рабочая программа по дисциплине "Экономика отрасли и предприятия"
рабочая программа по экономике по теме
Рабочая программа по дисциплине "Экономика отрасли и предприятия" разработана для обучающихся групп НПО. Содержание дисципоины. Требования к освоению дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike_otrasli_i_predpriyatiya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»
______________ А.А. Гайдай
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
Дисциплина «Экономика отрасли и предприятия»
для групп профессий :
«Слесарь КИП и А»
«Изготовитель хлебобулочных изделий»
«Мастер производства молочной продукции»
Преподаватель: Помыкина С.М.
Общее количество часов: 67
Рассмотрена на заседании методического объединения преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения
Протокол №1 от 2 сентября 2012г
Председатель МО___________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 260201.01 "Мастер производства молочной продукции» базисного учебного плана , примерной программы дисциплины.
Организация разработчик: ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Разработчик:
Помыкина С.М., методист ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»
Рецензент:
Содержание
- Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
1.1. Область применения программы
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
1.4. рекомендуемое количество часов.
- Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
2.3. Темы лабораторных и практических заданий
2.4. Темы, выносимые на самостоятельное изучение.
- Условия реализации программы учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения.
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 260201.01 "Мастер производства молочной продукции»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
ОП.00 Общепрофессиональный цикл
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
Уметь:
- Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
- Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
- Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- Законодательство по охране авторских прав.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 67 часа, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –67 ч.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 67 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 67 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | 0 |
Практические занятия | 11 |
Контрольные работы | 7 |
Курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа учащегося (всего) | 0 |
Итоговая аттестация в форме зачета | 1 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика отрасли и предприятия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема №1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия». | 1.Введение. Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами. 2.Основные направления социально-экономического развития России. Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 2 1 | 1 1 |
Тема2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия. | 1. Особенности формирования и перспективы развития отрасли 2. Предприятие -важнейшее звено в решении основных экономических проблем. 3. Движущие мотивы развития экономики предприятия. Практические занятия Контрольные работы- тестирование Самостоятельная работа обучающихся | 1 1 1 1 | 1 1 1 3 |
Тема3. Предприятие в условиях рыночной экономики. Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение. | 1.Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики 2.Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятий, их особенности. 3.Классификация и структура предприятий. 4.Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия. 5.Принципы деятельности предприятий. 6.Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. 7.Индивидуальное предпринимательство. Практические занятия 1. Деловая игра: «Акционерная собственность». 2. Письменная работа: «Я бы открыл такое дело…». 3. Письменная работа: «Устав фирмы». Тестирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 |
1.Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования. 2.Амортизационный фонд. 3.Производственная мощность предприятия и её использование. 4.Нормирование сырья и материалов, производственных запасов. 5.Использование вторичных материальных ресурсов. 6.Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Мотивация труда. 7.Техническое нормирование. Производительность труда, показатели и резервы роста. 8.Формы и системы заработной платы. Тарифная система. 9.Порядок социального страхования населения, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения. 10.Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся. Практические занятия: 1. Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья». 2. Письменная работа: «Порядок социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения». Контрольные работы-тестирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 | |
Тема 5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия. | 1.Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. 2 Структура затрат на производство и реализацию продукции. 3.Основные направления снижения издержек производства. Тестирование | 1 2 2 1 | 1 1 1 3 |
Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия. | 1.Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий. 2.Денежные расчёты предприятий. 3. Кредитование предприятий. 4. Доход предприятия, его сущность и значение. 5.Прибыль: её сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия. 6.Спрос и предложения на рынке товаров и услуг. 7.Жизненный цикл изделия. 8.Основные виды маркетинга. 9.Организация рекламы на предприятии и в отрасли Практические занятия: 1.Деловая игра: «Рентабельное производство». 2.Тренинг: «Как составить рекламу продукции предприятия (фирмы). 3.Письменная работа: «Я разрабатываю маркетинг – программу для продвижения товара на рынок». Тестирование | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 |
Тема №7. Управление предприятием. | 1.Сущность и виды планирования. 2.Отраслевые особенности планирования. 3.Назначения, содержание, характеристика бизнес – плана предприятия. 4.Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности, структура и функции аппарата управления предприятием, производственным подразделением. Практические занятия: 1. Письменная работа «Способен ли ты быть руководителем». 2. Письменная работа «Разрешение конфликтов». 3. Письменная работа «Как получить и использовать кредит». Тестирование | 1 1 1 2 1 1 1 1 | 1 1 1 1 2 2 2 3 |
Тема №8. Организации производства. | 1.Показатели качества продукции. 2. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов. 3.Нормативно – техническая документация по качеству продукции. 4.Сертификация качества. 5.Методы защиты интересов и прав потребителей. 6.Общие понятия о хозяйственном учёте и отчётности. Виды хозяйственного учёта. Хозяйственные операции и процессы. Тестирование | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 3 |
ЗАЧЕТ | 1 | 3 | |
Всего | 67 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»
Оборудование учебного кабинета: стол учителя, ученические столы, стулья, учебная доска.
