Ограниченность экономических ресурсов
план-конспект урока по экономике (10 класс) на тему

Кускова Любовь Сергеевна

Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogranichenie_ekonomicheskih_resursov.doc57.5 КБ
Office presentation icon energiya.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ограниченность экономических ресурсов.

Цель:

Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.

Задачи:

 1. Образовательная:   формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку

2. Развивающая: устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

  3. Воспитательная: воспитать бережное отношение к экономическим ресурсам

Оборудование: таблицы, карточки, документы, презентации.

Понятия: экономическая сфера, рынок, рыночная экономика, факторы производства, неэкономические и  экономические блага, ресурсы,  индивидуум, ограниченность ресурсов, компромиссный выбор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка выполненного домашнего задания.

 1. Подготовка устного ответа по карточкам. Индивидуальное задание: Вспомнить классификацию потребностей по А.Маслоу и начертить схему иерархии на доске, объяснив всему классу

2. Работа с классом.  Игра  «Продолжи фразы»

Все человечество в его истории, современности и перспективе -

Человек внутри общества вступает в ……

Основными сферами жизни общества являются…

Ступени развития общества – это…

В современном мире Япония и США достигли уровня…

В этих странах над производством товаров преобладает…

Если труд – отец богатства, то его мать…

Секреты технологии получили официальное название…

Ответы: общество; общественные отношения; экономическая, социальная, политическая и духовная; аграрная, индустриальная и постиндустриальная; постиндустриального общества; сфера услуг; земля; «ноу-хау».

Выслушиваются ответы по карточкам.

III. Изучение нового материала 

  1. Потребности и ресурсы.

Задание 1: Напишите в тетрадь список 10 вещей, которые вы бы хотели приобрести, теперь зачеркните 5 из них, без которых вы можете обойтись в данный момент.

Вопрос: подумайте, все ли желания мы можем удовлетворить? И почему?

 Выслушиваются ответы учащихся. Делаются выводы.

Объяснения учителя

 Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал:

Желаний никогда своих не умеряем;

Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.

Людям издревле хотелось удовлетворения всех своих потребностей, для этого нужно намного больше ресурсов, чем всегда было доступно человечеству.

 Но ресурсы, к сожалению ограничены.

 Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.

Вопросы: 1. Какие ресурсы на земле практически безграничны?

2. Как человек пытается решить проблему ограниченности?

Выслушиваются ответы учащихся. Делаются выводы.

2. Невозобновимые  энергетические  ресурсы. 

Объяснения учителя.

Сегодня  перед  всем  человечеством  возникла  проблема,  как  сохранить    энергетические  ресурсы,  не  загрязняя  окружающую среду. Человек,  не  может  жить  без  использования  природных  богатств,  не  изменяя  и  не  преобразуя  мир  вокруг  себя.  Но  при  этом   важно  не  наносить  вреда  природе.   Необходимо  знать границы  допустимых  изменений  в  окружающей  среде  понимать,  что  Земля  вовсе  не  безграничный  источник  природных  богатств.

  Нашу  голубую  планету  часто  сравнивают  с  гигантским  космическим  кораблем,   летящим  по  просторам  Вселенной,  а  человечество    с   экипажем  этого  корабля. Но  все  мы  должны  осознать,  что  у  нашего  корабля  нет  аварийного  выхода.   Поэтому  надо  постоянно    думать,  как  сделать  наши  города  чистыми  зелеными  красивыми  как  получаемую  энергию  расходовать   экономно и   бережно.

Задание: к этому  уроку  вы  получили  опережающее  задание  заполнить  таблицу

Как  расходуем  энергию  дома

На  чем  можно  экономить  расход  энергии

1.Освещение  комнат в вечернее время.

2. Использование бытовых  электроприборов.

3. В  холодное  время  года  пользуемся    дополнительными   обогревательными  электроприборами.          

1. Выключаем  свет,  когда  выходим  из  комнаты.

2. К  холодному  сезону  года  утепляем  окна  и  двери.

3. Холодильник  желательно  поместить  в  прохладной  комнате.

4. После  приготовления  пищи  выключаем  плиту.

Вопрос: как в масштабах  страны  можно  проводить  политику  энергосбережения?

 Выслушиваются ответы учащихся. Делаются выводы.

Объяснения учителя.

