"Ограниченность экономических ресурсов"
методическая разработка по экономике по теме
Урок изучения нового материала. Урок сопровождается презентацией, игрой "Ограниченный ресурс".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_e.doc | 51.5 КБ |
ppt0000046.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 2. Тема: Ограниченность экономических ресурсов.
Титкова Наталия Витальевна учитель обществознания и технологии
На изучение темы отводится 2 часа. Урок 2 в данной теме.
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
Задачи:
Обучающие: сформировать четкое представление о потребностях человека на основе изучения (повторения) пирамиды потребностей А. Маслоу и на основе этого показать, как и почему эти потребности ограничены, формирование понятия сущности ограниченности ресурсов.
Развивающие: развить логическое мышление и умения применять знания экономической теории, формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем.
Воспитательные: формировать навыки ответственности и экономности, содействовать пониманию необходимости знаний в современных условиях экономики, воспитывать навыки принятия коллективных решений
Ожидаемые результаты:
Личностные: приобретение способности применять полученные знания на практике, развитие навыков сотрудничества.
Предметные: различать понятия потребность, ресурс, стоимость, выбор, приобретение теоретических знаний.
Метапредметные: понимать, что суть ограниченности в недостаточности доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей.
Основные понятия: потребности и их виды, ограниченность ресурсов, неограниченность потребностей, хозяйство, предприятие, экономический выбор, ограниченность ресурсов, проблема выбора.
Формы работы: парная, групповая.
Межпредметные связи: технология, обществознание.
Тип урока:изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление нового материала. Игра.
4. Подведение итогов урока.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
1. Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Ребята, если сейчас я попрошу вас написать, что вы хотите, как много времени это у вас займет? (ответ - много). А как много из того, что вы хотите вы можете иметь? Почему? (ответ – мало). Выслушав ответы, мы с вами можем сделать следующий вывод: желания наши безграничны, а возможности – ограничены. Тему нашего урока мы с вами попробуем озвучить немного позже.
Условием жизни любого человека, семьи и общества в целом является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище. Но «не хлебом единым жив человек». У каждого из нас есть вполне естественное стремление удовлетворять свои духовные потребности: читать книги, посещать кино и театр, совершать туристические поездки по своей стране или за границу. Люди должны познавать окружающий их мир, расширять и накапливать свои знания. Поэтому существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Любая страна имеет право на обеспечение своей безопасности, государство обязано заботиться об охране окружающей среды, о здоровье своих граждан и т.д., что предполагает существование жизненно важных потребностей общества. Круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только более многообразными, но и более совершенными. Сейчас, например, никому не нужны галоши или кареты, зато появились потребности в видеомагнитофонах и услугах авиакомпаний.
Потребности каждого человека практически безграничны. Это вполне естественно, так как каждый из нас предпочитает употреблять вновь появляющиеся наиболее высококачественные и экологически чистые пищевые продукты, носить удобную одежду, соответствующую новой моде, посещать концерты «звезд эстрады» и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях и т. д. Однако, подавляющее большинство людей, а возможно, и все люди без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности.
Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые (денежные) и материальные. Ресурсы используются людьми для производства товаров и услуг.
Далее предлагается провести игру «Ограниченный ресурс»
Идея проведения данной игры заимствована у Задорожной Ирины Николаевны, учитель математики, экономики.
- Класс разбить на пары.
Материал для игры для каждой пары: 1 лист бумаги (формат А4), шаблон из картона « ёлочка», полукруг и круг, ножницы.
Описание игры (I этап)
Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.
Сообщите, что каждая команда будет производить заготовки для некоторого товара.
Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно).
У каждой команды будет считаться число полных заготовок («ёлочек», кругов и полукругов). Время «производства» ограниченно и равно трем минутам.
Работа прекращается по сигналу «Стоп».
После окончания «производства» команды или учитель считают количества изделий.
Информация выписывается на доске.
Описание игры (II этап)
Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд осталось место, где можно выкроить ещё 1 – 2 заготовки. Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску. Что можно сделать в такой ситуации?
Выслушайте мнения учеников, обсудите идею обмена.
Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время для переговоров и принятия решения о том, что производить.
После переговоров объявите этап производства (3 минуты).
После «производства» раздайте командам ножницы. Команды вырезают заготовки и производят обмен.
Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды.
Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды.
Посчитайте и сравните общее число наборов на первом и втором этапе. Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.
Для проведения игры можно использовать разные виды шаблонов (квадрат, треугольник, трапецию, фигуры грибов и др.).
Вопросы для обсуждения игры «Ограниченный ресурс»
В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно много наборов?
Если «да», то в каком случае? Если «нет», то почему?
Обучающиеся сами должны дать ответ, что в момент игры они все время были в чем-то ограничены. Теперь можно предложить обсудить вопрос ограниченности ресурсов, который был им предложен.
Обсудите вопрос ограниченности ресурсов.
Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограничены?
На втором этапе некоторые команды производили заготовки только одного, двух видов. Почему? Этот момент может вызвать затруднение у обучающихся. Здесь рациональнее всего вспомнить уроки обществознания, как назвать их действия с точки зрения экономической науки? (Специализация и разделение труда). У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы производства).
У какой команды их меньше? Поговорите об эффективном использовании ресурсов. Что можно делать с отходами?
Это интересно.
«… только 10 % сырья, извлекаемого из недр планеты, становится готовой продукцией, 90 % - отходы, загрязняющие биосферу.
… только за ХХ век человечество истратило больше полезных ископаемых, чем за все девятнадцать предыдущих веков….»
Выводы: Ограниченность заставляет людей делать выбор относительно использования ресурсов для удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов приводит к необходимости выбора, как на индивидуальном, так и на общественно-политическом уровне. Благодаря тому, что люди способны распоряжаться своими ресурсами наилучшим образом, экономика может и должна быть эффективной. Записать в тетрадь: Эффективное использование ограниченных ресурсов – такое использование, которое приносит максимальную отдачу, наибольшее число благ и услуг.
Дополнительные вопросы:
- Как человек пытается решить проблему ограниченности?
- Какие ресурсы на земле практически безграничны?
- О каких видов товара человек может отказаться в первую очередь? Почему?
Домашнее задание:
- Подобрать материалы о мероприятиях нашего правительства в сфере деятельности с ограниченными ресурсами.
- Учить термины.
- Ответить на вопросы после параграфа.
Литература:
1. Основы рыночной экономики А.И. Михайлушкин, П.Д.Шимко
С.-П.: 1996
2. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003.
3. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003.
4. При разработке урока были использованы Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
Мысли мудрых: «Желаний никогда своих не умеряем; Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем» Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков
Потребности каждого человека практически безграничны. Это вполне естественно, так как каждый из нас предпочитает употреблять вновь появляющиеся наиболее высококачественные и экологически чистые пищевые продукты, носить удобную одежду, соответствующую новой моде, посещать концерты «звезд» эстрады и совершать туристические вояжи в комфортабельных условиях и т. д. Однако подавляющее большинство людей, а возможно, и все без исключения, не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности.
Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить. Благо – все что удовлетворяет наши потребности.
Виды благ неэкономические – созданные природой экономические – созданные трудом человека, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Факторы производства Труд Капитал Земля Предпринимательская способность
Подумай и ответь… Как человек пытается решить проблему ограниченности? Какие ресурсы на земле практически безграничны? О каких видов товара человек может отказаться в первую очередь? Почему? Что называется товарами первой необходимости? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по теме "Ограниченность экономических ресурсов"
Данный урок построен на выполнении обучающимися самостоятельного задания -модуля по теме " экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы". В качестве основной информации для заполнения модуля испол...
Презентация "Экономические ресурсы"
Презентация к уроку экономики в 5 классе "Основные виды экономических ресурсов"...
Презентация "Проблема ограниченности экономических ресурсов и ее последствия"
Презентация "Проблема ограниченности ресурсов и ее последствия" может быть использована в курсе "Экономика" с использованием учебника И.В. Липсица "Экономика" § 2 "Ограниченно...
ИГРА "Экономические ресурсы"
Благодаря простой и увлекательной игре "Экономические ресурсы" дети почувствуют себя настоящими создателями маленького государства, научатся понимать проблему ограниченности ресурсов, поймут влия...
Презентация "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы".
Презентация содержит сопроводительный материал по теме "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы"....
Ограниченность экономических ресурсов
Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека...
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Презентация для интерактивной доски по теме "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы". По учебнику И.В. Липсица, 10-11 класс, базовый уровень...