Квест- игра "Копейка рубль бережет"
план-конспект занятия по экономике (8 класс)
Квест- игра "Копейка рубль бережет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulinich_s._v._kvest_kopeyka_rubl_berezhet.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - квест по финансовой грамотности
«Копейка рубль бережет»
Предназначение:
Квест-игра посвящена теме повседневного взаимодействия с деньгами: семейного и личного бюджета. Обучающиеся 8-9 класса двигаются по локациям и на время решают некоторое количество задач, посвященных определенной теме, зарабатывая при этом условные «деньги». Проводится во внеурочное время.
Цель педагогическая: Создать игровую ситуацию, в которой обучающиеся 8-9 класса могут применить знания о личных финансах и семейном бюджете к решению задач практической направленности
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о семейном бюджете, его расходной и доходной частях, сформировать экономические понятия;
Развивающая: развивать способности использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета, формировать навыки смыслового чтения текстов финансового содержания, развивать критическое мышление;
Воспитательная: формировать понимание ограниченности семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование понимания ограниченности семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат.
Метапредметные: развитие способности использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета, развитие смыслового чтения текстов финансового содержания, развитие способности критически осмысливать информацию, в том числе рекламную.
Предметные: формирование знаний о семейном бюджете, его расходной и доходной частях, формирование экономических понятий.
Методы: проблемный
Вид: игра- квест
Тип: применение полученных знаний
Оборудование:
Участники: обучающиеся 8-9 классов
Практическая значимость: обучающиеся в дальнейшем могут применить полученные знания в обыденной жизни, так как с проблемами и ситуациями, решаемыми на игре подростки сталкиваются часто.
Подготовительная работа:
- создать 4 команды по 4-5 человек;
- подготовить помещения, где будут расположены локации;
- разработать маршрутные листы, где будут указаны локации в определенном порядке для каждой команды;
- подготовить «деньги» и листы с заданиями по каждой локации;
- подготовить наградной материал по итогам игры;
- назначить по ведущего на каждую локацию. У ведущих должны быть задания, правильные ответы на них, «деньги»;
- На старте и финише выдать маршрутные листы каждой команде, подвести итоги.
Ход игры:
Правила игры: Игра проводится во внеурочное время, в рамках недели финансовой грамотности. Продолжительность игры – 60-70 минут. Перед началом мероприятия каждая команда получает маршрутный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), в котором локации указаны в определенном порядке.. В течении 10 мин каждая команда отвечает и решает различные задания на локациях. Чем больше правильных ответов дадут команды, тем больше заработают «денег» . Побеждает команда, которая больше всего заработает.
Локация 1. Держи расход по приходу.
Цель локации: участник должен решить задачи, направленные на грамотный выбор товаров и услуг, представленных в рекламе (проспектах и объявлениях об акциях, скидках и т.д.).
Задание 1.
В семье Колосовых четыре дочери – школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям. В магазине «Алёнушка» проводится акция: «Каждому, ку- пившему два платья по цене 2875 рублей, третье платье – в подарок!». В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2546 рублей, второе – за полцены!». В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько (в рублях) будут отличаться покупки в этих магазинах?
Задание 2.
Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с Колей идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Коле купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по цене 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков ИЗО за 340 рублей. Общая стоимость Колиных покупок к школе составила 1/36 часть се мейного дохода. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради – 180 рублей, ручки – 250 рублей и пенал – 86 рублей. Определите, какая часть ежемесячного семейного дохода ушла на Колины покупки для школы, если доход семьи остался прежним.
Задание 3
- Иван решил обновить свой гардероб и купить рубашку, брюки, джемпер. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 3000 рублей, которые ему нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей). В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наш герой остановил свой выбор на следующих:
- Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок!) – магазин «Даровик»;
- Скидка 50% на все! – магазин «Скидочник»;
- Скидка 30% владельцам карты лояльности – магазин «Бонусовик» (у Ивана данная карта есть).
Условия:
- В первом случае брюки стоят – 1500 руб.; рубашка – 800 руб.; джемпер – 1000 руб.
- Во втором: брюки – 1500 руб.; рубашка – 1000 руб.; джемпер 1500 – руб.
- В третьем: брюки – 1200 руб.; рубашка – 1200 руб.; джемпер 1500 – руб.
- Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с целью экономии средств?
Локация 2. «Береженая копейка рубль бережет!
