программа и задания по экономике 7-8 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (7, 8 класс)
В программе показаны примеры поурочного планирования экономики с элементами финансовой грамотности. даны рекомендации по проведению отдельных уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по экономике 7-8 класс | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 г.о. СТРЕЖЕВОЙ»
Рассмотрено: руководитель ШМО _________/_____________/ ФИО Протокол №____ от «__»________2018г. | Согласовано: зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 2» _________/______________/ ФИО Протокол № ________ от «__»________2018г. | Утверждено: Директор МОУ «СОШ № 2» ________/О.В. Жигалина/ Приказ № ____ от «__»________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Экономика и финансовая грамотность»
7кл-32 часа
8кл.-32 часа
Программу составила:
Толстикова Марина Алексеевна
учитель географии
1 квалификационной категории
Стрежевой, 2018 год
Программа курса «Экономика и финансовая грамотность» 7-8 класс
Преподавание экономики в среднем и старшем звене ведется по следующим учебным программам:
- 7-8 класс: Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2000.
- 8-9 классы: Липсиц И.В. Экономика..– М.: Вита-Пресс, 2007
Для работы используются следующие учебные пособия:
- 7 класс: Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2000.
- 8 класс: Липсиц И.В. Экономика. Книга в 2-х частях. Книга 1.– М.: Вита-Пресс, 2009
- 9 класс: Липсиц И.В. Экономика. Книга в 2-х частях. Книга 2.– М.: Вита-Пресс, 2009.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 7 классов.
Для изучения этого курса был выбраны программа и учебник И.В. Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации. При изучении этого курса учащиеся узнают, как возникло разделение труда, как организовано производство благ, почему торговля являются союзником производства, зачем нужна и как работают биржи и банки, что такое деньги и как люди их зарабатывают, т.е. о том, как складывалась и как устроена сегодня хозяйственная деятельность.
Изучение данного курса ставит перед собой следующие задачи:
- Пропедевтика изучения курса "Основы экономических знаний";
- Формирование общих представлений о роли человека в экономической и социальной системе;
- Повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных экономических наук;
- Показать историю и современную организацию хозяйственной деятельности.
Пособия, которыми пользуется учитель:
- Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2001.
- Зиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 2001.
Пособия для ученика: учебник И.В. Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".
Цель Знакомство с основными понятиями экономики на основе их истории возникновения.
Методы и формы обучения :лекции, практические занятия, игры
Учащиеся должны знать:
- -зачем нужна экономика.
- -устройство хозяйственной жизни.
- -историю возникновения экономики
- -что такое торговля, ее виды.
- -значение биржи
- -историю и значение денег, их виды.
- -что такое банк, как он работает.
- -знать способы получения денег ,оплату труда.
- -что такое собственность, ее значение.
Учащиеся должны уметь:
-приводить примеры хозяйственной деятельности.
-пользоваться простейшими расчетами.
-анализировать события с экономической точки зрения по данным темам.
Ожидаемые результаты и способы проверки.
В конце каждой темы проводится тестирование. Промежуточная проверка включает устные вопросы и вопросы для размышления(эти вопросы есть в конце каждого урока)
Формы подведения итогов реализации программы осуществляется оценочно по четвертям.
Тематическое планирование 7класс
№ тема | часы | Практические занятия | теория |
1.Что изучает экономика(сентябрь-октябрь) | 5 часов | - | 5 часов |
2.Торговля(ноябрь-декабрь) | 6 часов | 2 часа | 4 часов |
3.Биржа(конец декабря) | 4 часа | 2 часа | 2 час |
4.Деньги и банки(январь-май) | 17 часов | 4 часа | 13 часов |
итого | 32 часов | 8 часов | 24 часа |
В данных темах изучаются следующие вопросы.
- Что изучает экономика.
Раскрывается роль экономики в жизни общества. Устройство хозяйственной жизни. Производство благ – как основа удовлетворения потребностей. Разделение труда. Организация производства благ.
- Торговля.
История возникновения торговли. Виды торговли. Значение торговли для производства. Отличия розничной от оптовой торговли. Биржа, как пример торговли в крупных размерах
- Деньги и банки.
Определение денег, история их возникновения. Связь денег с банками. Виды денег (бумажные, металлические, безналичные). Современная денежная система. Работа банков, их значение. Кредитование. Современные виды безналичных расчетов (чек, карточки, вексель, облигация).
Курс 8 класса продолжает изучение курса 7-ого по тому же учебнику.
