Рабочая программа "Бизнес-планирование"
рабочая программа по экономике

Тягова Лариса Владимировна

Рабочая программа "Бизнес-планирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programa_pm_06.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

        УТВЕРЖДАЮ:

Директор  ГБПОУ МО

«Гидрометеорологический техникум»

_______________ И.П. Никитина

«29» августа  2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК 06.02 «Бизнес-планирование»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности среднего
профессионального образования

20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

базовой  подготовки

Квалификация: Техник - эколог

Форма обучения: очная

г. Балашиха

2018-2019 учебный   год


Рабочая программа учебной дисциплины МДК 06.02 «Бизнес-планирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:  20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

        Организация-разработчик: ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум»

Разработчик: Л.В. Тягова, преподаватель ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум»

        Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии

естественнонаучных дисциплин.

протокол №1  от «28» августа 2018 г.

Председатель: _____________ И.В. Давыденко

        Рекомендована методическим  советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Гидрометеорологический техникум»

Протокол №1 от «29» августа 2018 г.


  1. СОДЕРЖАНИЕ 

Паспорт программы учебной дисциплины

1.1. Область применения программы

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Образовательные технологии

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.3. Информационное обеспечение обучения

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

МДК. 06.02  БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

1.1. Область применения рабочей программы

          Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной  за счет вариативной части ФГОС по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) «Разработка бизнес-плана как одна из форм обеспечения эффективности предпринимательской деятельности» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 6.1. Находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

ПК 6.2. Разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций

ПК 6.3. Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК 6.4. Учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов

        Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управлении при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- владения методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков;

- владения механизмом разработки бизнес-плана вновь создаваемой фирмы;

- владения специальной терминологией по бизнес-планированию;

- использования навыков самостоятельного овладения методами бизнес-планирования и применения этих знаний в практической разработке бизнес-планов.

уметь:

- выявлять сильные и слабые стороны рыночных позиций предприятия в сравнении с конкурентами;

проводить мониторинги конкурентов;

оценивать потребности потребителей;

формулировать цели, определять стратегию организации;

составлять модели информационных, материальных и финансовых потоков при разработке бизнес-плана;

рассчитывать и анализировать основные показатели эффективности инвестиционных затрат;

рассчитывать и анализировать финансовые коэффициенты бизнес-плана;

определять и рассчитывать факторы риска, показатели безубыточности проекта;

принимать решения по результатам анализа;

подготавливать необходимую информацию для составления бизнес-плана, презентации;

составлять бизнес-план;

защищать проект у потенциальных инвесторов.

знать:

роль и место бизнес-планирования в системе управления организацией;

понятия цели и стратегии реализации проекта;

требования инвесторов к разработке бизнес-плана;

базовые системные программные продукты и пакет прикладных программ по бизнес-планированию;

функции и структура бизнес-плана;

требования к разработке бизнес-плана;

стратегию финансирования бизнес-проектов;

оценку и анализ эффективности инвестиционных проектов;

требования к оформлению бизнес-планов, презентации и инвестиционного предложения.

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего –72  часа, в том числе:

          обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –48 часов;

          самостоятельной работы обучающегося –24 часа;

         

  1. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Разработка бизнес – плана как одна из форм обеспечения эффективности предпринимательской деятельности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.  

Код

Наименование результата обучения

ПК 6.1.

Находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

ПК 6.2.

Разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций

ПК 6.3.

Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК 6.4.

Учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

Всего,

часов

в т.ч. практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 6.1.-6.4.

Раздел 1. Бизнес-планирование

72

48

18

24

Всего

72

48

18

24

-

-

-


  1. 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 06

МДК.06.02. 

Бизнес-планирование

48

Тема 2.1.

Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации.

Содержание

Понятие и сущность бизнес-планирования.

Цели, задачи, предмет бизнес-планирования. Основные понятия в области бизнес-планирования. Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией.

4

1

Сущность объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Информационные материальные и финансовые потоки при разработке бизнес-плана.

Тема 2.2.

Структура и функции бизнес-плана.

Содержание

Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования. Место бизнес-плана в системе планирования.

4

12

Основные виды и типы бизнес-планов.Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана. Требования, предъявляемые к разработке бизнес-плана. Информационное обеспечение бизнес-планирования.

Практическое занятие

Анализ структуры бизнес-плана различных организаций.

4

2

Тема 2.3.

Фандрайзинг

Содержание

Современные формы кредитования и инвестирования бизнеса

2

1

Тема 2.4.

Налогообложение бизнеса

Содержание

Системы налогообложения

2

1

Тема 2.5. 

Основные элементы бизнес-планирования.

Содержание

Основные элементы бизнес-планирования. Цели организации.

