Рабочая программа элективного курса "Прикладная математика" для 7 класса
рабочая программа по экономике (7 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Прикладная математика" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_7_kl._zkonom.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №25 г. Братска
Рассмотрена на заседании МО учителей протокол №________от ______________ | УТВЕРЖДАЮ_______________ директор _______________--- |
Согласовано ________________ зам.директора по УР __________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА»
для 7 класса.
Составила: Зайцева М.А.., учитель-дефектолог, высшей квалификационной категории.
Программа разработана на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Издательство НЦ ЗНАС», 2003.
2012г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Издательство НЦ ЗНАС», 2003.
Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Цели:
- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения,
- знание основ потребительской культуры.
В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек как работник», «Человек как потребитель», общий объем курса -17 часов. Содержание каждого из разделов имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий.
Методическое пособие: Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Экономика как хозяйство (2 ч)
Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики. Дать понятие учащимся о примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках.
Основные понятия: экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар.
Знания
Экономика есть хозяйство (домашние хозяйства, заводы, фабрики, торговля, банки и т. п.). Экономика возникла вместе с домашним хозяйством (началась с него) и развивается в интересах человека и семьи. Экономика служит удовлетворению наших нужд. Всякая семья «подключена» к экономике, получая от нее все необходимое для жизни (электроэнергию, тепло, товары, услуги).
Масштабы экономики. Хозяйство (экономика) страны в сотни "тысяч раз сложнее хозяйства (экономики) семьи. Экономики разных масштабов (экономика семьи, предприятий, государства, мировая экономика) связаны между собой.
Экономические блага. Экономические услуги. Удовлетворение нужд (потребностей) человека с помощью благ и услуг. Экономические блага и услуги являются ограниченными.
Главная проблема экономики и общая проблема всех людей - безграничность потребностей и ограниченность благ, услуг, ресурсов, возможностей. По мере насыщения одних потребностей у людей возникают другие потребности.
Экономика изучает, как наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности при помощи ограниченных ресурсов, благ и услуг (как общество и отдельные люди «сводят концы с концами»). Экономические блага и услуги - результат хозяйственной деятельности людей.
Натуральное хозяйство (натуральная экономика). При нем нет обмена и торговли. Все блага, необходимые для жизни, семья производит своими силами и сама же эти блага потребляет. Главный недостаток натурального хозяйства - низкая производительность. Оно может обеспечить лишь минимальные условия для выживания. Способ удовлетворения потребностей: «делать все самому» - самый древний и примитивный. Производство всех товаров и услуг одним человеком или семьей экономически нецелесообразно и невозможно. Людям нужны разные вещи и услуги. Никто не в состоянии сделать все сам. Личное подсобное хозяйство нельзя считать полностью натуральным, так как многое для его возделывания приходится покупать за деньги; современная семья не может производить для себя продукты, не используя уже кем-то сделанные инструменты, оборудование, материалы, сырье.
Элементы натурального хозяйства, не только сохраняющиеся, но и широко распространенные в современной жизни россиян, свидетельствуют о низком уровне развития экономики страны, ее сельского хозяйства, бедности населения.
Умения
Отличать экономические термины от неэкономических.
Объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой (например, при поездке в транспорте мы оплачиваем проезд, при болезни - расходуем деньги на лекарства и медицинские услуги и т. д.).
Устанавливать равноценность натурального обмена. Отличать бартер от покупки. Различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и потребляет).
Раздел 2. Человек как работник (2 ч)
Цель раздела – продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм;
Основные понятия: Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие.
Знания
Производство - основная форма экономической деятельности людей, организуемая в целях создания экономических благ и услуг для удовлетворения нужд потребителей.
Отрасли производства: первичные (добыча или выращивание сырья для производства продукции, например, сельское хозяйство, добывающая промышленность, лесоводство, рыболовство); вторичные (обрабатывающие отрасли, которые превращают сырье в готовую продукцию или полуфабрикаты, например, машиностроение, металлургия, обувная, швейная промышленность и т. д.); третичные (предоставление различных услуг предприятиям первичных и вторичных отраслей и непосредственно потребителям, например, банки, страховые компании, транспорт, связь, общественное питание, медицинское обслуживание, образование и т. д.).
Виды современных фирм: частные (индивидуальное предприятие (ИП), открытое и закрытое акционерное общество (ОАО, ЗАО), кооперативные (сбытовые, потребительские, производственные, кредитные кооперативы), государственные (фирмы, распространенные в сфере образования, здравоохранения, законодательства, общественного порядка и безопасности, железнодорожного транспорта, добычи угля и т. д.).