Технические средства обучения:учебники, мультимедийное оборудование.
- 3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- «Экономика отрасли и предприятия» (примерная программа курса для учреждений начального профессионального образования). М., ИРПО, 2004.
- В.Б.Борохов. Основы рыночной экономики и предпринимательства. (Дидактический материал для преподавателей системы начального профессионального образования). М., изд. ИРПО, 2002.
- Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 1999.
- Борохов В.Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. – М.: ИРПО, 1999.
- Экономика предприятия. – Учебник. Под ред. О.И.Волкова. – М.: Инфра-М., 2001.
- Тащев А.К. Экономика предприятия: Конспект лекций. – Челябинск: ЧГТУ, 1995.
- Экономика труда и социально-трудовые отношения. – М., Изд-во МГУ, изд-во ЧеРо, 1996.
- Финансы: Учебное пособие / Под ред.проф. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1996.
- Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы:
http://bankzadach.ru/ekonomika-predpriyatiya/index.php
http://lib.rus.ec/b/204535/read
- 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; Находить и использовать необходимую экономическую информацию; Знания: Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику; Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; Законодательство по охране авторских прав. | Экспертное наблюдение в ходе практических работ; Отчеты по практическим работам; Тестирование; Решение задач; Написание докладов и рефератов; |
Тесты и контрольные работы по дисциплине «Экономика отрасли и предприятия»
Тема №2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия
Вариант 1.
1. Что такое экономика?
2. Назовите ресурсы, необходимые для производства экономических благ и услуг.
3. Опишите реально возможные варианты развития социально-экономической политики России.
4. Производственные проблемы пищевой промышленности
5.что такое предприятие?
Вариант 2.
1.Что такое «предприятие»?
2.Опишите отрасли экономики.
3.Опишите проблемы покупателей в пищевой промышленности.
4.Основное направление социально-экономической политики России.
5.Что такое «Экономика предприятия»?
Тема №3. Предприятие в условиях рыночной экономики
- Предпринимательская способность – это:
А) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение большей выручки от реализованной продукции;
Б) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли;
В) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей.
- Экономическая свобода необходима предпринимателям для:
А) возможности самостоятельного принятия решения по выбору вида деятельности;
Б) возможности вкладывать деньги в бизнес, приносящий большую прибыль;
В) возможности свободно торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
- Акционерное общество – это:
А) государственное предприятие, переданное в распоряжение трудового коллектива;
Б) предприятие, созданное путём объединения вкладов его учредителей;
В) предприятие, созданное с помощью выпуска акций и взносов его учредителей.
- Способы приватизации государственных предприятия – это:
А) продажа с аукциона, инвестиционный конкурс, акционирование;
Б) продажа предприятия трудовому коллективу взамен на ваучеры и денежные средства, передача в аренду на длительный срок, продажа с аукциона;
В) деление активов предприятия на акции с дальнейшей продажей на рынке ценных бумаг, льготная продажа части имущества предприятия трудовому коллективу, сохранение контрольного пакета акций за государством с продажей его в дальнейшем трудовому коллективу.
- Предпринимательская способность – один из факторов производства. Скажите, какой вид вознаграждения получает предприниматель:
А) заработная плата;
Б) дивиденд;
В) прибыль;
Г) процент.
- Ценная бумага – это:
А) денежный документ, который можно продать;
Б) денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа;
В) денежный документ, выпущенный акционерным обществом.
- Акция – это:
А) долевая ценная бумага;
Б) долговая ценная бумага;
В) долевая и долговая ценная бумага.
- Фьючерсный контракт – это:
А) сделка между продавцом и покупателем по продаже товара через определённый срок;
Б) сделка между продавцом и биржей по продаже товара через определённый срок;
В) сделка между покупателем и биржей по поставке стандартифицированного товара определённого качества и количества через определённый срок.
