Исчисление экономических индексов
учебно-методический материал по экономике на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Г (О) БОУ СПО «Усманский промышленно- технологический колледж»

Кабинет бухгалтерского

учета и статистики

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине: «Статистика»

на тему: «Исчисление экономических индексов»

для студентов 2 курса 7 группы очного отделения по специальности

030912 «Право и организация социального обеспечения»

Автор методической разработки:

                                                                          преподаватель экономических

                                                                   дисциплин Ильченко В.Я.

                        Методическая разработка

                                                 рассмотрена на заседании методической

 комиссии учетно-экономических дисциплин,

                                                протокол №  5 от  марта 2014 года.

  Согласовано:

                                             Зав. отделением «Экономика и право»

                                                        « 21 »  марта 2014г.

                                                        _____________ В.Я.Ильченко

Усмань – 2014г

Рецензия

      На методическую разработку открытого урока по дисциплине «Статистика» на тему: «Исчисление экономических индексов» для студентов 2 курса 7 группы очного отделения по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» преподавателя Ильченко В.Я.

      Методическая разработка проведения урока по дисциплине «Статистика» написана с учетом основных требований к содержанию и оформлению. Данная методическая разработка имеет разделы: заголовок (тему методической разработки), сведения об авторе, краткая аннотация, введение (где рассматривается состояние проблемы, обзор работы в данной области, цель методической разработки), материалы и методы исследования (учебно-методическая карта урока №3), результаты исследования, выводы и предложения, список литературы.

      Методическая разработка достаточно полно освещает каждый из перечисленных выше разделов. Преподавателем Ильченко В.Я. проведена большая предварительная работа при подготовки данного урока (сбора и обработки материала, написание учебно-методической карты, составление тестов).

     При проведении урока были учтены индивидуальные способности каждого студента (уровень подготовки, способность, память, мышление, склонность к экономическим дисциплинам, усидчивость, сообразительность, интуиция, умение работать на компьютере).

     Данный урок способствует получению теоретических знаний и выработке практических навыков по применению знаний по статистике, в том числе по теме «Экономические индексы».

     Используя данную методическую разработку преподаватель экономических дисциплин, статистики может провести урок по данной теме в группах отделения права, как на заочном, так и на очном отделениях (умение работать на компьютере обязательно).

Преподаватель экономических

 дисциплин Усманского промышленно-

технологического колледжа                

       _______________ /И.В. Мальцева/

«___»___________________201__г.        

Краткая аннотация

     Методическая разработка открытого урока по статистике на тему «Исчисление экономических индексов» предназначена для преподавателей  экономических дисциплин.

     Данная методическая разработка позволит начинающим преподавателям освоить методику проведения урока с использованием тестов, персональных компьютеров. Для проведения урока преподавателем Ильченко В.Я.  разработана учебно-методическая карта, где последовательно описан ход урока, включая вопросы опроса (тесты), методика проведения расчетов, порядок написания выводов, оформления работы в рабочей тетради, вопросы закрепления изученного материала, список основной и дополнительной литературы, приложены ответы на тесты, порядок расчета экономических индексов, ответы расчетов).

     По результатам расчетов при выполнении практических заданий в рабочей тетради или на ПК, решение тестов преподаватель оценивает знания студентов и выставляет оценки в журнал (объявляя их студентам и комментируя).

Введение

     Для повышения качества подготовки специалистов по праву (юристов) как  для крупных, средних и малых предприятий любой организационно-правовой формы собственности студенты должны уметь находить необходимый материал в первичных документах по бухгалтерскому учету и статистической отчетности, базой данных для работы в программе «Консультант-Плюс», справочной литературой. При закреплении теоретических знаний студенты выполняют практическое задание в рабочей тетради с применением ПК в программе «Консультант-Плюс», используя данные по условному предприятию и сверяют полученные результаты с данными преподавателя.

     Студенты оформляют расчеты в статистической таблице, заносят данные и расчеты на «Рабочий стол» компьютера, выводят готовый результат расчетов на экран дисплея, распечатывают и сдают на проверку преподавателю.

     Для выполнения практического задания группа делится на две подгруппы и выполнение задания проводится одновременно в двух кабинетах (лабораториях) под руководством двух преподавателей.

Сведения об авторе

     Ильченко Валерий Яковлевич, 1952 года рождения, окончил в 1974 году Воронежский с/х институт по специальности агроном-экономист, в 1976 окончил педагогический факультет Московской с/х академии, неоднократно был на курсах повышения квалификации, в том числе на курсах операторов ЭВМ.

     Ильченко В.Я. с 1976г. по 1984г. и с 1991г. по настоящее время работает преподавателем экономических дисциплин в Усманском промышленно-технологическом колледже. Преподает дисциплины: «Статистика», «Сельскохозяйственная статистика», «Социальная статистика», «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерское дело». Им написан ряд методических материалов по данным дисциплинам.

