программа и задания по экономике 7-8 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (7, 8 класс)

Толстикова Марина Алексеевна

В программе показаны примеры поурочного планирования экономики с элементами финансовой грамотности. даны рекомендации по проведению отдельных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по экономике 7-8 класс150.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 г.о. СТРЕЖЕВОЙ»

Рассмотрено:

руководитель ШМО

_________/_____________/

              ФИО

Протокол №____

от «__»________2018г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

МОУ «СОШ № 2»

_________/______________/

                 ФИО

      Протокол № ________

от «__»________2018г.

Утверждено:

Директор МОУ «СОШ № 2»

________/О.В. Жигалина/

Приказ № ____

от «__»________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                         по предмету

«Экономика и финансовая грамотность»

7кл-32 часа

8кл.-32 часа

Программу составила:    

Толстикова Марина Алексеевна

учитель географии

1 квалификационной категории

Стрежевой, 2018 год

Программа курса «Экономика и финансовая грамотность» 7-8 класс

Преподавание экономики в среднем и старшем звене ведется по следующим учебным программам:

  1. 7-8 класс: Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  2. 8-9 классы: Липсиц И.В. Экономика..– М.: Вита-Пресс, 2007

Для работы используются следующие учебные пособия:

  1. 7 класс: Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  2. 8 класс: Липсиц И.В. Экономика. Книга в 2-х частях. Книга 1.– М.: Вита-Пресс, 2009
  3. 9 класс: Липсиц И.В. Экономика. Книга в 2-х частях. Книга 2.– М.: Вита-Пресс, 2009.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 7 классов.

 

     Для изучения этого курса был выбраны программа и учебник И.В. Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".Учебник рекомендован Министерством образования Российской  Федерации.  При изучении этого курса учащиеся узнают, как возникло разделение труда, как организовано производство благ, почему торговля являются союзником производства, зачем нужна и как работают биржи и банки, что такое деньги и как люди их зарабатывают, т.е. о том, как складывалась и как устроена сегодня хозяйственная деятельность.

  Изучение данного курса ставит перед собой следующие задачи:

  • Пропедевтика изучения курса "Основы экономических знаний";
  • Формирование общих представлений о роли человека в экономической и социальной системе;
  • Повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных экономических наук;
  • Показать историю и современную организацию хозяйственной деятельности.

Пособия, которыми пользуется учитель:

  1. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Зиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 2001.

Пособия для ученика: учебник И.В. Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".

        Цель  Знакомство с основными понятиями экономики на основе их истории возникновения.

Методы и формы обучения :лекции, практические занятия, игры

        Учащиеся должны знать:

  • -зачем нужна экономика.
  • -устройство хозяйственной жизни.
  • -историю возникновения экономики
  • -что такое торговля, ее виды.
  • -значение биржи
  • -историю и значение денег, их виды.
  • -что такое банк, как он работает.
  • -знать способы получения денег ,оплату труда.
  • -что такое собственность, ее значение.

        Учащиеся должны уметь:

-приводить примеры хозяйственной деятельности.

-пользоваться простейшими расчетами.

-анализировать события с экономической точки зрения по данным темам.

        Ожидаемые результаты и способы проверки.

В конце каждой темы проводится тестирование. Промежуточная проверка включает устные вопросы и вопросы для размышления(эти вопросы есть в конце каждого урока)

        Формы подведения итогов реализации программы осуществляется оценочно по четвертям.

Тематическое планирование 7класс

№ тема

часы

Практические занятия

теория

1.Что изучает экономика(сентябрь-октябрь)

5 часов

-

5 часов

2.Торговля(ноябрь-декабрь)

6 часов

2 часа

4 часов

3.Биржа(конец декабря)

4 часа

2 часа

2 час

4.Деньги и банки(январь-май)

17 часов

4 часа

13 часов

итого

32 часов

8 часов

24 часа

        В данных темах изучаются следующие вопросы.

  1. Что изучает экономика.

Раскрывается роль экономики в жизни общества. Устройство хозяйственной жизни. Производство благ – как основа удовлетворения потребностей. Разделение труда. Организация производства благ.

  1. Торговля.

История возникновения торговли. Виды торговли. Значение торговли для производства. Отличия розничной от оптовой торговли. Биржа, как пример торговли в крупных размерах

  1. Деньги и банки.

