Рабочая программа экономика 10 класс
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Миляуша Фаритовна Шайдуллина

Рабочая программа по экономике профильный уровень для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10_klass_ekonomika.docx73.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________________

_________________________

Протокол №     от

__________________ 2015г  

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «СОШ № 119»

___________ Э.М.Мустафина

_______________ 2015г.  

«Утверждено»

Директор
МБОУ «СОШ № 119»

______________   Т.П.Фадеева

Приказ №  ______  от

«_____» ___________2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Экономика»

профильный уровень

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119

Авиастроительного района г. Казани

Шайдуллиной Миляуши Фаритовны,

учитель экономики,

10 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № ____ от

________________ г.

2015- 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по экономике для 10-11 классов. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, изучающих профильный курс экономики.

В 10 классе для изучения экономики на профильном уровне используется следующий УМК для общеобразовательных учреждений: Экономика. Основы экономической теории. Профильный уровень / под ред. С.И. Иванова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на профильное изучение предмета «экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в 10 классе из расчета 2 часа в неделю.

Цель курса и задачи курса:

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующей цели: изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Для достижения данной         цели ставятся следующие образовательно-воспитательные задачи:

 - развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

        В основу программы положен принцип личностно - деятельного подхода в обучении.

Для контроля знаний предусмотрены: 3 контрольные работы, 1 промежуточная аттестация, 2 проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 часов)

Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику. Экономика как наука. Что означает термин «экономика». Предмет и метод экономической науки.

Производство и факторы производства (5 часов)

Потребность, ограниченность ресурсов. Потребности, блага и услуги, ресурсы. Безграничность потребностей.  Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага.

Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки).

Производство и факторы производства. Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи. Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить?

Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость.

Экономическая система государства (3 часа)

Типы экономических систем. Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Эволюция экономических систем.

Спрос и предложение (8 часов)

Рынок. Понятие рынок.  Основные механизмы рынка. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса. График спроса. Влияние цены на спрос. Закон спроса.

Неценовые факторы. Влияние неценовых факторов на спрос. Изменение величины спроса и изменение спроса. Отличия.

Исключения из закона спроса. Эффекты Гиффена и Веблена.

Эластичность спроса. Коэффициенты спроса. Эластичные и неэластичные товары. Формула эластичности спроса по цене, по доходу. Эластичный и неэластичный спроса.

Предложение. Величина предложения. Шкала предложения. График предложения. Влияние цены на предложение. Закон предложения. Влияние неценовых факторов на предложения.

Эластичность предложения. Коэффициенты предложения. Эластичность и неэластичность предложения. Формула эластичности по цене.

Рыночное равновесие. График рыночного равновесия. Уравнение рыночного равновесия. Равновесная цена. Излишек, дефицит. Вмешательство государства в рыночное равновесие.

Решение задач на равновесие. Построение графиков спроса и предложения. Вывод равновесной цены. Анализирование ситуаций излишка и дефицита. Расчет эластичности спроса и предложения по цене.

Поведение потребителя (5 часов)

Общая и предельная полезность. Поведение потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход.

Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя.

Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия.

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Фирма. Производство и издержки (9 часов)

Фирма. Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно- правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.

Общий, средний и предельный продукт фирмы. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда.

Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки.

Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки.

Предельные издержки Динамика издержек.

Решение задач на издержки предприятия.

Оптимальный размер фирмы. Максимизация прибыли. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.

Конкуренция и рыночные структуры (10 часов)

Собственность. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.

Конкуренция и типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Совершенная конкуренция. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы.

Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы.

Монополия. Естественная монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объем выпуска продукции монополиста.

Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов.

Картель и неценовая конкуренция. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция

Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периода в условиях монополистической конкуренции.

Предпринимательство (14 часов)

Понятие предпринимательства. Предприниматель. Бизнес.

Организационно-правовые формы предпринимательства. ИП, ООО, ОАО, ЗАО.

