ПРОГРАММА кружка "Бизнес школа"
материал по экономике (10 класс) на тему

Скворцова Юлия Владимировна

В  данной разработке представлен пакет документов, включающий в себя программу и тематический план кружка, план урока практического занятия, презентация в программе SMART и POWER POINT и разработка бизнес-плана, выполненная учащимися самостоятельно с использованием Интернет – ресурсов, а также список литературы, помогающий реализовать данную программу кружка.Разработка может представлять интерес для руководителей кружков по развитию творческой активности учащихся в системе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biznes_shkola.doc891 КБ

Предварительный просмотр:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Программа принята на

педагогическом совете

протокол № ……  от …….. 2014

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №7

_____________Н.И. Смирнова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА КРУЖКА «Бизнес- школа»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 17 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

Автор-составитель: учитель экономики

Скворцова Юлия Владимировна                                                

Нижний Новгород

2014

Краткая аннотация:

В  данной разработке представлен пакет документов, включающий в себя программу и тематический план кружка, план урока практического занятия, презентация в программе SMART и POWER POINT и разработка бизнес-плана, выполненная учащимися самостоятельно с использованием Интернет – ресурсов, а также список литературы, помогающий реализовать данную программу кружка.

Разработка может представлять интерес для руководителей кружков по развитию творческой активности учащихся в системе дополнительного образования.

Название работы: Учебно – методический материал по работе кружка дополнительного образования учащихся «Бизнес- школа»

Автор: Скворцова Юлия Владимировна, преподаватель экономики МБОУ СОШ 7

603163, гНижний Новгород, Ул Верхнепечерская 4 а

телефон: 89058678227

электронный адрес: jskv@list.ru

Содержание

1. Информационная справка…………………………………………………

…..4

2. Пояснительная записка…………………………………………………….

…..5

4. Примерное планирование…………………………………………………

…..8

5. Учебно – тематическое планирование…………………………………….

…..9

6. Вывод о результативности работы кружка………………………………

….12

7. Приложение 1………………………………………………………………

….13

8.Приложение 2  ..……………………………………………………………

….14

9. Методическое обеспечение занятий кружка «Бизнес - школа»………..

….28

10. Вывод о результативности работы кружка……………………………..

….29

Информационная справка:

  1. Руководитель кружка:  Скворцова Юлия Владимировна
  2. Образование:  высшее экономическое, стаж работы 13 лет
  3. Название кружка: «Бизнес- школа»
  4. Направленность кружка: социально-экономическая
  5. Цель программы кружка: 
  • развитие творческой активности учащихся;
  • умение применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране и городе;
  • оценивать  свои  предпринимательские способности;
  • развивать интеллектуальные и практические умения у учащихся в области рыночной экономики.

6.       Тип образовательной программы кружка: авторская

7.       Срок реализации программы: 1 год

8.       Количество часов:70 часов

9.       Количество учащихся в кружке: 21

10.     Возраст обучающихся: 17

11.    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, если находится в социуме, и которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Это такая среда, которая постоянно нас окружает, хотим мы этого или нет.

Современная молодежь должна хорошо разбираться  в основах рыночной экономики, так как это является сейчас особенно актуальным.

Первой причиной изучения экономики является то, что она имеет дело с проблемами, которые непосредственно касаются каждого из нас. В процессе жизни приходится отвечать на большое количество вопросов и решать много проблем. Сколько у меня останется зарплаты после уплаты всех налогов и взносов? Под какой кредит лучше взять автомобиль и квартиру и вообще стоит ли его брать?

Существуют проблемы не только семейного и личного плана. Каждый из нас проживает в какой-то стране, которая характеризуется своей политической, а вместе с тем и экономической деятельностью, последствия которой влияют на всех независимо от социального статуса и занимаемой должности.

Также экономика помогает ответить на вопросы в сфере предпринимательства и финансовой деятельности. Почему одни акции растут в цене, а другие падают? А как повлияет новый Налоговый кодекс на мой бизнес или мои отношения с зарубежными партнерами?

Экономика помогает ответить и на вопросы глобального или общенационального характера.

Спектр вопросов, который охватывает современная экономика, весьма широк,  и каждый человек бывал  озадачен проблемами из вышеперечисленных сфер, где экономика является единственным указателем к правильному ответу.