Определение денег, история их возникновения. Связь денег с банками. Виды денег (бумажные, металлические, безналичные). Современная денежная система. Работа банков, их значение. Кредитование. Современные виды безналичных расчетов (чек, карточки, вексель, облигация).

        Курс 8 класса продолжает изучение курса 7-ого по тому же учебнику.

Тематическое планирование 8 класс

№ темы

часы

Практические занятия

теория

Даты

Итого

29 часов

8 часов

21 час

1/Источники доходов –

1.1Как люди зарабатывают деньги

1.2Почему существует повременная зарплата

1.3Вмире профессий и заработков

1.4Как люди добиваются увеличения своих заработков

1.5Что такое карьера и как она влияет на доходы

1.6Как платят за творчество

1.7Как производство помогает творцам

10 часов

3 часа

7 часов

9.09-10.11

2.Собственность)

2.1Что такое собственность

2.2Как люди становятся собственниками

2.3За что можно лишиться собственности

2.4Экономика: как это работает вместе

8 часа

-1 час

7 часов

10.11-28.12

  1. Закон защиты прав потребителей

4.1Все мы потребители

4.2Какие права имеют потребители

4.3Как не потеряться в мире информации

4.4Такие разные магазины

4.5Наш постоянный спутник деньги

4.6Если товар оказался некачественным

4.7Услуги , которые мы получаем

4.8Защита прав потребителя

4.9Итоговое занятие

11 часов

4 часа

7 часов

11.01-25.05

Резерв 3 часа


Календарно-тематическое планирование для 7-х классов

 

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

Для детей с ОВЗ

Должны знать

Должны уметь

1.

Зачем нужна экономика

1

04.09-09.09

Экономика. Потребность. Благо. Цивилизация.

понимать основную проблему экономики, к чему приводит разделение труда.

 различать, что можно называть богатством, а что нет, понимать какие факторы способствуют росту экономики и уровня жизни населения.

Тест

Гл.1

Тесты 1 уровня

2.

Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1

11.09-16.09

Разделение труда. Уровень жизни. Три главных процесса в экономике.

Тест

Гл.2

Индивидуальная работа

3.

Как возникла экономика

1

18.09-23.09

Производительность труда. Производственные ресурсы. Отрасль. Сырье.

основные отрасли промышленности, три основные сектора экономики, что является результатом производственной деятельности.

объяснять влияние научно-технического прогресса на экономику

Тест

Гл.3

Совместная работа с учителем

4.

Как организуется производство благ

1

25.09-30.09

Экономические ресурсы. Природные ресурсы. Технология. Менеджер. Менеджмент.

Предприятия города Стрежевой

Индивидуальная работа

5.

Торговля – союзник производства.

1

02.10-07.10

Торговля. Бартер.

что повлияло на развитие торговли.

различать временные периоды в развитии торговли

Тест

Гл.5

6.

Торговля для потребителя.

2

09.10-21.10

Розничная торговля. Задачи владельца магазина. Выручка от продажи. Торговая сеть. Дилер. Безмага-зинные формы торговли.

особенности оптовой и розничной торговли; функции оптовой торговли; эволюцию форм организации розничной торговли

отличать оптовую торговлю от розничной; объяснять, какие возможности дает торговля потребителю и производителю.

Гл. Расчет выручки любого магазина канцелярских товаров города Стрежевой 6,7

Расчет выручки любого магазина канцелярских товаров города Стрежевой

7.

Торговля для производителя.

2

23.10-11.11

Организация торговли. Оптовая торговля. Скидка Конвейер. Функции оптовиков.

Тест

Гл.8,9

Индивидуальная работа

8.

Зачем нужна биржа

2

13.11-25.11

Биржа. Рынок. Спекуляция. Брокер. Маклер. Бык. Медведь.

характерные черты биржевой торговли

 понимать отличие брокера от дилера, «быков» от «медведей».

Тест

Гл.10

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

Должны знать

Должны уметь

9.

Деньги – помощник торговли

2

27.11-09.12

Цена. Деньги.

характеристики товара-посредника, историю возникновения денег, роль менялы в XI-XII вв.

Приводить примеры товаров-посредников для разных стран.

Тест

Гл.11,12

Индивидуальная работа

10.

Зачем люди придумали банки

1

11.12-16.12

историю возникновения банков; разницу между «плохими» и «хорошими» деньгами; правила эмиссии денег до ХХ в.

понимать в чем заключаются недостатки древних государственных денег; различать расписку, чек и банкноту.

