Программа по финансовой грамотности для основной школы
рабочая программа по экономике (5 класс)
Данная программа элективного курса "Финансовая грамотность" для учащихся 5-9 классов основной школы. Полезна для учителей истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx | 90.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
г. Татарска Новосибирской области
Рабочая программа
«Основы финансовой грамотности»
для 5 – 9 класса, реализующих ФГОС второго поколения
Составитель: Смирнова Екатерина Геннадьевна
Одобрена методическим советом
Протокол № от г.
Принята на заседании педагогического совета
Протокол № от г.
УТВЕРЖДАЮ:
Приказ № от
Директор школы: С.В. Демьяненко
г. Татарск
2019г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа школьного курса «Основы финансовой грамотности» соответствует ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–9классов в сфере экономики семьи.
Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий авторского коллектива: Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Курс рассчитан на 85 часов: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе, 17 часов в 7 классе , 17 часов в 8 классе, 17 часов в 9 классе.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- класс
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- выдвигать версии решения проблемы;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
2.Умение планировать пути достижения целей.
Обучающийся сможет:
- находить из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
3.Умение осуществлять контроль своей деятельности.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности;
- оценивать свою деятельность;
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Обучающийся сможет: оценивать свои действия по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
Обучающийся сможет:
- соотносить результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- определять причины своего успеха или неуспеха;
6 класс
1.Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- выдвигать версии решения проблемы;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;определять/находить, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- определять возможные затруднения при решении учебной и познавательной задачи;
- Умение осуществлять контроль своей деятельности
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать свою деятельность;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.
Повышенный уровень:
- Формулировать гипотезы, прогнозировать конечный результат;
- Составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
- Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Принимать решения в учебной ситуации и нести за него ответственность.
7класс
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет: формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи;
- Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Повышенный уровень:
- Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
- Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности.
класс
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности по завершении деятельности;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Обучающийся сможет: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Повышенный уровень:
- Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
4.Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.
9 класс
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Повышенный уровень:
- Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
- Для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД :
- Класс
1.Умение обобщать, классифицировать, делать выводы.
Обучающийся сможет:
- вычленять из текста ключевые слова;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать;
- делать выводы на основе наблюдений
2.Умение создавать и применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; строить (простую) схему, алгоритм действия
3.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
4.Формирование и развитие экологического мышления.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы
класс
- Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; выделять явление из общего ряда других явлений;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действий.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет: анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Повышенный уровень:
- Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
- Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
- Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке.
- Создавать абстрактный или реальный образ предметами или явлениями.
- Резюмировать главную идею текста.
7 класс
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Повышенный уровень:
- Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.
класс
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; выявлять и называть причины события, явления
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Повышенный уровень:
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);\
- собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст.
класс
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный текст критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет: прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Повышенный уровень:
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
Коммуникативные УУД:
5 класс
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет:
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме план собственной деятельности; 3.Формирование ИКТ компетентности.
Обучающийся сможет:
- искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии при создании текстовых документов и презентаций.
6 класс
- Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
- Формирование ИКТ компетентности.
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии при создании текстовых документов и презентаций; использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Повышенный уровень:
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Критически относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков.
7класс
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Повышенный уровень:
- Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
8 класс
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Повышенный уровень:
1.Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
2.Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
3.Формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.
9 класс
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Повышенный уровень:
- Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др..
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах:
Обучающийся научится:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта и валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
Обучающийся получит возможность научиться:
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 8-9 классах:
Обучающийся научиться:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
Обучающийся получит возможность научиться:
• владение знаниями: о структуре денежной массы, о структуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможных нормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций, о видах страхования, о видах финансовых рисков, о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, о способах определения курса валют и мест обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
2. Основное содержание предмета, курса
5 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое
поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы
семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.
6 класс
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их
надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.
8 класс
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Тема 1. Происхождение денег. Деньги, что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Тема 2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.
Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых организаций.
Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
9 класс
Модуль 3. Риски в мире денег.
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.
Тема 2. Финансовые риски. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.
Тема 2. Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать своё дело.
Тема 3. Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.
Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность». | 4ч | |
1 | 1.1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | 1ч |
2 | 1.2.От чего зависит благосостояние семьи. | 1ч |
3 | 1.3.Учимся оценивать финансовое поведение людей. | 1ч |
4 | 1.4.Учимся оценивать своё финансовое поведение. | 1ч |
Раздел. 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи. | 13ч | |
5 | 2.1.1.Деньги: что это такое. | 1ч |
6 | 2.1.2.Учебные мини-проекты «Деньги». | 1ч |
7 | 2.1.3.Из чего складываются доходы семьи. | 1ч |
8 | 2.1.4.Учимся считать семейные доходы. | 1ч |
9 | 2.1.5.Исследуем доходы семьи. | 1ч |
10 | 2.1.6.Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1ч |
11 | 2.1.7.Как появляются расходы семьи. | 1ч |
12 | 2.1.8.Учимся считать семейные расходы. | 1ч |
13 | 2.1.9.Исследуем расходы семьи. | 1ч |
14 | 2.1.10.Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | 1ч |
15 | 2.1.11.Как сформировать семейный бюджет. | 1ч |
16 | 2.1.12.Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». | 1ч |
17 | 2.1.13.Обобщение результатов изученного в разделах 1 и 2. | 1ч |
6 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1-3 | Повторение изученного в разделах 1 и 2. | 3ч |
Раздел 3. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | 14ч | |
4-5 | 3.2.1,2.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. | 2ч |
6 | 3.2.3.Что такое страхование и для чего оно необходимо. | 1ч |
7 | 3.2.4.Что и как можно страховать. | 1ч |
8 | 3.2.5.Ролевая игра «Страхование» | 1ч |
9 | 3.2.6.Контрольная работа за 1 четверть. | 1ч |
10 | 3.2.7,8Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. | 1ч |
11 | 3.2.9.Как определить надёжность страховых компаний. | 1ч |
12 | 3.2.10.Как работает страховая компания. | 1ч |
13-14 | 3.2.11,12Учебные мини-проекты «Страхование» | 2ч |
15-16 | 3.2.14.Обобщение результатов изученного раздела 3. | 1ч |
17 | 3.2.15.Презентация «Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься» | 1ч |
7 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1-2 | Повторение изученного в разделе 3. | 1ч |
Раздел 4. Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 7ч | |
3 | 4.3.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | 1ч |
4 | 4.3.2.Что такое налоги и почему их надо платить. | 1ч |
5 | 4.3.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. | 1ч |
6 | 4.3.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | 1ч |
7 | 4.3.5.Как работает налоговая служба. | 1ч |
8 | 4.3.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | 1ч |
9 | Какие социальные пособия получают люди. | 1ч |
Раздел 5. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 9ч | |
10 | 5.4.1.Для чего нужны банки. | 1ч |
11 | 5.4.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. | 1ч |
12 | 5.4.3. Что такое кредиты и надо ли их брать. | 1ч |
13 | 5.4.4. Какими банковскими услугами пользуется семья. | 1ч |
14 | 5.4.5. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | 1ч |
15 | 5.4.6. Что мы знаем о бизнесе. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | 1ч |
16 | 5.4.7. Что такое валюта и для чего она нужна. | 1ч |
17 | 5.4.9.Обобщение по разделам 4 и 5. | 1ч |
8 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1-2 | Повторение изученного в разделах 4,5. | 2ч |
Раздел 6. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. | 9ч | |
Тема 1. Происхождение денег. | 2ч | |
3 | 6.1.1.Деньги, что это такое. | 1ч |
4 | 6.1.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. | 1ч |
Тема 2. Источники денежных средств семьи. | ||
5 | 6.1.3.Какие бывают источники доходов. | 1ч |
6 | 6.1.4.От чего зависят личные и семейные доходы. | 1ч |
Тема 3. Контроль семейных расходов. | ||
7 | 6.1.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1ч |
8 | 6.1.6. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | 1ч |
Тема 4. Построение семейного бюджета. | ||
9 | 6.1.7.Что такое семейный бюджет и как его построить. | 1ч |
10 | 6.1.8.Как оптимизировать семейный бюджет. | 1ч |
11 | 6.1.9.Обобщение результатов работы по разделу 6. | 1ч |
Раздел 7 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния | 7ч | |
Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | ||
12 | 7.2.1.Для чего нужны финансовые организации. | 1ч |
13 | 7.2.2.Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. | 1ч |
Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния. | ||
14 | 7.2.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. | 1ч |
15-16 | 7.2.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 2ч |
17 | 7.2.6.Обобщение по разделу 7. | 1ч |
9 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1-2 | Повторение изученного в разделах 6,7. | 1ч |
Раздел 8. Модуль 3. Риски в мире денег. | 6ч | |
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | ||
3 | 8.3.1.Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. | 1ч |
4 | 8.3.2.Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. | 1ч |
5 | 8.3.3.Чем поможет страхование. | 1ч |
Тема 2. Финансовые риски. | ||
6 | 8.3.4.Какие бывают финансовые риски. | 1ч |
7 | 8.3.5. Что такое финансовые пирамиды. | 1ч |
8 | 8.3.6.Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль | 1ч |
Раздел 9. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. | 6ч | |
Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. | ||
9 | 9.4.1.Что такое банк и чем он может быть полезен. | 1ч |
10 | 9.4.2.Польза и риски банковских карт. | 1ч |
Тема 2. Собственный бизнес. | ||
11 | 9.4.3.Что такое бизнес. | 1ч |
12 | 9.4.4.Как создать своё дело. | 1ч |
Тема 3. Валюта в современном мире. | ||
13 | 9.4.5.Что такое валютный рынок и как он устроен. | 1ч |
14 | 9.4.6.Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1ч |
Раздел 10. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 3ч | |
Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. | ||
15 | 10.5.1.Что такое налоги и зачем их платить. | 1ч |
16 | 10.5.2. Какие налоги мы платим. | 1ч |
Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. | ||
17 | 10.5.3.Что такое пенсия и как сделать её достойной. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок финансовой грамотности в средней школе.
План урока финансовой грамотности в 7-8 классах....
Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе.
Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе....
презентация "Формирование финансовой грамотность обучающихся основной и средней школы на уроках обществознания"
Представлены различные методические подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания....
Опыт внедрения основ финансовой грамотности в сельской школе
Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в соответствии распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Страте...
Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы
Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы...
Финансовая грамотность в начальной школе: секреты обучения.
Все знают, что дети любят мультфильмы. А процесс обучение, если он связан с ипсользованием чего-го приятного и радостного, идет продуктивнее....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов С цель обучения школьн...