Менеджмент и его функции. Менеджер и его функции.

Маркетинг и его основные элементы. Продвижение товара на рынке. Функции маркетинга и маркетолога.

Основы бухгалтерского учета фирмы. Организация фирмы. Открытие фирмы. Уставной капитал. Бухгалтерские счета.

Расходная часть баланса. Расчеты.

Доходная часть баланса. Расчеты.

Бухгалтерский баланс фирмы. Двойной счет.

Бизнес-план. Виды бизнес-планов. Удачные бизнес-планы. Ошибки в бизнес-планах.

Структура бизнес-плана. Основные блоки.

Порядок составления бизнес-плана. Составление бизнес-плана.

Рынок факторов производства и распределение доходов (10 часов)

Особенности рынков факторов производства. Доходы рынков факторов производства.

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. Спрос и предложение на рынке труда. Вакансии и поиск работы. Вакансии и поиск сотрудника.

Индивидуальное и рыночное предложение труда.

Рынок земли и рента. Стоимость земли. Порядок расчета земельной ренты.

Капитал и процент. Распоряжение капиталов. Понятие процента как дохода от капитала. Интеллектуальный капитал.

Процент и ставка процента. Виды ставок процентов.

Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. Отдача фактора производства.

Земля как вид капитала. Покупка и продажа земли. Тендер.

Особенности рынков факторов производства.

Деньги и банковская система (5 часов)

Роль денег в рыночной экономике. Функции денег.

Виды денег и их свойства. Ликвидность. Валюта. Золото.

Коммерческие банки. Функции коммерческих банков. Основные показатели ликвидность коммерческих банков.

Центральный банк. Функции ЦБ РФ. Эмиссия денег.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен:

Знать/Понимать

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

Уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
  •  описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 

Нормы выставления оценок:

Отметка «5» -

     материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Отметка «4» -

      в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Отметка «3» -

     в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Отметка «2»-

    основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Календарно-тематическое планирование по экономике (профильный уровень)

10  класс (Экономика. Основы экономической теории. Профильный уровень, под ред. С.И. Иванова – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012),

2 часа в неделю, всего – 70 часов

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения урока

План

Факт

Введение в экономику – 1 час

1

Введение в экономику. Экономика как наука.

Комбинированный урок

Обсуждение предмета экономики как науки. Моделирование экономических ситуаций.

1.09.15

Производство и факторы производства - 5 часов

2

Потребности. Ограниченность ресурсов.

Урок ознакомления с новым материалом

Моделирование экономических ситуаций. Выполнение модели пирамиды Маслоу. Работа по группам. Моделирование сказки «Робинзон Крузо».

3.09.15

3

Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

Комбинированный урок

Работа по группам. Моделирование сказки «Робинзон Крузо».

8.09.15

4

Производство. Факторы производства.

Комбинированный урок

Выполнение таблицы «факторы производства». Индивидуальная работа «Использование факторов производства на моем предприятии»

11.09.15

5

Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи

Комбинированный урок

Выполнение графика в тетради. Поиск примеров, доказывающих закон.

15.09.15

6

Разделение труда и специализация.

Комбинированный урок

Работа в малых группах. Выполнение самолетиков без разделения труда и с разделением труда и специализацией.

18.09.15

Экономическая система государства – 3 часа

7

Типы экономических систем. Традиционная и плановая экономика.

Комбинированный урок

Выполнение таблицы в тетради «Типы экономических систем». Самостоятельное заполнение граф  положительные и отрицательные стороны экономических систем.

22.09.15

8

Рыночная  и смешанная экономика.

Комбинированный урок

Выполнение таблицы в тетради «Типы экономических систем». Самостоятельное заполнение граф  положительные и отрицательные стороны экономических систем.

25.09.15

9

Обобщающее повторение по теме «Основные концепции экономики»

Урок закрепления изученного

Выполнение тестовых заданий. Написание эссе.

