Экологическое воспитание школьников
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему
Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, на уроках физики и географии и во внеклассной работе. Для этого в своей работе используем различные педагогические методы. И особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
На данном уроке решаются следующие задачи:
Ø расширение экологических представлений школьников;
Ø углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
Ø обеспечение практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:
Ø развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
Ø эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
Ø формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
ВОРОШИЛОВСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48
ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Ростовская ул., д. 15А, Волгоград, 400120. Тел. (8442) 45-76-95. Факс (8442) 94-18-37. E-mail: school48vlg@gmail.com
ОКПО 22363708, ОГРН 1023403856024, ИНН/КПП 3445030661/344501001
Экологические проблемы современности.
Методическая разработка
Мы с тобою в ответе за жизнь на планете.
(Интегрированный урок географии и физики с использованием интерактивной доски)
Разработали урок:
учитель физики Масюкова О. В.
учитель географии Финогенова В.Б.,
МОУ СОШ № 48
г. Волгоград
Экологические проблемы современности.
Разработку урока подготовили учитель физики Масюкова О.В. и учитель географии Финогенова В.Б, МОУ СОШ № 48
Мы с тобою в ответе за жизнь на планете.
Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землю, не направлять на свое собственное уничтожение те силы природы, которые мы смогли открыть и покорить.
Таким образом, мы должны беречь природу так же, как мы бережем саму жизнь человека.
Интегрированный урок географии и физики с использованием интерактивной доски
Дидактические цели:
Формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;
Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения
Совершенствовать навыки работы со статистическим материалом.
Методические задачи:
Научить учащихся объяснять известные явления природы и научные факты.
Освоить представление об основных экологических проблемах.
Развивать у учащихся самостоятельно ориентироваться в возможных путях решения проблем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Оборудование к уроку.
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный момент,3 мин.
2.Изучение нового материала, постановка проблемы урока,20 мин.
просмотр презентаций обучающихся;
обсуждение проблемы.
3.Закрепление, 10 мин
4.Рефлексия, 5 мин.
5.Домашнее задание,2мин.
Изучение нового материала
Постановка проблемы перед обучающимися.
Учитель: Правильно ли было отнести проблему экологии к глобальной?
Почему экологические проблемы стали наиболее актуальными во второй половине ХХ века?
Что бы вы лично предприняли для предотвращения экологического бедствия?
География, экология, биология, физика, химия, история.
Учащиеся 8 – 11 классов.
Слайд 5
Учитель: ребята вы видите, какие вопросы вынесены сегодня на обсуждение, предлагаю их обсудить.
Обучающиеся высказывают свое мнение, приводят примеры и аргументируют свою точку зрения.
Учащимся заранее предлагалось, приготовит сообщения по темам:
Тепловые двигатели и загрязнение окружающей среды.
Парниковый эффект
Экологические проблемы
Альтернативные источники энергии
Учитель: в завершении нашей беседы об экологической проблеме предлагаю отгадать кроссворд.
Закрепление материала
1.Что такое парниковый эффект?
2. Причины парникового эффекта?
3. Какие транспортные средства лучше использовать с экологической точки зрения в больших городах?
4.Каковы последствия парникового эффекта.
5. Назовите вещества, которые загрязняют атмосферу?
Учитель: в заключение урока я предлагаю вам ответить на вопросы теста, чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний материал урока.
Тест.
1. Наибольший объем отходов, и загрязнение веществ производят страны?
а) аграрные;
б) с переходной экономикой;
в) развитые;
г) развивающиеся;
2. В число зон экологического бедствия входит
а) Антарктида;
б) великие американские озера;
в) озеро Байкал;
г) побережье Арала;
3. В наибольшей степени природная среда изменена в пределах
а) мирового океана;
б) джунгли;
в) горнопромышленных районов;
г) интенсивного земледелия;
4. Какой из источников энергии неисчерпаемый
а) газ;
б) нефть;
в) ветер;
г) уран;
5. Важные районы опустынивания
а) центральный Китай;
б) Сахель;
в) Индия;
г) равнины Северной Америки
6. Что такое глобальная проблема?
а) охватывает весь мир;
б) вступление человечества в эру глобализма;
в) с исчерпаемостью природных ресурсов;
г) проблема развивающихся стран.
7. На какой стадии развития человечества царила относительная гармония между природой и обществом?
а) НТР;
б) охота и собирательство;
в) аграрная деятельность;
г) промышленная революция;
8. Охране атмосферы способствует
а) перевод ТЭС с газа на уголь;
б) строительство очистных сооружений;
в) переход на кабельное телевидение;
г) развитие интенсивного земледелия в зоне лесов;
9. Охране природы способствует
а) развитие оросительных систем;
б) создание каскадов ГЭС на реках;
в) перевод ТЭС на газ;
г) осушение болот;
10. Развитию парникового эффекта способствует
а) увеличение количества водяного пара в атмосфере;
б) увеличение озоновой дыры;
в) уменьшение кислорода в атмосфере;
г) уменьшение количества азота в атмосфере.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
1.Изучить материал по данной теме в энциклопедиях, интернет-сайтах, по дискам виртуальной школы серии «Кирилл и Мефодий», «Живая география», «Живая физика».
2. Составить коллаж по экологической проблеме.
3.Составить эссе « Мое отношение к проблемам экологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
Экологическое воспитание школьников
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...
Экологическое воспитание школьников на уроках технологии
Экологически чистые продукты играют важную роль в рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Экологическое воспитание школьников
В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...
Экологическое воспитание школьников
Представлена программа экологического воспитания школьников...
Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...