Дистанционный курс "Введение в экономику"
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Методическим Директор
советом школы МАОУ «Броннцкая СОШ»
_____________________ С.М.Яковлева
Программа
дистанционного обучения
«Ведение в экономику»
Составила:
учитель экономики высшей квалификационной категории
МАОУ «Бронницкая СОШ» Васильева Любовь Геннадьевна
с.Бронница Новгородского муниципального района
2014 – 2015 уч. год
Критерии характеристики программы | Варианты характеристики учебной программы |
1. Возраст учащихся | учащиеся основной и средней школы |
2. Пол учащихся | смешанная группа |
3. Продолжительность реализации программы | 34 часа |
4. Формы организации обучения | дистанционный курс |
5. Виды учебной деятельности | исследовательская |
6. Образовательная область | Экономика |
7. Способы реализации содержания программы | исследовательские и творческие программы |
8. Уровни освоения программы | профессионально-ориентированный |
9. Тип учебной программы | ориентационная |
Пояснительная записка
Все мы живём в мире экономики. Именно экономика, т.е. хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, одежда и еда, даже обучение и развлечения – это и многое другое стало возможным в результате этой деятельности. Для того, чтобы организовать её, людям пришлось придумать множество разных способов объединения и координации своих усилий и создать массу профессий. Наша будущая жизнь будет во многом определяться тем, насколько хорошо работает экономика России, а мы сами разбираемся в её устройстве и умеем принимать верные решения.
Поэтому данный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Учащиеся совершат путешествие по миру экономики и узнают, как сегодня работают многие экономические «устройства»: деньги, торговля, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики наиболее рационально.
Мир экономики покажется учащим интересным, а некоторые, возможно, захотят побольше узнать о нём и в будущем даже стать экономистами. Но и для тех, кто выберет другую сферу приложения своих сил, полученные знания будут очень полезными.
В нынешним социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и др. школьными дисциплинами позволит создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. В связи с этим рекомендуется интегрированное изучение и введение модулей по экономике в курсах других школьных предметов. Интеграция экономических и правовых знаний может быть представлена такими элективными курсами: «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы бизнеса», «Защита прав потребителя».
Программа дистанционного курса «Введение в экономику» содержит вопросы основ знаний по микро- и макроэкономике для учащихся общеобразовательных школ. Экономика как отрасль знаний нацелена на изучение не материально-вещественной, а общественной стороны производства, т.е. тех экономических отношений, которые возникают в процессе общественного труда и влияют на развитие производства. Дистанционный курс «Введение в экономику» позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающимися с 9 по 11 класс.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи программы.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передач, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: понятия «экономика как наука» и «экономика как хозяйство»; «потребности», «ресурсы». Суть ограниченности ресурсов. Понятия «альтернативная стоимость», «собственность», «стимулы», «экономическая система». Основные вопросы экономики и различные способы их решения. Типы экономических систем. Типы (формы) собственности. Понятия: «разделение труда», «специализация», «торговля», «обмен», «сравнительное преимущество», «спрос», «эластичность спроса», «предложение». Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса, закон предложения, механизм формирования рыночных цен. Понятие «рыночное равновесие»; сущность конкуренции. Основные типы структуры рынка и особенности ценообразования на рынках разной структуры; рыночный механизм принятия решений, его достоинства и слабые стороны. Роль государства в компенсации слабых сторон рыночного механизма. Цели и функции государства в экономике. Понятия: «общественные товары и услуги», «внешние (побочные) эффекты», «доход семьи», «семейный бюджет», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «минимальная заработная плата». Основные источники доходов семьи. Методы государственного регулирования доходов. Формы социальной поддержки малообеспеченных. Социально-экономические последствия неравенства доходов. Понятия «факторы производства», «затраты (издержки)», «выручка», «прибыль». Различие между бухгалтерской и экономической прибылью, затратами. Понятия: «государственный бюджет», «государственный долг», «дефицит государственного бюджета». Основные источники доходов и главные статьи расходов государства. Источники покрытия дефицита государственного бюджета. Функции налогов, устройство налоговой системы России, основные виды налогов. Природу и функции денег в экономике. Виды денег; понятия: «банк», «депозит», «кредит», «банковский процент». Структуру банковской системы России. Функции Центробанка России. Особенности рынка труда, формы организации оплаты труда, методы стимулирования работников. Механизм формирования заработной платы ,понятие «минимальная заработная плата». Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда. Основные права и обязанности наёмных работников и работодателей. Понятия «инфляция», «безработица»; виды безработицы, система помощи безработным и др.
Учащиеся должны уметь: Определять альтернативную стоимость на простых примерах. Принимать решения в конкретных жизненных ситуациях с учётом альтернативной стоимости; приводить примеры элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем и различных решений одних и тех же проблем экономикой централизованного и рыночного типа. Приводить примеры разных типов собственности, примеры специализации и разделения труда. Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена; читать и строить шкалу и график (кривую) спроса на конкретных примерах. Различать изменение величины спроса и изменение спроса. Проводить графический анализ изменения спроса; читать и строить шкалу и график (кривую) предложения на условных примерах. Различать изменение величины предложения и изменение предложения. Проводить графический анализ изменения предложения; находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество. Проводить анализ изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения. Анализировать последствия установления фиксированных цен; объяснять действия рыночного механизма на условных примерах; анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и др. странах. Составлять семейный бюджет; вычислять в простых случаях производительность труда, затраты на производство, выручку; приводить примеры случаев несостоятельности рынка. Приводить примеры общественных товаров и услуг, внешних (побочных) эффектов. Меры, применяемые государством для регулирования последствий внешних эффектов и для обеспечения предложения общественных товаров и услуг. Раскрывать связь дефицита государственного бюджета с др. экономическими проблемами. Раскрывать действенность налоговой системы с дефицитом государственного бюджета. Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста общего уровня цен в стране. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях. Объяснять, кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции, анализировать причины различий в уровне оплаты труда. Определять влияние изменений на рынках товаров и услуг на рынок труда. Рассчитывать размер оплаты труда на простых примерах. Анализировать статистику занятости, анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям; показать выгоду от внешней торговли и международной специализации на условных и практических примерах.