29.09.15

Спрос и предложение – 8 часов

10

Рынок. Спрос.

Комбинированный урок

Выполнение графика спроса по табличным данным. Формулирование закона спроса.

2.10.15

11

Неценовые факторы

Комбинированный урок

Выполнение графиков изменения спроса в зависимости от неценовых факторов.

6.10.15

12

Исключения из закона спроса.

Комбинированный урок

Моделирование ситуаций исключения закона спроса. Работа по группам.

9.10.15

13

Эластичность спроса.

Комбинированный урок

Расчет коэффициентов эластичности спроса. Группировка товаров по эластичности. Расчет эластичности спроса по цене. Решение задач.

13.10.15

14

Предложение

Комбинированный урок

Выполнение графика предложения по табличным данным. Самостоятельное формулирование закона предложения.

16.10.15

15

Эластичность предложения

Комбинированный урок

Расчет коэффициентов эластичности предложения. Расчет  эластичности предложения по цене. Решение задач.

20.10.15

16

Рыночное равновесие

Комбинированный урок

Выполнение графиков спроса и предложения. Выведение равновесной цены. Поиск равновесной цены по таблицу. Поиск равновесной цены с помощью уравнения.

23.10.15

17

Решение задач на равновесие.

Контрольная работа № 1.

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Решение задач, графический, табличный и аналитический способы получения равновесной цены. Выполнение тестовых заданий.

27.10.15

Поведение потребителя – 5 часов

18

Общая и предельная полезность

Урок ознакомления с новым материалом

Моделирование ситуаций поведения потребителя. Вычисление предельной полезности.

30.10.15

19

Правило максимизации полезности

Комбинированный урок

Решение задач на максимизацию полезности.

10.11.15

20

Кривые безразличия.

Комбинированный урок

Выполнение кривых безразличия.

13.11.15

21

Бюджетные ограничения

Комбинированный урок

Выполнение графика бюджетного ограничения. Совмещение с кривыми безразличия.

17.11.15

22

Индивидуальный и рыночный спрос.

Комбинированный урок

Построение кривых рыночного спроса. Выявление отличий и сходств индивидуального и рыночного спроса.

20.11.15

Фирма. Производство и издержки – 9 часов

23

Фирма.

Урок ознакомления с новым материалом

Моделирование собственной фирмы. Выполнение таблицы в тетради «Виды фирм»

24.11.15

24

Общий, средний и предельный продукт фирмы.

Комбинированный урок

Расчет общего, среднего и предельного продукта фирмы.

27.11.15

25

Бухгалтерские и экономические издержки

Комбинированный урок

Моделирование собственной фирмы. Расчет и классификация бухгалтерских и экономических издержек.

1.12.15

26

Экономические издержки и прибыль

Комбинированный урок

Моделирование собственной фирмы. Расчет прибыли.

4.12.15

27

Общие издержки фирмы

Комбинированный урок

Классификация издержек фирмы.

8.12.15

28

Предельные издержки

Комбинированный урок

Расчет предельных издержек.

11.12.15

29

Решение задач на издержки предприятия.

Комбинированный урок

Решение задач.

15.12.15

30

Оптимальный размер фирмы. Максимизация прибыли

Комбинированный урок

Моделирование экономических ситуаций. Решение уравнения максимизации прибыли.

18.12.15

31

Обобщающий урок по теме «Фирма. Производство и издержки».

Контрольная работа № 2.

Урок обобщения и систематизации информации

Выполнение тестовых заданий.

22.12.15

Конкуренция и рыночные структуры – 10 часов

32

Собственность

Комбинированный урок

Выполнение таблицы в тетради «Виды собственности».

25.12.15

33

Конкуренция и типы рыночных структур.

Комбинированный урок

Выполнение схемы в тетради «Типы рыночных структур. Их отличия»

12.01.16

34

Совершенная конкуренция

Комбинированный урок

Построение графика совершенной конкуренции. Моделирование совершенно-конкурентной фирмы.

