материалы для проверки темы"Закон альтернативной стоимости и КПВ"
тест по экономике (10 класс) по теме

В материалах для проверки темы"Закон альтернативной стоимости и КПВ" представлены варианты заданий как для текущего контроля, так и для обобщающего занятия. Задания можно варьировать с учетом индивидуального подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpv_zadachi.docx19.46 КБ
Microsoft Office document icon kpv.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon problema_vybora_zakon_alt_stoimosti_zadachi.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Представьте людей на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться – за день можно добыть 8 заячьих тушек, а если всем строить – можно соорудить 4 жилища.

а) постройте кривую производственных возможностей,

б) как изменится положение кривой, если

  • при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления,
  • охотники начнут охотиться с помощью собак,
  • производство жилищ и пищи увеличится в равной степени.
  1. Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей:                 А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).
  2. Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.
  3. Нотариус, приехавший работать в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, нашел свободное место у тротуара где и припарковал автомобиль. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. Охарактеризуйте действия нотариуса с точки зрения закона альтернативной стоимости.

1. Представьте людей на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться – за день можно добыть 8 заячьих тушек, а если всем строить – можно соорудить 4 жилища.

а) постройте кривую производственных возможностей,

б) как изменится положение кривой, если

- при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления,

- охотники начнут охотиться с помощью собак,

- производство жилищ и пищи увеличится в равной степени.

2. Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей:                 А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).

3. Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.

4. Нотариус, приехавший работать в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, нашел свободное место у тротуара где и припарковал автомобиль. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. Охарактеризуйте действия нотариуса с точки зрения закона альтернативной стоимости.

1. Представьте людей на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться – за день можно добыть 8 заячьих тушек, а если всем строить – можно соорудить 4 жилища.

а) постройте кривую производственных возможностей,

б) как изменится положение кривой, если

  • при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления,
  • охотники начнут охотиться с помощью собак,
  • производство жилищ и пищи увеличится в равной степени.
  1. Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей:                 А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).

3.Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.

4. Нотариус, приехавший работать в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, нашел свободное место у тротуара где и припарковал автомобиль. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. Охарактеризуйте действия нотариуса с точки зрения закона альтернативной стоимости.

  1. Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться, за день можно добыть 8заячьих тушек, а если строить жилища – можно соорудить 4   жилища.

а) Постройте кривую производственных возможностей.

б) Как изменится положение КПВ, если:

в) при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления?

г) охотники приручат собак для охоты?

д) производство пищи и жилищ увеличится в равной степени?

Все ответы отметьте на графике кривыми.

  1. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

Вид продукта

Производственные альтернативы

А

В

С

D

E

Управляемые ракеты (тыс. шт.)

30

27

21

12

0

Автомобили (млн. шт.)

0

2

4

6

8

а) Постройте КПВ.

б) Что показывают точки кривой?

в) Какова альтернативная стоимость (в млн.автомобилей), если государство производит 12 тыс. ракет?

3. Сестра подарила вам 10 р. Вы большой сластена и с удовольствием съели бы плитку шоколада. Друзья зовут вас в кинотеатр посмотреть новый фильм и поиграть на игровых автоматах. Но вечером вам обещали принести новый интересный видеофильм. Поскольку день выдался очень жарким, вы истратили деньги на покупку бутылки пепси-колы. Что явилось ценой вашего выбора?

а) шоколад,    б) бутылка пепси-колы,       в) видеофильм,     г) поход в кино?

4. Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство?



Предварительный просмотр:

Итоговое обобщение по теме

«Закон альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей».

  1. Укажите альтернативные возможности использования участка земли

а) в городе,                                б) в сельской местности,

  1. У вас есть 1 000 рублей. Запишите, как вы их потратите. Укажите, где Вы столкнулись с необходимостью выбора.
  2. Вы работаете 6 часов в день и за каждый час получаете 15 руб. Сегодня Вы ушли на 2 часа раньше, чтобы успеть на выставку компьютерной техники. Чему равна цена Вашего выбора?
  3. Анна Петрова имеет возможность после окончания колледжа устроиться на работу и получать 4 000 руб. в месяц, или пойти учиться в вуз и платить за обучение 5 000 руб. год. Подсчитайте цену выбора для варианта учебы.

При решении задач 5 –7  ответ отобразите графически

  1. Представьте людей на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться – за день можно добыть 8 заячьих тушек, а если всем строить – можно соорудить 4 жилища.

а) постройте кривую производственных возможностей,

б) как изменится положение кривой, если

  • при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления,
  • охотники начнут охотиться с помощью собак,
  • производство жилищ и пищи увеличится в равной степени.
  1. Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей:                 А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).
  2. Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.
  3. Нотариус, приехавший работать в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места. Он потратил 2о минут, разъезжая вокруг квартала, нашел свободное место у тротуара где и припарковал автомобиль. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. Охарактеризуйте действия нотариуса с точки зрения закона альтернативной стоимости.

