Урок-практикум "Быть или не быть экономистом"
план-конспект урока по экономике (11 класс) на тему
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист»? Банковский служащий, министр финансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями —6удущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_byt_ili_ne_byt_ekonomistom.doc | 55.5 КБ |
urok-praktikum_byt_ili_ne_byt_ekonomistom.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум
«Быть или не быть экономистом».
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист»? Банковский служащий, министр финансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разине люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями —6удущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.
Экономические специальности имеют общие черты и различия. По преимуществу, эти характеристики касаются требований к школьной подготовке и особенностям мышления. Так, на все факультеты, подготавливающие Экономистов, обязательно сдают математику и иностранный язык.
Владение математическим знанием обеспечивает умение выстраивать модели экономических процессов и осуществлять сложные математические расчеты. Иностранный язык для экономиста (а лучше не один) — это пропуск в самые современные направления прикладной экономики. Многие специалисты говорят о том, что, не зная английского языка, невозможно быть экономистом, так как большинство понятии и концепций экономики сложились в англоязычных странах. Второй иностранный язык (немецкий или французский) открывает начинающему экономисту дверь в престижные московские вузы, которые все чаще сотрудничают с европейскими учебными заведениями и предлагают своим студентам стажировку за рубежом. Лю6ой специалист в области экономики должен обладать хорошо развитым умением анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи, не чураться программирования и электронного обеспечения труда.
Условно все экономические специальности с точки зрения психологического портрета специалиста можно разделить на несколько групп. Каждая из групп предъявляет особые требования к природе человека (темпам работоспособности и переключения внимания) и его интересам.
Во-первых, самое традиционное понимание профессии «экономист» - это давно сложившиеся специальности, например бухгалтер, специалист по аудиту. Нередко к этой группе относят специалистов по страхованию и налогообложению. Основным в их деятельности становятся проверка (контроль), анализ данных, четкое следование инструкциям, разработка правил и форм деятельности специалистов. Наибольшего успеха в таких специальностях достигают терпеливые и пунктуальные люди, умеющие не снижать качества труда при монотонной работе. Эти специальности по содержанию труда очень близки профессии юриста, а профессиональная подготовка всегда включает ряд дисциплин, связанных с законодательством. Все больше вузов готовят 6укгалтеров и аудиторов по профилю той или иной отрасли хозяйства.
Во-вторых, традиционно экономика была сферой научных исследований. Такие специальности, как «мировая экономика», «математические методы в экономике», «экономическая социология», «экономическая психология» - весьма перспективные направления для тех, кто интересуется фундаментальной наукой и хотел бы попробовать себя в объяснении различных экономических явлений. Стоит напомнить, что одна из Нобелевских премий 2004 года была присуждена специалисту, занимающемуся исследованиями в области экономической психологии.
Стремление открыть новое, сочетание творческого мышления и склонности к анализу - весьма желательные качества для будущего ученого-экономиста. Экономическая наука - тесное переплетение методов точных науки гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точные науки, вам стоит подумать об экономике. Существует и такой прикладной аспект экономической науки, как маркетинг, отражающий тесное переплетение в Экономике - математики и гуманитарных предметов (психологии, политологии, культурологии).
В-третьих, существует целая группа экономических специальностей, тесно связанных с управлением: «экономика и управление на предприятии», «государственные и муниципальные финансы», «банковский менеджмент», «управление финансовыми рисками», «финансы и кредит». Как известие, деньги - это существенный компонент власти, поэтому почти все управленческие специальности тесно связаны с областью экономики. Тот, кто намечает себе сферу финансового менеджмента, должен уметь принимать и оперативные и стратегические решения, быть лидером, сочетать стремление к риску и осторожность. Честолюбие и устойчивость к стрессам - важные характеристики для эффективного менеджера.
