Кроссворды как дидактическое средство обучения на уроках экономики
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

 на уроках экономики с целью контроля знаний учащихся периодически использую авторские кроссворды по разным темам предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossvordy.docx71.71 КБ

Предварительный просмотр:

Кроссворды - дидактическое средство обучения

     При обучении с целью контроля знаний и для повышения понимания изучаемых понятий учащимися периодически использую кроссворды.

    Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, способствуют развитию поисково-творческих способностей учеников, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Кроссворды  служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают решающему их возможность самовыражения, доставляя моральное удовлетворение правильными ответами.

    С другой стороны, кроссворды можно рассматривать как тренировочное средство для развития экономического мышления. Кроссворды содержат игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи.

   Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса экономики и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года.

   Ставя перед учениками различные задачи при разгадывании кроссвордов,  использую авторские кроссворды по различным темам - из истории экономики, логики экономического мышления, единицах измерения и т.д. Таким образом, я проверяю  знания, прочность и глубину усвоения учениками  пройденного материала; выявляю, какие именно вопросы или темы  нуждаются у них в разъяснении и закреплении.

    Использование кроссвордов на уроках экономики методически целесообразно при соблюдении ряда условий:

  • кроссворды доступны для обучающихся по уровню их подготовленности;
  • на занятии создан морально-психологический климат, способствующий осуществлению интеллектуальной игры;
  • обучающиеся имеют мотивацию на успешность;
  • в процесс решения включён элемент состязательности между обучающимися, либо поддержка и помощь группы;
  • предусмотрено обсуждение ответов.

      Кроме того, чтобы не исчез интерес у старшеклассников  к разгадыванию кроссвордов,  использую различные   формы и уровни сложности кроссвордов. Некоторые кроссворды рассчитаны на решение всем классом. Учитывая активность, эрудицию, скорость выполнения заданного, выставляю только хорошие отметки наиболее успешным и отличившимся студентам.

   Особо полезным видом закрепления и повторения материала я считаю  - самостоятельное составление кроссвордов самими учениками. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует:

- хорошего знания пройденной темы;

- умения чётко формулировать определения понятий;

- умения работать со справочной, учебной литературой, интернет-сайтами;

- побуждает к расширению и углублению знаний;

- тренирует память.

Разгадывание кроссвордов вырабатывает умение довести начатое дело до конца, настойчивость; способность сопоставлять; обостряет сообразительность; стимулирует интерес к изучаемым темам и к науке в целом.

    Интересна для учащихся самостоятельная разработка кроссвордов. Ученик не может правильно сформулировать вопрос о понятии или процессе, который он всесторонне и глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о качественном изучении и хорошем понимании учебного материала.    Наиболее «удачные» кроссворды обучающихся я предлагаю для решения в других классах, тем самым, повышая авторитет их авторов в школьной среде.

   Кроссворд - мощное дидактическое средство, соединяющее серьёзное интеллектуальное занятие и игровой  элемент, размышление и развлечение, открывающее дополнительный подход к обучению старшеклассников экономической науке.


Тема «Сущность рынка»

и

13.з

к

а

я

10п

а

о

н

д

о

в

а

я

м

ы

н

16о

к

л

к

т

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

н

к

с

з

у

14м

и

р

м

а

у

н

т

е

ы

д

о

м

о

х

о

з

я

й

с

12т

в

о

н

т

а

с

о

в

о

б

15о

д

а

р

т

в

т

в

б

я

с

ь

а

ь

а

м

а

р

т

е

р

11ц

р

я

е

в

е

н

4п

р

о

г

р

е

с

с

и

в

н

а

я

а

По горизонтали:

  1. Фондовая - биржа, на которой проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг.
  2. Конкуренция – соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
  3. Бартер – вид прямого товарообмена: Т-Т.
  4. Прогрессивная (система) – черта товарного хозяйства, показывающая, что специализация повышает производительность труда и ведет к развитию производительных сил.
  5. Низкая   – производительность труда, при которой в единицу времени производится продукции меньше.
  6. Рынок – место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
  7. Фирма – единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства.
  8. Свобода - право домохозяйства, фирмы, предприятий использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать товары на выбранных рынках.

