рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kurs_po_fin._gram._aksenova.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности
для 9-х классов
«Основы финансовой грамотности»
(рассчитан на 8 часов)
Программу составила:
Аксенова Татьяна Александровна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука
р.п. Духовницкое»
Пояснительная записка
Разработка данной рабочей программы является ответом на вызов времени. Её актуальность назрела с учетом того, что в большинстве своем, старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами. В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека.
Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.
Почему в финансах должен разбираться каждый?
Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Финансовая грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.
Существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Как следствие отсутствия у граждан финансовых знаний, навыков планирования бюджета домохозяйств и принятия взвешенных решений по использованию финансовых продуктов и услуг, на фоне агрессивного предложения и рекламы таких продуктов и услуг со стороны коммерческих структур, в обществе идет накопление значительных диспропорций и рисков, способных перерасти в проблемы национального масштаба.
Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла в условиях развернувшегося глобального финансового кризиса, когда проблемы непосильной долговой нагрузки, отсутствия сбережений на «черный день», неспособности предпринять рациональные действия, направленные на защиту своих сбережений многократно обострились и усилились.
Проблема низкой финансовой грамотности населения не является исключительно российской спецификой. По данным социологических исследований, в таких развитых странах как США, Великобритания, Австралия и т.д. уровень финансовой грамотности также не является достаточным. В указанных странах проблема повышения финансовой грамотности населения решается на государственном уровне. Во многих странах приняты и действуют национальные стратегии и программы повышения финансовой грамотности населения, на эти цели выделяются существенные средства из государственного бюджета. К реализации программ финансового просвещения активно привлекаются частные и общественные организации. Вопросы финансовой грамотности включаются в обязательные и факультативные образовательные программы.
Особую актуальность вопросы повышения финансовой грамотности имеют для Российской Федерации. В силу особенностей исторического развития страны большинство населения России не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков.
Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Эти вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются.
Поэтому, понимая всю важность системного воспитания успешного гражданина своей страны и грамотного инвестора в национальную экономику, школа активно участвует в организации программ, направленных на повышение осведомленности учащихся о российской финансовой системе, её структуре, функциях и инструментах.
Именно на изучение этих вопросов и направлен элективный курс «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-х классов.
Актуальность обучения указанной возрастной группы возрастает в связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.
Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина, способного интегрироваться в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; личность, способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов, умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.
Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.
Наличие социального заказа родителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений на получение дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний требует от образовательного учреждения разработки образовательных программ практической направленности по данной тематике.
Курс «Основы финансовой грамотности» - инновация в школьном образовании. А как известно, внедрение чего-то нового – это всегда долгий, сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс. Начинать трудно, но с каждым шагом учащиеся будут приобретать все новые и новые знания об окружающем их мире бизнеса и финансов.
Данный курс будет интересен и полезен обучающимся 9-х классов. Изучение курса поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Курс адаптирован к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и финансово-экономического образа мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка, воспитание ответственности за экономические и финансовые решения.
Задачи курса:
- повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Учебно-тематическое планирование элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля |
1. | Что значит быть финансово грамотным? | 1 | Лекция с элементами беседы | Разбор ситуаций |
2. | Личный финансовый план | 1 | Лекция, практикум | Решение ситуативных задач |
3. | Финансовые организации. Для чего они нужны? | 1 | Лекция с элементами беседы | Тестирование |
4. | Инвестирование | 1 | Лекция с элементами дискуссии. Работа в малых группах | Решение ситуативных задач |
5. | Страхование | 1 | Лекция с элементами беседы, работа с документами. | Решение ситуативных задач, тестирование |
6. | Налоги. Зачем их платить? | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение ситуативных задач |
7. | Защита прав потребителей | 1 | Работа с документом, беседа, лекция. Практикум, ролевая игра | Решение ситуативных задач |
8. | Защита проектов. | 1 |
Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
Тема 1. Что значит быть финансово грамотным? Образ финансово грамотного человека. На что тратят деньги ваши родители? Финансовые услуги и финансовые инструменты. Риски и опасности в мире финансов. Как избежать ошибок в мире финансов. Источники информации в мире финансов. Формула успеха в мире финансов.
Тема 2. Личный финансовый план. Личный финансовый план: что это и с чего начать? Финансовая мечта и финансовая цель: в чём разница? Краткосрочный и долгосрочный финансовый план. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
Тема 3. Финансовые организации. Для чего ионии нужны? Финансовая организация: что это такое? Виды финансовых организаций и их роли в жизни общества. Как увеличить свои доходы с использованием финансовых организаций.
Тема 4. Инвестирование. Что такое инвестиции? Зачем нужны инвестиции. Инфляция, финансовое и инвестиционное планирование. Планирование финансовой независимости. Основные понятия: доходность, риск, ликвидность. Куда можно инвестировать? Принципы инвестирования. В чём польза инвестирования? Финансовая математика: расчет доходности, простые и сложные проценты. Основные типы активов: активы с фиксированным доходом, бизнес активы, товарные активы. Золото и недвижимость: доходность и риски. Как грамотно инвестировать? Правила инвестора.
Тема 5. Страхование. Возникновение и развитие страхования. Страхование в России. Правовые основы страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Стоимость страхового ущерба. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Платежеспособность страховщиков. Виды добровольного страхования. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг.
Тема 6. Налоги. Зачем их платить? Понятие налога. Основные принципы налогообложения. Принципы построения налоговой системы в России. Классификация налогов. Виды налогов. Налоги для физических лиц и их расчёт. Доходы, не подлежащие налогообложению. Стандартные вычеты. Социальные вычеты. Имущественные вычеты. Профессиональные вычеты. Налоговая декларация.
Тема 7. Защита прав потребителей. Федеральный закон «О защите прав потребителей». Кто такой потребитель по закону? Кто может защитить ваши потребительские права в финансовой сфере? Основные общероссийские организации, защищающие права потребителей финансовых услуг. Суд: можно ли добиться справедливости? Наиболее распространённые нарушения прав потребителей. Зоны, где закон «О защите прав потребителей» бессилен. Что делать?
Тема 8. Защита проектов.
Провести исследование по одной из тем:
1. Появление и распространение символических (кредитных) денег в Российской империи.
2. Какими деньгами (наличными, безналичными) чаще всего пользуются в вашем посёлке (районе, городе) (на основе опроса жителей).
3. Как инфляция в России влияла на доходы населения в середине 1990-х гг.
4. Каковы источники доходов современной молодёжи.
5. Планируют ли сегодня свои финансы граждане России (на основе опроса жителей вашего региона).
6. Какие финансовые организации существуют в вашем посёлке (районе, городе).
7. Особенности семейного финансового планирования в советские годы (на примере какого-либо исторического периода).
8. Как часто семьи осуществляют финансовое планирование (с использованием метода опроса на примере семей одноклассников).
9. Особенности финансового планирования молодёжи и людей старшего поколения (на конкретном примере).
10. Как в России (или на примере вашего района) чаще всего используется материнский капитал.
11. Особенности страхования в СССР (на примере конкретного исторического периода).
12. Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей (на примере исторического периода и страны по выбору).
13. Развитие банковской системы в Российской империи.
14. Особенности современной российской банковской системы.
15. Как появился рубль.
16. В какой валюте граждане хранят свои сбережения (на основе социологического опроса).
17. Особенности налоговой системы Киевской Руси.
18. Формирование налоговой системы Российской империи.
19. Особенности советской системы налогообложения.
20. Формирование пенсионной системы современной Европы.
Требования к результатам обучения
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- принципы рационального ведения домашнего хозяйства, основы управления личными финансами;
- основные источники доходов и статьи расходов семьи; способы повышения эффективности управления семейным бюджетом;
- финансовые институты (банки, ПИФы, управляющие компании, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.), действующие на российском финансовом рынке; услуги, оказываемые финансовыми посредниками населению;
применять полученные знания для того, чтобы:
- оценивать ресурсы своей семьи, составлять семейный бюджет;
- знать особенности развития финансовых рынков и институтов на основе анализа основных экономических закономерностей и причинно-следственных связей;
- обоснованно принимать экономические решения в области управления личными финансами, планирования семейного бюджета на основе анализа имеющейся экономической информации;
- прогнозировать влияние событий, происходящих в экономике региона, России, в международной экономике, на благосостояние своей семьи, эффективность принятых экономических решений;
- осознанно выбирать услуги, оказываемые финансовыми посредниками на финансовом рынке в зависимости от целей сбережения средств или получения кредита (поиска инвестиций); прогнозировать личные (семейные) риски и подбирать способы финансовой защиты, программы страхования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
- получения и оценки экономической информации о процессах, происходящих на финансовых рынках и в целом в экономике России;
- составления семейного бюджета, планирования личных финансов;
- планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Список литературы:
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
- Липсиц. И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).И
- Рязанова. О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
- Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
- Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс]. – URL: http://fanread.ru/book/10072793/
Список Интернет ресурсов:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143
- Агентство по страхованию вкладов - http://www.asv.org.ru
- Агентство по инновациям и развитию (можно узнать список венчурных фондов) - http://www.innoros.ru
- Всероссийская программа Дни финансовой грамотности в учебных заведениях - http://dnifg.ru/
- Всероссийская неделя сбережений - http://вашифинансы.рф/week/
- Инвестиционный фонд - http://pif.investfunds.ru/compare/
- Информационный портал «Про страхование» - http://prostrahovanie.ru
- Информационный портал «Страховой случай» - http://www.sluchay.ru/
- Министерство финансов РФ - http://www.minfin.ru/ru
- Международная конфедерация общества потребителей - http://www.konfop.ru
- Московская биржа - http://moex.com
- Министерство экономического развития РФ. – ИСТО http://www.economy.gov.ru
- Министерства труда и социальной защиты РФ - http://www.rosmintrud.ru
- Независимый институт социальной политики - http://www.socpol.ru
- Пенсионный фонд России - http://www.pfrf.ru
- Сайт, содержащий информацию о банках, работающих в РФ - http://bankir.ru
- Сайт, содержащий информацию о валютах различных стран - http://ostranah.ru/_lists/currency.php
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - http://rospotrebnadzor.ru
- Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
- Федеральная служба по труду и занятости - http://www.rostrud.ru
- Федеральная налоговая служба - http://www.nalog.ru
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - https://rosreestr.ru/wps/portal
- Финансовый университет при правительстве РФ - http://www.fa.ru/institutes/vshgu/for-st/Pages/Практические-вспомогательные-материалы-для-слушателей-по-проведению-мероприятий,-связанных-с-повышением-финансовой-грамотно.aspx
- Фонд социального страхования РФ - http://fss.ru
- Центральный банк РФ - http://www.cbr.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс
Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность должна быть всесторонне развитой, т.е. владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...
Рабочая программа по финансовой грамотности. 7 класс 2018 г.
РП по финграмотности 2018 7 кл....
Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...
Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....
Рабочая программа спецкурса «Финансовая грамотность» ФГОС, 7 класс
Основное общее образование...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 7-8 классов
Рабочая программа пофинансовой грамотности составлена для обучающихся 7-8 классов....