Гл.13

Банки города Стрежевой

11.

Банковские деньги

2

18.12-30.12

Номинал. Чек. Банкнота. Вексель. Металлический стандарт. Эмиссия.

схему создания и использования чекового счета

 понимать в чем преимущества и недостатки безналичных денег.

Гл.14,15

Совместная работа с учителем

12.

Как банки делали деньги невидимыми

2

15.01-27.01

Чековая книжка. Чековый счет.

Гл.16,17

Индивидуальная работа

13.

Деньги и банки в век электроники

2

29.01-10.02

Кредитная и дебитная карточки Кредитная история.

различия в работе дебитной и кредитной карточек

 понимать принцип работы пластиковой карточки

Тест

Гл.18,19

14.

Банки и кредитование.

2

12.02-24.02

Проценты. Расписка. Депозит. Виды депозитов.

Принципы кредитования; банковские депозиты

 различать депозиты по видам

Тест

Гл.20,21

Виды депозитов в банках города Стрежевой

15.

Заработная плата

2

26.02-10.03

Заработная плата. Основная зарплата. Плата за сверхурочное. Премия. Сдельная зарплата. Повременная зарплата. Виды вознаграждения за труд.

Виды оплата труда, эволюцию зарплаты

Объяснять особенности труда наемного работника и факторов, влияющие на формирование зарплаты

Гл.22,23

Совместная работа с учителем

16.

В мире профессий и заработков

2

12.03-24.03

Факторы, влияющие на зарплату. Способы увеличения зарплаты.

из чего формируется цена за труд, что влияет на карьеру

Представлять этапы построения карьеры, получать представление о собственной карьере.

Тест

Гл.24,25,26

Самые популярные профессии города Стрежевой

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

Должны знать

Должны уметь

17.

Творчество и его оплата

2

02.04-14.04

Гонорар. Аванс. Система роялти. Интеллектуальная собственность.

Отличия творческого труда от наемного; характеристики интеллектуальной собственности.

 Охарактеризовать особенности оплаты работников творческого труда

Гл.27,28

Индивидуальная работа

18.

Собственность и ее виды

1

16.04-21.04

Собственность. Частная собственность. Личная собственность. Коллективная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность.

формы собственности, способы получения собственности; за что можно лишится собственности

 различать типы собственности; уметь защитить собственность от посягательств

Гл.29

Виды собственности города Стрежевой

19.

Как стать собственником и как защитить свою собственность

2

23.04-12.05

Тест

Гл.30,31

Совместная работа с учителем

20.

Экономика: как все это вместе работает

1

14.05-19.05

Маркетинг. Прибыль.

этапы «взросления» предпринимателя, варианты продажи продукции

 иметь представление о том, как предприниматель организует производство товаров и услуг; объяснять, что является результатом деятельности фирмы

Гл.32

21.

Зачет для интеллектуалов

1

21.05-

26.05

Тест

Календарно-тематическое планирование для 8-х классов

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Должны знать

Должны уметь

Контроль

 Домашнее задание

Для детей ОВЗ

1

доходы

2

В мире профессий и заработков

2

1.09-15.09

Заработная плата. Основная зарплата. Плата за сверхурочное. Премия. Сдельная зарплата. Повременная зарплата. Виды вознаграждения за труд.

Виды оплата труда, эволюцию зарплаты

Объяснять особенности труда наемного работника и факторов, влияющие на формирование зарплаты

Гл.22,23

Совместная работа с учителем

3

Заработная плата

2

До. 30.09

Факторы, влияющие на зарплату. Способы увеличения зарплаты.

из чего формируется цена за труд, что влияет на карьеру

Представлять этапы построения карьеры, получать представление о собственной карьере.

Тест

Гл.24,25,26

Самые популярные профессии города Стрежевой

4

Виды заработной платы

2

15.10

5

Творчество и его оплата

2

30.10

Гонорар. Аванс. Система роялти. Интеллектуальная собственность.

Отличия творческого труда от наемного; характеристики интеллектуальной собственности.

 Охарактеризовать особенности оплаты работников творческого труда

Гл.27,28

Индивидуальная работа

6

Собственность и ее виды

1

15.11

Собственность. Частная собственность. Личная собственность. Коллективная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность.

