Квест- игра "Копейка рубль бережет"
план-конспект занятия по экономике (8 класс)

Квест- игра "Копейка рубль бережет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulinich_s._v._kvest_kopeyka_rubl_berezhet.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - квест по финансовой грамотности

«Копейка рубль бережет»

Предназначение:    

Квест-игра посвящена теме повседневного взаимодействия с деньгами: семейного и личного бюджета. Обучающиеся 8-9 класса  двигаются по локациям  и на время решают некоторое количество задач, посвященных определенной теме, зарабатывая при этом условные «деньги».  Проводится во внеурочное время.

 Цель педагогическая: Создать игровую ситуацию, в которой обучающиеся 8-9 класса могут применить знания  о личных финансах и семейном бюджете к решению задач практической направленности

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о семейном бюджете,  его расходной и доходной частях, сформировать экономические понятия;

Развивающая: развивать способности использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета, формировать навыки  смыслового чтения текстов финансового содержания, развивать критическое мышление;

Воспитательная: формировать понимание  ограниченности семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат.

Планируемые результаты:    

Личностные: формирование понимания  ограниченности семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат.

Метапредметные: развитие способности использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета, развитие смыслового чтения текстов финансового содержания, развитие способности критически осмысливать информацию, в том числе рекламную.

 Предметные: формирование знаний о семейном бюджете,  его расходной и доходной частях, формирование экономических понятий.

Методы: проблемный

Вид: игра- квест

Тип: применение полученных знаний

Оборудование:

Участники: обучающиеся 8-9 классов

Практическая значимость: обучающиеся в дальнейшем могут применить полученные знания в обыденной жизни, так как с проблемами и ситуациями, решаемыми на игре подростки сталкиваются часто.

Подготовительная работа:

  1. создать 4 команды по 4-5  человек;
  2. подготовить помещения, где будут расположены локации;
  3. разработать маршрутные листы, где будут указаны локации в определенном порядке для каждой команды;
  4. подготовить «деньги»  и листы с заданиями по каждой локации;
  5. подготовить наградной материал по итогам игры;
  6. назначить по ведущего на каждую локацию. У ведущих должны быть задания, правильные ответы на них, «деньги»;
  7. На старте и финише выдать маршрутные листы каждой команде, подвести итоги.  

Ход игры:

Правила игры: Игра проводится во внеурочное время, в рамках недели финансовой грамотности. Продолжительность игры – 60-70 минут. Перед началом мероприятия каждая команда получает маршрутный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), в котором локации указаны в определенном порядке.. В течении 10 мин каждая команда отвечает и решает  различные задания на локациях. Чем больше правильных ответов дадут команды, тем больше заработают «денег» . Побеждает команда, которая больше всего заработает.

Локация 1. Держи расход по приходу.

Цель локации: участник должен решить задачи, направленные на грамотный выбор товаров и услуг, представленных в рекламе (проспектах и объявлениях об акциях, скидках и т.д.).

Задание 1.

В семье Колосовых четыре дочери – школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям. В магазине «Алёнушка» проводится акция: «Каждому, ку- пившему два платья по цене 2875 рублей, третье платье – в подарок!». В магазине «Ивушка» предлагают платья по акции: «Каждому, купившему одно платье за 2546 рублей, второе – за полцены!». В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько (в рублях) будут отличаться покупки в этих магазинах?

Задание  2. 

Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с Колей идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Коле купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по цене 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков ИЗО за 340 рублей. Общая стоимость Колиных покупок к школе составила 1/36 часть се мейного дохода. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради – 180 рублей, ручки – 250 рублей и пенал – 86 рублей. Определите, какая часть ежемесячного семейного дохода ушла на Колины покупки для школы, если доход семьи остался прежним.

 

Задание 3

  • Иван решил обновить свой гардероб и купить рубашку, брюки, джемпер. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 3000 рублей, которые ему нужны еще и на покупку продуктов питания (на остаток после покупок вещей). В ТЦ предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок вещей именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наш герой остановил свой выбор на следующих:
  • Акция «2+1» (купи две вещи и третья (меньшая по стоимости) в подарок!) – магазин «Даровик»;
  • Скидка 50% на все! – магазин «Скидочник»;
  • Скидка 30% владельцам карты лояльности – магазин «Бонусовик» (у Ивана данная карта есть).