Задачи повышенной сложности

  1. В условной экономической системе производится два вида продукции X и Y. Для производства 1 ед. продукции X надо 50 ед. ресурсов, а для производства 1 ед. продукции Y – 25 ед. Общий объем взаимозаменяемого ресурса, которым располагает экономическая система, составляет 400 ед. Определите альтернативные издержки последней единицы продукции X.
  2. Самолетом из города А в город В можно добраться за 1 час, автобусом за 5 часов. Стоимость билета на самолет – 500 ден.ед., на автобусе – 100 ден.ед. Рассчитайте, каким должен быть ваш минимальный часовой заработок, начиная с которого выгодным для вас станет передвижение на самолете.
  3. Квалифицированный бухгалтер, зарабатывающий за 1 час работы 20 ден.ед., решает сделать ремонт в своей квартире. Он обладает достаточным мастерством, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный мастер-ремонтник. Ему понадобится на это 50 часов, тогда как мастеру – 80 часов. Рассчитайте, при какой максимальной цене услуг мастера за 1 час его найм останется более выгодным для бухгалтера?

Тесты.

1.Альтернативные издержки – это:

а) трудоемкость изготовления единицы продукции,

б) общая сумма затрат на единицу продукции,

в) количество другого продукта, которым надо пожертвовать, чтобы увеличить производство данного продукта на единицу,

г) издержки на изготовление единицы продукта при использовании альтернативного технологического процесса,

д) верного ответа нет.

2. Кривая производственных возможностей иллюстрирует все из перечисленного, кроме:

а) ограниченности ресурсов, подразумевающих, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой, неосуществимы при имеющихся объемах ресурсов и неизменном уровне технологии,

б) обязательности выбора, находящей выражение в необходимости проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов,

в) понятия об альтернативных издержках,

г) увеличения альтернативных издержек,

д) все перечисленные ответы характеризуют кривую производственных возможностей.

3.Выделите справедливые утверждения:

а) стоимость проезда в общественном транспорте одинакова как для руководителя фирмы, так и для рабочего этой фирмы,

б) стоимость проезда в общественном транспорте для руководителя фирмы ниже, чем для рабочего этой фирмы,

в) стоимость проезда в общественном транспорте для руководителя фирмы выше, чем для рабочего этой фирмы,

г) стоимость проезда на такси для руководителя фирмы выше, чем для рабочего этой фирмы,

д) все приведенные утверждения неверны.

4. Затраты на производство одного компьютера равны стоимости производства 2 видеомагнитофонов или 5 магнитофонов. На рынке сложились такие цены, что 1 видеомагнитофон стоит столько, сколько стоят 3 магнитофона.

Определите альтернативные издержки, связанные с производством 1 компьютера, если фирма может выпускать только компьютеры, видеомагнитофоны или магнитофоны.

а) 5 магнитофонов,

б) 2 видеомагнитофона,

в) 3магнитофона,

г) верны ответы «а» и «б»,

д) альтернативные издержки не могут быть определены, так как фирма может выпускать все три вида продукции одновременно.

5. Как гласит народная пословица «Время – деньги». С экономической точки зрения это означает:

а) все наше время (24 часа в сутки) имеет некоторую цену,

б) цену имеет только то время, которое потрачено на зарабатывание денег,

в) все наше время имеет цену, кроме времени, потраченного на сон,

г) все наше время имеет цену, кроме времени, потраченного на развлечения.



Предварительный просмотр:

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.  Проблема выбора.

Вариант 1.

Задание 1.

Для каждого определения или термина подберите определение:

  1. ограниченность ресурсов.
  2. экономические блага.
  3. факторы производства.
  4. капитал.

I. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей общества и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

II. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

III. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов, трудовые ресурсы, земля, капитал.

IV. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, механизмы, производственные здания, оборудование и сырье.

Задание 2.

Прочитайте внимательно утверждения и укажите, какие верны, а какие ошибочны:

  1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.
  2. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.
  3. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом
  4. Процент является доходом на капитал.

Задание 3.

За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги врачей и учителей – свободное благо?

Альтернативные издержки  и кривая производственных возможностей.

Задание 5.

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными:

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка равны нулю, так как деньги не являются факторами производства,

б) максимальный объем производства в стране  в каждый момент времени определяется объемом спроса на товары и услуги,

в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только на частных предприятиях, а не на государственных,

Задание 6.

Укажите, какое из перечисленных утверждений является верным, а какое – ошибочным. Альтернативными издержками путешествия за границу могут быть:

а) дачный домик, строительство которого пришлось отложить на будущее,

б) оплата курсов по подготовке менеджеров, от посещения которых пришлось отказаться,

в), доход, который можно получить за выполнение срочного заказа смежной фирмы,

г) стоимость путевки,

Задание 7.

Фермер на своем поле может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый рабочий может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови. Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.

Задание 8.

После окончания школы вы должны сделать выбор: учиться дальше или пойти работать секретарем.

Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться на юридическом факультете, если:

  • плата за учебу составит 4 тыс. год,
  • расходы на питание – 3,5 тыс. год,
  • транспортные расходы – 0,5 тыс. год,
  • оплата снимаемого жилья – 2,5 тыс. год,
  • расходы на одежду – 5 тыс. год,
  • зарплата секретаря – 1,8 тыс. год,
  • расходы на учебники  - 0,4 тыс. год.