Связь программы курса с программой «Экономика»
Минимальное содержание курса « Экономика» должно быть реализовано во всех общеобразовательных учреждениях, независимо от их профиля и организационно- правовых форм собственности. Оно является основой для разработки программ, учебно-методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников.
Состав учащихся
Данная программа курса «Введение в экономику» предназначена для организации обучения основам экономических знаний учащихся 9-х классов общеобразовательных школ на базе учебника И.В. Липсица (в 2 ч.) и должна стать начальным этапом накопления знаний перед изучением следующего курса «Основы экономики и предпринимательства» в 10-11 классах.
Продолжительность обучения
34 часа
Курс может быть расширен, можно предложить учащимся тренировочные задания для самостоятельной работы, при условии, что это не будет для них большой перегрузкой.
Организация самостоятельной работы учащихся.
Изучение курса «Введение в экономику» предполагает проведение самостоятельных работ учащимися под руководством и дистанционным наблюдением учителя , а также самостоятельное выполнение заданий учащимися на дому.
Оценка результатов работы по программе дистанционного курса
1. Способы подведения итогов работы: создание презентаций, организация зачётов;
2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся: тесты, решения задач, анализ предложенных ситуаций, построение графиков, схем, выполнение контрольных и творческих работ.
Учебно-материальная база.
Занятия курса проводятся дистанционно: Скайп vasiljeva340, электронная почта vasiljeva340@yandex.ru
Список литературы
- Липсиц И.В. Экономика (в 1,2 ч.) М., Вита-Пресс, 2004, 2005
- Липсиц И.В. Введение в экономику. М., Вита-Пресс, 2005
- Липсиц И.В. Преподавание курса «Ведение в Экономику» М., Вита-Пресс,2002
- Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. (в 1,2 ч), М., Вита-Пресс, 1999
- Экономика. Контрольные задания. Тесты. Волгоград, «Учитель», 2009
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Что такое экономика? | 1 | 1 | |
2 | Основы хозяйственной жизни человечества. | 1 | 1 | |
3 | Ограниченность экономических ресурсов. | 1 | 1 | |
4 | Главные вопросы экономики. | 1 | 1 | |
5 | Понятие об экономических системах (традиционная и рыночная). | 1 | 1 | |
6 | Понятие об экономических системах (командная и смешанная). | 1 | 1 | |
7 | Понятие о спросе и предложении. | 1 | 1 | |
8 | Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие. | 1 | 1 | |
9 | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. | 1 | 1 | |
10 | Причины возникновения, формы и функции денег. | 1 | 1 | |
11 | Законы денежного обращения. Факторы формирования денежной массы. | 1 | 1 | |
12 | Причины и виды инфляции. | 1 | 1 | |
13 | Причины появления и виды банков. | 1 | 1 | |
14 | Принципы кредитования. Роль Центрального банка РФ. | 1 | 1 | |
15 | Экономическая природа рынка труда. | 1 | 1 | |
16 | Спрос на рынке труда. Факторы формирования предложения на рынке труда. | 1 | 1 | |
17 | Формирование заработной платы. Различия в уровнях оплаты труда. | 1 | 1 | |
18 | Социальны проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. | 1 | 1 | |
19 | Прожиточный минимум и минимальная зарплата. | 1 | 1 | |
20 | Основные способы стимулирования трудовой активности. | 1 | 1 | |
21 | Экономические проблемы безработицы. | 1 | 1 | |
22 | Роль фирм в экономической жизни страны. | 1 | 1 | |
23 | Виды прибыли, затрат и их экономическое значение. | 1 | 1 | |
24 | Фирмы и конкуренция. | 1 | 1 | |
25 | Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. | 1 | 1 | |
26 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | 1 | |
27 | Неравенство доходов и его последствия. | 1 | 1 | |
28 | Бедность как экономическая проблема. | 1 | 1 | |
29 | Экономические свободы и роль государства в их защите. | 1 | 1 | |
30 | Причины и формы вмешательства государства в экономические проблемы. | 1 | 1 | |
31 | Государственные финансы. Принципы и методы налогообложения. | 1 | 1 | |
32 | Понятие о государственном бюджете. | 1 | 1 | |
33 | Причины и следствия возникновения гос. долга | 1 | 1 | |
34 | Подведём итоги. | 1 | 1 | |
Всего по программе: | 34 | 26 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспекта урока по теме "Экономика и ее участники" по обществознанию 7 класс .Дистанционное обучение
Вариант урока для дистанционного обучения ученико с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на домашнем обученииТип урока : Дистанционный урок изучения нового материа...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционный курс "Введение в экономику"
Дистанционный курс "Введение в экономику"...
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию
Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...
Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".
Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...