Цель локации: показать, что ресурсы, используемые семьей, следует экономить, так как прослеживается прямая связь с расходами.
Задание 1.
В 2014 году семья Сережи платила за квартиру, в которой они живут 4000 рублей в месяц. В 2015 году квартплата поднялась на 12%, стоимость квартплаты увеличилась также в 2016 году на 10% и в 2017 на 7%. Какой будет квартплата в 2018 году?
Задача 2.
Тариф за пользование холодной водой составляет 38 руб. 06 коп. за 1 м3 воды, тариф за горячую воду составляет 188 руб. 53 коп. за 1 м3, тариф за водоотведение – 27 руб. 01 коп. за 1 м3 воды. Определите расходы семьи Сергея за месяц на водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 8 м3 холодной и 6 м3 горячей воды.
Задача 3.
Тарифы за электроэнергию по трехтарифному счетчику для квартир, оборудованных электрическими плитами, составляют: 1-й тариф – 4 руб. 85 коп. за 1 кВт⋅ч с 7.00 до 10.00 часов и с 17.00 до 21.00 часа; 2-й тариф – 1руб. 26 коп. за 1 кВт⋅ч с 23.00 до 7.00 часов утра; 3-й тариф – 4 руб. 04 коп. за 1 кВт⋅ч. с 10.00 до 17.00 часов и с 21.00 до 23.00 часов. Сколько семья Сергея платит за электроэнергию в месяц, если по показаниям счетчиков семья потребила по 1-му тарифу – 120 кВт⋅ч; по 2-му тарифу – 42 кВт⋅ч; по третьему – 137 кВт⋅ч?
Локация 3 «Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина»
Цель локации: участники должны решить задачу, направленную на демонстрацию бережливого отношения к деньгам и их рационального использования ради определенной цели.
Задание 1. Андрей решил купить электрический роллерсерф стоимостью 17900 рублей. Для этого он стал вести ежедневный финансовый дневник, в котором записывает все свои расходы и доходы за день.
Определите величину накоплений Андрея за месяц, если итоговые цифры поступлений и трат за этот день отражают средние показания за месяц (принимаем, что в месяце Андрея 25 дней, т.е. столько дней в месяце он находится в школе на уроках и дополнительных занятиях). Заполните недостающие значения финансового дневника. Кроме того, на день рождения в качестве подарка Андрей получил 4000 рублей, а к Новому году подарок – 2000 рублей. Сможет ли он через 6 месяца купить электрический роллерсерф стоимостью 17900 рублей? Если нет, определите срок его краткосрочного финансового плана по покупке электрический роллерсерфа за счёт своих ежемесячных накоплений и разовых подарков.
День ****** | |||
Поступления в пересчете на день, рублей | Траты за день, рублей | ||
Деньги на обед в школе, карманные расходы и проездной | 420 | Питание в школе | 170 |
Расходы на колу и пирожок | 80 | ||
Транспорт | 30 | ||
Прочие | 60 | ||
Итого | Итого |
Задание 2.
Серёжа решил купить новый телефон стоимостью 22500 рублей. Для достижения своей цели он начал вести финансовый дневник, в который записывает все расходы и доходы за день
День хх.хх.хххх | |||
Поступления в пересчете на день, руб | Траты за день, рублей | ||
Деньги на обед в школе, карманные расходы и проездной | 400 | Питание в школе | 180 |
Ежемесячный подарок от бабушки | 200 | Расходы на колу и жевательную резинку | 60 |
Транспорт | 30 | ||
Прочие | 100 | ||
Итого | Итого |
Определите величину накоплений Серёжи за месяц, если итоговые цифры поступлений и трат за этот день отражают средние показания за месяц. Принимаем, что в месяце Серёжи 26 дней, т.е. столько дней в месяце он находится в школе на уроках и дополнительных занятиях. Кроме того, на день рождения в качестве подарка Серёжа получил 5000 рублей. Сможет ли он через 3 месяца купить смартфон стоимостью 22500 рублей? Если нет, определите срок его краткосрочного финансового плана по покупке данного гаджета за счёт ежемесячных накоплений и разового подарка.
Задание 3.
Старший брат Ивана живёт отдельно и имеет постоянную работу. Он поставил цель -купить автомашину стоимостью 1 200 000 рублей за 3 года. Источники выполнения плана – его заработная плата за вычетом необходимых текущих расходов (считаем их постоянными), а также накопления за предыдущий период в размере 100 000 рублей. Все его доходы и расходы представлены в таблице. Определите, какую сумму брат Ивана ежемесячно может использовать на накопление и удастся ли ему выполнить личный финансовый план по покупке автомобиля, не прибегая к различным схемам размещения финансовых средств.