формы собственности, способы получения собственности; за что можно лишится собственности

 различать типы собственности; уметь защитить собственность от посягательств

Гл.29

Виды собственности города Стрежевой

7

Как стать собственником и как защитить свою собственность

2

30.11

Тест

Гл.30,31

Совместная работа с учителем

8

Экономика: как все это вместе работает

2

1.12-15.12

Маркетинг. Прибыль.

этапы «взросления» предпринимателя, варианты продажи продукции

 иметь представление о том, как предприниматель организует производство товаров и услуг; объяснять, что является результатом деятельности фирмы

Гл.32

9

Зачет для интеллектуалов

2

15,12-30.12

10

Закон защиты прав потребителей

2

16.01

Лигия потребителей

Историю возникновения закона

Различать основные этапы его формирования

Тест

конспект

План- схема

11

Права потребителей

2

30.01

Право на безопасность

Знать основные права

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Конспект

План- схема

12

права

2

15.02

Право на выбор

особенности

Уметь решать ситуационные задачи по теме

конспект

13

права

2

30.02

Право на защиту

особенности

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Конспект

План- схема

14

права

2

15.03

Право на образование

особенности

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Тест

Конспект

15

Потребительская культура

2

30.03

Индивидуальная культура и общественная

Знать различия

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Конспект

Совместная работа с учителем

16

Рациональный подход

2

30.04

рациональность

Знать виды рационального подхода

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Тест

конспект

Совместная работа с учителем

17

Игры интеллектуалов

3

30.05

Уметь творчески подходить к решению задач

        


Учебно-методический комплекс:

Учебники:

  1. Липсиц И,В. Экономика: В 2 кн. Кн.1 Учебник для 9 кл. общеобразоваг. учрежд. – М.,: Вита-Пресс, 2000. - 304.
  2. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.2 Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрсжд. – М., :Вита-Пресс 2000. - 352 с.

Пособия для учащихся:

  1. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват. учрежд.  В 2-х частях  Ч.1. —  М.,:  Вита-Пресс, 2002, - 80с.
  2. Савицкая Е. В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват.учрежд. В 2-х частях. Ч. 2 – М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
  3. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват. учрежд, В 2-х частях. Ч. 1 – М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
  4. Савицкая Е.В.  Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват.учрежд. В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Вита-Пресс, 2002 -  80с.
  5. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. -  М.: Вита-Пресс, 1997, 114с.
  6. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М,: Вита-Пресс, 1999. - 80с.
  7. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасенич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). – М.: МЦЭБО, 1999. 64с.

Пособия для учителя:

  1. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 443с.
  2. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.2: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 447с.
  3. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: 9 кл. - М.: Вита-Пресс, 1999.
  4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. – М.: МЦЭБО, 1999. – 112с.
  5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике. – М.: МЦЭБО, 1998. – 85с.
  6. Макарова О.Ю., Раев В.А.  Сборник тестов по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995. – 96с.
  7. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач. – М.: Айрис-Пресс, 2001. – 167с.
  8. Фирсрв Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 206с.
  9. Черняк. Экономика в схемах и таблицах.
  10. Экономика для старшеклассников: Пособие для учителя. – М.: МЦЭБО, 1999.
  11. Экономическая теория в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 536с.

        Способы проверки:

В конце каждой темы проводится тестирование. Промежуточная проверка включает устные вопросы  и вопросы для размышления. Некоторые темы имеют практически работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по экономике 10- 11 класс

Данные тестовые задания уместно использовать в 10 классе при изучении экономики по учебнику Липсица И.В. кн.1...

Практическое задание по экономике "Лицо России в МГРТ"

Выполняя данное практическое задание можно отработать навык анализа статистических и графических данных, умение строить диаграммы и работать с ними, делая выводы  на основе их содержания....

Тестовое задание по экономике для 11 класса.

Тестовое задание по экономике....

Типовые задания по экономике при подготовке к ЕГЭ

Данный материал можно использовать для закрепления материала по модулю "Экономика" в 11 классе на уроке или элективе...

Тестовое задание по экономике 11 класс

Это конкурсная работа - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ «ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК». Данная разработка может быть использована на уроках экономики в 11 классе, при подготовке к ЕГЭ по общест...

Олимпиадные задания по экономике 5-6 класс

Тесты для школьной олимпиады по экономике 5-6 классы....

Олимпиадные задания для учащихся 7-8 классов по экономике

Предлагаемые задания (тесты и задачи) могут быть использованы учителя экономики для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике....