Урок. Деньги и банки. 11кл. экономика.
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План урока обществознанию в 11 классе
учителя истории МБОУ СОШ №8
ст. Новопашковской Крыловского района
Юрченко Л.А.
Тема: «Деньги, их роль в экономике. Банковская система.»
Цель – знакомство учащихся с историей, видами и функциями денег,банков-
ской системой; рассмотреть причины и виды инфляций;
– научить анализировать механизмы денежного обращения; составлять
конспект; работать над развитием речи;
– воспитывать экономическую культуру и интерес к экономической по-
литике.
Оборудование.
- Мультимедийный показ учебного пособия «Экономика и право. 9 – 11
кл.» «Вита-Пресс» 2004. Раздел «Галерея. Хронологическая шкала.»
- Витринная выставка иностранных, российских и советских денег:
монет и бумажных банкнот.
- Стенд с публикациями СМИ из «Комсомольской правды» и «АиФ» за
2005 – 2006 г. по данной теме урока.
Х о д у р о к а .
1. Орг. момент.
а) сообщение темы и цели урока;
б) знакомство с ходом урока и планом: 1. История денег, их виды.
2. Функции денег.
3. Факторы формирования
величины денежной массы.
4. Инфляция.
5. Банковская система.
в) запись в дневники домашнего задания : , конспект, найти
объяснение терминов, предложенных во время урока.
2. Изучение нового материала.
1. История денег, их виды.
Учитель. Вводное слово , в котором обращается внимание на эпиграф:
Деньги составляют средство для людей умных
и цель – для глупцов.
П. Декурсель.
Сообщение учащегося «История возникновения денег».
(Учитель обращает внимание класса на необходимость записей в рабочих
тетрадях по всем сообщениям во время урока)
– Что же такое деньги?
( запись в тетради ) Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего
эквивалента, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником
при их обмене друг на друга.
(Учитель рисует схему на доске, объясняя, а ребята заносят ее в тетрадь)
Д е н ь г и
полноценные неполноценные
наличные безналичные
монеты бумажные
(первоначально бумажные деньги
появились в Китае в середине 13 в.
в Швеции с 1644г., во Франции с 1701г.,
в России с 1769г.)
чек вексель
Сообщение учащегося : «Современные формы денег.»
(После сообщения учитель обращает внимание ребят на стенд со статьями
для более подробного самостоятельного ознакомления по данному вопросу)
Задание на следующий урок. Самостоятельно найти объяснение терминов:
ВЕКСЕЛЬ, ОБЛИГАЦИЯ, ЛИКВИДНОСТЬ.
– Вспомним, а какие существовали деньги в Русском государстве?
Мультимедийный просмотр диска «Экономика и право». 1535г., 1 четверть
XVII века, 1724г., вторая половина XVIII века, 1841г., 1881 – 1894гг., 1921г.,
1947г., 1993г., 2003г.
Затем учитель обращает внимание учащихся на витринную выставку
монет и на названия русских денег : рубль, полушка, алтын и т. д.
2. Функции денег.
Учитель знакомит с функциями , поясняя их.
- Средство обращения. ( Т – Д – Т – Д – Т – Д – Т - )
- Средство сбережения (накопления).
- Мера стоимости. ( Вопрос: Что такое цена? )
Между количеством денег в обращении и ценами на товары и услуги существует связь. С увеличением количества денег в обращении покупатель-
ная способность денег падает. О том, какие факторы формируют величину
денежной массы и как рассчитать нужное количество денег, чтобы не было
резкого роста цен, мы сейчас и узнаем.
3.Факторы формирования величины денежной массы.
Сообщение учащегося о факторах, в котором раскрывается понятие
денежная масса, формула Фишера.
Денежная масса – сумма денег, которой владеют и которую используют
для расчетов и в качестве сбережений граждане, фирмы и государственные
организации.
Факторы: а) объем продающихся на рынках этой страны товаров,
б) их цены,
в) скорость обращения денег (чем / скорость, тем меньше денег
надо),
общая стоимость товаров за год – на 10 млн фунтов 5 раз каждый
количество денег в обращении 2 млн фунтов фунт участвует
в сделке
Формула Фишера : М х V = Р х Q
М – средняя масса денег, которая необходима стране
V - скорость обращения
Р – средние цены
Q – объем товаров, продающихся в стране за год
- Инфляция.