Задание 9.

Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, где существует возможность охотиться на зайцев и строить жилища. Если все будут охотиться, за день можно добыть 8заячьих тушек, а если строить жилища – можно соорудить 4   жилища.

Постройте кривую производственных возможностей.

Как изменится положение КПВ, если:

а) при постройке жилищ будут использоваться какие-нибудь приспособления?

б) охотники приручат собак для охоты?

в) производство пищи и жилищ увеличится в равной степени?

Все ответы отметьте на графике кривыми.

Задание 10.

Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

Вид продукта

Производственные альтернативы

А

В

С

D

E

Управляемые ракеты (тыс. шт.)

30

27

21

12

0

Автомобили (млн. шт.)

0

2

4

6

8

а) Постройте КПВ.

б) Что показывают точки кривой?

в) Какова альтернативная стоимость (в млн.автомобилей), если государство производит 12 тыс. ракет?

Задание 11

Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство?

Задание 12

4. Нотариус, приехавший работать в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, нашел свободное место у тротуара где и припарковал автомобиль. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. Охарактеризуйте действия нотариуса с точки зрения закона альтернативной стоимости.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

 Проблема выбора.

Вариант 2.

Задание 1.

Для каждого определения или термина подберите определение:

  1. свободные блага.
  2. природные ресурсы.
  3. трудовые ресурсы.
  4. выбор.

I. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

II. Поведение человека, предполагающее максимизацию результата при данных затратах.

III. имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых.

IV. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

Задание 2.

Прочитайте внимательно утверждения и укажите, какие верны, а какие ошибочны:

а) проблема выбора существует только для производителей,

б) мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства,

в) деньги – важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ,

г) дивиденды являются доходом, получаемым наемным работником от тех, кто использует его трудовой ресурс.

Задание 3.

Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные или качественные изменения?

Альтернативные издержки

 и кривая производственных возможностей.

Задание 5.

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными:

а) альтернативные издержки хранения денег в сейфе банка растут, если растет процент по вкладам в банк,

б) максимальный объем производства в стране в каждый момент времени определяется количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного использования,

в) если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-либо продукта можно только в условиях роста цен.

Задание 6.

Рациональное поведение экономического субъекта предполагает:

а) целесообразность его поведения,

б) сравнимость результатов и затрат,

в) учет мнения окружающих людей,

г) определение цены сделанного им выбора,

д) анализ вариантов достижения поставленной цели.

Задание 7-8.

В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить в виде таблицы:

Вариант

Тостеры (тыс. шт.)

Компьютеры (тыс. шт.)

A

100

0

B

90

10

C

70

20

D

40

30

E

0

40

  1. Постройте кривую производственных возможностей, откладывая по вертикали тостеры.
  2.  Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров
  • с 20 тыс. до 30 тыс. штук?
  • с10 тыс. до 40 тыс. штук?
  • с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задание 9.

Выполняя задание центра, майор Пронин узнал, что точки А (90 пушек, 80т масла), В (70 пушек, 100т масла), С (30 пушек, 120т масла), принадлежат КПВ. Кроме этого, он выведал, что генеральный штаб врага планирует произвести 50 пушек.

Какой прогноз сделает отличник по экономике Пронин, относительно прогноза врага? Каковы возможности максимального производства пушек? Масла?

Задание 10.

Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

Вариант

Масло

Танки

1

15 000

0

2

12 000

2 000

3

10 000

3 000

4

6 000

 5 000

5

3 000

5 500

6

0

6 000

а) Постройте КПВ.

б) Что показывают точки кривой?

в) Если государство захочет увеличить производство танков до 5 000, как это отразится на производстве масла?

Задание 11.

Могут ли следующие точки лежать на кривой производственных возможностей:                 А (15,3), Б(8,13), В(13,6),Д(5,12).

Задание 12.

Фермер имеет три поля, на которых выращивает пшеницу и картофель. На первом он может вырастить либо 16т картофеля, либо 4т пшеницы, на втором – 8т и 3т соответственно, а на третьем – 4т и2т. Постройте кривую производственных возможностей всего фермерского хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый Урок 2 « Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество, специализация»

Индивидуум– человек с присущими только ему потребностями(жажда, голод, потребность  к переживанию, одиночеству и т.д)Благо – все, что удовлетворяет наши потребности.Блага делятся на:неэкономическ...

Задачи на тему "Альтернативная стоимость"

Задачи на тему "Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей"...

Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Урок-презентация для 10 класса по учебнику Иванова с углубленным изучением экономики....

Презентация к уроку экономики в 10 кл. на тему "Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей"

Презентация "Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей" применяется на уроках экономики в 10 классе социально-экономического профиля. Эта презентация вычленяет главные моменты уро...

Альтернативная стоимость.

Пример задачи  с решением на определение альтернативной стоимости выбора...

"Альтернативная стоимость и КПВ" презентация 10 кл. Экономика

Презентация к уроку экономики в социально-экономическом 10  профильном классе на тему "Альтернативная стоимость и КПВ"...