15.01.16

35

Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой.

Комбинированный урок

Расчет прибыли и издержек в условиях совершенно-конкурентной фирмы.

19.01.16

36

Монополия. Естественная монополия.

Комбинированный урок

Построение графика монополии.  Разбор конкретных примеров монополий.

22.01.16

37

Ценовая дискриминация.

Комбинированный урок

Расчет прибыли и издержек в условиях монополии.

26.01.16

38

Олигополия

Комбинированный урок

Построение графика олигополии. Разбор конкретных примеров олигополии.

29.01.16

39

Картель и неценовая конкуренция

Комбинированный урок

Разбор конкретных примеров картели. Моделирование ситуаций неценовой конкуренции.

02.02.16

40

Монополистическая конкуренция

Комбинированный урок

Построение графика монополистической конкуренции. Расчет прибыли и издержек.

05.02.16

41

Обобщающий урок по теме «Конкуренция. Типы рыночных структур».

Урок проверки и коррекции знаний.

Выполнение тестовых заданий.

09.02.16

Предпринимательство – 14 часов

42

Понятие предпринимательства

Комбинированный урок

Просмотр и анализ видео-фрагмента о различных бизнесменах.

12.02.16

43

Организационно-правовые формы предпринимательства

Комбинированный урок

Выполнение таблицы в тетради

16.02.16

44

Менеджмент и его функции

Комбинированный урок

Моделирование экономических ситуаций. Игра « Я менеджер».

19.02.16

45

Маркетинг и его основные элементы

Комбинированный урок

Игра «продвижение товара».

23.02.16

46

Основы бухгалтерского учета фирмы.

Урок ознакомления с новым материалом

Моделирование бухгалтерского баланса фирмы.

26.02.16

47

Расходная часть баланса

Комбинированный урок

Расчеты по расходной части баланса.

01.03.16

48

Доходная часть баланса

Комбинированный урок

Расчеты по доходной части баланса

04.03.16

49

Бухгалтерский баланс фирмы

Комбинированный урок

Решение примеров по расчету баланса.

08.03.16

50

Проект: Составление бухгалтерского баланса фирмы

Комбинированный урок

Составление бухгалтерского баланса собственной фирмы.

11.03.16

51

Контрольная работа № 3.

Урок проверки и коррекции знаний

Выполнение тестовых заданий.

15.03.16

52

Бизнес-план

Комбинированный урок

Моделирование ситуации «Хороший бизнес-план»

18.03.16

53

Структура бизнес-плана

Комбинированный урок

Разбор отдельных блоков бизнес-плана.

01.04.16

54

Порядок составления бизнес-плана

Комбинированный урок

Выполнение схемы в тетради.

05.04.16

55

Проект: Составление бизнес-плана

Комбинированный урок

Составление бизнес-плана собственной фирмы.

08.04.16

Рынки факторов производства и распределение доходов – 10 часов

56

Особенности рынков факторов производства

Комбинированный урок

Выполнение схемы «Рынки факторов производства».

12.04.16

57

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка.

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации. Игра «Я на рынке труда»

15.04.16

58

Индивидуальное и рыночное предложение труда.

Комбинированный урок

Выполнение схемы отличий и сходств индивидуального и рыночного предложения труда.

19.04.16

59

Рынок земли и рента.

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

22.04.16

60

Капитал и процент.

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

26.04.16

61

Процент и ставка процента.

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

29.04.16

62

Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства.

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

03.05.16

63

Земля как вид капитала

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

06.05.16

64

Особенности рынков факторов производства.

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

10.05.16

65

Промежуточная аттестация

Урок проверки и коррекции знаний

Выполнение тестовых заданий.

13.05.16

Деньги и банковская система - 5 часов

66

Роль денег в рыночной экономике

Комбинированный урок

Игра «Деньги»

17.05.16

67

Виды денег и их свойства

Комбинированный урок

Выполнение схемы в тетради

20.05.16

68

Коммерческие банки

Комбинированный урок

Моделирование экономической ситуации.