Условия:

  • В первом случае брюки стоят – 1500 руб.; рубашка – 800 руб.; джемпер – 1000 руб.
  • Во втором: брюки – 1500 руб.; рубашка – 1000 руб.; джемпер 1500 – руб.
  • В третьем: брюки – 1200 руб.; рубашка – 1200 руб.; джемпер 1500 – руб.
  • Вопрос: Какое предложение окажется наиболее выгодным с целью экономии средств?

Локация 2. «Береженая копейка рубль бережет!

Цель локации: показать, что ресурсы, используемые семьей, следует экономить, так как прослеживается прямая связь с расходами.

Задание 1.

В 2014 году семья Сережи платила за квартиру, в которой они живут 4000 рублей в месяц. В 2015 году квартплата поднялась на 12%, стоимость квартплаты увеличилась также в 2016 году на 10% и в 2017 на 7%. Какой будет квартплата в 2018 году?

Задача 2.

Тариф за пользование холодной водой составляет 38 руб. 06 коп. за 1 м3 воды, тариф за горячую воду составляет 188 руб. 53 коп. за 1 м3, тариф за водоотведение – 27 руб. 01 коп. за 1 м3 воды. Определите расходы семьи Сергея за месяц на водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 8 м3 холодной и 6 м3 горячей воды.

Задача 3.

Тарифы за электроэнергию по трехтарифному счетчику для квартир, оборудованных электрическими плитами, составляют: 1-й тариф – 4 руб. 85 коп. за 1 кВтч с 7.00 до 10.00 часов и с 17.00 до 21.00 часа; 2-й тариф – 1руб. 26 коп. за 1 кВтч с 23.00 до 7.00 часов утра; 3-й тариф – 4 руб. 04 коп. за 1 кВтч. с 10.00 до 17.00 часов и с 21.00 до 23.00 часов. Сколько семья Сергея платит за электроэнергию в месяц, если по показаниям счетчиков семья потребила по 1-му тарифу – 120 кВтч; по 2-му тарифу – 42 кВтч; по третьему – 137 кВтч?

Локация 3 «Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина»

Цель локации: участники должны решить задачу, направленную на демонстрацию бережливого отношения к деньгам и их рационального использования ради определенной цели.

Задание 1. Андрей решил купить электрический   роллерсерф   стоимостью 17900 рублей. Для этого он стал вести ежедневный финансовый дневник, в котором записывает все свои расходы и доходы за день.

Определите величину накоплений Андрея за месяц, если итоговые цифры поступлений и трат за этот день отражают средние показания за месяц (принимаем, что в месяце Андрея 25 дней, т.е. столько дней в месяце он находится в школе на уроках и дополнительных занятиях). Заполните недостающие значения финансового дневника. Кроме того, на день рождения в качестве подарка Андрей получил 4000 рублей, а к Новому году подарок – 2000 рублей. Сможет ли он через 6 месяца купить электрический роллерсерф стоимостью 17900 рублей? Если нет, определите срок его краткосрочного финансового плана по покупке электрический роллерсерфа за счёт своих ежемесячных накоплений и разовых подарков.

День ******

Поступления в пересчете на день, рублей

Траты за день, рублей

Деньги на обед в школе, карманные расходы и проездной

420

Питание в школе

170

Расходы на колу и пирожок

80

Транспорт

30

Прочие

60

Итого

Итого

Задание 2.

Серёжа решил купить новый телефон стоимостью 22500 рублей. Для достижения своей цели он начал вести финансовый дневник, в который записывает все расходы и доходы за день

День хх.хх.хххх

Поступления в пересчете на день, руб

Траты за день, рублей

Деньги на обед в школе, карманные расходы и проездной

400

Питание в школе

180

Ежемесячный подарок от бабушки

200

Расходы на колу и жевательную резинку

60

Транспорт

30

Прочие

100

Итого

Итого

Определите величину накоплений Серёжи за месяц, если итоговые цифры поступлений и трат за этот день отражают средние показания за месяц. Принимаем, что в месяце Серёжи 26 дней, т.е. столько дней в месяце он находится в школе на уроках и дополнительных занятиях. Кроме того, на день рождения в качестве подарка Серёжа получил 5000 рублей. Сможет ли он через     3 месяца купить смартфон стоимостью 22500 рублей? Если нет, определите срок его краткосрочного финансового плана по покупке данного гаджета за счёт ежемесячных накоплений и разового подарка.

Задание 3.