     Ильченко В.Я. постоянно повышает свой уровень знаний по специальности, использует в своей работе современную экономическую литературу, журналы, периодическую печать, справочную литературу.

Ильченко В.Я. имеет высшую педагогическую категорию, является преподавателем методической комиссии учетно-экономических дисциплин, заведующим отделения, заведующим кабинетом, куратором групп на очном и заочном отделениях.

      Ильченко В.Я. ведет занятия в группах юристов, бухгалтеров по базовому уровню и повышенному уровню обучения в колледже, руководит курсовым и дипломным проектированием, участвует в общественной жизни колледжа.

     

Результаты исследования и выводы

     Разработка и проведение открытого урока по дисциплине «Статистика» на тему:  «Исчисление экономических индексов» для студентов очного отделения 2 курса по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» позволяет преподавателям повысить свой уровень педагогического и методического мастерства, а студентам лучше узнать содержание бухгалтерской и статистической отчетности, освоить методику расчета экономических индексов, в том числе при использовании программы «Консультант-Плюс», научиться заполнять статистические таблицы в ходе расчетов различных видов экономических индексов, переносить данные в электронную форму при использовании персональных компьютеров, использовать принтер при распечатывании статистических таблиц и выводов к ним, рассчитывать «тренд» и определять тенденцию развития изучаемых событий на перспективу.

     Теоретические знания, полученные ранее на уроке, закрепление их при выполнении практического задания на ПК позволяет  лучше подготовить студентов очного и заочного отделений к их дальнейшей работе в качестве юриста с хорошим знанием основ экономики, бухгалтерского учета и персональных компьютеров.

     В целом изучение данной темы позволяет студенту лучше узнать методику расчета различных видов экономических индексов и практику их применения на предприятиях, в том числе и при компьютерном учете, овладеть навыками работы на ПК в программе «Консультант-Плюс», научиться используя исходные данные определять текущее состояние и перспективу развития экономической ситуации на предприятиях любой организационно-правовой формы собственности.

Приложение

Утверждаю

зам. директора по УР

Усманского промышленно-

технологического колледжа

«___»____________201__г

________________Н.А.Фитисова

Учебно-методическая карта урока № 3

Преподаватель: Ильченко Валерий Яковлевич

        

Время проведения: урочное

Продолжительность занятия: 90 минут

Участники занятия: студенты очного отделения 27 «п» группы

Дисциплины: «Статистика»

Тема занятия: «Исчисление экономических индексов»

Тип учебного занятия: практическое

Приемы и методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, самостоятельная работа

Обеспечение учебного занятия: мультимидийный проектор, персональные компьютеры, исходные данные для расчета экономических индексов, конспект урока

Литература:

  1. Статистика, авт. Мхитарян В.С., Дуброва Т.А. Минашкин В.Г., ОИЦ «Академия», учебное пособие, 2010 г.
  2. Социально-экономическая статистика, авт. Маличенко И.П. и др., Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 379с.
  3. Интернет – ресурсы: http://statistika.ru/

Цели урока:

  1. Образовательная:

- обеспечить понимание методики расчета студентам, добиться уровня его усвоения в ходе расчетов;

- сформировать специальные умения и навыки по теме урока и закрепить их в ходе повторения путем проведения  практических расчетов, в том числе с использованием ПК и программы «Консультант-плюс».

     2.  Развивающая:

- развитие познавательных, интеллектуальных способностей студентов, расширение их кругозора по учету;

- развитие умений работать в должном темпе, при монотонной работе;

- развивать уверенность в своих силах, опираясь на полученные знания по дисциплине «Статистика», действовать самостоятельно, безошибочно.

     3.  Воспитательная:

- воспитывать усидчивость, целеустремленность, аккуратность, точность, ответственность за порученное дело;

- способствовать развитию интереса к профессии «юрист».

Ход занятий:

1.Организация урока

- приветствие студентов;

- проверка списка присутствующих;

- проверка готовности к уроку.

2.  Подготовка к закреплению изученного материала:

   а) актуализация опорных знаний:

    (тестирование);

   б) мотивация познавательной деятельности студентов:  важность темы, правильность проведения расчетов по каждому виду экономических индексов.

3. Подведение итогов актуализации.

4. Сообщение темы занятия (запись на доске), постановка целей и задач, раздача инструкционных карт и исходных данных (по вариантам) для проведения расчетов.

5. Изложение хода практического занятия и применяемая методика.

6. Самостоятельная работа студентов:

7. Подведение итогов занятия (краткий анализ расчетов студентов,   выставление оценок)

8. Домашнее задание:

Повторить теоретический материал по пройденной теме: «Статистика», авт. Мхитарян В.С. и др., 2010г., с. 122-140

Преподаватель: Ильченко В.Я.

Рассмотрено на заседании методической комиссии учетно-экономических дисциплин и рекомендовано для утверждения, протокол №___

от «___» _____________2014г.