24.05.16

69

Центральный банк

Комбинированный урок

Выделение в тексте основных функций ЦБ.

27.05.16

70

Обобщающее повторение по теме «Деньги и банковская система»

Урок обобщения и систематизации знаний

Игра «Монополия».

31.05.16

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация для учеников 10 класса проводится по итогам года 13 мая 2015 года в форме контрольного тестирования (приложение 1).

Средства обучения

В процессе изучения предмета «Экономика» используются следующие средства обучения: электронная доска, дидактические материалы, видеофрагменты, персональные компьютеры.

Список литературы

 Нормативно-правовые акты

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон № 273 от 29 декабря 2012 года с изм. и доп. на 2014г. – М.: Эксмо, 2014. – 208с. – (Актуальное законодательство)
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС): утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089
  1. Учебная литература
  1. Под ред. С.И. Иванова Экономика. Основы экономической теории. Профильный уровень образования. -  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. ISBN 978-5-7755-2447-0 (кн.1)
  2. Практикум по экономике: уч.пособие для 10-11 классов общеобразоват. Учрежден. Профильный уровень образования / С.И. Иванов, А.Я. Линьков, В.В. Шереметова и др. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  1. Учебно-методическая литература
  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
  2. Преподавание курса «Экономика. Основы экономической теории».: Пособие для учителя для 10-11 кл. общеобразоват.учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И.Иванова.- 5-изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС,2012
  1. Инструмент по отслеживанию результатов работы

4.1. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ -  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

4.2. Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2015

  1. Цифровые образовательные ресурсы
  1. http://mon.tatarstan.ru/ – Министерство образования и науки Республики Татарстан
  2. http://kazanobr.ru/ - Казанский образовательный портал
  3. http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
  4. http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
  5. http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
  6. http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
  7. http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования
  8. www.rbc.ru – РосБизнесКонсалтинг – информационное агентство
  1. Дополнительная литература:

6.1. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

6.2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.

6.3. Г. И. Просветов Экономика для школьников. Задачи и решения. -  М.: Альфа – пресс, 2008.

6.4. Райсберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Промежуточная аттестация по экономике 10 класс.                           Приложение 1.

1.  При одновременном повышении доходов покупателей и внедрении ресурсосберегающих технологий в производство цена и объем продаж нормального товара изменятся следующим образом:

а) объем продаж сократится, цена вырастет;

б) объем продаж вырастет, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной;

в) цена вырастет, объем продаж может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменным;

г) объем продаж сократится, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной.

2. Когда конкурентная фирма достигает уровня производства, при котором денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене этого ресурса, то она:

а.  Производит продукт при минимальных издержках, но не обязательно получает максимальную прибыль.

б.  Получает максимальную прибыль, но не обязательно производит продукт при минимальных издержках.

в.  Получает максимальную прибыль при минимальных издержках производства.

г.  Не обязательно получает максимальную прибыль, либо достигает минимального уровня издержек.

д.  Ни один из ответов не является правильным.

3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а.  Выпускаются дифференцированные товары.

б.  На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

в.  Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

г.  Выпускаются однородные товары

д.  Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

4. Предельный доход не ниже рыночной цены y:

а.  Монополистических конкурентов.

б.  Монополистов.

в.  Участников картеля.

г.  Олигополистов, не участвующих в картеле.

д.  Совершенных конкурентов.

5. Какой из нижеприведенных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей:

а.  Нефть

б.  Сахар

в.  Пшеница

г.  Кофе

д.  Кукуруза

6.Олигополия - это рыночная структура, где оперирует:

а.  Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.

б.  Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

в.  Небольшое количество конкурирующих фирм.

г.  Только одна крупная фирма.

д.  Только один крупный покупатель.

7. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?