Будущее  развитие  энергетики  во  многом  станет  определяться  экологической  политикой  государств, так как  расширение  потребления  ископаемых  видов  топлива  повлечет  за  собой  обострение  проблем, связанных  с  загрязнением  окружающей  среды, в  частности  с  повышением  концентрации  в  атмосфере  двуокиси  углерода.

Это  связано с сжиганием каменного, бурого углей   на  ТЭС, работой  металлургических  заводов, автомобильных  выхлопных  газов.

Вопрос: какой  самый  разумный  способ   экономного  использования  энергии?

Выслушиваются ответы учащихся. Делаются выводы.

Объяснения учителя.

Для начала, нам необходимо вспомнить, какие существуют источники энергии:

1. Традиционные.

А. Атомная энергия (уран).

Б. Тепловая энергия.

В. Энергия падающей воды.

2. Нетрадиционные.

А. Энергия ветра, солнца.

Б.  Энергия биомассы, биогаза.

В.  Внутренняя энергия Земли.

Г.  Энергия морских приливов и отливов.

Вопрос: какие  достоинства  и  недостатки  имеют  традиционные источники  энергии?

Сообщение ученика.

1. При  сжигании  угля на ТЭС, выделяется  сернистый  газ  в  атмосферу, где  при  взаимодействии  с  кислородом  переходит  в  серный  ангидрид, который в свою  очередь, соединяясь  с  водяным  паром,  превращается  в  серную  кислоту. Так  называемые  “кислотные  дожди” выпадающие  на  поверхность  наносят  большой вред всему  живому. Какой  выход  из  этой  ситуации:  Разумное  сжигание  угля, создание мощных  газоулавливающих  установок   и  переработка  этого  газа.

2. В  ввиду  того,  что  в  1кг   ядерного  топлива, уране, содержится  столько  энергии,  сколько  в  2500 т. угля.  Что выгоднее  использовать  для  получения  энергии. Энергия   1кг.  Урана     2500 т. угля. Использование  урана  для  производства  электроэнергии  экономично.   Но  безопасно  ли?

Одна   из  новых  технологий,  способная   уменьшить   выбросы  ядовитых  газов   в   атмосферу     применение  нетрадиционных  источников  энергии,   особенно  применение    солнечной  энергии.    Но  из - за  очень  высокой  стоимости  электростанций  на  солнечных  батареях    в обозримом  будущем  это  

производство  широкого  распространения  не  получит.

IV. Закрепление.

Обучающие заполняют таблицу «Преимущества и недостатки энергетических ресурсов»

Энергоресурсы

Преимущества

Недостатки

Солнце

Доступность

Возможно только в тропических и экваториальных широтах, дорогое производство солнечных батарей

Ветер

Возобновимость

Ограниченность территории

Биомасса

Простота в применении

Большое потребление воды, транспортировка

Вода

Доступность

Необходима большая площадь

Уголь

Стабильность, доступность

Исчерпываемость, загрязнение территории

Нефть

Простота в добыче

Исчерпываемость, загрязнение территории

Газ

Простота в добыче

Исчерпываемость

Ядерная энергия

Большой объём электроэнергии

Проблема утилизации отходов, опасность переработки

Заканчивая  урок,  учитель  с  учениками  делают  выводы  о  важности  энергосбережения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по теме "Ограниченность экономических ресурсов"

Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме " экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы". В качестве основной информации для заполнения модуля испол...

Презентация "Экономические ресурсы"

Презентация к уроку экономики в 5 классе "Основные виды экономических ресурсов"...

"Ограниченность экономических ресурсов"

Урок изучения нового материала. Урок сопровождается презентацией, игрой "Ограниченный ресурс"....

Презентация "Проблема ограниченности экономических ресурсов и ее последствия"

  Презентация "Проблема ограниченности ресурсов и ее последствия" может быть использована в курсе "Экономика"  с использованием учебника И.В. Липсица "Экономика" § 2 "Ограниченно...

ИГРА "Экономические ресурсы"

Благодаря простой и увлекательной игре "Экономические ресурсы" дети почувствуют себя настоящими создателями маленького государства, научатся понимать проблему ограниченности ресурсов, поймут влия...

Презентация "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы".

Презентация содержит сопроводительный материал по теме "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы"....

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

Презентация для интерактивной доски по теме "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы". По учебнику И.В. Липсица, 10-11 класс, базовый уровень...