Фирма в экономике
план-конспект урока по экономике (11 класс) на тему
Учитель объявляет тему урока, называет цели, предлагает приготовить тетради, ученики, листы для графиков и схем, письменные принадлежности.
Учитель: «Ребята, я предлагаю вам пройтись по нашему посёлку, изучая его экономическую карту. Прошу обратить внимание, в первую очередь, на то, как изменилась экономическая карта нашего посёлка: где были предприятия?»
- Что произошло? Эти магазины, автосервисы, производственные комплексы закрылись.
Вот мы сегодня и попробуем ответить на вопрос «Почему это сучилось?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Фирма в экономике.
Цели урока:
обучающая: сформировать у учащихся умение разбираться в экономических показателях деятельности фирм; научить использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений и процессов;
развивающая: научить решать ученые задачи, строить графики, интерпретировать информацию, работать в группе;
воспитывающая: формировать толерантное отношение к другому мнению, желание участвовать в диалоге.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
- правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;
- анализировать деятельность фирм с точки зрения эффективности;
- уметь выявлять положительные и отрицательные стороны деятельности фирм;
- уметь составлять графики и карты памяти и работать с ними.
УУД на уроке:
Ученик объясняет явления, приводит примеры, решает учебные задачи, работает с текстами различных стилей, владеет навыками публичных выступлений.
Основные термины и понятия:
фирма, факторы производства, факторные доходы, издержки фирм, экономическая и бухгалтерская прибыль, налоги.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: изучение нового материала.
ПЛАН УРОКА
- Понятие фирмы.
- Факторы производства.
- Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
- Постоянные и переменные издержки производства.
- Налоги, уплачиваемые предприятием.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
Мотивация. | Учитель объявляет тему урока, называет цели, предлагает приготовить тетради, ученики, листы для графиков и схем, письменные принадлежности. Учитель: «Ребята, я предлагаю вам пройтись по нашему посёлку, изучая его экономическую карту. Прошу обратить внимание, в первую очередь, на то, как изменилась экономическая карта нашего посёлка: где были предприятия?» - Что произошло? Эти магазины, автосервисы, производственные комплексы закрылись. Вот мы сегодня и попробуем ответить на вопрос «Почему это сучилось?» | Приготавливают всё необходимое к уроку. Учащиеся называют магазин «Планета», торговый центр «Арбат», хозяйственный отдел в магазине «Теремок», подсобное хозяйство завода «Металлург» и ряд других. |
| Учитель на протяжении всей работы использует технологию развития критического мышления: «Смотрим на доску! Интересно, в чём проблема? Давайте узнаем, есть ли способы и пути решения этой проблемы? Есть ли эффективные решения? А затем выберем единственно правильное. Любопытно, получив знания о деятельности фирм, сможем ли мы ответить на вопрос «Почему прекратилась деятельность некоторых фирм на территории нашего посёлка?» (Анаграмма и записи остаются на доске). | Осмысливают идею (анаграмму) и вопросы, предложенные учителем. |
| Учитель демонстрирует презентацию, содержащую ряд вопросов:
Учитель задаёт вопрос: | Учащиеся получают информацию о фирме в ходе презентации. Отвечают на вопросы. Делают вывод: Деятельность фирмы приводит к превращению ресурсов в новое экономическое благо, при котором полезность его для общества выше, чем полезность ресурсов, потраченных на его производство. Отвечают: |
| Учитель направляет дальнейший ход мыслей: - Вы уже знакомы с понятием факторы производства. Возьмите рабочий лист и запишите пропущенное. - Каждый фактор производства имеет собственного хозяина, который стремится получить с них доход. Сформулируйте, что является доходом от каждого фактора. Учитель выводит на экран схему и говорит о том, что рассматривается такое понятие, как капитал, и предлагает разделить его на финансовый, физический, инвестиции и ссудный капитал. Предлагает работу с учебником, с. 44 – 45. - Ставим следующий вопрос: можем ли мы теперь ответить на главный вопрос нашего урока? Чтобы решить обозначенную проблему, мы должны знать, от чего зависит эффективность хозяйственной деятельности фирмы. | Учащиеся называют все факторы производства, делают записи на рабочем листе. Учащиеся по очереди объясняют и делают записи в рабочем листе. Работая с учебником, стр. 44-45, находят объяснение этим понятиям. Учащиеся делают вывод: Доходы владельцев производства – это затраты владельца фирмы. |