а.  Электроэнергия.

б.  Маяки.

в.  Полиция.

г.  Оборона страны.

д.  Защита от наводнений.

8. Кто не является лауреатом Нобелевской премии по экономике

а. Пол Самуэльсон

б. Василий Леонтьев

в. Джон Менард Кейнс

9. Какие экономисты являются сторонниками теории трудовой стоимости?

а. А. Смит

б. К. Менгер

в. Е. Бем-Баверк

г. Д. Рикардо

д. К. Маркс

е. В. Визер

ж. Г.Госсен

10.Эффект замещения – это:

а. увеличение величины спроса на товар в результате снижения цены этого товара

б. увеличение величины спроса на товар, когда его относительная цена снижается

11. Показателем, измеряющим величину экономической эффективности, является

а. отношение затрат к общему результату производства

б. величина разности между результатами производства к стоимости затрат на производство

в. отношение стоимости результата производства к стоимости затрат на производство

г. все ответы неверны

12. Какие черты характеризуют только товарное производство:

а. общественное разделение труда

б. универсализация труда

в. производство продукта не для собственного потребления, а для продажи

г. благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку

13. Товар – это:

а. вещь, обладающая потребительной стоимостью или полезностью

б. вещь, являющаяся продуктом человеческого труда

в. вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги

г. благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку

14. Какие из перечисленных благ обладают абсолютной ликвидностью:

а. акция

б. недвижимость

в. облигации

г. деньги

д. товары первой необходимости

15. Собственность - это:

а. отношение человека к вещи

б. сама вещь

в. отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей

16. Трансакционные издержки – это:

а. издержки обмена

б. издержки производства и обмена

в. издержки, связанные с обменом и защитой правомочий

г. издержки защиты прав собственности

17. Выделите признаки, характеризующие только рыночную экономику:

а. экономическая власть централизована

в. экономическая власть рассредоточена между экономическими субъектами

б. основным экономическим субъектом является государство

г. экономическая обособленность производителей

д. частный экономический интерес доминирует над общими интересами

е. наличие товарно-денежных отношений

18. Выберите правильный ответ (ответы). Конкуренция:

а. способствует производству необходимых обществу товаров

б. способствует улучшению экологической ситуации в стране

в. создает условия для снижения издержек производства

г. препятствует появлению в обществе богатых и бедных, так как предполагает равные права для производителей и потребителей и исключает преследование чьих–либо эгоистических интересов

19. Рынок – это:

а. совокупность актов купли-продажи

б. взаимодействие спроса и предложения

в. взаимоотношения между продавцами и покупателями

г. экономическая система обмена, в которой продукт является товаром

д. система экономических отношений производства, распределения, обмена и потребления

е. все ответы верны

20. Что означает следующая ситуация: возрастание цены на хлеб не вызывает снижения спроса на них

а. закон спроса здесь не действует

б. хлеб является товаром Гиффена

в. хлеб является инфериорным товаром

г, все ответы неверны

21. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает

а. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товар

а. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товар

22. Выбрать ситуации, в которых происходит сдвиг кривой предложения указанного товара:

а. повышение цены на пшеницу привело к увеличению ее продаж

б. хороший урожай абрикосов увеличил число их продавцов

в. снижение цен на фотоаппараты увеличило предложение фотопленки

г. снижение налога на продажу спиртных напитков увеличило их предложение

23. Что относится к внутренним источникам формирования предпринимательского капитала:

а. продажа активов

б. амортизационный фонд

в. получение кредита

г. прибыль фирмы

д. выпуск акций

е. выпуск облигаций

24. Если конкурентная фирма максимизирует прибыль, продавая продукцию по цене 2 доллара за единицу, и покупает ресурс по цене 10 долларов, то денежное выражение предельного продукта данного ресурса равно:

а.  2 долл.

б.  5 долл.

в.  10 долл.

г.  20 долл.

