Исчисление экономических индексов
учебно-методический материал по экономике на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Г (О) БОУ СПО «Усманский промышленно- технологический колледж»
Кабинет бухгалтерского
учета и статистики
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине: «Статистика»
на тему: «Исчисление экономических индексов»
для студентов 2 курса 7 группы очного отделения по специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения»
Автор методической разработки:
преподаватель экономических
дисциплин Ильченко В.Я.
Методическая разработка
рассмотрена на заседании методической
комиссии учетно-экономических дисциплин,
протокол № 5 от марта 2014 года.
Согласовано:
Зав. отделением «Экономика и право»
« 21 » марта 2014г.
_____________ В.Я.Ильченко
Усмань – 2014г
Рецензия
На методическую разработку открытого урока по дисциплине «Статистика» на тему: «Исчисление экономических индексов» для студентов 2 курса 7 группы очного отделения по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» преподавателя Ильченко В.Я.
Методическая разработка проведения урока по дисциплине «Статистика» написана с учетом основных требований к содержанию и оформлению. Данная методическая разработка имеет разделы: заголовок (тему методической разработки), сведения об авторе, краткая аннотация, введение (где рассматривается состояние проблемы, обзор работы в данной области, цель методической разработки), материалы и методы исследования (учебно-методическая карта урока №3), результаты исследования, выводы и предложения, список литературы.
Методическая разработка достаточно полно освещает каждый из перечисленных выше разделов. Преподавателем Ильченко В.Я. проведена большая предварительная работа при подготовки данного урока (сбора и обработки материала, написание учебно-методической карты, составление тестов).
При проведении урока были учтены индивидуальные способности каждого студента (уровень подготовки, способность, память, мышление, склонность к экономическим дисциплинам, усидчивость, сообразительность, интуиция, умение работать на компьютере).
Данный урок способствует получению теоретических знаний и выработке практических навыков по применению знаний по статистике, в том числе по теме «Экономические индексы».
Используя данную методическую разработку преподаватель экономических дисциплин, статистики может провести урок по данной теме в группах отделения права, как на заочном, так и на очном отделениях (умение работать на компьютере обязательно).
Преподаватель экономических
дисциплин Усманского промышленно-
технологического колледжа
_______________ /И.В. Мальцева/
«___»___________________201__г.
Краткая аннотация
Методическая разработка открытого урока по статистике на тему «Исчисление экономических индексов» предназначена для преподавателей экономических дисциплин.
Данная методическая разработка позволит начинающим преподавателям освоить методику проведения урока с использованием тестов, персональных компьютеров. Для проведения урока преподавателем Ильченко В.Я. разработана учебно-методическая карта, где последовательно описан ход урока, включая вопросы опроса (тесты), методика проведения расчетов, порядок написания выводов, оформления работы в рабочей тетради, вопросы закрепления изученного материала, список основной и дополнительной литературы, приложены ответы на тесты, порядок расчета экономических индексов, ответы расчетов).
По результатам расчетов при выполнении практических заданий в рабочей тетради или на ПК, решение тестов преподаватель оценивает знания студентов и выставляет оценки в журнал (объявляя их студентам и комментируя).
Введение
Для повышения качества подготовки специалистов по праву (юристов) как для крупных, средних и малых предприятий любой организационно-правовой формы собственности студенты должны уметь находить необходимый материал в первичных документах по бухгалтерскому учету и статистической отчетности, базой данных для работы в программе «Консультант-Плюс», справочной литературой. При закреплении теоретических знаний студенты выполняют практическое задание в рабочей тетради с применением ПК в программе «Консультант-Плюс», используя данные по условному предприятию и сверяют полученные результаты с данными преподавателя.
Студенты оформляют расчеты в статистической таблице, заносят данные и расчеты на «Рабочий стол» компьютера, выводят готовый результат расчетов на экран дисплея, распечатывают и сдают на проверку преподавателю.
Для выполнения практического задания группа делится на две подгруппы и выполнение задания проводится одновременно в двух кабинетах (лабораториях) под руководством двух преподавателей.
Сведения об авторе
Ильченко Валерий Яковлевич, 1952 года рождения, окончил в 1974 году Воронежский с/х институт по специальности агроном-экономист, в 1976 окончил педагогический факультет Московской с/х академии, неоднократно был на курсах повышения квалификации, в том числе на курсах операторов ЭВМ.
Ильченко В.Я. с 1976г. по 1984г. и с 1991г. по настоящее время работает преподавателем экономических дисциплин в Усманском промышленно-технологическом колледже. Преподает дисциплины: «Статистика», «Сельскохозяйственная статистика», «Социальная статистика», «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерское дело». Им написан ряд методических материалов по данным дисциплинам.
Ильченко В.Я. постоянно повышает свой уровень знаний по специальности, использует в своей работе современную экономическую литературу, журналы, периодическую печать, справочную литературу.
Ильченко В.Я. имеет высшую педагогическую категорию, является преподавателем методической комиссии учетно-экономических дисциплин, заведующим отделения, заведующим кабинетом, куратором групп на очном и заочном отделениях.
Ильченко В.Я. ведет занятия в группах юристов, бухгалтеров по базовому уровню и повышенному уровню обучения в колледже, руководит курсовым и дипломным проектированием, участвует в общественной жизни колледжа.
Результаты исследования и выводы
Разработка и проведение открытого урока по дисциплине «Статистика» на тему: «Исчисление экономических индексов» для студентов очного отделения 2 курса по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» позволяет преподавателям повысить свой уровень педагогического и методического мастерства, а студентам лучше узнать содержание бухгалтерской и статистической отчетности, освоить методику расчета экономических индексов, в том числе при использовании программы «Консультант-Плюс», научиться заполнять статистические таблицы в ходе расчетов различных видов экономических индексов, переносить данные в электронную форму при использовании персональных компьютеров, использовать принтер при распечатывании статистических таблиц и выводов к ним, рассчитывать «тренд» и определять тенденцию развития изучаемых событий на перспективу.
Теоретические знания, полученные ранее на уроке, закрепление их при выполнении практического задания на ПК позволяет лучше подготовить студентов очного и заочного отделений к их дальнейшей работе в качестве юриста с хорошим знанием основ экономики, бухгалтерского учета и персональных компьютеров.
В целом изучение данной темы позволяет студенту лучше узнать методику расчета различных видов экономических индексов и практику их применения на предприятиях, в том числе и при компьютерном учете, овладеть навыками работы на ПК в программе «Консультант-Плюс», научиться используя исходные данные определять текущее состояние и перспективу развития экономической ситуации на предприятиях любой организационно-правовой формы собственности.
Приложение
Утверждаю
зам. директора по УР
Усманского промышленно-
технологического колледжа
«___»____________201__г
________________Н.А.Фитисова
Учебно-методическая карта урока № 3
Преподаватель: Ильченко Валерий Яковлевич
Время проведения: урочное
Продолжительность занятия: 90 минут
Участники занятия: студенты очного отделения 27 «п» группы
Дисциплины: «Статистика»
Тема занятия: «Исчисление экономических индексов»
Тип учебного занятия: практическое
Приемы и методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, самостоятельная работа
Обеспечение учебного занятия: мультимидийный проектор, персональные компьютеры, исходные данные для расчета экономических индексов, конспект урока
Литература:
- Статистика, авт. Мхитарян В.С., Дуброва Т.А. Минашкин В.Г., ОИЦ «Академия», учебное пособие, 2010 г.
- Социально-экономическая статистика, авт. Маличенко И.П. и др., Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 379с.
- Интернет – ресурсы: http://statistika.ru/
Цели урока:
- Образовательная:
- обеспечить понимание методики расчета студентам, добиться уровня его усвоения в ходе расчетов;
- сформировать специальные умения и навыки по теме урока и закрепить их в ходе повторения путем проведения практических расчетов, в том числе с использованием ПК и программы «Консультант-плюс».
2. Развивающая:
- развитие познавательных, интеллектуальных способностей студентов, расширение их кругозора по учету;
- развитие умений работать в должном темпе, при монотонной работе;
- развивать уверенность в своих силах, опираясь на полученные знания по дисциплине «Статистика», действовать самостоятельно, безошибочно.
3. Воспитательная:
- воспитывать усидчивость, целеустремленность, аккуратность, точность, ответственность за порученное дело;
- способствовать развитию интереса к профессии «юрист».
Ход занятий:
1.Организация урока
- приветствие студентов;
- проверка списка присутствующих;
- проверка готовности к уроку.
2. Подготовка к закреплению изученного материала:
а) актуализация опорных знаний:
(тестирование);
б) мотивация познавательной деятельности студентов: важность темы, правильность проведения расчетов по каждому виду экономических индексов.
3. Подведение итогов актуализации.
4. Сообщение темы занятия (запись на доске), постановка целей и задач, раздача инструкционных карт и исходных данных (по вариантам) для проведения расчетов.
5. Изложение хода практического занятия и применяемая методика.
6. Самостоятельная работа студентов:
7. Подведение итогов занятия (краткий анализ расчетов студентов, выставление оценок)
8. Домашнее задание:
Повторить теоретический материал по пройденной теме: «Статистика», авт. Мхитарян В.С. и др., 2010г., с. 122-140
Преподаватель: Ильченко В.Я.