| Учитель побуждает учащихся размышлять далее: - Сейчас нам необходимо научиться сравнивать результаты (прибыль) с издержками. А для этого нужно чётко представлять, какие бывают издержки? Какая бывает прибыль? Учитель предлагает учащимся записать словарь понятий и придумать собственный пример для объяснения. Учитель делит класс на 2 большие группы - бухгалтеры и экономисты – и предлагает рассчитать экономическую и бухгалтерскую прибыль. На экран выводится задача: «Сотрудник банка, получавший в месяц 2 млн рублей, решил уволиться и начать собственное дело: организовать в собственном загородном доме гостиницу. В этом доме он не жил, а сдавал его в аренду за 3 млн в год. Он вложил в дело все свои сбережения – 10 мн. Посчитайте результат его деятельности как бухгалтер и как экономист, если выручка от хозяйственной деятельности – 160 млн руб, затраты – 130 млн руб.» Учитель: - Сделайте вывод о целесообразности продолжать дело. Кого должен послушать предприниматель: бухгалтера или экономиста? - Приблизились ли мы к разгадке исчезновения фирм? - Рассмотрите схему. Где на схеме находится бухгалтер, а где экономист? Возьмите на парте карточку № 2 и прикрепите схему. (Схема № 1 дана в приложении) - В чём проблема новосемейкинских фирм? | Высказывают некоторые предположения. Приводят собственные примеры с новыми понятиями, дают пояснения. Класс делится на группы, занимает рабочие места. Группа «Бухгалтеры» выводит формулу и высчитывает прибыль: 160-130=30 млн руб. Группа «Экономисты» выводят формулу и высчитывают:
Всего: 37, 8 млн руб Экономическая прибыль меньше на 7, 8 млн руб, чем бухгалтерская, внутренние издержки выше, чем прибыль. Учащиеся делают вывод. Учащиеся дают ответ. Рассматривают схему. Прикрепляют (каждый лично) свою карточку на ту сторону схемы, где должен располагаться, и объясняют свой выбор. Учащиеся предполагают, что экономическая прибыль не была высокой и не покрывала издержек. |
Постоянные и переменные издержки | Учитель предлагает «бухгалтерам» рассчитать затраты и предлагает следующую задачу: «В месяц фирма изготавливает 100 металлических деталей. На каждую деталь уходит 700 г металла. Как изменится величина расхода, если предполагается увеличить производство до 200 деталей за счёт новых технологий?» «Экономисты» получают иное задание: « Подумайте, какие расходы при увеличении объёма не изменятся?» Учитель предлагает записать в словарь понятия «издержки переменные и постоянные» добавить в словарь. Учитель предлагает поразмышлять: « Можно ли было спасти новосемейкинские предприятия? Какие вы предлагаете общие экономические решения?» Учитель ставит новую задачу: « Проведите анализ предлагаемого графика и сделайте все возможные выводы по нему». (см. График в Приложении) Учитель задаёт уточняющие вопросы: - Возможно ли такое увеличение производства? - «Потянет» ли фирма такие затраты?
| Группа «бухгалтеров» отвечает, что с увеличением объёма расходы на металл, на заработную плату рабочим возрастут, т.е. изменятся. (20,0*0,7 =140 кг, а прежде было 70 кг) «Экономисты» отвечают, что количество оборудования, размеры цеха останутся прежними. Управляющий персонал – тот же. Эти расходы не изменятся, т.е. будут постоянными. Ученики выполняют записи. Учащиеся отвечают, что необходимо считать все издержки и грамотно выбирать масштаб производства. Учащиеся проводят анализ и дают ответы. Учащиеся говорят о том, что скорее всего у новосемейкинских предприятий общие затраты превысили прибыль, и они закрылись. |
Налоги, уплачиваемые предприятием | Учитель: - А есть ли какой-то внешний фактор воздействия на бизнес, который не зависит от расчётов бухгалтеров и экономистов, от их ошибок? (На экране – кадр презентации «Налоги») - Вспомним, какие бывают налоги? - Чем характеризуются налоги? - Какие же налоги платят предприятия? - Какой из налогов являются прямым, а какой косвенным?
На рабочем листе № 2 заполните пропуски. | Учащиеся заполняют пропуски в схеме на рабочем листе № 2. |
| Итак, дайте ответы на следующие вопросы: - Можем ли мы выбрать единственно правильное решение? - Почему одни фирмы сопровождает удача, а другие разоряются? - Всё ли выгодно производить? | Учащиеся рассуждают, дают ответы, приводят аргументы. |
| Вы встретились с владельцем магазина «Планета», который закрылся не так давно.
Учитель объявляет оценки и комментирует их. | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. |
| Учитель записывает на доске домашнее задание: § 4, задания стр. 53 Составить план по теме «Налоги в РФ» | Учащиеся вносят записи в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Фирмы в экономике" обществознание 11 класс
Презентация к уроку...
Понятие отрасли и фирмы-урок экономики 8 класса
введение понятий предприятие, отрасль и фирма, выявление сходства и различий между предприятием и фирмой...
Фирмы в экономике
Презентация предназначена для изучения раздела "Экономика" в курсе изучения обществознания, целевая аудитория:10-11 класс. В содержании презентациии представлен материал учебника Л. Н. Боголюбова "Общ...
Тест по теме "Фирма в экономике" 11 класс
Тест содержит 4 варианта, в каждом варианте по 10 вопросов. Данное задание позволит в течение 15 минут оценить усвоенность материала в качестве проверки домашнего задания....
тест "Фирма в экономике"
Тест для учащихся 11 класса....
Технологическая карта урока. Тема: Фирма в экономике.
Технологическая карта урока. Тема: Фирма в экономике....
«Фирмы в экономике». Урок обществознания в 11 классе
«Фирмы в экономике». Урок обществознания в 11 классе в технологии СДО....