Прибыль - главный стимул работы частных фирм. Работа для общего блага - основная задача государственных фирм.
Умения
Ориентироваться в сокращенных обозначениях (аббревиатуре) названий современных фирм, раскрывающих их юридический статус.
Оценивать преимущества и недостатки различных видов фирм.
Раздел 3. Человек как потребитель (13 ч)
Цель раздела – рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг.
Основные понятия: реклама, товарный знак, сертификат качества товара, наличные и безналичные деньги, цена, доходы и расходы семейного бюджета, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета, планирование и учет семейного бюджета, материальные, духовные и социальные потребности, вредные потребности, нормальное потребительское поведение, выбор, банк, вклад до востребования, срочный вклад, кредитный (ссудный) и депозитный процент, процент по вкладам, кредитный договор, риск вкладчика, риск заемщика.
Знания
Виды товаров: потребительские и производственные товары; товары краткого и длительного пользования; товары повседневного, пассивного, особого спроса; товары-заменители; товары сопутствующие (взаимодополняющие); товары пакотильные (товары низшего качества). Сертификат качества товара. Товарный знак - лучшая реклама товара. Этикетки к товару, что можно узнать из них.
Реклама товара. Широкая известность, популярность товара облегчает его продажу.
Виды торговой рекламы в зависимости от ее цели: информационная, убеждающая (навязывающая), напоминающая. Виды торговой рекламы в зависимости от ее размещения: наружная, радио- и телереклама, печатная и др. Реклама, какой она должна быть, а какой нет. Недопустимые виды рекламы: недостоверная, недобросовестная, заведомо ложная. Влияние на решение о покупке информации о товаре. Рациональное оценивание рекламы потребителем.
Торговля без денег (бартер) - неудобный способ обмена. Деньги порождены торговлей. Товары, побывавшие в роли товарных денег. Роль и назначение денег: средство обмена, платежа при купле- продаже приобретаемых товаров и услуг, мера стоимости и ценности товаров, средство сбережения и накопления богатства, средство существования.
Виды современных денег: наличные (бумажные, разменная монета) и безналичные (векселя, чеки, пластиковые карточки). Как расплачиваются за покупки наличными деньгами по чекам и пластиковым карточкам. Свойства денег: общепризнанность, удобство в обращении, долговечность (износостойкость), разменность, ограниченность производства, неподдельность (надежность против подделки).
Цена, что это такое и зачем она нужна. Правила установления цен (цена должна покрывать все расходы на изготовление товара и приносить хотя бы минимальную прибыль). Разновидности цен: государственные, договорные, оптовые, розничные, прейскурантные, региональные, сезонные, рыночные.
Семейный бюджет. Доходные статьи семейного бюджета. Различие между номинальными и реальными доходами семьи. Основные виды расходов (текущие, одноразовые, на крупные покупки). Уравновешенный бюджет (расходы равны доходам). Дефицит бюджета (расходы превышают доходы). Минимальный потребительский бюджет. Выбор потребительских благ в условиях ограниченности семейного бюджета. Планирование семейного бюджета (без планирования нет порядка в расходовании денег). Учет семейного бюджета (без учета расходы, даже хорошо спланированные, быстро выходят из-под контроля и перестают соответствовать плану). Денежные расходы необходимо и планировать, и учитывать. Вести записи в домашней хозяйственной книге (по образцу), которая представляет собой перечень всего имущества семьи с указанием его количества, стоимости и качества (прежде всего с точки зрения степени его изношенности и необходимости замены).
Потребность. Потребитель. Потребление. Социальные отрасли экономики (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура, образование, розничная торговля, общественный транспорт и др.). Основные виды потребностей: материальные (вещественные, имущественные), духовные (потребности в знаниях, в творчестве), социальные (потребности в общении, в социальной защите и т. д.). Безграничность, бесконечность человеческих потребностей. Потребительское поведение. Потребности каждого человека индивидуальны: то, что необходимо одним, может быть совершенно не нужно другим. Зависимость потребностей от возраста, пола, увлечений, вкусов, от климата и места жительства. Классификация потребностей. Человек стремится удовлетворить самые важные потребности, а затем уже следующие по важности. Потребительский выбор (потребительские предпочтения). Потребительские предпочтения с позиции рациональности. В удовлетворении потребностей важно руководствоваться не только желанием, но и разумом. Основные закономерности нормального потребительского поведения (извлечение из покупки наибольшей полезности, учет денежных возможностей, умеренность потребления, т. е. использование любого блага в количестве не большем, чем требуется, и др.). Использовать не больше, чем нужно, - главное правило культурного потребления.