Рассмотрено на заседании методической комиссии учетно-экономических дисциплин и рекомендовано для утверждения, протокол №___
от «___» _____________2014г.
Председатель ЦМК ______________Е.Н.Колягина
№ п/п | Содержание работы, последовательность выполнения операций | Оборудование и материалы | Инструктивные указания |
1 | Организационный этап | - | словесные |
2 | Тема занятия: «Исчисление экономических индексов» - расчет различных видов экономических индексов; - занесение показателей в статистическую таблицу; - написание выводов к расчетам; - включение компьютера, подключение к «Интернету», работа в программе «Консультант-Плюс» (поиск необходимых нормативных документов для предприятий различных организационно-правовых форм); - перенос данных в электронную форму и после проверки преподавателем – распечатка на принтере и сдача преподавателю; - выключение компьютера и сдача рабочего места. | Инструкционные карты, исходные данные, калькуляторы, рабочие тетради, ПК, Интернет | Словесные, наглядные, практические |
3 | Проверка, оценка, подведение итогов: самостоятельной работы студентов | Рабочие тетради | Словесные, наглядные, практические |
4 | Задание на дом. Повторить тему «Индексы», В.С.Мхитарян «Статистика», 2010г.,с. 122-140 | Учебник. электронные учебники, конспект лекций | Словесные, наглядные |
Преподаватель _______________________В.Я.Ильченко
Практическое занятие рассмотрено и рекомендовано для утверждения на заседании ЦМК учетно-экономических дисциплин, протокол №___ от «___»___________201__г.
Председатель ЦМК ______________ Е.Н.Колягина
Тесты
- В общем индексе физического объема продукции цена может быть:
а) только весом;
б) только индексируемой величиной;
в) и весом, и индексируемой величиной.
- В индексе товарооборота числитель:
а) величина реальной стоимости;
б) величина условной стоимости;
в) может быть и реальной, и условной величиной.
- Индекс затрат на производство продукции вычисляется по формуле:
Σp1q1 Σp1q1 Σp0q1
a) -----------; б) ---------; в) ---------.
Σp0q1 Σp0q0 Σp0q0
- Индекс суммы издержек производства определяется по формуле:
Σz1q1 Σz1q0 Σz1q1
а ) ----------; б) -----------; в) -------------.
Σ z0q1 Σ z1q1 Σ z0q0
- Индекс производительности труда определяется по формуле:
Σt1q1 Σt0q0 Σt0q1
а) -----------; б) ----------- ; в) ---------
Σt0q1 Σt0q1 Σt1q1
Σp0q1 Σq1
- Индекс --------- : ------ является индексом:
Σp0q0 Σq0
а) структурных сдвигов;
б) постоянного состава;
в) переменного состава.
- Объем произведенной продукции уменьшился на 1%, а издержки производства выросли на 5%. Индекс себестоимости будет равен:
а) 108%; б) 106%; в) 102%.
- Произведение n последовательных цепных индексов на постоянные веса равно:
а) n-му цепному индексу; б) n-му базисному индексу; в) не имеет смысла.
- Для вычисления абсолютного изменения физического объема произведенной продукции по данным агрегатного индекса необходимо выполнить следующие действия:
а) Σq1p0 – Σq0p0; б) Σq0p1 – Σq1p1; в) Σq0p1 – Σq1p1;
Σq1p1 Σq2p2 Σqпpп
а) ----------, ------------, … , --------- ;
Σq0p0 Σq0p0 Σq0p0
Σq1p0 Σq2p0 Σq0p0
б) -----------, -----------, …, ------------ ;
Σq0p0 Σq1p0 Σqп-1p0
Σq1p0 Σq2p0 Σqпp0
а) -----------, ------------, …, ------------.
Σq0p0 Σq0p0 Σq0p0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Себестоимость продукта. Исчисление себестоимости продукции овощеводства.
Себестоимость— это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка исп...
Зачетная работа по теме:"Интегральное исчисление"
Данную работу можно использовать для конроля ЗУН по теме: "Интегральное исчисление" у студентов 1 курса СПО, или НПО, или у обучающихся 11-х классов....
Методические указания: Интегральное исчисление
Интегральное исчисление...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ВЕЛИЧИН С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ
Анализ задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений в школьных учебниках по алгебре и началам анализа10-11 классов. Методические особенности применения производной к решению зада...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Тип урока: повторение изученного материала.Цели урока:Повторить и расширить знания учащихся по темам «Интеграл. Интегральные исчисления. Площадь фигур»; «Методы решения физических задач".Показать возм...
Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"
Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"....
Дифференциальное исчисление функции
Дифференциальное исчисление функции...