Рабочая программа "Бизнес-планирование"
рабочая программа по экономике
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ МО
«Гидрометеорологический техникум»
_______________ И.П. Никитина
«29» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 06.02 «Бизнес-планирование»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего
профессионального образования
20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
базовой подготовки
Квалификация: Техник - эколог
Форма обучения: очная
г. Балашиха
2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебной дисциплины МДК 06.02 «Бизнес-планирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»
Разработчик: Л.В. Тягова, преподаватель ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии
естественнонаучных дисциплин.
протокол №1 от «28» августа 2018 г.
Председатель: _____________ И.В. Давыденко
Рекомендована методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Гидрометеорологический техникум»
Протокол №1 от «29» августа 2018 г.
- СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины |
1.1. Область применения программы |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы |
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины: |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: |
Структура и содержание учебной дисциплины |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины |
Условия реализации программы учебной дисциплины |
3.1. Образовательные технологии |
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению |
3.3. Информационное обеспечение обучения |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МДК. 06.02 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной за счет вариативной части ФГОС по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) «Разработка бизнес-плана как одна из форм обеспечения эффективности предпринимательской деятельности» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 6.1. Находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею
ПК 6.2. Разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций
ПК 6.3. Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
ПК 6.4. Учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управлении при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- владения методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков;
- владения механизмом разработки бизнес-плана вновь создаваемой фирмы;
- владения специальной терминологией по бизнес-планированию;
- использования навыков самостоятельного овладения методами бизнес-планирования и применения этих знаний в практической разработке бизнес-планов.
уметь:
- выявлять сильные и слабые стороны рыночных позиций предприятия в сравнении с конкурентами;
проводить мониторинги конкурентов;
оценивать потребности потребителей;
формулировать цели, определять стратегию организации;
составлять модели информационных, материальных и финансовых потоков при разработке бизнес-плана;
рассчитывать и анализировать основные показатели эффективности инвестиционных затрат;
рассчитывать и анализировать финансовые коэффициенты бизнес-плана;
определять и рассчитывать факторы риска, показатели безубыточности проекта;
принимать решения по результатам анализа;
подготавливать необходимую информацию для составления бизнес-плана, презентации;
составлять бизнес-план;
защищать проект у потенциальных инвесторов.
знать:
роль и место бизнес-планирования в системе управления организацией;
понятия цели и стратегии реализации проекта;
требования инвесторов к разработке бизнес-плана;
базовые системные программные продукты и пакет прикладных программ по бизнес-планированию;
функции и структура бизнес-плана;
требования к разработке бизнес-плана;
стратегию финансирования бизнес-проектов;
оценку и анализ эффективности инвестиционных проектов;
требования к оформлению бизнес-планов, презентации и инвестиционного предложения.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего –72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –48 часов;
самостоятельной работы обучающегося –24 часа;
- 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Разработка бизнес – плана как одна из форм обеспечения эффективности предпринимательской деятельности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 6.1. | Находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею |
ПК 6.2. | Разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций |
ПК 6.3. | Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности |
ПК 6.4. | Учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 6.1.-6.4. | Раздел 1. Бизнес-планирование | 72 | 48 | 18 | 24 | ||||
Всего | 72 | 48 | 18 | 24 | - | - | - |
- 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 06 | |||
МДК.06.02. Бизнес-планирование | 48 | ||
Тема 2.1. Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации. | Содержание Понятие и сущность бизнес-планирования. Цели, задачи, предмет бизнес-планирования. Основные понятия в области бизнес-планирования. Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией. | 4 | 1 |
Сущность объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Информационные материальные и финансовые потоки при разработке бизнес-плана. | |||
Тема 2.2. Структура и функции бизнес-плана. | Содержание Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования. Место бизнес-плана в системе планирования. | 4 | 12 |
Основные виды и типы бизнес-планов.Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана. Требования, предъявляемые к разработке бизнес-плана. Информационное обеспечение бизнес-планирования. | |||
Практическое занятие Анализ структуры бизнес-плана различных организаций. | 4 | 2 | |
Тема 2.3. Фандрайзинг | Содержание Современные формы кредитования и инвестирования бизнеса | 2 | 1 |
Тема 2.4. Налогообложение бизнеса | Содержание Системы налогообложения | 2 | 1 |