6

1

Инвестиционный план. Основные технологические проекты бизнес-планирования.

Модели информационных, материальных и финансовых потоков при разработке бизнес-плана.

Практическое занятие

Разработка модели бизнес-процессов для предприятия.

6

2

Тема 2.6.

Анализ результатов и оценка рисков проекта.

Содержание

4

1

Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Оценка и анализ финансовой устойчивости и рентабельности. 

Анализ безубыточности. Оценка рисков.

Тема 2.7.

Оформление  и презентация бизнес-плана.

Содержание

Оформление разделов бизнес-плана.

4

1

Презентация бизнес-плана и инвестиционного предложения.

Практическое занятие

Подготовка бизнес-плана, текста презентации.

Краткое инвестиционное предложение по проекту бизнес-плана.

8

2

Тема 2.8 Программы государственной поддержки малого бизнеса

Содержание

Программа поддержки центра занятости населения.

2

1

Дифференцированный зачет

2

3

Итого:

48

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 06

Структура объектов планирования в организации.

Составление отчета об экономической эффективности бизнес-плана различных торговых организаций.

Разработка бюджета инвестиционных затрат, их документальное оформление. 

Оценка эффективности участия инвесторов в проекте бизнес-плана.

Подготовка краткого текста презентации для защиты бизнес-плана.

24

3

Тематика домашних заданий

Подготовить сообщения, доклады по темам:

Сущность и основные функции бизнес-плана.

Классификация основных типов бизнес-планов.

Структура и содержание бизнес-плана вновь создаваемой фирмы.

Цели разработки бизнес-плана в процессе создания собственного дела.

Типовые разделы бизнес-плана вновь создаваемой фирмы.

Общая характеристика фирмы (резюме).

Анализ состояния отрасли.

План маркетинга.

План производства.

Организационный план.

Риски в деятельности фирмы.

Финансовый план.

ИТОГО

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 

  1. 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
  2. 4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Экономика и менеджмент».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

 комплект бланков унифицированных первичных документов;

 комплект учебно-методической документации;

 сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;

  1. 4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  1. 1. « О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10 октября 2003г. №129-ФЗ).
  2. 2. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ (в ред. ФЗ от 11 марта 2003г. №32-ФЗ).
  3. 3. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 18 июня 1995г. №88-ФЗ (в ред. Последних изменений).
  4. 4. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Федеральный закон от 11 июня 2003г. № 74-ФЗ.

5. «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановке на учет      

      юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Постановление Правительства РФ  

      от 26 февраля 2004г.

  1. Основная литература

1. Поляков О.В.  «Бизнес-планирование». М. МЭСИ, 2001;

2. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. Лапусты М.Г., Никольского П.С., 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Уткин Э.А. и др. «Бизнес-планирование» М. ЭКСМОС, 2001;

«основы бизнес-планирования». Институт приватизации и управления, М. 1999;

4. Черняк В.З.  «Бизнес-планирование». М. РДЛ, 2000;

5. Эрнст и Янг «Составление бизнес-плана». Пособие, М., 1994

  1. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием в рамках профессионального модуля является освоение  учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.

  1. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля по специальности «Экономика и бухгалтерский учет  (по отраслям)».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин: «Экономика и менеджмент».

  1. Обязательная стажировка преподавателей в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 6.1. Находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

- способность формулировать цели создания конкретного собственного дела;

- обоснование выбора сферы предпринимательской деятельности, способа начала её осуществления, организационно-правовой формы предприятия

Текущий контроль в форме:

опроса; тестирования;

защиты практических занятий.

Дифференцированный зачет.

Экзамен (квалификационный)

ПК 6.2. Разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций

- применение выбора видов и типов бизнес-плана;

- определение содержания разделов бизнес-плана;

- разработка структуры бизнес-плана различных торговых организаций;

- способность детализировать,  систематизировать и моделировать показатели в бизнес-планировании,

- применение методов бизнес-планирования

ПК 6.3. Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

- анализ и расчет потребности в финансовых средствах, необходимых для создания конкретного собственного дела;

- определение эффективности бизнеса;

- расчет и анализ основных показателей эффективности инвестиционных затрат;

- расчет и определение факторов риска

ПК 6.4. Учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов

- защита проектов у потенциальных инвесторов;

- оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированные профессиональные компетенции, но и развить общие компетенции, обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области;

оценка эффективности и качества выполнения задач

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников информации, включая электронные

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникационных технологий.

работа с компьютером, использование специальных программ

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями

взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. за результат выполнения заданий

самоанализ и коррекция результатов собственной работы

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального  и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификаций.

организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

изучение и анализ инноваций в области предпринимательской деятельности и бизнес-планирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...