В-четвертых, экономическая деятельность связана с коммерцией. Умение продавать предполагает не только коммуникативные навыки, но и наличие хороших экономических знаний. Торговля - основа микроэкономики. Коммерческая «жилка» проявляется в том, что человек находит неожиданные пути заработка, стремится сделать свое дело. Многие современные коммерсанты имеют экономическое образование или стараются его получить. Коммерсант является понемногу и финансовым менеджером, и маркетологом, и бухгалтером.
Наконец, все большую популярность получают специальности, связанные с финансовыми «играми»: брокер, дилер в банке. Они основаны на постоянном риске специалиста, который, с одной стороны, обладает информацией, с другой - не боится действовать в ситуации неопределенности. Специалист этого профиля должен отличаться быстротой реакции, сочетанием интуиции и острого аналитического ума. Необходимо знать и о том, что нельзя всю профессиональную жизнь заниматься данной деятельностью, поэтому «игроки» рано или поздно уходят в другие экономические специальности.
Если хотите «попробовать» себя в экономической деятельности, обратитесь к тесту, помещенному в табл. В первом столбце перечислены различные экономические специальности. Каждый последующий столбец включает характеристику специальности. «Хочешь ли ты » — наиболее распространенное объяснение того, почему человек хочет стать бухгалтером, банкиром и т.д.; «Сможешь ли ты» — описывает одно из главных требований к специалисту; «Знаешь ли ты, что» — отражает одну из «теневых» сторон профессии, о которой необходимо знать и быть к ней готовым; «Готов ли ты» — указывает на то, что уже сейчас вы можете делать для овладения избранной специальностью. Прочтите все высказывания, поставьте «+», если согласны, «—» — если нет.
Посчитайте плюсы по каждой строке таблицы: 4-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна; 2-3 — свидетельствуют о неустойчивости вашего интереса; 1 —или их отсутствие говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.
Сначала обратите внимание на количество плюсов в первой строке — это показатель вашей расположенности к экономическим профессиям вообще. Оптимальным вариантом, характеризующим интерес к экономическим профессиям, являются 4-5 плюсов по первой строке таблицы и столько же плюсов по одной или двум специальностям. Если по первой строке у вас плюсов больше; то экономические специальности вам интересны, но вы пока не выбрали_ свой путь. Если по одной или нескольким специальностям плюсов больше, чем по самой первой строке, то стоит уточнить основные требования к экономическим специальностям. Может случиться и так, что вы выберете сразу несколько экономических специальностей, т.е. на 4-5 плюсов будет больше чем по двум строкам. Тогда вернитесь к описанию каждой группы специальностей в тексте — она имеет свой перечень требований к психологическим особенностям человека. Постарайтесь разобраться в себе — какой вы по характеру и темпераменту и какие специальности вам по душе.
Попробовать себя в экономических специальностях сейчас легко — при многих вузах существуют клубы юных экономистов, проходят олимпиады для желающих заниматься экономикой. Реальная проба сил лучше, чем любой тест, подтвердит интерес и запас способностей для овладения экономическими специальностями.
Я – экономист?