По вертикали:

  1. Государство – организация  политической власти,  содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
  2. Полезность – способность блага или товара удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.
  3. Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги.
  4. Товар – продукт труда (любая вещь), способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
  5.   Замкнутость – черта натурального хозяйства, определяющая разобщенность хозяйств, при чем каждое хозяйство обеспечивает себя всем необходимым.
  6. Меновая – стоимость как  количественное соотношение, в котором одни  товары обмениваются на другие.
  7. Обмен – мена товар на товар или товар на деньги.
  8. Открытая (система) – черта товарного хозяйства, показывающая, что все производимые блага выходят за пределы каждой производственной единицы и устремляются на рынок.

 

Тема «Международная торговля»

11д

13т

т

о

15л

о

12ф

у

о

и

л

р

г

р

а

н

к

л

и

р

г

в

1  а

в

т

а

р

к

и

я

о

и

р

р

к

е

в

д

е

л

н

е

в

а

л

ь

в

а

ц

и

я

о

е

с

10е

в

р

о

к

с

п

14о

р

т

с

б

ь

2п

р

о

т

е

к

ц

и

о

н

и

з

м

м

в

е

в

о

т

а

а

н

ь

По горизонтали:

  1. Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом;  направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно (сродни натуральному хозяйству).
  2. Протекционизм – политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  3. Квота – метод  количественного ограничения импорта.
  4. Девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях  золотого стандарта;   процесс обесценения  основной валюты для расчетов на отдельно взятой территории; падение стоимости валюты относительно стоимости золота или других валют. 
  5. ВТО – аббревиатура организации, обеспечивающей свободное трансграничное перемещение товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования.
  6. Франк – основная  денежная единица Франции  до 17.02.2002г.
  7. Лев – денежная единица Болгарии.
  8. Экспорт – вывоз продукции из страны в другие страны .
  9. Юань – денежная единица Китайской народной республики.
  10. Евро  – официальная  валюта  17 стран  «еврозоны».

По вертикали:

  1. Доллар  – название денежная единица США и Зимбабве.
  2. Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
  3. Тугрик – денежная единица Монголии.
  4. Обмен – в экономике  движение товара от одного владельца к другому.
  5. Ликвидность – экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене,  близкой к рыночной. 

Тема «Экономические системы»

м

е

ш

а

н

н

а

я

и

с

о

б

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

р

т

н

а

е

н

а

д

с

т

о

й

к

а

д

2п

м

я

ы

и

л

а

10к

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

а

о

и

н

а

ч

о

о

с

у

д

а

р

с

т

в

е

н

н

а

я

н

в

к

а

л

н

а

с

я

о

а

я

г

я

По вертикали:

  1. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенное единство.
  2. Плановая – система, характерными чертами которой  являются: общественная собственность на средства производства, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
  3. Маркс – фамилия ученого, автора экономического труда «Капитал».
  4. Частная -  форма общественного производства, при которой определенный коллектив или группа людей в своей собственности имеет средства производства, остальные не имеют их (средств производства).
  5.     Рыночная – система, для которой  характерны частная собственность, свобода выбора и предпринимательская конкуренция.
  6. Налог – обязательный безвозмездный платеж физических и юридических лиц.
  7. Традиционная –  система, для которой  характерно решение проблем на основе традиций, обычаев; преобладание замкнутого натурального хозяйства.

   По горизонтали:

  1.    Смешанная – система,  достоинствами которой  являются: эффективное использование ресурсов, внедрение современных технологий, социальная защищенность граждан, личная свобода.
  1. Собственность – система экономических отношений между людьми, выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства.
  2. Государственная – форма собственности, которая  подразделяется на общегосударственную, муниципальную и региональную.
  3.     Конкуренция – соперничество фирм на данном рынке за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности

Тема «Спрос и предложение»

к

о

н

ц

е

н

т

р

а

ц

и

я

п

5п

ф

в

с

р

о

6п

и

н

т

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

о

е

с

у

о

и

в

м

п

д

т

е

н

а

а

а

с

а

т

о

в

а

р

и

в

а

н

и

е

е

ц

е

л

а

я

По горизонтали:

  1. Конкуренция – соперничество фирм на данном рынке за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
  2. Затоваривание – ситуация на рынке одного или нескольких товаров, при которой предложение этих товаров значительно превышает спрос.
  3. Цена – денежное выражение стоимости товара.