Тема 2.5. Основные элементы бизнес-планирования. | Содержание Основные элементы бизнес-планирования. Цели организации. | 6 | 1 |
Инвестиционный план. Основные технологические проекты бизнес-планирования. | |||
Модели информационных, материальных и финансовых потоков при разработке бизнес-плана. | |||
Практическое занятие Разработка модели бизнес-процессов для предприятия. | 6 | 2 | |
Тема 2.6. Анализ результатов и оценка рисков проекта. | Содержание | 4 | 1 |
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Оценка и анализ финансовой устойчивости и рентабельности. | |||
Анализ безубыточности. Оценка рисков. | |||
Тема 2.7. Оформление и презентация бизнес-плана. | Содержание Оформление разделов бизнес-плана. | 4 | 1 |
Презентация бизнес-плана и инвестиционного предложения. | |||
Практическое занятие Подготовка бизнес-плана, текста презентации. Краткое инвестиционное предложение по проекту бизнес-плана. | 8 | 2 | |
Тема 2.8 Программы государственной поддержки малого бизнеса | Содержание Программа поддержки центра занятости населения. | 2 | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |
Итого: | 48 | ||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 06 Структура объектов планирования в организации. Составление отчета об экономической эффективности бизнес-плана различных торговых организаций. Разработка бюджета инвестиционных затрат, их документальное оформление. Оценка эффективности участия инвесторов в проекте бизнес-плана. Подготовка краткого текста презентации для защиты бизнес-плана. | 24 | 3 | |
Тематика домашних заданий Подготовить сообщения, доклады по темам: Сущность и основные функции бизнес-плана. Классификация основных типов бизнес-планов. Структура и содержание бизнес-плана вновь создаваемой фирмы. Цели разработки бизнес-плана в процессе создания собственного дела. Типовые разделы бизнес-плана вновь создаваемой фирмы. Общая характеристика фирмы (резюме). Анализ состояния отрасли. План маркетинга. План производства. Организационный план. Риски в деятельности фирмы. Финансовый план. | |||
ИТОГО | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Экономика и менеджмент».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
− комплект бланков унифицированных первичных документов;
− комплект учебно-методической документации;
− сборники задач, ситуаций, тестовых заданий;
- 4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Нормативно-правовые акты
- 1. « О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10 октября 2003г. №129-ФЗ).
- 2. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ (в ред. ФЗ от 11 марта 2003г. №32-ФЗ).
- 3. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон от 18 июня 1995г. №88-ФЗ (в ред. Последних изменений).
- 4. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Федеральный закон от 11 июня 2003г. № 74-ФЗ.
5. «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановке на учет
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Постановление Правительства РФ
от 26 февраля 2004г.
- Основная литература
1. Поляков О.В. «Бизнес-планирование». М. МЭСИ, 2001;
2. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. Лапусты М.Г., Никольского П.С., 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Уткин Э.А. и др. «Бизнес-планирование» М. ЭКСМОС, 2001;
«основы бизнес-планирования». Институт приватизации и управления, М. 1999;
4. Черняк В.З. «Бизнес-планирование». М. РДЛ, 2000;
5. Эрнст и Янг «Составление бизнес-плана». Пособие, М., 1994
- 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
- 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Экономика и менеджмент».
- Обязательная стажировка преподавателей в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 6.1. Находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею | - способность формулировать цели создания конкретного собственного дела; - обоснование выбора сферы предпринимательской деятельности, способа начала её осуществления, организационно-правовой формы предприятия | Текущий контроль в форме: опроса; тестирования; защиты практических занятий. Дифференцированный зачет. Экзамен (квалификационный) |
ПК 6.2. Разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций | - применение выбора видов и типов бизнес-плана; - определение содержания разделов бизнес-плана; - разработка структуры бизнес-плана различных торговых организаций; - способность детализировать, систематизировать и моделировать показатели в бизнес-планировании, - применение методов бизнес-планирования | |
ПК 6.3. Оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности | - анализ и расчет потребности в финансовых средствах, необходимых для создания конкретного собственного дела; - определение эффективности бизнеса; - расчет и анализ основных показателей эффективности инвестиционных затрат; - расчет и определение факторов риска | |
ПК 6.4. Учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов | - защита проектов у потенциальных инвесторов; - оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированные профессиональные компетенции, но и развить общие компетенции, обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области; оценка эффективности и качества выполнения задач | |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач | |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников информации, включая электронные | |
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникационных технологий. | работа с компьютером, использование специальных программ | |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения | |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. за результат выполнения заданий | самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификаций. | организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | изучение и анализ инноваций в области предпринимательской деятельности и бизнес-планирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...