Специальность | Хочешь ли ты | Сможешь ли ты | Знаешь ли ты, что | Готов ли ты | Веришь ли ты, что |
Общие черты | Понимать происходящее через призму экономических процессов, жит в «мире» денег | Постоянно следить за изменениями экономических законов и использовать их в своей работе | У экономистов часто возникают соблазны использовать служебное положение в личных целях | Заниматься математикой, профилирующими предметами для поступления на экономический факультет | Экономика – та сфера, которая управляет миром |
Бухгалтер | Выступать в роли контролера, быть беспристрастным судьей, вычленять общее, подмечать мелочи | Изучать и оценивать однотипные документы на экране и в печатном варианте | Профессиональная болезнь специалистов; снижение остроты зрения | Заниматься финансовыми отчетами, готовить проекты, запоминать тематику и содержание многих документов | Экономист - бухгалтер это второй человек в фирме и на предприятии после руководителя |
Ученый | Изучать экономическое развитие, искать причины изменений в экономике разных стран | Вести исследования, много читать и письменно обобщать результаты своих исследований | Найти высокооплачиваемую работу очень тяжело – можно оказаться в ситуации быть специалистом, квалифицированным сверх меры | Учить иностранные языки, практиковаться в научных исследованиях | Изыскания в экономике определяют политический и социальный «дизайн» мира |
Управленец-экономист | Управлять финансовыми организациями, принимать решения относительно экономического развития различных структур | Находить разные варианты решения экономических проблем, уметь настаивать на своем и аргументировать свою правоту | Управленец постоянно думает о работе, имеет ненормированный рабочий день | Осваивать лидерские качества, изучать финансовый менеджмент | Экономическая подготовка управленца – залог его профессионального успеха |
Коммерсант | Находить наилучшие пути получения прибыли для организации и заниматься продажами | Уметь извлекать пользу из любого опыта, даже отрицательного, учится в процессе работы | Малое предпринимательство не всегда предсказуемый процесс, необходимо постоянно быть готовым к неожиданностям | Участвовать в молодежных коммерческих проектах, осваивать самые разнообразные навыки, не бояться брать на себя не всегда престижную работу | Малый бизнес – основа среднего класса, а экономическая компетентность коммерсанта обеспечивает его процветание |
«Игрок» | Зарабатывать деньги, используя собственную интуицию, испытывать удачу | Быть в постоянном нервно - психиеском напряжении, быстро реагировать на изменения в среде | Работа сопряжена с риском проиграть и необходимостью вкладывать собственные средства в развитие дела | Интересоваться ценными бумагами, сложными схемами получения прибыли | Лучше заработать один раз и много, чем помалу в течение всей жизни |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум
«Быть или не быть экономистом».
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист»? Банковский служащий, министр финансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разине люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями —6удущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.
Экономические специальности имеют общие черты и различия. По преимуществу, эти характеристики касаются требований к школьной подготовке и особенностям мышления. Так, на все факультеты, подготавливающие Экономистов, обязательно сдают математику и иностранный язык.
Владение математическим знанием обеспечивает умение выстраивать модели экономических процессов и осуществлять сложные математические расчеты. Иностранный язык для экономиста (а лучше не один) — это пропуск в самые современные направления прикладной экономики. Многие специалисты говорят о том, что, не зная английского языка, невозможно быть экономистом, так как большинство понятии и концепций экономики сложились в англоязычных странах. Второй иностранный язык (немецкий или французский) открывает начинающему экономисту дверь в престижные московские вузы, которые все чаще сотрудничают с европейскими учебными заведениями и предлагают своим студентам стажировку за рубежом. Лю6ой специалист в области экономики должен обладать хорошо развитым умением анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи, не чураться программирования и электронного обеспечения труда.
Условно все экономические специальности с точки зрения психологического портрета специалиста можно разделить на несколько групп. Каждая из групп предъявляет особые требования к природе человека (темпам работоспособности и переключения внимания) и его интересам.
Во-первых, самое традиционное понимание профессии «экономист» - это давно сложившиеся специальности, например бухгалтер, специалист по аудиту. Нередко к этой группе относят специалистов по страхованию и налогообложению. Основным в их деятельности становятся проверка (контроль), анализ данных, четкое следование инструкциям, разработка правил и форм деятельности специалистов. Наибольшего успеха в таких специальностях достигают терпеливые и пунктуальные люди, умеющие не снижать качества труда при монотонной работе. Эти специальности по содержанию труда очень близки профессии юриста, а профессиональная подготовка всегда включает ряд дисциплин, связанных с законодательством. Все больше вузов готовят 6укгалтеров и аудиторов по профилю той или иной отрасли хозяйства.
Во-вторых, традиционно экономика была сферой научных исследований. Такие специальности, как «мировая экономика», «математические методы в экономике», «экономическая социология», «экономическая психология» - весьма перспективные направления для тех, кто интересуется фундаментальной наукой и хотел бы попробовать себя в объяснении различных экономических явлений. Стоит напомнить, что одна из Нобелевских премий 2004 года была присуждена специалисту, занимающемуся исследованиями в области экономической психологии.