По вертикали:

  1. Спрос – то количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
  2. Покупателя – рынок или ситуация на рынке, при которой предложение производителей и продавцов товаров превышают спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены на товар снижаются.
  3. Продавца – рынок или ситуация на рынке, при которой спрос на товар превышает предложение, в результате чего цены повышаются.
  4. Дефицит – ситуация, когда спрос превышает предложение.
  5. Равновесие (рыночное) – ситуация на рынке, когда спрос  и предложение  равны.
  6. Система (экономическая) – сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

Тема «Теория поведения потребителя»

а

м

10д

ю

д

ж

е

т

н

а

я

5п

а

р

е

т

о

12г

з

п

о

щ

х

о

13п

о

т

р

е

б

и

т

е

л

ь

е

о

с

р

а

т

е

н

д

у

е

з

а

з

и

а

д

д

л

л

н

я

а

е

и

о

р

л

ч

с

11п

с

ь

и

ф

ф

е

н

т

л

т

н

я

л

ь

т

е

р

н

а

т

и

в

а

а

л

н

о

я

и

н

т

е

з

з

По горизонтали:

  1. Бюджетная – линия, отражающая различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при заданных ценах и доходе.
  2. Гиффен – английский экономист конца 19 века, именем которого назван парадокс: при повышении цен на определённые виды товара (в основном, товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.
  3. Альтернатива – возможность выбора между двумя вещами, предметами и т.д.
  4. Синтез – логический метод, при котором отдельные элементы предмета познания объединятся в целое и исследуются в составе этого целого.
  5. Парето – итальянский экономист, объясняющий, что общество  имеет пирамидальную структуру,  на вершине которой находится элита  — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития — своевременное обновление элиты.

По вертикали:

5. Полезность – субъективное удовлетворение, польза от товара.

  1. Безразличия – кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. 
  2. Капитал – ресурсы, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а используются для производства товаров и услуг.
  3. Анализ - метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
  4. Замещения – эффект, реакция потребителя на изменение цен, показывающая, что если для удовлетворения своих желаний покупатели вместо товара Х могут использовать другие товары, то при снижении цены этого товара они охотнее будут заменять другие товары, которые стали дороже, более дешевым товаром Х.
  5. Дохода - (эффект) изменение спроса на какой-либо товар только вследствие колебания покупательской способности денежного потока, вызванного изменением цен.
  6. План – ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели с возможными сроками выполнения.
  7. Государство – организация  политической власти,  содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории

13. Предельная - (полезность товара), дополнительная полезность от потребления каждой последующей единицы блага.

Тема «Заработная плата»

о

1п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

н

о

м

2п

р

о

и

з

в

о

д

с

т

в

о

о

п

р

г

с

е

р

э

к

о

н

о

м

и

ч

е

с

к

и

е

а

н

е

а

ф

и

н

л

и

я

о

м

и

н

а

л

ь

н

а

я

а

н

я

а

р

п

л

а

т

а

я

По горизонтали:

  1. Предложение – понятие, отражающее поведение  товаропроизводителя (продавца)  на рынке, его готовность произвести (продать) какое-либо количество товара за определённый период времени при условиях.
  2. Производство – процесс создания разных видов экономического продукта для продажи на рынке.
  3. Номинальная – зарплата или  сумма денег, которую получает работник за свой труд.
  4. Зарплата – денежное вознаграждение, которое работник получает в обмен за свой  труд.

По вертикали:

  1. Монопсония – ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
  1. Повременная – зарплата или  форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда.
  1. Реальная – заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах. Данная заработная плата уменьшается с каждым повышением цен на популярные товары и услуги.
  2.  Демография – наука, изучающая  численность, территориальное размещение и состав населения,  закономерности  воспроизводства населения, миграцию и пр.

Тема «Рынок капитала»

а

7п

и

т

а

л

11с

у

д

а

о

т

и

с

к

о

н

т

р

о

в

а

н

и

е

р

н

в

р

е

д

и

т

в

к

12з

д

е

л

а

г

а

а

н

к

с

й

и

т

10и

м

к

а

и

з

п

р

о

ц

е

н

т

к

и

о

с

и

с

По горизонтали:

  1. Капитал – ресурсы, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а используются для производства товаров и услуг.
  2. Дисконтирование – определение стоимости денежного потока, путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени (является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени).
  3. Кредит – денежная сумма, предоставляемую банком  на определённый срок и на условиях срочности и возвратности.
  4. Банк –  финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций  с деньгами и ценными бумагами, и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. 
  5. Ссуда – передача денег и ли имущества ссудодателем ссудополучателю по договору займа  на условиях возврата.
  6. Блага – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

По вертикали:

  1. Посредник – юридическое или физическое лицо, цель которого состоит в оказании услуг по совершению коммерческих, финансовых операций, а также по урегулированию спорных вопросов в различного рода отношениях.
  2. Маркс – ученый, по мнению которого, средства производства, рабочая сила, деньги, товары становятся капиталом тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда.
  3. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
  4. Износ – процесс обесценивания капитала; бывает физический и моральный.
  5. Ставка (процентная) – это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).
  6. Займ – вид обязательственных отношений, договор, в силу которого одна сторона (Заимодавец) передаёт в собственность другой стороне (Заёмщику) деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой).