Тематическое планирование 8 класс
№ темы | часы | Практические занятия | теория | Даты |
Итого | 29 часов | 8 часов | 21 час | |
1/Источники доходов – 1.1Как люди зарабатывают деньги 1.2Почему существует повременная зарплата 1.3Вмире профессий и заработков 1.4Как люди добиваются увеличения своих заработков 1.5Что такое карьера и как она влияет на доходы 1.6Как платят за творчество 1.7Как производство помогает творцам | 10 часов | 3 часа | 7 часов | 9.09-10.11 |
2.Собственность) 2.1Что такое собственность 2.2Как люди становятся собственниками 2.3За что можно лишиться собственности 2.4Экономика: как это работает вместе | 8 часа | -1 час | 7 часов | 10.11-28.12 |
4.1Все мы потребители 4.2Какие права имеют потребители 4.3Как не потеряться в мире информации 4.4Такие разные магазины 4.5Наш постоянный спутник деньги 4.6Если товар оказался некачественным 4.7Услуги , которые мы получаем 4.8Защита прав потребителя 4.9Итоговое занятие | 11 часов | 4 часа | 7 часов | 11.01-25.05 |
Резерв 3 часа
Календарно-тематическое планирование для 7-х классов
№ п/п | Название темы | Коли-чество часов | Сроки прохож-дения | Основные понятия | Требования к учащимся | Контроль | Домашнее задание | Примечание Для детей с ОВЗ | |
Должны знать | Должны уметь | ||||||||
1. | Зачем нужна экономика | 1 | 04.09-09.09 | Экономика. Потребность. Благо. Цивилизация. | понимать основную проблему экономики, к чему приводит разделение труда. | различать, что можно называть богатством, а что нет, понимать какие факторы способствуют росту экономики и уровня жизни населения. | Тест | Гл.1 | Тесты 1 уровня |
2. | Как устроена хозяйственная жизнь человечества. | 1 | 11.09-16.09 | Разделение труда. Уровень жизни. Три главных процесса в экономике. | Тест | Гл.2 | Индивидуальная работа | ||
3. | Как возникла экономика | 1 | 18.09-23.09 | Производительность труда. Производственные ресурсы. Отрасль. Сырье. | основные отрасли промышленности, три основные сектора экономики, что является результатом производственной деятельности. | объяснять влияние научно-технического прогресса на экономику | Тест | Гл.3 | Совместная работа с учителем |
4. | Как организуется производство благ | 1 | 25.09-30.09 | Экономические ресурсы. Природные ресурсы. Технология. Менеджер. Менеджмент. | Предприятия города Стрежевой | Индивидуальная работа | |||
5. | Торговля – союзник производства. | 1 | 02.10-07.10 | Торговля. Бартер. | что повлияло на развитие торговли. | различать временные периоды в развитии торговли | Тест | Гл.5 | |
6. | Торговля для потребителя. | 2 | 09.10-21.10 | Розничная торговля. Задачи владельца магазина. Выручка от продажи. Торговая сеть. Дилер. Безмага-зинные формы торговли. | особенности оптовой и розничной торговли; функции оптовой торговли; эволюцию форм организации розничной торговли | отличать оптовую торговлю от розничной; объяснять, какие возможности дает торговля потребителю и производителю. | Гл. Расчет выручки любого магазина канцелярских товаров города Стрежевой 6,7 | Расчет выручки любого магазина канцелярских товаров города Стрежевой | |
7. | Торговля для производителя. | 2 | 23.10-11.11 | Организация торговли. Оптовая торговля. Скидка Конвейер. Функции оптовиков. | Тест | Гл.8,9 | Индивидуальная работа | ||
8. | Зачем нужна биржа | 2 | 13.11-25.11 | Биржа. Рынок. Спекуляция. Брокер. Маклер. Бык. Медведь. | характерные черты биржевой торговли | понимать отличие брокера от дилера, «быков» от «медведей». | Тест | Гл.10 | |
№ п/п | Название темы | Коли-чество часов | Сроки прохож-дения | Основные понятия | Требования к учащимся | Контроль | Домашнее задание | Примечание | |
Должны знать | Должны уметь | ||||||||
9. | Деньги – помощник торговли | 2 | 27.11-09.12 | Цена. Деньги. | характеристики товара-посредника, историю возникновения денег, роль менялы в XI-XII вв. | Приводить примеры товаров-посредников для разных стран. | Тест | Гл.11,12 | Индивидуальная работа |
10. | Зачем люди придумали банки | 1 | 11.12-16.12 | историю возникновения банков; разницу между «плохими» и «хорошими» деньгами; правила эмиссии денег до ХХ в. | понимать в чем заключаются недостатки древних государственных денег; различать расписку, чек и банкноту. | Гл.13 | Банки города Стрежевой | ||
11. | Банковские деньги | 2 | 18.12-30.12 | Номинал. Чек. Банкнота. Вексель. Металлический стандарт. Эмиссия. | схему создания и использования чекового счета | понимать в чем преимущества и недостатки безналичных денег. | Гл.14,15 | Совместная работа с учителем | |
12. | Как банки делали деньги невидимыми | 2 | 15.01-27.01 | Чековая книжка. Чековый счет. | Гл.16,17 | Индивидуальная работа | |||
