишни, крыжовника, брусники, земляники, клюквы и черники обезвреживают кишечную палочку соки брусники, калины, красной и черной смородины обезвреживают трихомонады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие принципы использования ИКТ на уроках.

Создание собственных образовательных ресурсов, использование ИКТ  с позиции здоровьесбережения показывает  уровень компетентности  учителя в этом вопросе....

Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного ...

«Химия в биологии, медицине и в производстве лекарственных веществ»

Время, в которое мы живем и действуем,  демонстрирует особое значение химической науки,  химических знаний для научно – технического прогресса, для успешного процветания землян. Химиче...

Проект "Использование лекарственных растений ХМАО при изготовлении кислородных коктейлей для повышения резистентности к патологии простудного характера в работе фито-бара «Кладовая здоровья»

ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ХМАО ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ КИСЛОРОДНЫХ КОКТЕЙЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К ПАТОЛОГИИ ПРОСТУДНОГО ХАРАКТЕРА  В РАБОТЕ ФИТО-БАРА «КЛАДОВАЯ ЗД...

Проект «Исследование вредных химических фрагментов в лекарственных веществах»

Автор работы:Цыденова Сэлмэг, ученица 10 классаМБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района Руководитель:Муруева Розалия Доржиевна,учитель химии, высшей категор...

Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов.

Творческая работа "Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов".на конкурс....

Методическая разработка Практического занятия По УД «Основы латинского языка с медицинской терминологией» Тема: Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. 2-е склонение имен существительных»

Данная методическая разработка практического занятия предназначена для      преподавателей иностранного языка и студентов медицинского колледжа. Это пособие позволяет преподав...