Стремление открыть новое, сочетание творческого мышления и склонности к анализу - весьма желательные качества для будущего ученого-экономиста. Экономическая наука - тесное переплетение методов точных науки гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точные науки, вам стоит подумать об экономике. Существует и такой прикладной аспект экономической науки, как маркетинг, отражающий тесное переплетение в Экономике - математики и гуманитарных предметов (психологии, политологии, культурологии).
В-третьих, существует целая группа экономических специальностей, тесно связанных с управлением: «экономика и управление на предприятии», «государственные и муниципальные финансы», «банковский менеджмент», «управление финансовыми рисками», «финансы и кредит». Как известие, деньги - это существенный компонент власти, поэтому почти все управленческие специальности тесно связаны с областью экономики. Тот, кто намечает себе сферу финансового менеджмента, должен уметь принимать и оперативные и стратегические решения, быть лидером, сочетать стремление к риску и осторожность. Честолюбие и устойчивость к стрессам - важные характеристики для эффективного менеджера.
В-четвертых, экономическая деятельность связана с коммерцией. Умение продавать предполагает не только коммуникативные навыки, но и наличие хороших экономических знаний. Торговля - основа микроэкономики. Коммерческая «жилка» проявляется в том, что человек находит неожиданные пути заработка, стремится сделать свое дело. Многие современные коммерсанты имеют экономическое образование или стараются его получить. Коммерсант является понемногу и финансовым менеджером, и маркетологом, и бухгалтером.
Наконец, все большую популярность получают специальности, связанные с финансовыми «играми»: брокер, дилер в банке. Они основаны на постоянном риске специалиста, который, с одной стороны, обладает информацией, с другой - не боится действовать в ситуации неопределенности. Специалист этого профиля должен отличаться быстротой реакции, сочетанием интуиции и острого аналитического ума. Необходимо знать и о том, что нельзя всю профессиональную жизнь заниматься данной деятельностью, поэтому «игроки» рано или поздно уходят в другие экономические специальности.
Если хотите «попробовать» себя в экономической деятельности, обратитесь к тесту, помещенному в табл. В первом столбце перечислены различные экономические специальности. Каждый последующий столбец включает характеристику специальности. «Хочешь ли ты » — наиболее распространенное объяснение того, почему человек хочет стать бухгалтером, банкиром и т.д.; «Сможешь ли ты» — описывает одно из главных требований к специалисту; «Знаешь ли ты, что» — отражает одну из «теневых» сторон профессии, о которой необходимо знать и быть к ней готовым; «Готов ли ты» — указывает на то, что уже сейчас вы можете делать для овладения избранной специальностью. Прочтите все высказывания, поставьте «+», если согласны, «—» — если нет.
Посчитайте плюсы по каждой строке таблицы: 4-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна; 2-3 — свидетельствуют о неустойчивости вашего интереса; 1 —или их отсутствие говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.
Сначала обратите внимание на количество плюсов в первой строке — это показатель вашей расположенности к экономическим профессиям вообще. Оптимальным вариантом, характеризующим интерес к экономическим профессиям, являются 4-5 плюсов по первой строке таблицы и столько же плюсов по одной или двум специальностям. Если по первой строке у вас плюсов больше; то экономические специальности вам интересны, но вы пока не выбрали_ свой путь. Если по одной или нескольким специальностям плюсов больше, чем по самой первой строке, то стоит уточнить основные требования к экономическим специальностям. Может случиться и так, что вы выберете сразу несколько экономических специальностей, т.е. на 4-5 плюсов будет больше чем по двум строкам. Тогда вернитесь к описанию каждой группы специальностей в тексте — она имеет свой перечень требований к психологическим особенностям человека. Постарайтесь разобраться в себе — какой вы по характеру и темпераменту и какие специальности вам по душе.