13. | Деньги и банки в век электроники | 2 | 29.01-10.02 | Кредитная и дебитная карточки Кредитная история. | различия в работе дебитной и кредитной карточек | понимать принцип работы пластиковой карточки | Тест | Гл.18,19 | |
14. | Банки и кредитование. | 2 | 12.02-24.02 | Проценты. Расписка. Депозит. Виды депозитов. | Принципы кредитования; банковские депозиты | различать депозиты по видам | Тест | Гл.20,21 | Виды депозитов в банках города Стрежевой |
15. | Заработная плата | 2 | 26.02-10.03 | Заработная плата. Основная зарплата. Плата за сверхурочное. Премия. Сдельная зарплата. Повременная зарплата. Виды вознаграждения за труд. | Виды оплата труда, эволюцию зарплаты | Объяснять особенности труда наемного работника и факторов, влияющие на формирование зарплаты | Гл.22,23 | Совместная работа с учителем | |
16. | В мире профессий и заработков | 2 | 12.03-24.03 | Факторы, влияющие на зарплату. Способы увеличения зарплаты. | из чего формируется цена за труд, что влияет на карьеру | Представлять этапы построения карьеры, получать представление о собственной карьере. | Тест | Гл.24,25,26 | Самые популярные профессии города Стрежевой |
№ п/п | Название темы | Коли-чество часов | Сроки прохож-дения | Основные понятия | Требования к учащимся | Контроль | Домашнее задание | Примечание | |
Должны знать | Должны уметь | ||||||||
17. | Творчество и его оплата | 2 | 02.04-14.04 | Гонорар. Аванс. Система роялти. Интеллектуальная собственность. | Отличия творческого труда от наемного; характеристики интеллектуальной собственности. | Охарактеризовать особенности оплаты работников творческого труда | Гл.27,28 | Индивидуальная работа | |
18. | Собственность и ее виды | 1 | 16.04-21.04 | Собственность. Частная собственность. Личная собственность. Коллективная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. | формы собственности, способы получения собственности; за что можно лишится собственности | различать типы собственности; уметь защитить собственность от посягательств | Гл.29 | Виды собственности города Стрежевой | |
19. | Как стать собственником и как защитить свою собственность | 2 | 23.04-12.05 | Тест | Гл.30,31 | Совместная работа с учителем | |||
20. | Экономика: как все это вместе работает | 1 | 14.05-19.05 | Маркетинг. Прибыль. | этапы «взросления» предпринимателя, варианты продажи продукции | иметь представление о том, как предприниматель организует производство товаров и услуг; объяснять, что является результатом деятельности фирмы | Гл.32 | ||
21. | Зачет для интеллектуалов | 1 | 21.05- 26.05 | Тест |
Календарно-тематическое планирование для 8-х классов
№ п/п | Название темы | Коли-чество часов | Сроки прохож-дения | Основные понятия | Должны знать | Должны уметь | Контроль | Домашнее задание | Для детей ОВЗ |
1 | доходы | ||||||||
2 | В мире профессий и заработков | 2 | 1.09-15.09 | Заработная плата. Основная зарплата. Плата за сверхурочное. Премия. Сдельная зарплата. Повременная зарплата. Виды вознаграждения за труд. | Виды оплата труда, эволюцию зарплаты | Объяснять особенности труда наемного работника и факторов, влияющие на формирование зарплаты | Гл.22,23 | Совместная работа с учителем | |
3 | Заработная плата | 2 | До. 30.09 | Факторы, влияющие на зарплату. Способы увеличения зарплаты. | из чего формируется цена за труд, что влияет на карьеру | Представлять этапы построения карьеры, получать представление о собственной карьере. | Тест | Гл.24,25,26 | Самые популярные профессии города Стрежевой |
4 | Виды заработной платы | 2 | 15.10 | ||||||
5 | Творчество и его оплата | 2 | 30.10 | Гонорар. Аванс. Система роялти. Интеллектуальная собственность. | Отличия творческого труда от наемного; характеристики интеллектуальной собственности. | Охарактеризовать особенности оплаты работников творческого труда | Гл.27,28 | Индивидуальная работа | |
6 | Собственность и ее виды | 1 | 15.11 | Собственность. Частная собственность. Личная собственность. Коллективная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. | формы собственности, способы получения собственности; за что можно лишится собственности | различать типы собственности; уметь защитить собственность от посягательств | Гл.29 | Виды собственности города Стрежевой | |
7 | Как стать собственником и как защитить свою собственность | 2 | 30.11 | Тест | Гл.30,31 | Совместная работа с учителем | |||
8 | Экономика: как все это вместе работает | 2 | 1.12-15.12 | Маркетинг. Прибыль. | этапы «взросления» предпринимателя, варианты продажи продукции | иметь представление о том, как предприниматель организует производство товаров и услуг; объяснять, что является результатом деятельности фирмы | Гл.32 | ||