Наличие «лишних» денег в стране ( которые превышают действительную
потребность экономики в них) приводит к инфляции.
Сообщение учащегося: Виды инфляций и варианты борьбы с ней.
Записи в тетради:
- Умеренная инфляция ( на 10% в год)
- Галопирующая инфляция ( 100 % - 150% в год )
- Гиперинфляция ( до 1000 % в год )
Два варианта политики государства в ситуации инфляции:
1.Приспособление к инфляции ( периодическая индексация доходов
населения) . Однако непрерывная индексация может в свою очередь
спровоцировать усиление инфляции, породив спираль «зарплата – цены».
2.Борьба с инфляцией предполагает жесткую денежно-кредитную политику,
сокращение дефицита бюджета за счет социальных программ, ограничение
роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепен-
ное уменьшение денежной массы и другие меры. Если же они не помогают,
то тогда государство бывает вынуждено проводить денежную реформу –
полное или частичное изменение денежной системы страны. Такое измене-
ние может проводиться государством несколькими методами.
К дом. заданию добавляется самостоятельный поиск и объяснение терми-
нов (методов) ДЕФЛЯЦИЯ, ДЕНОМИНАЦИЯ, ДЕВАЛЬВАЦИЯ, ЭМИССИЯ,
РЕВАЛЬВАЦИЯ, НУЛЛИФИКАЦИЯ.
Гиперинфляция для экономики так же опасна, как СПИД для человека.
Например, в 20 – е годы в Германии цены росли на 10% каждый час,
в середине 80 – х годов в Боливии за год цены вырастали более чем в 80 раз. СПИД человека не убивает, а разрушает систему организма – иммун-
ную, поэтому человек становится беззащитным перед болезнями и в итоге
наступает смерть. И гиперинфляция не уничтожает экономику, некоторое
время страна еще живет , но в это время разрушаются важнейшие механизмы
экономики: торговля, сбережение денег, инвестирования и т.д., что приводит
к страшным последствиям не только в экономической сфере, но и в полити-
ческой, социальной и духовной сферах. Можно сформулировать рецепт эко-
номического благоразумия: Денежное обращение должно находиться под
пристальным контролем государства, чтобы не развивалась инфляция.
5.Банковская система.
Чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам надо познакомиться с банками, через которые идет денежный оборот.
Возникновение банков – Древний Восток VII - VI вв. до н. э. Бурный рост в
XV - XVI вв. в Европе в период зарождения капитализма.
Сообщение учащегося: «Функции Центрального банка» сопровождается
записями в тетради:
1.Выпуск наличных денег.
2. «Банк банков».
3. «Банкир правительства».
4. Регулирует денежно-кредитные операции.
Сообщение учащегося: «Коммерческий банк».
Учитель: - Какие банки существуют в нашем районе? Что вы о них знаете?
- Закрепление.
Проводится обсуждение и анализ статьи из газеты «Комсомольская прав-
да» «В какой валюте хранить сбережения?» и данных опроса «Зачем Росси-
яне ходят в банк?» из журнала «Преподавание истории и обществознания в
школе» , 2005, №5, стр.78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деньги и банки в век электроники
Презентация к уроку по экономике в 8 классе по учебнику Липсица И.В. "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности"...
Презентация к уроку по теме "Деньги и банки" (9 класс)
Презентация поможет учителю построить урок по теме...
Элективный курс «Деньги, инфляция, банки»
Понимание механизмов функционирования современного рыночного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. Что такое деньги, каковы их функции и формы, что такое инфляция, каковы её причин...
Проверочный тест по теме "Деньги и банки" задания ЕГЭ
Проверочное тестирование для 11 по теме "Банки и деньги", задания ЕГЭ...
Презентация к уроку "Деньги и денежное обращение" Экономика 10-11 класс
Презентация "Деньги и денежное обращение" создана к блоку тем по экономике раздела ДЕНЬГИ. Обозначены задачи для изучения темы, дано полное определение понятия "Деньги". Рассматрив...
Презентация на тему: "Деньги и банки в век электроники"
Презентацияподготовлена дляурока экономики 8-го класса...