д.  Нельзя определить на основе имеющихся данных.

25.  Если с увеличением дохода при прочих равных условиях потребитель сокращает объем приобретения товара А, то мы можем заключить:

а) товар А – некачественный товар для этого потребителя;

б) товар А – нормальный товар для этого потребителя;

в) потребитель действует нерационально;

г) такие ситуации экономическая теория не рассматривает.

26. Если оптимальный выбор для данного потребителя состоит только из одного блага, то можно утверждать, что:

а.  Цены обоих благ равны;

б.  Предельная норма замены равна отношению цен данных благ;

в.  Потребитель максимизировал предельную норму замены;

г.  Все ответы неверны.

27. Исходя из следующей информации можно сделать вывод:

Цена блага А

Количество А

Доход

Цена блага Б

1000

5

200000

1000

1000

7

300000

1000

1000

7

200000

800

800

7

200000

1000

а.  А и Б являются субститутами, при этом А – полноценное благо.

б.  А и Б являются комплементарными благами, при этом А – полноценное благо.

в.  А и Б являются субститутами, при этом А – неполноценное благо.

г.  А и Б являются комплементарными благами, при этом А – полноценное благо.

28. Какая из вышеприведенных производственных функций характеризуется уменьшающейся отдачей от масштаба?

a.  Q=(K2+L2)0,5;

b.  Q=6K+3L;

c.  Q=(KL)0,5;

d.  Q=3K0,4+L0,5.

29. Неявные издержки – это:

а. бухгалтерские издержки

б. экономические издержки

в. издержки упущенных возможностей

г. альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы

30. Бухгалтерские издержки – это:

а. явные издержки

б. затраты в денежной форме на производство продукции

в. затраты в денежной форме на производство и реализацию продукции

г. затраты ресурсов по цене их приобретения

д. все ответы неверны

31. Средине постоянные издержки – это:

а. затраты на сырье, оборудование, заработную плату

б. бухгалтерские затраты на единицу продукции

в. постоянные затраты в расчете на единицу продукции

г. экономические издержки на единицу продукции

32. Средние переменные издержки - это:

а. затраты на сырье, электроэнергию производственного назначения, з/пл рабочих в расчете на единицу продукции

б. переменные издержки на единицу продукции

в. (общие издержки – постоянные издержки )/объем производства

г. все ответы неверны

33. Предельные издержки при увеличении объема производства:

а. не изменяются

б. убывают

в. возрастают

г. могут вести себя по-разному

34. Что включается в понятие основного капитала

а. станки, машины, оборудование

б. готовая продукция

в. сырье, материалы

г. здания, сооружения

д. заработная плата

е. земля

ж. ценные бумаги

35. Если средние издержки (АС) фирмы меньше предельных (МС) при любом объеме производства, то это означает:

а.  Имеют условия совершенной конкуренции;

б.  Средние издержки падают с увеличением объема производства;

в.  Средние издержки растут с увеличением объема производства;

г.  Предельные издержки не зависят от объема производства.

36. Если технология фирмы характеризуется увеличивающейся отдачей от масштаба, то:

а.  Кривая краткосрочных издержек понижается вправо;

б.  Краткосрочные издержки меньше долгосрочных средних издержек;

в.  Долгосрочные средние издержки снижаются по мере роста выпуска;

г.  Кривая долгосрочных средних издержек лежит ниже кривой долгосрочных предельных издержек.

37. Фирмы заинтересованы в минимизации издержек. Они могут добиться этого при соблюдении следующего условия:

а.  Покупать факторы производства на конкурентных условиях;

б.  Соблюдать равенство между предельной нормой технического замещения факторов и соотношением цен этих факторов;

в.  Поддерживать равенство между переменными и постоянными издержками;

г.  Поддерживать максимальный уровень производства.