Председатель ЦМК ______________Е.Н.Колягина

п/п

Содержание работы, последовательность выполнения операций

Оборудование и материалы

Инструктивные указания

1

Организационный этап

             -

словесные

2

Тема занятия: «Исчисление экономических индексов»

- расчет различных видов экономических индексов;

- занесение показателей в статистическую таблицу;

- написание выводов к расчетам;

- включение компьютера, подключение к «Интернету», работа в программе «Консультант-Плюс» (поиск необходимых нормативных документов для предприятий различных организационно-правовых форм);

- перенос данных в электронную форму и после проверки преподавателем – распечатка на принтере и сдача преподавателю;

- выключение компьютера и сдача рабочего места.

Инструкционные карты, исходные данные, калькуляторы, рабочие тетради, ПК, Интернет

Словесные,

наглядные,

практические

3

Проверка, оценка, подведение итогов:

самостоятельной работы студентов

Рабочие тетради

Словесные,

наглядные,

практические

4

Задание на дом.

Повторить тему «Индексы», В.С.Мхитарян «Статистика», 2010г.,с. 122-140

 Учебник.

электронные учебники,

конспект лекций

Словесные,

наглядные

Преподаватель _______________________В.Я.Ильченко

Практическое занятие рассмотрено и рекомендовано для утверждения на заседании ЦМК учетно-экономических дисциплин, протокол №___               от «___»___________201__г.

Председатель ЦМК ______________ Е.Н.Колягина

Тесты

  1. В общем индексе физического объема продукции цена может быть:

а)        только весом;

б)        только индексируемой величиной;

в)        и весом, и индексируемой величиной.

  1. В индексе товарооборота числитель:

а)        величина реальной стоимости;

б)        величина условной стоимости;

в)        может быть и реальной, и условной величиной.

  1. Индекс затрат на производство продукции вычисляется по формуле:

               Σp1q1              Σp1q1            Σp0q1 

          a)  -----------;      б) ---------;     в) ---------.

                 Σp0q1               Σp0q0            Σp0q0   

 

  1. Индекс суммы издержек производства определяется по формуле:

                 Σz1q1               Σz1q0               Σz1q1

          а ) ----------;       б) -----------;    в)  -------------.

                 Σ z0q1             Σ z1q1              Σ z0q0

  1. Индекс производительности труда определяется по формуле:

                 Σt1q1                Σt0q0                 Σt0q1

           а) -----------;      б) ----------- ;    в) ---------

                Σt0q1                 Σt0q1                 Σt1q1

                         Σp0q1       Σq1

  1. Индекс  --------- : ------  является индексом:

   Σp0q0       Σq0

а)        структурных сдвигов;

б)        постоянного состава;

в)        переменного состава.

  1. Объем произведенной продукции уменьшился на 1%, а издержки производства выросли на 5%. Индекс себестоимости будет равен:

а) 108%; б) 106%; в) 102%.

  1. Произведение n последовательных цепных индексов на постоянные веса равно:

а) n-му цепному индексу; б) n-му базисному индексу; в) не имеет смысла.

  1. Для вычисления абсолютного изменения физического объема произведенной продукции по данным агрегатного индекса необходимо выполнить следующие действия:

         а) Σq1p0 – Σq0p0;    б) Σq0p1 – Σq1p1;    в) Σq0p1 – Σq1p1;

  1. Определите систему базисных индексов физического объема продукции с постоянными весами:

             Σq1p1       Σq2p2              Σqпpп

  а)   ----------,   ------------, … , --------- ;

          Σq0p0      Σq0p0              Σq0p0

        Σq1p0          Σq2p0             Σq0p0          

б)    -----------,   -----------,  …,  ------------ ;

         Σq0p0        Σq1p0              Σqп-1p0   

        Σq1p0            Σq2p0                 Σqпp0         

а)   -----------,     ------------,   …,  ------------.

        Σq0p0            Σq0p0                Σq0p0           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Себестоимость продукта. Исчисление себестоимости продукции овощеводства.

Себестоимость— это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции.     Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка исп...

Зачетная работа по теме:"Интегральное исчисление"

Данную работу можно использовать для конроля ЗУН по теме: "Интегральное исчисление" у студентов 1 курса СПО, или НПО, или у обучающихся 11-х классов....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ВЕЛИЧИН С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ

Анализ задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений в школьных учебниках по алгебре и началам анализа10-11 классов.  Методические особенности применения производной  к решению зада...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Тип урока: повторение изученного материала.Цели урока:Повторить и расширить знания учащихся по темам «Интеграл. Интегральные исчисления. Площадь фигур»; «Методы решения физических задач".Показать возм...

Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"

Методическая разработка учебного занятия "Правила исчисления и уплаты страховых взносов"....

Дифференциальное исчисление функции

Дифференциальное исчисление функции...