Старший брат Ивана живёт отдельно и имеет постоянную работу. Он поставил цель -купить         автомашину        стоимостью 1 200 000 рублей за 3 года. Источники выполнения плана – его заработная плата за вычетом необходимых текущих расходов (считаем их постоянными), а также накопления за предыдущий период в размере 100 000 рублей. Все его доходы и расходы представлены в таблице. Определите, какую сумму брат Ивана ежемесячно может использовать на накопление и удастся ли ему выполнить личный финансовый план по покупке автомобиля, не прибегая к различным схемам размещения финансовых средств.

Цель

Автомашина стоимостью 1 200 000 рублей

Срок

3 года

Основные доходы – начисленная заработная плата (в месяц)

80000 рублей

Имеются сбережения в предыдущий период в размере

100 000 рублей

Расходы на коммунальные нужды (в месяц)

8700 рублей

Расходы на питание (в месяц)

8000 рублей

Расходы на спорт и отдых (в месяц)

7500 рублей

Бытовые расходы (в месяц)

3700 рублей

Прочие расходы (в месяц)

7000 рублей

Средства на непредвиденные расходы (в месяц)

4000 рублей

Локация 4. Денег наживёшь - без нужды проживёшь

.      Цели локации: формирование  знаний о  доходах и расходах семьи, понимания необходимости  бережного отношения к семейному бюджету.

Задание 1.

Заполните таблицу        месячного бюджета        семьи        Олега        по предложенному образцу и определите их семейные накопления. Если: начисленная заработная плата папы Олега равна 80000 рублей; начисленная заработная плата мамы – 30000 рублей; начисленная стипендия старшего брата Олега, обучающегося по основной профессиональной образовательной программе – 7696 рублей. Коммунальные платежи равны 10300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14700 рублей; питание дома – 22400 рублей; покупка и ремонт одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей, развлечения, отдых – 10300 рублей; ежемесячный платеж по кредиту за автомобиль – 15400 рублей; эксплуатация автомобиля – 8300 рублей, непредвиденные расходы – 3000 рублей.

Доход

руб

расход

руб

ИТОГО:

Задание 2.

    Семья Мельниковых состоит из папы, мамы, дочки. Папа работает инженером и получает  40000 рублей в месяц, мама работает в МФЦ  и зарабатывает 20000 рублей в месяц.  Семнадцатилетняя дочь Даша учится в колледже, ее стипендия составляет 3% от зарплаты папы. В месяц расходная часть семейного бюджета составляет 45000 рублей. Даша мечтает побывать в Олимпийском парке в Сочи.  Средняя стоимость билета на самолет компании "Аэрофлот" 6514 рублей в одну сторону. Проживание в  отеле "без звезд" без питания в трехместном номере - 1500 рублей с каждого. Совокупный расход на питание в день на 1000 меньше, чем расход на проживание. Сможет ли семья Мельниковых в течение года накопить средства для отдыха в Сочи в течение двух недель? Могут ли родители подарить Даше Айфон 10 (64 ГБ) за отличную учебу? Относятся ли отдых в Сочи и покупка Айфона 10 к обязательным расходам семьи?

Подведение итогов.

Список литературы: 

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 89 с.

Приложения:

Приложение 1

Маршрутный лист

Локации

Заработок

1. Держи расход по приходу

2. Береженая копейка рубль бережет!

3. Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина

4. Денег наживёшь - без нужды проживёшь

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий устного журнала "Минута час бережет"

К сценарию устного журнала прилагается презентация "Минута час бережет"...

Проект учеников 6 класса "Капля рубль бережет"

Ученики 6Б класса расчитали потери воды в школе из одного крана, струйкой и капелькой. И убедились в том что надо экономить и беречь воду....

Внеклассное мероприятие "История рубля. Как появился рубль" к 700 летию российского рубля

Классный час в 6 классе раширяет кругозор учащихся, способствует расширению знаний учащихся об истории нашего Отечества....

Викторина "Копейка рубль бережет"

Внеклассное мероприятие-викторина "Копейка рубль бережет"  познакомит детей с интересными фактами из истории возникновения и развития денежной системы России, в соревновательной части ребята смог...

Сценарий квеста «Копейка рубль бережёт»

Одним из ключевых и глобальных вопросов современного образования является формирование финансовой грамотности подрастающего поколения. Данная проблема становится особо актуальной в условиях современно...

"Копейка рубль бережет". Классный час

Разработка классного часа для 6-7 классов малокомплектной школы....

Урок "копейка рубль бережет"

ВведениеУрок  на тему: «Копейка рубль бережет» является интегрированным, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким учебным дисциплинам, таким, как физика, информатика, э...