- Какую роль в хозяйственной деятельности предприятия играют оборотные средства?
- Решить задачу:
Фьючерсная сделка. В марте проданы 5 фьючерсных контрактов на поставку в ноябре 100 т. пшеницы (по каждому контракту) по цене 145 долларов за тонну. В ноябре цена на пшеницы на бирже выросла до 155 долларов за тонну. Определите убыток продавца или покупателя.
Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение
- Норма труда – это:
А) отношение объёма произведённой продукции к количеству отработанного времени;
Б) отношение количества отработанного времени к объему произведённой продукции;
В) удельный вес затрат труда в издержках производства.
- От чего зависит заработная плата:
А) от способности человека к труду;
Б) от цены на рабочую силу;
В) от величины прибыли?
- Премия – это:
А) постоянная часть заработной платы;
Б) переменная часть заработной платы;
В) относительная часть заработной платы.
- Профсоюзы по требованию работников добились повышения заработной платы, что привело к следующим последствиям:
А) повысился спрос на рабочую силу, и увеличились издержки производства;
Б) предприниматель вынужден уволить часть работников, так как снизилась прибыль;
В) повысилось предложение рабочей силы, что привело к увеличению выпуска продукции.
- Государственная служба занятости оказывает помощь населению страны в:
А) выплате пенсий и пособий инвалидам;
Б) создании рабочих мест инвалидам;
В) выплате пособий по временной нетрудоспособности.
- Какие условия труда должен создать предприниматель для наёмных работников, чтобы повысить эффективность их труда?
- Что такое воспроизводство рабочей силы? Как это понятие связано с заработной платой?
- Какую роль играют премии в системе оплаты труда?
- Для чего необходимо сравнивать номинальную и реальную заработную плату?
- Решите задачу:
Бригада строителей по бригадному подряду за строительство дома получила заработную плату в размере 25 млн.р., при этом постоянная часть составила 60%, а переменная (премия) 40%. Постоянная часть была начислена в зависимости от квалификации рабочих. Бригада состоит из шести рабочих. Трём рабочим начислили постоянную часть в размере 2 млн.р., а остальным – 2,5 млн.р. Определите, сколько всего получил каждый рабочий за свою работу.
Тема №5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия
- Оборотные средства необходимы предприятию для:
А) его бесперебойной работы;
Б) своевременной оплаты поставщикам за приобретённую продукцию и своевременной выплаты зарплаты работникам;
В) создания страхового запаса материалов на складе.
- Перенос стоимости износа основных средств в процессе производства на стоимость готовой продукции осуществляется за счёт:
А) инвестиций;
Б) амортизаций;
В) рентабельность.
- Средние издержки - это:
А) отношение общих издержек к количеству изготовленной продукции;
Б) отношение предельных издержек к величине общих издержек;
В) разница между выручкой и общей прибылью.
- Рентабельность – это:
А) отношение прибыли к выручке;
Б) отношение выручки к издержкам;
В) отношение прибыли к издержкам.
- Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:
А) слабым экономическим мышлением;
Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;
В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.
- Что вы знаете об ускоренных сроках амортизации основных средств?
- Что такое издержки производства? Из каких элементов они состоят?
- Из чего образуется прибыль предприятия?
- Расскажите об амортизационных отчислениях?
- Рассчитайте ежемесячную норму амортизационных отчислений, если балансовая стоимость производственного здания 250 млн.р; срок службы – 50 лет.
Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
1. Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:
А) слабым экономическим мышлением;
Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;
В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.
2. Маркетинг – это:
А) система, с помощью которой предприятие оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;
Б) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт удовлетворения потребностей людей;
В) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт внедрения новых технологий.
3. Жизненный цикл товара – это:
А) этапы становления, закрепления и ухода товара с рынка;
Б) период времени, за который товар достигает максимального объёма продаж;
В) период времени от технической разработки до внедрения товара на рынок.
4. Ёмкость рынка – это:
А) максимальный объём продаж в определённой стадии жизненного цикла товара;
Б) объём продаж товара на определённом рынке в течение года;
В) максимально возможный объём продаж товаров на различных сегментах рынка в течение месяца.
5. Для чего необходима реклама фирме:
А) для увеличения спроса на товар;
Б) для создания «имиджа» фирмы;
В) для информации покупателя о товаре.
6. Специальные кредитно – финансовые учреждения – это:
А) сберегательные банки;
Б) межгосударственные кредитные учреждения;
В) финансовые компании.