Значимость кружка дополнительного образования «Экономист»  - это помощь  учащимся   в получении   знаний, позволяющих  ориентироваться в вопросах

практической экономики, в  формировании у них  ценностно-смысловой,  общекультурной, коммуникативной,  социально-трудовой компетентности   и  компетентности личностного самосовершенствования.

Программа кружка направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере основ рыночной экономики.

Новизна  данной программы заключается в том, что каждый обучающийся на основе общих знаний сможет самостоятельно охарактеризовать экономические проблемы  предприятий города, в котором они живут и найти пути их решения, внести предложения по развитию экономики города через составление и защиту собственного бизнес-плана.

Цели:

  • формирование у обучающихся метапредметных компетенций,  умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране и городе, оценивать  свои  предпринимательские способности;
  • развивать интеллектуальные и практические умения у учащихся в области рыночной экономики.

Задачи:

  • изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
  • ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
  • научить учащихся анализировать  экономические процессы, тенденции развития предпринимательства  в стране и городе;
  • научить учащихся использовать алгоритм анализа  способности к предпринимательству;
  • создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности.

Кружок  рассчитан на70 часов. Итогом занятия в кружке является защита бизнес-плана, который составляют все учащиеся.

В основе  механизма реализации программы лежит идея  личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности учащегося.

Для реализации задач кружка используются следующие  технологии: личностно-ориентированного обучения, критического  мышления,  деятельностного  и компетентностного подхода, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

Методы и приемы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
  • Самостоятельная работа с Интернет – ресурсами;
  • Поисковый метод;
  • Метод проблемного обучения;
  • Метод эвристической беседы;
  • Анализ;
  • Дискуссия;
  • Диалогический метод;
  • Практическая деятельность;
  • Проектирование.

Методическое обеспечение занятий кружка «Экономист»

Литература:

1 .Я.Линьков «Экономика 10-11 классы. Базовый уровень». М., Вита-Пресс, 2006.

2. А.Я.Линьков Экономика 10-11 классы. Практикум для учащихся, М., Вита- Пресс, 2006

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ « Бизнес- планирование»; УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЕКТНО-УЧЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ»; Н.Н -2011

 «Рассмотрен»                                                                            «Утверждаю»

На заседании МО                                                                            Директор школы

Протокол № _____                                                                          Смирнова Н.И

«     »____201_г.                                                                     «     »____201_г.

 

«Согласовано»

 Зам. директора по УВР

«     »____201_г.

Примерное планирование

кружка дополнительного образования учащихся

«Бизнес-школа»

п/п

Наименование темы

Часы

Теория

Практика

1

Генерация идей

2

2

2

Что такое бизнес-план?

2

2

3

Резюме проекта

2

2

4

 Цель и задачи проекта

2

2

5

Описание товара или услуги, которые заявитель предполагает производить

2

2

6

Анализ рынка

2

2

7

Анализ перспективности идеи (Swot-­Анализ)

2

2

8

Маркетинговый план

2

4

9

Производственный план

2

4

10

Финансовый план

2

4

11

Организационный план

2

4

12

Команда проекта (опыт, знания, функционал, роли)

2

2

13

Риски проекта

2

2

14

Методика  расчёта показателей эффективности инвестиций

2

2

15

Выбор организационно-­правовой формы

2

2

16

Защита бизнес- плана

2

Всего:

70

«Рассмотрен»                                                                            «Утверждаю»

На заседании МО                                                                            Директор школы

Протокол № _____                                                                          Смирнова Н.И

«     »____201_г.                                                                     «     »____201_г.

 

«Согласовано»

 Зам. директора по УВР

«     »____201_г.

Учебно – тематическое планирование

кружка дополнительного образования учащихся

«Бизнес - школа»

№  п/п

Содержание учебного материала

Часы

Сроки изучения

1.

Генерация идей

4

1.1-1.2

Мозговой штурм

2

1.3

Метод Эдварда де Боно

1

1.4

Синектика

1

2

Что такое бизнес-план?

4

2.1-2.2

Бизнес- план предприятия

2

2.3-2.4

Структура предприятия

2

3.

Резюме проекта

4

3.1-3.2

Основные положения бизнес-плана

2

3.3-3.4

Основные вопросы инвестора

2

4.

Цели и задачи проекта

4

4.1-4.2

Понятие целей проекта

2

4.3-4.4

Задачи проекта

2

5

Описание товара или услуги, которые заявитель предполагает производить

4

5.1

Патентоспособность и авторские права

1

5.2

Безопасность и экологичность

1

5.3

Гарантия и сервис

1

5.4

Эксплуатация

1

6.

Анализ рынка

4

6.1-6.2

Оценка потенциальной емкости рынка

2

6.3-6.4

Оценка потенциальной суммы продаж

2

7.

Анализ перспективности идеи (Swot-­Анализ)

4

7.1-7.2

Сильные и слабые стороны Swot-­Анализа

2

7.3-7.4

Возможности и угрозы

2

8.

Маркетинговый план

6

8.1-8.2

Политика ценообразование

2

8.3-8.4

Методы стимулирования сбыта продукции

2

8.5-8.6

Реклама продукта (услуги)

2

9.

Производственный план

6

9.1-9.2

Как предприятие будет производить данный продукт?

2

9.3-9.4

Каковы источники затрат?

2

9.5-9.6

Как внешние факторы могут сказаться на производстве?

2

10.

Финансовый план

6

10.1-10.2

Прогноз объемов продаж

2

10.3-10.4

Прогноз прибыли и убытков

2

10.5-10.6

Анализ движения наличности

2

11.

Организационный план

6

11.1-11.2

Руководство бизнесом, распределение ролей

2

11.3-11.4

Стили управления

2

11.5-11.6

Потенциальные источники финансирования

2

12.

Команда проекта (опыт, знания, функционал, роли)

4

12.1-12.2

Функционал, роли команды проекта

2

12.3-12.4

Механизм поддержки и мотивации руководителей

2

13

Риски проекта

4

13.1

Коммерческий риск

1

13.2

Технологический риск

1

13.3

Производственный риск

1

13.4

Общеэкономические риски

1

14.

Методика  расчёта показателей эффективности инвестиций

4

14.1-14.2

Интегральные показатели эффективности инвестиций

2

14.3-14.4

Ставка дисконтирования

2

15.

Выбор организационно-­правовой формы

4

15.1-15.2

Организационно- правовые формы

2

15.3-15.4

Преимущества и недостатки организационно- правовых форм

2

16.

Защита бизнес- плана

2

Всего

70


Вывод о результативности работы кружка

Помните, что важнее не бизнес-план, а план бизнеса. В бизнес-плане, прежде всего, оценивается модель бизнеса, схема зарабатывания денег. Вы должны ясно себе представлять, на чем вы будете зарабатывать деньги, кто Ваш потенциальный покупатель и где его искать. Так, недостаток начального капитала с успехом может восполнить способность определить перспективную сферу деятельности и разумно организовать дело.

Тем более что эти навыки понадобятся и тогда, когда оно станет выгодным и доходным. Не стоит, задумывая собственное дело, новое предприятие, ориентироваться на продвинутый бизнес с многолетней историей становления и развития, на его материальную базу и финансовые обороты. Важно ясно понимать и чётко формулировать, хотя бы для себя самого, – в чём уникальность твоей идеи, её отличительные качества и своеобразие, достоинства и выгоды, особенности её подачи и трактовки. Найдите незаполненную нишу и станьте в ней лидерами рынка. Не пытайтесь стать одной из маленьких рыбёшек среди прочих в тесном аквариуме, осваивайте «голубые океаны», новые рынки, где вы будете плавать в одиночку.

Посещение учащимися кружка «Бизнес школа» дает  положительные результаты относительно сохранности контингента обучающихся и росту их творческих способностей.  Виден растущий интерес учащихся  к деятельности кружка.

Основные показатели результативности работы  кружка заключаются в том, что каждый обучающийся, который занимается в данном    кружке,  на основе общих знаний, сможет самостоятельно охарактеризовать экономические проблемы  предприятий города, в котором он живет и сможет найти пути их решения, внести предложения по развитию экономики города через составление и защиту собственного бизнес-плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Развития школы "Школа социального успеха"

В презентации представлены цели, задачи, образовательные проекты, содержание работы по основным направлениям реализации Программы Развития "Школы социального успеха"....

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

Учебная программа для школ. Программа пропаганды здорового образа жизни

Данное пособие рассчитано на препода­вателей, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Учебная программа состав­лена таким образом, чтобы представлят...

Игровая программа "Здравствуй, школа!" для школ санаторного типа

Данная игровая программа разработана на 1 сентября для школ санаторного типа, в которые дети приезжают впервый раз. Цель программы познакомить ребят со школой, раскрепостить и подготовить воспитаннико...

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"

Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....