Интерактивное обучение на уроках экономики
методическая разработка по экономике по теме
Интерактивное обучение на уроках - это методическое веление времени, которое связано с новым (или может быть хорошо забытом старом) типом взаимодействия Учителя с Обучающимся, подразумевающее активный искренний интерес друг к другу, к познанию существующих в мире проблем, противоречий и загадок, к постижению смысла, поиску истины путем ОБЩЕНИЯ в процессе учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnoe_obuchenie_na_urokah_ekonomiki.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное обучение на уроках экономики
Проблема активности в обучении неразрывно связана с пониманием сущности познавательной деятельности человека. Пассивность в учении, когда в роли ведомого и смотрящего за тобой выступает учитель, не может привести к какому-либо развитию объекта научения, а связано лишь с формированием разорванных друг от друга информационных кадров в сознании учащегося и воспитанием социальных навыков стандартного поведения. В отличие от этого активная познавательная деятельность субъекта есть смысл и условие любой учебной деятельности человека, который благодаря такой деятельности к концу обучения предстает в измененном виде. Эти изменения могут выражаться в знаниевом (знания, умения, навыки) и личностных приращениях личности. Однако, результатом успешной (эффективной) учебной деятельности можно считать не все приращения. Показателями успешной (продуктивной) учебной деятельности могут служить умение обучающегося мыслить, работать с информацией (искать, анализировать, отбирать, оценивать), творчески (нестандартно) решать познавательные и практические задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться и решать проблемы, осуществлять рефлексию своей деятельности, четко излагать свои мысли и т.д.
Попытки противопоставить так называемые традиционное и активное обучение нельзя бы было считать объективным, если бы не проблемы современного образования. Именно это дало право А.А. Вербицкому говорить о том, что активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
В чем заключаются отличия активного (интерактивного) обучения от традиционного?
В современной дидактике основными отличиями форм и методов активного обучения от традиционных считают:
принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;
достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;
самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;
субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.
За долгую историю педагогики и образования было придумано и с успехом реализовано немало форм и методов активного обучения, некоторые из них именно в наше время получили признание (метод проектов), некоторые только сейчас стали относить к группе активного обучения, а раньше считались традиционными (эвристическая беседа, лабораторные работы и т.д.). Ряд подходов к обучению можно считать оформившимися лишь к концу двадцатого века (коллективный способ обучения, проблемное обучение, авторские школы). Из всего этого многообразия, для которого разными авторами предлагаются различные классификации, необходимо выделить понятие интерактивного обучения.
Как определяется понятие интерактивного взаимодействия в процессе обучения в психологии (педагогической психологии)?
Психологи выделяют три группы методов активного обучения: методы программированного обучения, методы проблемного обучения и методы интерактивного обучения. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. С этим нельзя не согласиться, ведь одно из направлений психологии – интеракционизм – как раз и опирается на изучение межличностных коммуникаций («обмен символами»), важнейшими составляющими которых признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Соответственно при интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.
Интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная партнером мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу.
Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения.
Во-первых, интерактивное обучение подразумевает взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.
Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение).
В-третьих, это обучение реальности, или можно сказать обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это скорее тип, режим обучения, который позволяет наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса. Такое взаимодействие возможно при использовании таких методов активного обучения как деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностная игра, дискуссия, коллективное решение конкретных ситуаций, а также при организации беседы, эвристического и проблемного обучения, групповой и парной работы и т.д.
Какие подходы к интерактивному обучению есть в педагогике и дидактике?
В дидактике также есть подобные педагогической психологии подходы. Так, В.В. Гузеев, вводя понятие информационного режима обучения, говорит о экстраактивном, интроактивном и интерактивном режимах, возможных между обучающей системой и обучающимся. «Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока – интроактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным».
При этом В.В. Гузеев выделяет методы, с помощью которых создается тот или иной режим обучения. Экстрактивный информационный режим создается при использовании метода рассказа, лекции, диктанта; интроактивный – с помощью семинара, практикума, зачета, экзамена; интерактивный – посредством организации беседы, консультации, опроса, семинара-практикума, экзамена и др.
Таким образом, интерактивное обучение можно определить как такой режим обучения, который предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между обучающимися и обучающей системой в процессе их продуктивного взаимодействия (обучения). Такие связи могут быть как прямыми (от ученика к ученику, от ученика к учителю, от ученика к компьютеру и т.д.), так и обратными (от учителя к ученику); как непосредственными (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебная группа), так и опосредованными (ученик-учебная группа-учитель, ученик-компьютер-учитель).
Под продуктивностью как принципе обучения понимается организация такого обучение, где главным ориентиром является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внешних (личностных) и внутренних (идея, эссе, проект, доклад) образовательных продуктов учебной деятельности (А.В. Хуторской).
Что же в современном обучении экономике можно отнести к интерактивному обучению?
Это – деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, лекции с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение, элементы дистанционного обучения и т.д.
Какие условия должны способствовать организации интерактивного взаимодействия на уроке?
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения на уроках экономики:
Доверительные, по крайней мере позитивные, отношения между учителем и обучающимися.
Демократический стиль преподавания.
Сотрудничество в процессе урока учителя и обучающихся, обучающихся между собой.
Опора на личный («экономический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена.
Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
В заключении хочется сказать, что интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметном поле содержания обучения будет активно развиваться как в теоретическом плане, так и в практическом. Это методическое веление времени, которое связано с новым (или может быть хорошо забытом старом) типом взаимодействия Учителя с Обучающимся, подразумевающее активный искренний интерес друг к другу, к познанию существующих в мире проблем, противоречий и загадок, к постижению смысла, поиску истины путем ОБЩЕНИЯ в процессе учебно-познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
Гузеев В.В. К построению формализованной образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии. – 2002. - №2. – с. 3-10.
Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. –2002. - №4. – с. 49-58.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003.
Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: Методическое пособие. - М.: РосНИИкадры, 2003.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Травин Е.Н. Уроки экономики в школе: Пособие для учителей экономики и обществознания. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИК
УЧЕНИК
УЧЕНИК
УЧЕНИК
УЧЕНИК
У1
УЧИТЕЛЬ
У2
У4
У3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное обучение на уроках экономики
Проблема активности в обучении неразрывно связана с пониманием сущности познавательной деятельности человека. Пассивность в учении, когда в роли ведомого и смотрящего за тобой выступает учитель, не мо...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках экономики.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образо...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках экономики.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образо...
Использование ИКТ и новых методов обучения на уроках экономики
Обобщения опыта работы учителя. Применение проектной и исследовательской деятельности на уроках экономики....
Кроссворды как дидактическое средство обучения на уроках экономики
на уроках экономики с целью контроля знаний учащихся периодически использую авторские кроссворды по разным темам предмета....
«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»
Педагогический опыт «Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся» сформирован...
Доклад "Проблемное обучение на уроках экономики в 10-11 классе"
Доклад "Проблемное обучение на уроках экономики в 10-11 классе"...