Методическая разработка к уроку
план-конспект урока по экономике (11 класс)
Методическая разработка к уроку "Ценовой механизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка к уроку "Ценовой механизм" | 21.72 КБ |
tsenovoy_mehanizm.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
учитель: Гусева Людмила Александровна |
предмет: экономика |
10 класс |
Тема: Цена и стоимость. Урок №23: Ценовой механизм. |
Учебник: Хасбулатов Р.И. Экономика (базовый и углубленные уровни) 10 - 11 класс, Дрофа, 2019. |
Цель урока: Формирование понятия о процессе ценового механизма в рыночной системе.
Задачи: 1. Углубить и расширить понятия: мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, равновесная цена.
2. Формировать новые понятия: общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.
3. Формировать умения:
учебные
- объяснять значение основных понятий темы;
- называть виды цен, приводить примеры;
- раскрывать сущность понятия «ценовой механизм»;
- объяснять теорию стоимости товара как количества труда, овеществленного в товаре;
- решать задачи на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.
метапредметные
- планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленными учебными задачами;
- формулировать понятия, соблюдая логику изложения;
- формулировать обобщающие выводы на основе изученного учебного материала.
Тип урока: Урок открытия нового знания (ОЗН).
Формы работы учащихся: работа со схемами, таблицами, учебником, исследовательская, фронтальная, индивидуальная, парная; практическая работа – решение задач.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: Оптовые и розничные цены. Мировые цены. Стоимость и альтернативная стоимость.
Необходимое техническое оборудование: учебник, тетрадь, презентация, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
- Мотивационный этап урока (15 минут)
- Актуализация знаний.
- Определение темы урока
- Формулирование задач урока
- Создание мотивационной установки.
2. Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)
- Изучение темы урока.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление причины возникшего затруднения.
- Реализация выхода из проблемной ситуации.
3. Этап закрепления (7 минут)
- Практическая работа: Решение задач (по эталону) на определение выгоды (невыгоды) производителя на изменение цены товара на рынке.
- Включение в систему знаний повторение.
4. Рефлексия УД на уроке (1 минута)
- Организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
5. Объяснение домашнего задания (2 минуты)
Ход урока.
- Мотивационный этап урока. (15 мин.)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «цена товара», ее функциями и выявили две концепции цены. Ответьте на следующие вопросы: (слайд1)
- Что такое цена?
- Какие факторы влияют на ценообразование?
- Какие функции в экономике выполняет цена?
- В чем суть классической концепции цены? – выступление Волковой А.
- Как трактуют формирование цены неоклассики? – выступление Склярова А.
И так, существует два подхода к формированию ценны. (слайд 2, 3) Сторонники кембриджской экономической школы пытались создать целостное учение о цене. В частности представитель этой школы Альфред Маршал, считал, что цена формируется под воздействием, как спроса, так и предложения. На практике же, в зависимости от товарно-денежных отношений, различают несколько видов цен взаимосвязанных между собой и образующих единую систему (ценовой механизм). Т.е. нам необходимо продолжить изучение этой темы в данном направлении.
Попробуйте определить тему нашего урока и сегодняшнюю цель.
Ценовой механизм. Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе. (слайд4,5)
Сегодня на уроке мы с вами выясним: (слайд8)
- Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются?
- Что входит в понятие «стоимость»?
- Как взаимодействуют цена и стоимость?
- Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена».
- Процессуально - содержательный этап урока (15 минут)
Понятие «ценовой механизм» отражает большую дифференциацию цен в системе современ-ного рынка. Различают : Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Мировые и внутренние цены. Цена продавца. Цена покупателя. Равновесная цена.(слайд9)
Давайте познакомимся с каждой из них. На с. 55 учебника определение каждой из них (работа с учебником, запись в тетради).
А теперь попробуем ответить на тестовые задания. (слайд 10,11)
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. В пределах низшей и верхней границ на величину цены воздействую еще два субъективных фактора: (слайд12)
- Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.
- Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени.
Взаимное движение цены продавца и цены покупателя ведет к установлению цены согласия, удовлетворяющей обе стороны торговли:
- Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.
На рынке существует еще одно близкое понятие «стоимость товара». Что входит в понятие стоимости? (работа с учебником с.56) — Стоимость товара (в соответствии с трудовой теорией стоимости) — это количество труда, овеществлённого в товаре. Как экономическая категория проявляется в обмене, в своей конкретной форме — меновой стоимости, т. е. способности товара обмениваться на другой товар в определённой пропорции.
Общественная стоимость товара определяется затратами труда на его производство, а труд различных производителей измеряется рабочим временем.
Ответьте на вопросы:
- Каким общим показателем определяется стоимость?
- Что определяет индивидуальную стоимость товара?
- Этап закрепления (7 минут).
И так сегодня мы выяснили, что на рынке практически действует сложный механизм цен, состоящий из множества их видов. Как взаимодействуют цена и стоимость товаров и услуг.
А теперь попробуем оценить этот механизм практически. Решив задачи. (слайд 13,14)
Практическая работа: ( выполняют в тетради)
Задача. Определить выгодность (невыгодность) для производителя (продавца), являющегося лидером на определенном рынке, снижения установленной цены одного изделия на 2 рубля при следующих фактических данных:
- установленная цена одного изделия составляет 20 руб.
- планируемый объем реализации – 50 000руб.
- показатель эластичности спроса по цене -1,7
Решение.
- Рассчитываем процентное снижение цены с 20 до 18 руб.
ΔР% = ( 18 – 20) / 20 х 100% = -10%
- Рассчитываем процентное увеличение объема реализации при показателе эластичности спроса – 1,7
Ер = ΔQ% / ΔР% ΔQ% = Ер х ΔР% = -1,7 х (-10) = 17%
- Определяем общую выручку до снижения цены
Т R = Р х Q = 20 х 50 000 = 1 000 000руб.
- Определяем общую выручку после снижения цены
Т R = Р х Q = 18 х (50 000 х 1,17)= 18 х 58 500 = 1 053 000 руб.
Вывод:
А теперь изменим условие задачи. При увеличении установленной цены одного изделия на 2 рубля при тех же фактических данных.
Ответ: слайде 15.(взаимопроверка)
- TR – выручка после повышения цены – 913 000р.
- Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р.
Вывод: Почему не выгодно повышать цену на товар? (т.к. он эластичен по цене)
4.Рефлексия УД на уроке (1 минута)
- Объяснение домашнего задания (2 минуты) – слайд16
- Обязательное домашнее задание: §§9, 10, в. 1-4 после§ устно, выполнить тестовые задания на сайте «библиотека МЭШ».
- Творческое домашнее задание по выбору: подготовить развернутый ответ по теме: «Рынок и рыночный механизм ценообразования». Составить план ответа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рыночный (ценностный) подход – определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Цена – форма выражения ценности блага . Производственный (затратный) подход – в основу установления цены положены производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара. Цена – денежное выражение стоимости блага. Два подхода к формированию цены
Составила учитель МАОУ СОШ №22 Гуркина Вера Александровна
Изучить сущность процесса ценового механизма в рыночной системе. Цель урока
Содержание урока. Каково содержание понятий: «цена покупателя», «цена продавца», «равновесная цена». Что входит в понятие «стоимость»? Какие виды цен существуют на современном рынке и где они устанавливаются? Как взаимодействуют цена и стоимость?
Тесты.
Цена продавца – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. Цена покупателя – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена согласия – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.
ЗАДАЧА
TR – выручка после повышения цены – 913 000р. Общая выручка от продажи уменьшилась на 87 000р. Ответ
https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomike-k-uroku-na-temu-cena-tovara-funkcii-cen-3445837.html Список ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».
ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...
методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Дисципли...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...