Попробовать себя в экономических специальностях сейчас легко — при многих вузах существуют клубы юных экономистов, проходят олимпиады для желающих заниматься экономикой. Реальная проба сил лучше, чем любой тест, подтвердит интерес и запас способностей для овладения экономическими специальностями.
Я – экономист?
Специальность | Хочешь ли ты | Сможешь ли ты | Знаешь ли ты, что | Готов ли ты | Веришь ли ты, что |
Общие черты | Понимать происходящее через призму экономических процессов, жит в «мире» денег | Постоянно следить за изменениями экономических законов и использовать их в своей работе | У экономистов часто возникают соблазны использовать служебное положение в личных целях | Заниматься математикой, профилирующими предметами для поступления на экономический факультет | Экономика – та сфера, которая управляет миром |
Бухгалтер | Выступать в роли контролера, быть беспристрастным судьей, вычленять общее, подмечать мелочи | Изучать и оценивать однотипные документы на экране и в печатном варианте | Профессиональная болезнь специалистов; снижение остроты зрения | Заниматься финансовыми отчетами, готовить проекты, запоминать тематику и содержание многих документов | Экономист - бухгалтер это второй человек в фирме и на предприятии после руководителя |
Ученый | Изучать экономическое развитие, искать причины изменений в экономике разных стран | Вести исследования, много читать и письменно обобщать результаты своих исследований | Найти высокооплачиваемую работу очень тяжело – можно оказаться в ситуации быть специалистом, квалифицированным сверх меры | Учить иностранные языки, практиковаться в научных исследованиях | Изыскания в экономике определяют политический и социальный «дизайн» мира |
Управленец-экономист | Управлять финансовыми организациями, принимать решения относительно экономического развития различных структур | Находить разные варианты решения экономических проблем, уметь настаивать на своем и аргументировать свою правоту | Управленец постоянно думает о работе, имеет ненормированный рабочий день | Осваивать лидерские качества, изучать финансовый менеджмент | Экономическая подготовка управленца – залог его профессионального успеха |
Коммерсант | Находить наилучшие пути получения прибыли для организации и заниматься продажами | Уметь извлекать пользу из любого опыта, даже отрицательного, учится в процессе работы | Малое предпринимательство не всегда предсказуемый процесс, необходимо постоянно быть готовым к неожиданностям | Участвовать в молодежных коммерческих проектах, осваивать самые разнообразные навыки, не бояться брать на себя не всегда престижную работу | Малый бизнес – основа среднего класса, а экономическая компетентность коммерсанта обеспечивает его процветание |
«Игрок» | Зарабатывать деньги, используя собственную интуицию, испытывать удачу | Быть в постоянном нервно - психиеском напряжении, быстро реагировать на изменения в среде | Работа сопряжена с риском проиграть и необходимостью вкладывать собственные средства в развитие дела | Интересоваться ценными бумагами, сложными схемами получения прибыли | Лучше заработать один раз и много, чем помалу в течение всей жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юный экономист
Кружок "Юный экономист" функционирует с 2007, занимается научно-исследовательской и творческой деятельностью....
Как стать экономистом
Урок-игра для 6 класса...
Н. Д. Кондратьев - ученый экономист
Моя малая родина рождает великих людей, способных своими делами славить честь нашей страны. Велика Россия. Намного километров протянулась она с севера на юг, с запада на восток. Много прекрасных мест ...
Инструкция по охране труда секретаря руководителя (бухгалтера, экономиста)
Материалы и разработки для работы специалиста по охране труда и ответственного за предупреждение детского травматизма....
Отчет о проведении Весенний недели добра 2022 в объединениях "Юный экономист" МБУ Аннинского ЦДО "РИТМ"
Отчет о проведении Весенней Недели Добра 2022 в объединениях «Видеостудия» и «Юный экономист» МБУ Аннинского ЦДО «РИТМ». С 10 по 16 апреля 2...
Конспект занятия «Профессии в действии: экономист, финансист. Игра «Финансовый компас».
Цель: знакомство с профессиями экономиста и финансиста и развитие практических навыков обращения с личными финансами....