38. Предельная норма замены одного ресурса другим равна:

а.  Отношению средних производительностей этих ресурсов;

б.  Отношению предельных производительностей этих ресурсов;

в.  Отношению эластичностей выпусков этих ресурсов;

г.  Отношению стоимостей затрачиваемых ресурсов.

39. Если государство установит на рынке цену, величина которой ниже равновесной цены, то:

а.  Выигрыш покупателей как правило больше, чем потери продавцов;

б.  Продавая прежнее количество, продавцы не понесут потерь;

в.  Благосостояние потребителей может снизиться;

г.  Прибыли производителей обязательно возрастут.

40. Риск в предпринимательстве – это:

а. вероятность убытков

б. движущий стимул эффективного использования капитала

в. непредсказуемость поведения партнеров

г. результата хозяйственной деятельности, связанной с личностью предпринимателя и обусловленный природными факторами

д. недостаточность информации

е. все ответы верны

41. Для какой организационно-правовой формы справедливо утверждение, что имущественная ответственность осуществляется пропорционально вложенной доле участника в капитале предприятия:

а. индивидуальное предпринимательство

б. товарищества

в. полное товарищество

г. смешанное товарищество

д. общество с ограниченной ответственностью

е. акционерное общество

42. Какой союз не является экономическим:

а. компания

б. товарищество

в. гильдия

д. акционерное общество

43.Документ, в котором поименованы все собственники компании, называется:

а. сертификат

б. устав

в. реестр

г. аллонж

44. Высшим органом управления акционерного общества является:

а. совет директоров

б. собрание уполномоченных

в. общее собрание акционеров

г. собрание держателей привилегированных акций

45. Владелец облигации – это:

а. совладелец компании

б. кредитор, который получает дивиденд

в. кредитор, который получает фиксированный процент

г. все ответы неверны

46. Распространение сведений, ложных или порочащих товары конкурента, это элемент:

а. свободной (совершенной) конкуренции

б. несовершенной конкуренции

в. недобросовестной конкуренции

г. неценовой конкуренции

47. Монополия – это рыночная структура, где

а. существуют практически непреодолимые входные барьеры в отрасль

б. дейстует только один покупатель

в. существует небольшое число конкурирующих между собой производителей

г. имеется только одна крупная фирма – производитель

д. отсутствует контроль над ценами продукции

е. все ответы верны

48. Олигополия предполагает, что:

а. олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции

б. олигополисты вступают в сговор друг с другом

в. олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества

г. могут использовать все вышеперечисленные модели поведения

49. Классический контракт – это:

а) контракт, в котором четко и исчерпывающе определены все условия взаимодействия,

б) контракт, исключающий четкое определение условий взаимодействия

в) контракт, объединяющий в себе элементы контракта о продаже и контракта о найме.

50. К стратегическим барьерам входа на рынок относятся:

а. сберегающие инновации

б. долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов

в. патенты и лицензии

г. сохранение незагруженных мощностей

д. затраты на рекламу

е. установление низких цен

ж. дифференциация продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экономика 10-11 класс"

Данная программа составлена по учебнику Липсица, ориентирована на 10-11 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОНОМИКА

Рабочая программа по экономике для 10 класса (базовый уровень) по учебнику Липсица И.В. (1 час в неделю) вместе с пояснительной запиской, учебно-тематическим и календарно-тематическим планированием...

рабочая программа Экономика

рабочая программа к учебнику Липсица...

Рабочая программа " Экономика " 10 класс

Рабочая программа "Экономика " 10 класс Реализуется через УМК Хасбулатов "Экономика" !0-!! классы:базовый и углублённый уровни....

Рабочая программа Экономика 10-11 класс

Рабочая программа написана на основе фундаментального ядра содержания среднего (полного) образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднег...

Рабочая программа "Экономика 7-8 классы"

Рабочая программа курса экономике в основной школе...

Рабочая программа ЭКОНОМИКА 10-11 класс

Рабочая программа ЭКОНОМИКА 10-11 класс (ФГОС СОО)...