Цель | Автомашина стоимостью 1 200 000 рублей |
Срок | 3 года |
Основные доходы – начисленная заработная плата (в месяц) | 80000 рублей |
Имеются сбережения в предыдущий период в размере | 100 000 рублей |
Расходы на коммунальные нужды (в месяц) | 8700 рублей |
Расходы на питание (в месяц) | 8000 рублей |
Расходы на спорт и отдых (в месяц) | 7500 рублей |
Бытовые расходы (в месяц) | 3700 рублей |
Прочие расходы (в месяц) | 7000 рублей |
Средства на непредвиденные расходы (в месяц) | 4000 рублей |
Локация 4. Денег наживёшь - без нужды проживёшь
. Цели локации: формирование знаний о доходах и расходах семьи, понимания необходимости бережного отношения к семейному бюджету.
Задание 1.
Заполните таблицу месячного бюджета семьи Олега по предложенному образцу и определите их семейные накопления. Если: начисленная заработная плата папы Олега равна 80000 рублей; начисленная заработная плата мамы – 30000 рублей; начисленная стипендия старшего брата Олега, обучающегося по основной профессиональной образовательной программе – 7696 рублей. Коммунальные платежи равны 10300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14700 рублей; питание дома – 22400 рублей; покупка и ремонт одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей, развлечения, отдых – 10300 рублей; ежемесячный платеж по кредиту за автомобиль – 15400 рублей; эксплуатация автомобиля – 8300 рублей, непредвиденные расходы – 3000 рублей.
Доход | руб | расход | руб |
ИТОГО: |
Задание 2.
Семья Мельниковых состоит из папы, мамы, дочки. Папа работает инженером и получает 40000 рублей в месяц, мама работает в МФЦ и зарабатывает 20000 рублей в месяц. Семнадцатилетняя дочь Даша учится в колледже, ее стипендия составляет 3% от зарплаты папы. В месяц расходная часть семейного бюджета составляет 45000 рублей. Даша мечтает побывать в Олимпийском парке в Сочи. Средняя стоимость билета на самолет компании "Аэрофлот" 6514 рублей в одну сторону. Проживание в отеле "без звезд" без питания в трехместном номере - 1500 рублей с каждого. Совокупный расход на питание в день на 1000 меньше, чем расход на проживание. Сможет ли семья Мельниковых в течение года накопить средства для отдыха в Сочи в течение двух недель? Могут ли родители подарить Даше Айфон 10 (64 ГБ) за отличную учебу? Относятся ли отдых в Сочи и покупка Айфона 10 к обязательным расходам семьи?
Подведение итогов.
Список литературы:
Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 89 с.
Приложения:
Приложение 1
Маршрутный лист
Локации | Заработок |
1. Держи расход по приходу | |
2. Береженая копейка рубль бережет! | |
3. Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина | |
4. Денег наживёшь - без нужды проживёшь | |
ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий устного журнала "Минута час бережет"
К сценарию устного журнала прилагается презентация "Минута час бережет"...
Проект учеников 6 класса "Капля рубль бережет"
Ученики 6Б класса расчитали потери воды в школе из одного крана, струйкой и капелькой. И убедились в том что надо экономить и беречь воду....
Внеклассное мероприятие "История рубля. Как появился рубль" к 700 летию российского рубля
Классный час в 6 классе раширяет кругозор учащихся, способствует расширению знаний учащихся об истории нашего Отечества....
Викторина "Копейка рубль бережет"
Внеклассное мероприятие-викторина "Копейка рубль бережет" познакомит детей с интересными фактами из истории возникновения и развития денежной системы России, в соревновательной части ребята смог...
Сценарий квеста «Копейка рубль бережёт»
Одним из ключевых и глобальных вопросов современного образования является формирование финансовой грамотности подрастающего поколения. Данная проблема становится особо актуальной в условиях современно...
"Копейка рубль бережет". Классный час
Разработка классного часа для 6-7 классов малокомплектной школы....
Урок "копейка рубль бережет"
ВведениеУрок на тему: «Копейка рубль бережет» является интегрированным, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким учебным дисциплинам, таким, как физика, информатика, э...