разработка урока "Бюджет государства и семьи"
план-конспект занятия по экономике (8 класс) на тему
Разработка урока обществознания "Бюджет государства и семьи", включает в себя конспект урока и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_finansovoy_gramotnosti.rar | 182.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Бюджет государства и семьи.
Класс: 8
Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления, разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства, сформировать элементарные умения составления семейного бюджета, развивать навыки практической работы по усвоению нового материала; навыки коллективного сотрудничества; умение работы с материалом учебника.
Задачи урока :
- освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;
- формирование умения составления семейного бюджета;
- воспитание экономической культуры учащихся; воспитывать чувство меры в удовлетворении своих потребностей
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, раздаточный материал для практической работы в группах.
Основные понятия: бюджет, сбалансированный, дефицитный и профицитный бюджет, госдолг.
План урока:
1).Что такое бюджет
2).Бюджет государства и его особенности. Как преодолеть дефицит госбюджета?
3) Виды бюджета.
4) Бюджет семьи.
Ход урока
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, но прежде, давайте вспомним материал прошлого урока.
- Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания
Какие сферы общества существуют? Мы с вами изучаем экономическую сферу.
- В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
- Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?
- Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.
- Как вы считаете, ослабление налогов повышает интерес людей к труду или нет? Ответ аргументируйте.
Замечательно справились с вопросами. Но для вас есть еще одно задание. Слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:
Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)
Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)
И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.
Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.
- Изучение нового материала.
Давайте с вами подумаем, почему люди очень часто жалуются на нехватку денег? (предположения учащихся)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Действительно, сегодня мы с вами рассмотрим, как правильно планировать свои расходы и изучим серьезную, но интересную тему «Бюджет государства и семьи». Запишите тему урока себе в тетрадь
И прежде всего, познакомимся с понятием «бюджет». Что же это такое? (предположения учащихся).
Составте из предложенных слов термин: Бюджет- период, план, доходы, обобщает, и, расходы, за, определенный, который, финансовый, времени. (Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени).
Молодцы! Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.
В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем – о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном.
Составление бюджета обычно включает три основные фазы:
- постановка финансовых целей - здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.
- оценка доходов – суммируем все доходы
- планирование расходов – рассматриваем возможность приобретения всех желаемых покупок, исходя из имеющихся у нас доходов.
Существует несколько видов бюджета, давайте с ними познакомимся.
Первый вид «государственный бюджет». Что подразумевается под этим понятием? Совершенно верно, запишите данный термин в тетрадь
Государственный бюджет- это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).
Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет
1) имеет юридическую силу;
- утверждается парламентом;
- правительство организует его исполнение.
Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства? ( доходы – налоги, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)
Таким образом, формируется бюджетная система РФ. В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней;
- Федеральный бюджет
- Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
- Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Итак, три ученика подготовили мини-проекты по уровням бюджета. Ваша задача послушать и определить особенности этих уровней бюджета.
Выступление учащихся с мини-проектами
1 учащийся - Федеральный бюджет
2 учащийся - Региональный бюджет
3 учащийся - Местный бюджет
Слово учителя:
Существует 3 типа бюджета:
- Сбалансированный – когда расходы равны доходам.
- Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.
- Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.
Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации. Рассмотрим схему:
Семейный бюджет тоже является финансовым планом и состоит из доходов и расходов. Давайте поговорим с вами о том, как выглядит модель бюджета вашей семьи. Какие доходы и расходы имеет ваша семья? Составление ребятами семейного бюджета.
Как мы уже выяснили, возможны три случая:
- профицит бюджета
- сбалансированный бюджет
- дефицит бюджета.
Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?
А какой наихудший вариант?
Ваша семья, ваши родители планируют свой бюджет. Однако денег не всегда хватает и может возникнуть такая ситуация, когда появляется дефицит бюджета. Давайте с вами подумаем, как можно выбраться из ситуации дефицита бюджета, какие способы решения можно найти?
Предлагается метод Кластера.
Способы решения проблем дефицита семейного бюджета:
Учащиеся должны предложить свои варианты. Один ученик выходит к доске и записывает варианты.
(возможные варианты).
- Сократить расход
- Одалживание денег у знакомых
- Привлечь дополнительные источники и т.д
Работа по группам:
Теперь снова обратимся к бюджету семьи. На доску прикрепим кошелек, который и будет являться бюджетом семьи. Нужно разделиться на 2 группы. Задание: распределите данные понятия: то, что относится к доходам, поместите в столбик под доходами, то, что является расходами, в столбик под расходами. Вы должны правильно распределить понятия по столбикам и будет учитываться какая команда справиться быстрее: покупка стиральной машины, детское пособие, пенсия, квитанция за коммунальные услуги, покупка детского питания, заработная плата, выписка журнала на почте, абонемент в спортзал, продажа старого телевизора, поездка на море.
- Закрепление материала:
Что такое государственный бюджет?
Может ли бюджет страны быть дефицитным?
Что такое семейный бюджет? Перечислите, что может входить в семейный бюджет?
Перечислите основные составляющие государственного бюджета. (статьи доходов, статьи расходов, дефицит бюджета, профицит бюджета)
- Рефлексия.
Сегодня на уроке:
- я узнал…
- я понял…
- я не совсем разобрался в вопросе .. .
- еще я хотел бы узнать ….
- Выставление оценок и подведение итогов.
- Домашнее задание
§15, написать небольшое эссе на тему «Как бы вы решили проблему дефицита государственного долга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока: "Бюджет государства и семьи" (с использованием ИКТ + презентация)
урок по обществознанию. Раздел экономика. Бюджет государства и семьи. Конспект и презентация....
Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»
Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...
урок обществознания "Бюджет государства и семьи". 8 класс.
комбинированный урок обществознания "Бюджет государства и семьи". 8 класс....
презентация к уроку обществознания в 8 классе "Бюджет государства и семьи"
презентация к уроку обществознания в 8 классе "Бюджет государства и семьи"...
План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи".
План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи" для 8 класса....
Бюджет государства и семьи
материал содержит конспект урока, приложения и презентацию...
Бюджет государства и семьи
Тест...