разработка урока "Бюджет государства и семьи"
план-конспект занятия по экономике (8 класс) на тему

Фоминцева Кристина Андреевна

Разработка урока обществознания "Бюджет государства и семьи", включает в себя конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_finansovoy_gramotnosti.rar182.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Бюджет государства и семьи.

Класс: 8

Цель урока:  познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления, разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита государственного бюджета, влияния его на социальные программы государства, сформировать элементарные умения составления семейного бюджета, развивать навыки практической работы по усвоению нового материала; навыки коллективного сотрудничества; умение работы с материалом учебника.

Задачи урока :

  • освоение учащимися знаний о бюджете, его сущности и отличительных особенностях;
  • формирование умения составления семейного бюджета;
  • воспитание экономической культуры учащихся;  воспитывать чувство меры в удовлетворении своих потребностей

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, раздаточный материал для практической работы в группах.

Основные понятия: бюджет, сбалансированный, дефицитный и профицитный бюджет, госдолг.

План урока:

1).Что такое бюджет

2).Бюджет государства и его особенности. Как преодолеть дефицит госбюджета?

3) Виды бюджета.

4) Бюджет семьи.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, но прежде, давайте вспомним материал прошлого урока.

  1. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания

Какие сферы общества существуют? Мы с вами изучаем экономическую сферу.

  1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
  2. Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?
  3. Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.
  4. Как вы считаете, ослабление налогов повышает интерес людей к труду или нет? Ответ аргументируйте.

Замечательно справились с вопросами. Но для вас есть еще одно задание.  Слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно  огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.

Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.

  1. Изучение нового материала.

Давайте с вами подумаем, почему люди очень часто жалуются на нехватку денег?  (предположения учащихся)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Действительно, сегодня мы с вами  рассмотрим, как правильно планировать свои расходы и изучим серьезную, но интересную тему «Бюджет государства и семьи». Запишите тему урока себе в тетрадь

И прежде всего, познакомимся с понятием «бюджет». Что же это такое? (предположения учащихся).

Составте из предложенных слов термин:  Бюджет- период, план, доходы, обобщает,  и,  расходы, за, определенный, который, финансовый,  времени. (Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени).  

Молодцы! Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека.

В первом случае речь идет о государственном бюджете, во втором – о финансовом плане фирмы, в третьем – о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном.

Составление бюджета обычно включает три основные фазы:

- постановка финансовых целей - здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.

- оценка доходов – суммируем все доходы

- планирование расходов – рассматриваем возможность приобретения всех желаемых покупок, исходя из имеющихся у нас доходов.

Существует несколько видов бюджета, давайте с ними познакомимся.

Первый вид «государственный бюджет». Что подразумевается под этим  понятием? Совершенно верно, запишите данный термин в тетрадь

Государственный бюджет- это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).

Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет

1) имеет юридическую силу;

  1. утверждается парламентом;
  2. правительство организует его исполнение.

           Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства? ( доходы – налоги, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)

Таким образом, формируется бюджетная система РФ. В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней;

  1. Федеральный бюджет
  2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
  3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Итак, три ученика подготовили мини-проекты по уровням бюджета. Ваша задача послушать и определить особенности этих уровней бюджета.

Выступление учащихся с мини-проектами

1 учащийся - Федеральный бюджет

2 учащийся - Региональный бюджет

3 учащийся - Местный бюджет

Слово учителя:

Существует 3 типа бюджета:

  1. Сбалансированный – когда расходы равны доходам.
  2. Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.
  3. Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.

Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации. Рассмотрим схему:

Семейный бюджет тоже является финансовым планом и состоит из доходов и расходов. Давайте поговорим с вами о том, как выглядит модель бюджета вашей семьи. Какие доходы и расходы имеет ваша семья? Составление ребятами семейного бюджета.

Как мы уже выяснили,  возможны три случая:

- профицит бюджета

- сбалансированный бюджет

- дефицит бюджета.

Ребята, как вы думаете, какой случай наиболее благоприятный для государства и семьи?

А какой наихудший вариант?

Ваша семья, ваши родители планируют свой бюджет. Однако денег не всегда хватает и может возникнуть такая ситуация, когда появляется дефицит бюджета. Давайте с вами подумаем, как можно выбраться из ситуации дефицита бюджета, какие способы решения можно найти?

Предлагается метод Кластера.

Способы решения проблем дефицита семейного бюджета:

Учащиеся должны предложить свои варианты. Один ученик выходит к доске и записывает варианты.

    (возможные варианты).

  1. Сократить расход
  2. Одалживание денег у знакомых
  3. Привлечь дополнительные источники и т.д

Работа по группам:

Теперь снова обратимся к бюджету семьи. На доску прикрепим кошелек, который и  будет являться бюджетом семьи. Нужно разделиться на 2 группы. Задание: распределите данные понятия: то, что относится к доходам, поместите в столбик под доходами, то, что является расходами, в столбик под расходами. Вы должны правильно распределить понятия по столбикам и будет учитываться какая команда справиться быстрее: покупка стиральной машины, детское пособие, пенсия, квитанция за коммунальные услуги, покупка детского питания, заработная плата, выписка журнала на почте, абонемент в спортзал, продажа старого телевизора, поездка на море.

  1. Закрепление материала:

Что такое государственный бюджет?

Может ли бюджет страны быть дефицитным?

Что такое семейный бюджет?  Перечислите, что может входить в семейный бюджет?

Перечислите основные составляющие государственного бюджета. (статьи доходов, статьи расходов, дефицит бюджета, профицит бюджета)

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

- я узнал…  

- я понял…

- я не совсем разобрался в вопросе .. .

- еще я хотел бы узнать ….

  1. Выставление оценок и подведение итогов.
  2. Домашнее задание 

§15, написать небольшое эссе на тему «Как бы вы решили проблему дефицита государственного долга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока: "Бюджет государства и семьи" (с использованием ИКТ + презентация)

урок по обществознанию. Раздел экономика. Бюджет государства и семьи. Конспект и презентация....

Применение метода кейса на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Бюджет государства и семьи»

Активизация познавательной деятельности является одной из важнейших задач развивающего обучения. В развивающем обучении проверка знаний должна касаться не столько фактического материала, сколько поним...

урок обществознания "Бюджет государства и семьи". 8 класс.

комбинированный урок обществознания "Бюджет государства и семьи". 8 класс....

презентация к уроку обществознания в 8 классе "Бюджет государства и семьи"

презентация к уроку обществознания в 8 классе "Бюджет государства и семьи"...

План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи".

План-конспект урока по обществознанию с применением АМО по теме: "Бюджет государства и семьи" для 8 класса....

Бюджет государства и семьи

материал содержит конспект урока, приложения и презентацию...