Тема «Цикличность развития рыночной экономики»

а

н

к

р

о

т

с

т

11в

о

12д

а

о

2п

д

ъ

ё

м

л

и

к

о

л

а

й

ж

10к

ю

г

ц

и

к

л

и

ч

н

о

с

т

ь

о

в

н

н

с

л

п

а

д

ы

г

р

а

р

н

ы

й

е

р

й

н

о

н

а

г

ч

р

и

з

и

с

т

о

л

е

13б

а

н

и

я

е

ь

и

у

ы

е

п

р

е

с

с

и

я

м

е

в

По горизонтали:

  1. Банкротство – неспособность должника платить по своим обязательствам, вернуть долги в связи с отсутствием у него денежных средств для оплаты.
  2. Подъем – состояние экономики страны, характеризуемое ростом производства, повышением его эффективности, оживлением экономической деятельности в разных сферах, повышением уровня жизни.
  3. Кризис – резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
  4. Спад – фаза цикла, характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы
  5. Депрессия – фаза экономического цикла, следующая за спадом.
  6. Николай – имя русского ученого установил, что в развитии экономики можно выделить последовательные периоды ускоренного и замедленного роста со средней продолжительностью около 50 лет.
  7. Аграрный – кризис, при котором происходит резкая приостановка сбыта сельскохозяйственной продукции.
  8. Колебания – отклонения важнейших показателей макроэкономики от их устойчивого состояния. Периодически рост сменяется спадом, образуются экономические циклы.

По вертикали:

  1. Оживление – фаза экономического цикла, характеризующая начало подъема в экономике после кризиса, застоя, депрессии. Наиболее явным признаком оживления является увеличение платежеспособного спроса.
  2. Кондратьев – фамилия русского ученого установил, что в развитии экономики можно выделить последовательные периоды ускоренного и замедленного роста со средней продолжительностью около 50 лет.
  3. Валютный – кризис, при котором происходит обесценивание денежной единицы страны.
  4. Долгосрочные – циклы, названные в честь русского ученого экономиста «длинными или кондратьевскими волнами».
  5. Бум – «высшая точка» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем.
  1. Англия – страна, в которой проявились в  17 веке первые крупные экономические кризисы.

Тема «Кредиты»

т

а

в

к

а

а

у

о

н

д

а

ё

м

щ

и

к

а

в

р

е

д

и

т

о

р

а

4п

л

а

т

н

о

с

т

ь

н

р

о

ч

н

о

с

т

ь

с

п

о

т

е

к

а

ь

По горизонтали:

  1. Ставка – Процентная ставка за кредит - это стоимость кредита для заемщика, выражающаяся в процентах (чаще всего годовых) от основной суммы кредита.
  2. Заёмщик – это физическое или юридическое лицо, которое может получить от банковского учреждения во временное пользование средства на условиях возвращения, платности, срочности.
  3. Кредитор – сторона в кредитных отношениях, предоставляющая средства (кредитные ресурсы) на условиях возвратности, срочности и платности.
  4. Платность – принцип кредита означающий, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.
  5. Срочность — принцип это обеспечения возвратности кредита в строго оговоренный в кредитном соглашении срок.
  6. Ипотека – вид залога, при котором закладываемое имущество не передается в руки кредитора, а остается у должника.

По вертикали:

  1. Ссуда - это временная передача собственности в пользование, обычно, безвозмездное. Синоним слов «аренда», «займ».
  2. Банк – финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Интерактивное обучение на уроках экономики

Интерактивное обучение на уроках - это методическое веление времени, которое связано с новым (или может быть хорошо забытом старом) типом взаимодействия Учителя с Обучающимся, подразумевающее ак...

Интерактивное обучение на уроках экономики

Проблема активности в обучении неразрывно связана с пониманием сущности познавательной деятельности человека. Пассивность в учении, когда в роли ведомого и смотрящего за тобой выступает учитель, не мо...

ЭОР как новое дидактическое средство обучения

ЭОР как новое дидактическое средство обучения...

«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»

Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован...

Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.

Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жи...

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся."...