9 | Зачет для интеллектуалов | 2 | 15,12-30.12 | ||||||
10 | Закон защиты прав потребителей | 2 | 16.01 | Лигия потребителей | Историю возникновения закона | Различать основные этапы его формирования | Тест | конспект | План- схема |
11 | Права потребителей | 2 | 30.01 | Право на безопасность | Знать основные права | Уметь решать ситуационные задачи по теме | Конспект | План- схема | |
12 | права | 2 | 15.02 | Право на выбор | особенности | Уметь решать ситуационные задачи по теме | конспект | ||
13 | права | 2 | 30.02 | Право на защиту | особенности | Уметь решать ситуационные задачи по теме | Конспект | План- схема | |
14 | права | 2 | 15.03 | Право на образование | особенности | Уметь решать ситуационные задачи по теме | Тест | Конспект | |
15 | Потребительская культура | 2 | 30.03 | Индивидуальная культура и общественная | Знать различия | Уметь решать ситуационные задачи по теме | Конспект | Совместная работа с учителем | |
16 | Рациональный подход | 2 | 30.04 | рациональность | Знать виды рационального подхода | Уметь решать ситуационные задачи по теме | Тест | конспект | Совместная работа с учителем |
17 | Игры интеллектуалов | 3 | 30.05 | Уметь творчески подходить к решению задач |
Учебно-методический комплекс:
Учебники:
- Липсиц И,В. Экономика: В 2 кн. Кн.1 Учебник для 9 кл. общеобразоваг. учрежд. – М.,: Вита-Пресс, 2000. - 304.
- Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.2 Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрсжд. – М., :Вита-Пресс 2000. - 352 с.
Пособия для учащихся:
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват. учрежд. В 2-х частях Ч.1. — М.,: Вита-Пресс, 2002, - 80с.
- Савицкая Е. В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват.учрежд. В 2-х частях. Ч. 2 – М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват. учрежд, В 2-х частях. Ч. 1 – М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват.учрежд. В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
- Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. - М.: Вита-Пресс, 1997, 114с.
- Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М,: Вита-Пресс, 1999. - 80с.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасенич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). – М.: МЦЭБО, 1999. 64с.
Пособия для учителя:
- Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 443с.
- Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.2: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 447с.
- Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: 9 кл. - М.: Вита-Пресс, 1999.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. – М.: МЦЭБО, 1999. – 112с.
- Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике. – М.: МЦЭБО, 1998. – 85с.
- Макарова О.Ю., Раев В.А. Сборник тестов по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995. – 96с.
- Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач. – М.: Айрис-Пресс, 2001. – 167с.
- Фирсрв Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 206с.
- Черняк. Экономика в схемах и таблицах.
- Экономика для старшеклассников: Пособие для учителя. – М.: МЦЭБО, 1999.
- Экономическая теория в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 536с.
Способы проверки:
В конце каждой темы проводится тестирование. Промежуточная проверка включает устные вопросы и вопросы для размышления. Некоторые темы имеют практически работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по экономике 10- 11 класс
Данные тестовые задания уместно использовать в 10 классе при изучении экономики по учебнику Липсица И.В. кн.1...
Практическое задание по экономике "Лицо России в МГРТ"
Выполняя данное практическое задание можно отработать навык анализа статистических и графических данных, умение строить диаграммы и работать с ними, делая выводы на основе их содержания....
Тестовое задание по экономике для 11 класса.
Тестовое задание по экономике....
Типовые задания по экономике при подготовке к ЕГЭ
Данный материал можно использовать для закрепления материала по модулю "Экономика" в 11 классе на уроке или элективе...
Тестовое задание по экономике 11 класс
Это конкурсная работа - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ «ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК». Данная разработка может быть использована на уроках экономики в 11 классе, при подготовке к ЕГЭ по общест...
Олимпиадные задания по экономике 5-6 класс
Тесты для школьной олимпиады по экономике 5-6 классы....
Олимпиадные задания для учащихся 7-8 классов по экономике
Предлагаемые задания (тесты и задачи) могут быть использованы учителя экономики для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике....