Экологическое воспитание школьников
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему

масюкова ольга владимировна

 

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.


Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, на уроках физики и географии  и во внеклассной работе.  Для этого в своей работе используем различные педагогические методы. И особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

 На  данном уроке решаются следующие задачи:

Ø  расширение экологических представлений школьников;

Ø  углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

Ø  обеспечение  практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

 

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

Ø  развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;

Ø  эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

Ø  формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

 Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
ВОРОШИЛОВСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48
ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА


Ростовская ул., д. 15А, Волгоград, 400120. Тел. (8442) 45-76-95. Факс (8442) 94-18-37. E-mail: school48vlg@gmail.com

ОКПО 22363708, ОГРН 1023403856024, ИНН/КПП 3445030661/344501001


 

Экологические проблемы современности.

Методическая разработка

 Мы с тобою в ответе за жизнь на планете.

(Интегрированный урок географии и физики с  использованием интерактивной доски)

Разработали урок:  

                                      учитель физики Масюкова О. В.

учитель географии Финогенова В.Б.,

МОУ СОШ № 48

                                  г. Волгоград

Экологические проблемы современности.

Разработку урока подготовили учитель физики Масюкова О.В. и учитель географии Финогенова В.Б, МОУ СОШ № 48

Мы с тобою в ответе за жизнь на планете.

Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землю, не направлять на свое собственное уничтожение те силы природы, которые мы смогли открыть и покорить.
Таким образом, мы должны беречь природу так же, как мы бережем саму жизнь человека.

 Интегрированный урок географии и физики с  использованием интерактивной доски

Дидактические цели:

Формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;

Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения

Совершенствовать навыки работы со статистическим материалом.

Методические задачи:

Научить учащихся объяснять известные явления природы и научные факты.

Освоить представление об основных экологических проблемах.

Развивать у учащихся самостоятельно ориентироваться в возможных путях решения проблем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Оборудование к уроку. 

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Организационный момент,3 мин.

2.Изучение нового материала, постановка проблемы урока,20 мин.

просмотр презентаций обучающихся;

обсуждение  проблемы.

3.Закрепление, 10 мин

4.Рефлексия, 5 мин.

5.Домашнее задание,2мин.

Изучение нового материала

Постановка проблемы перед обучающимися.

 Учитель: Правильно ли было отнести проблему экологии к глобальной?

Почему экологические проблемы стали наиболее актуальными во второй половине ХХ века?

Что бы вы лично предприняли для предотвращения экологического бедствия?

География, экология, биология, физика, химия, история.

Учащиеся 8 – 11 классов.

 Слайд 5

 Учитель: ребята вы видите, какие вопросы вынесены сегодня на обсуждение, предлагаю их обсудить.

Обучающиеся высказывают свое мнение, приводят примеры и аргументируют  свою точку зрения.

Учащимся заранее предлагалось, приготовит сообщения по темам:

Тепловые двигатели и загрязнение окружающей среды.

Парниковый эффект

 Экологические проблемы

Альтернативные источники энергии

Учитель: в завершении нашей беседы об экологической проблеме предлагаю отгадать кроссворд.

 Закрепление материала

1.Что такое парниковый эффект?

2. Причины парникового эффекта?

3. Какие транспортные средства лучше использовать с экологической точки зрения в больших городах?

4.Каковы последствия парникового эффекта.

5. Назовите вещества, которые загрязняют атмосферу?

 Учитель: в заключение урока  я предлагаю вам ответить на вопросы теста, чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний материал урока.

Тест.

1. Наибольший объем отходов, и загрязнение веществ производят страны?

а) аграрные;

б) с переходной экономикой;

в) развитые;

г) развивающиеся;

 2. В число зон экологического бедствия входит

а) Антарктида;

б) великие американские озера;

в) озеро Байкал;

г) побережье  Арала;

 3. В наибольшей степени природная среда изменена в пределах

а) мирового океана;

б) джунгли;

в) горнопромышленных районов;

г) интенсивного земледелия;

 4. Какой из источников энергии неисчерпаемый

а) газ;

б) нефть;

в) ветер;

г) уран;

 5. Важные районы опустынивания

а) центральный Китай;

б) Сахель;

в)  Индия;

г) равнины Северной Америки

6. Что такое глобальная проблема?

а) охватывает весь мир;

б) вступление человечества в эру глобализма;

в) с исчерпаемостью природных ресурсов;

г) проблема развивающихся стран.

 7. На какой стадии развития человечества царила относительная гармония между природой и обществом?

а) НТР;

б) охота и собирательство;

в) аграрная деятельность;

г) промышленная революция;

 8. Охране атмосферы способствует

а) перевод ТЭС с газа на уголь;

б) строительство очистных сооружений;

в) переход на кабельное телевидение;

г) развитие интенсивного земледелия в зоне лесов;

 9. Охране природы способствует

а) развитие оросительных систем;

б) создание каскадов ГЭС на реках;

в) перевод ТЭС на газ;

г) осушение болот;

 10. Развитию парникового эффекта способствует

а) увеличение количества водяного пара в атмосфере;

б) увеличение озоновой дыры;

в) уменьшение кислорода в атмосфере;

г) уменьшение количества азота в атмосфере.

 Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

1.Изучить материал по данной теме в энциклопедиях, интернет-сайтах, по дискам виртуальной школы серии «Кирилл и Мефодий», «Живая география», «Живая физика».

2. Составить коллаж по экологической  проблеме.

3.Составить эссе « Мое отношение к проблемам экологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...