Программа Семья и экономика 5 класс
рабочая программа по экономике (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semya_i_ekonomika_5_klass.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
имени Алексея Владимировича Бобкова
Семья и экономика
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения
5 класс
Составитель: Овчинникова Любовь Николаевна, учитель экономики МБОУ «СОШ №33» имени Алексея Владимировича Бобкова |
Кемерово 2014
Оглавление
Список литературы для учащихся
Пояснительная записка
Программа «Семья и экономика» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией»; развивать экономическое мышление; воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.
Программа составлена на основе программы Сасовой И. А., Новожиловой Н. В. и Землянской Е.Н. «Экономика семьи».
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики семьи, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей — потребителя, производителя, гражданина.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 34 часа для учащихся 5 класса (1 час в неделю).
Планируемые результаты:
Освоение детьми программы «Семья и экономика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно–познавательного интерес к экономической жизни семьи, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерии»;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, бережливость, аккуратность, ответственность; умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
- формировать собственное мнение и позицию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
- выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
- экономически осознанно делать потребительский выбор;
- соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
- провести самоанализ сформированности качеств рачительного хозяина;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Семья в мире экономики | 7 | 3 | 4 |
2. | Семейное хозяйство | 7 | 2 | 5 |
3. | Бюджет семьи | 5 | 1 | 4 |
4. | Рачительный хозяин | 4 | 1 | 3 |
5. | Думающий покупатель | 7 | 2 | 5 |
6. | Семья и рынок | 5 | 1 | 4 |
Итого | 35 | 10 | 25 |
Содержание курса
Раздел 1. Семья в мире экономики (7 час.)
Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.
Основные понятия:
экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик», проектная работа – презентационное сообщение «Моя семья».
Раздел 2. Семейное хозяйство
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.
Основные понятия:
Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон», проектная работа – презентационное сообщение «Налоги, которые платит моя семья».
Раздел 3. Бюджет семьи
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Основные понятия:
Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).
Раздел 4. Рачительный хозяин
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.
Основные понятия:
Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».
Раздел 5. Думающий покупатель
Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.
Основные понятия:
Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».
Раздел 6. Семья и рынок
Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
Основные понятия:
Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.
Календарно-тематический план
№ занятия | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Тип занятия | Дата |
Раздел 1. Семья в мире экономики | 7 | |||
1 | Что такое экономика | 1 | Беседа | |
2 | Что такое экономика | 1 | Беседа с элементами дискуссии | |
3 | Основные проблемы экономики | 1 | Беседа | |
4 | Семья глазами экономиста | 1 | Игровое упражнение и беседа | |
5 | Хозяйственная деятельность семьи | 1 | Беседа и игровое упражнение | |
6 | Потребности человека и семьи | 1 | Игровое занятие | |
7 | Потребности человека и семьи | 1 | Игровое занятие | |
Раздел 2. Семейное хозяйство | 7 | |||
8 | Элементы семейного хозяйства | 1 | Беседа и ручной труд | |
9 | Элементы семейного хозяйства | 1 | Беседа и игра | |
10 | Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства | 1 | Беседа | |
11 | Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства | 1 | Деловая игра | |
12 | Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве | 1 | Беседа | |
13 | Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве | 1 | Деловая игра | |
14 | Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве | 1 | Решение задач | |
Раздел 3. Бюджет семьи | 5 | |||
15 | Доходы и расходы семьи | 1 | Беседа и игра | |
16 | Что такое бюджет семьи | 1 | Деловая игра | |
17 | Что такое бюджет семьи | 1 | Деловая игра | |
18 | Что кладут в потребительскую корзину | 1 | Работа учащихся в малых группах | |
19 | Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах | 1 | Презентационные сообщения учащихся | |
Раздел 4. Рачительный хозяин | 4 | |||
20 | Кто такой рачительный хозяин | 1 | Беседа и решение задач | |
21 | Качества личности рачительного хозяина | 1 | Беседа и игра | |
22 | Секреты рачительного хозяина | 1 | Беседа и решение задач | |
23 | Секреты рачительного хозяина | 1 | Презентационные сообщения учащихся | |
Раздел 5. Думающий покупатель | 7 | |||
24 | Покупатель и продавец | 1 | Беседа и решение задач | |
25 | Покупатель и продавец | 1 | Деловая игра | |
26 | Реклама и упаковка | 1 | Беседа и игра | |
27 | Реклама и упаковка | 1 | Работа учащихся в малых группах | |
28 | Особенности маркировки товаров | 1 | Беседа и игра | |
29 | Секреты выбора товара | 1 | Беседа и игра | |
30 | Секреты выбора товара | 1 | Презентационные сообщения учащихся | |
Раздел 6. Семья и рынок | 5 | |||
31 | Экономические возможности семейного хозяйства | 1 | Беседа и решение задач | |
32 | Экономические возможности семейного хозяйства | 1 | Деловая игра | |
33 | Экономические связи семьи | 1 | Беседа и решение задач | |
34 | Профессии членов твоей семьи и родственников | 1 | Презентационные сообщения учащихся | |
35 | Резерв | 1 | ||
Итого | 35 |
Список литературы для учителя
1. Сасова, И.А. Экономика: моя семья. [Текст]: Методическое пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / И.А. Сасова, Н. В. Новожилова, Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 64с.
2. Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 128с.
3. Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 74с.
Список литературы для учащихся
- Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 128с.
- Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 74с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема "Семья и экономика" 8 класс
Конспект урока. Тема "Семья и экономика" 8 класс...
Рабочая программа курса "Основы экономики" для 10 класса специальной (коррекционной ) школы 8 вида
...
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...
Рабочая программа по основам экономики 8 класс
Рабочая программа по курсу основы экономики 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа ...
Тест по теме: Экономика семьи", обществознание, 7 класс
Тест для закрепления и повторения темы "Экономика семьи", обществознание, учебник Л.Н.Боголюбова, 7 класс....
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика семьи"
рабочая программа...
Конспект урока по технологии (технический труд).«Семья и экономика»
Цели урока: - сформировать у учащихся понятие о месте домашней экономики в обществе, дать понятие об экономических ресурсах;- развивать навыки взаимодействия в группе, формировать чувство ответственно...