7. Собственность – это:
А) имущество, которым владеет человек;
Б) имущественные отношения между людьми;
В) имущественные права владельца.
8. Почему маркетинг необходим рыночной экономике?
9. Из чего образуется прибыль предприятия?
10. Сформулируйте ваши советы начинающему специалисту по рекламе в виде тезисов:
А) «Лучшая реклама – это…»;
Б) «Главное в рекламе – это…»;
В) «При составлении рекламных объявлений не забывайте…»
Г) «Информация, содержащаяся в рекламе, должна строиться на…».
Тема №7. Управление предприятием
- Бизнес – план составляется фирмой для:
А) привлечения инвестиций;
Б) завоевания рынка товаров;
В) определения ёмкости рынка.
- Планирование необходимо предприятию для:
А) избежание ошибок в процессе производства
Б) согласованной деятельности подразделений предприятия;
В) определения необходимых ресурсов.
- Для чего необходима реклама фирме:
А) для увеличения спроса на товар;
Б) для создания «имиджа» фирмы;
В) для информации покупателя о товаре?
- Сервис – это:
А) услуги, связанные с продажей товаров;
Б) услуги, связанные с доставкой товаров на дом;
В) услуги, связанные с покупкой и эксплуатацией купленного товара.
- Маркетинг – это:
А) система, с помощью которой предприятия оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;
Б) система, с помощью которой предприятия получает максимальную прибыль, за счёт удовлетворения потребностей людей;
В) система, с помощью которой предприятия получает максимальную прибыль, за счёт внедрения новых технологий.
- Классификация потребностей позволяет предприятию:
А) сегментировать рынок;
Б) дифференцировать товар;
В) определить ёмкость рынка.
- В командно – административной экономике на предприятиях был отдел сбыта, а в условиях рыночной экономики эта функция видоизменено сохранилась в отделах маркетинга. В чём отличие старых служб от современных:
А) сбыт товара осуществляется через посредников;
Б) фирменная торговля товарами;
В) формирование портфеля заказов?
Тема №8. Организации производства
- Сертификат качества – это:
А) документ, удостоверяющий товарный знак фирмы – изготовителя;
Б) документ, удостоверяющий основные данные о партии товара;
В) документ, удостоверяющий наличие гарантии фирмы – изготовителя.
- Рентабельность – это:
А) отношение прибыли к выручке;
Б) отношение выручки к издержке;
В) отношение прибыли к издержкам.
- Прибыль равна……
А) выручка минус налоги и амортизация;
Б) выручка минус заработная плата;
В) актив минус пассив;
Г) доходы минус расходы.
- Многие российские бизнесмены составили большие капиталы за счёт торговли. Это произошло вследствие того, что:
А) продажа товаров осуществлялось по высоким ценам, в результате образовалась большая масса прибыли;
Б) в торговле скорость оборота капитала выше, чем в других отраслях;
В) свобода торговли позволила расширить объёмы продаж, в том числе и за счёт импортных товаров.
- Материально – техническое обеспечение – это:
А) снабжение производства необходимыми материальными ресурсами;
Б) снабжение производства необходимыми трудовыми ресурсами;
В) снабжение производства необходимыми финансовыми ресурсами;
Г) все перечисленные ответы верны.
- Техническая сторона материально – технического обеспечения с ….
А) хранением материальных ресурсов и их подготовкой для процесса производства;
Б) наймом рабочей силы;
В) перемещением материальных ресурсов к месту производства, их хранением и подготовкой для процесса производства.
- Решить задачу:
Рассчитайте ежемесячную норму амортизационных отчислений, если балансовая стоимость производственного здания 250 млн.р., срок службы – 50 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование курса «Экономика отрасли и предприятия».
Перспективно-тематическое планирование курса «Экономика отрасли и предприятия»....
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)", "Коммерция (по отраслям)"
Программа рассчитана на 1 год обучения....
тесты по дисциплине "Экономика отрасли и предприятия"
Данные тестовые задания разработаны специально для проведения среза знаний обучающихся при аккредитации государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования В...
Рабочие программы учебных дисциплин по экономике отрасли и предприятия
Данный материал служит помощью преподавателям для ведения уроков по экономике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...
Рабочая программа элективного курса "Отрасли права" 11класс
Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Программа учебной дисциплины ОП.04 «Оборудование швейных предприятий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднег...