рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа по экономике (8 класс)
рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost_8_klass.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
«Финансовая грамотность» для учащихся 8 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 8 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
--- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
--- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
--- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,
Рабочая программа предназначена для 8 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с ООП ООО.
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, И.О. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-9 классов в сфере экономики семьи.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8-9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
• сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Содержание
Раздел 1 Управление денежными средствами семьи
Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат
Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния
Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования, расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиции от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов.
Раздел 3. Риски в мире денег
Изменение структуры расходов семьи при рождении детей; необходимость финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; страхование жизни и семейного имущества для управления рисками; Причины финансовых рисков: осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за помощью; чтение договоров страхования; расчет ежемесячных платежей по страхованию; защита личной информации, в том числе в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым риском; соотношение рисков и выгоды.
Учебно-тематическое планирование
тема | часов | контрольные работы | ПА | |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | 15 | 1 | ||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния | 7 | 1 | ||
Раздел 3. Риски в мире денег | 11 | 1 | 1 | |
Заключительный урок | ||||
34 | 3 | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Предметные результаты и термины | Формируемые УУД | Домашнее задание | Дата проведения | |||
8 класс Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (15 ч) |
| |||||||||
1,2,3, | Происхождение денег. 1 Деньги: что это такое? 2.Что может происходить с деньгами и как это влияет 3.Урок-семинар «Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?» | 3 | Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат | Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. | – понимание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; – понимание влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; – понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; – уметь устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; – использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. | 1. Найти материал по теме «Чем сегодня обеспечены деньги?» 2,3. Работа с текстом | ||||
4,5,6, | Источники денежных средств семьи: 1. Какие бывают источники доходов 2. От чего зависят личные и семейные доходы 3. Круглый стол «Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?» | 3 | 1. Эссе «Профессии XXI века» 2. Найти статистический материал по теме "Население России и мира" 3. Работа с текстом | |||||||
7,8, | Контроль семейных расходов: 1. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. 2. Урок- исследование «Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем селе)?» | 2 | 1. Провести опрос на тему "Коммунальные расходы моей семьи" 2. Эссе «Как сократить расходы семьи» | |||||||
9,1011121314 15 | Построение семейного бюджета: 1. Что такое семейный бюджет и как его построить. 2. Как оптимизировать семейный бюджет? 3. Игра «Управляем денежными средствами семьи» 4. Круглый стол «Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?» 5. Урок – исследование «Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?» 6. Урок-обсуждение «С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?» | 6 | 1,2. Эссе «Почему нужно планировать семейный бюджет?». 3. Найти статистический материал 4. Сообщения индивидуально 5.Провести опрос среди школьников на тему: "С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?" 6. Создать проектный замысел на тему " Куда нужно тратить деньги моей семье, чтобы развиваться?» | |||||||
Осуществление проектной работы «Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?» | 1 | Закрепить полученные знания и умения по теме «Управление денежными средствами семьи» | Развитие проектного мышления и | Тест | ||||||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) | ||||||||||
1617 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций: 1. Для чего нужны финансовые организации? 2. Как увеличить семейные доходы и снизить расходы с использованием финансовых организаций? | 2 | Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования, расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиции от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов. | Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. | Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте; –вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; – возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: – рассчитать реальный банковский процент; – рассчитать доходность банковского вклада и других операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов. – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; –оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; –выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. | 1.Исследование: «Зачем государствам нужен бюджет?» 2.Эссе "Польза и вред кредитов" | ||||
18 19 20 21 | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния 6.1. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование 6.2. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах 6.3. Игра «Планируем свое будущее» | 3 | 1. Эссе "Моя профессия и мое будущее благосостояние" | |||||||
Осуществление проектной работы (Что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) | 1 | Составить ребусы, кроссворды | ||||||||
22 | Выполнение тренировочных заданий, решение задач по разделу 1. «Способы повышения семейного благосостояния» | 1 | Закрепление изученного материала | работа с текстом | ||||||
Раздел 3. Риски в мире денег (11 ч) | ||||||||||
23 24 25 26 27 28 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться: 7.1. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 7.2. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы 7.3. Чем поможет страхование 7.4. Игра «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!» 7.5. Урок-рассуждение «Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?» 7.6. Урок поиск решения «Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?» | 6 | Изменение структуры расходов семьи при рождении детей; необходимость финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; страхование жизни и семейного имущества для управления рисками; Причины финансовых рисков: осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за помощью; чтение договоров страхования; расчет ежемесячных платежей по страхованию; защита личной информации, в том числе в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым риском; соотношение рисков и выгоды. | Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. | Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; – необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; – возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: – необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности | Исследования: 1. «Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе? Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?» 2. Сообщение на тему страхование индивидуально 3. Эссе: "ОЖС" 4. Работа с текстом 5. Исследование «Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?»; 6. Тестовая работа | ||||
29 30 31 32 33 | Риски в мире денег: 1. Какие бывают финансовые риски 2. Что такое финансовые пирамиды 3. Игра «Внимание! Финансовые риски!» 4. Эссе «Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?» 5. Урок-обсуждение «Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?» | 5 | 1..Эссе «Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?» 2. Эссе:"Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?" 3. Подобрать статистический материал о финансовых пирамидах 4. Самоанализ эссе 5. Подготовиться к выполнению проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?» | |||||||
34 | Осуществление проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?» | 1 | Закрепить полученные знания и умения по разделу «Риски в мире денег». | |||||||
ИТОГО ЧАСОВ | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....
Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс
Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность должна быть всесторонне развитой, т.е. владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...
Рабочая программа по финансовой грамотности. 7 класс 2018 г.
РП по финграмотности 2018 7 кл....
Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...
Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....
Рабочая программа спецкурса «Финансовая грамотность» ФГОС, 7 класс
Основное общее образование...