Банк как финансовое учреждение. Основные виды финансовых услуг банка (открытие и ведение денежных счетов, предоставление денежных кредитов для хозяйственной деятельности фирм и личных бытовых нужд граждан, обмен валюты, покупка и продажа ценных бумаг и др.). Виды банков. Центральный государственный банк. Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка. Коммерческие банки (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, инновационные, сейф-банки). Ломбард. Цель коммерческих банков состоит именно в получении прибыли. Деньги. Где банки их берут, чтобы выдавать кредиты.
Основные виды вкладов: вклады до востребования и срочные вклады (на 1, 2, 3, 6, 12 мес.). Начисление процентов по срочным вкладам. Риск вкладчика. Различие между примитивным сбережением (хранением) и экономическим сбережением (накоплением). Почему невыгодно примитивное сбережение (хранение денег дома). Высокий процент по вкладам, как правило, означает высокий риск потери сбережений. Открытие банковского счета: принимая решение, необходимо учитывать воздействие инфляции (срочные вклады лучше делать на самые короткие сроки); краткосрочный вклад - самый верный способ не потерять свои деньги.
Надежность банка. Прежде чем доверить свои сбережения банку, следует навести о нем справки. Давно существующий банк лучше защищен от банкротства, чем новый, только что возникший банк.
Выбор варианта хранения денежных средств. Имеет смысл хранить небольшую сумму на вкладе до востребования (с этого счета в любое время можно получать деньги, на него можно перечислять зарплату, можно поручить банку оплачивать коммунальные услуги с текущего счета, можно получить пластиковую карточку, чтобы пользоваться текущим счетом через банкомат).
Кредит. Распространение кредита в России, продажа дорогостоящих товаров в рассрочку.
Порядок предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан.
Обязательные условия выдачи банковского кредита: гарантированность (ни один банк не дает денег в долг без залога); платность (за пользование кредитом должны быть уплачены проценты); срочность и возвратность (долг должен быть возвращен банку в точно назначенный срок). Краткосрочные кредиты населению, рублевые и в иностранной валюте (на срок до одного года). Долгосрочные кредиты (на срок от 3 до 5 лет). Риск заемщика (если клиент по каким- то причинам не сможет в срок вернуть долг, банк вправе изъять у него заложенные ценности и продать их, чтобы вернуть свои деньги).
Умения
Различать взаимодополняющие товары и товары-заменители на конкретных примерах.
Ориентироваться в символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах.
Ориентироваться в таблицах международных размеров одежды и обуви в целях облегчения выбора импортных товаров в магазине.
Решать задачи экономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит.
Относить конкретные покупки к товарам длительного пользования, к товарам кратковременного пользования или к услугам.
Называть деньги разного достоинства, находящиеся в обращении.
Адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах.
Объяснять смысл пословиц о ценах. Моделировать процесс рыночного торга продавцов и покупателей, заканчивающийся формированием средней рыночной цены.
Определять совокупный доход семьи. Планировать расходы на один день, на месяц.
Регулировать стоимость питания путем рационального подбора продуктов (с учетом прежде всего их питательной ценности, полезности для здоровья, а не дороговизны, а также разумного количества) в пределах определенной суммы. Сокращать время на хлопоты по дому.
Строить экономические рассуждения по сюжетам, иллюстрирующим те или иные примеры потребительского поведения.
Анализировать актуальную экономическую информацию об уровне потребления населения.
Анализировать конкретные потребительские предпочтения с позиции их рациональности.
Рассуждать на предмет рациональности своего гардероба; составлять список лишних и недостающих вещей личного гардероба, опираясь на таблицу «Рациональный гардероб».
Решать задачи экономического содержания: расчет доходов по вкладу, подсчитывание платы за банковский кредит.
Моделировать реальные ситуации по банковскому займу на личные бытовые нужды. Оценивать риск заемщика.
Тематическое планирование в 7 классе (17 часов)
Название раздела и темы | Кол-во часов |
Раздел 1. Экономика как хозяйство
| 2 час |
Раздел 2. Человек как работник 3.1. Производство. 3.2. Виды современных фирм. | 2 часа |
Раздел 3. Человек как потребитель 4.1. Виды товаров. Реклама товара. 4.2. Кредит. 4.3. Деньги. 2ч 4.4. Цена. Разновидности цен. 4.5. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. 3 ч. 4.6. Потребности. Потребитель. Потребление. 2ч. 4.7. Финансовые услуги. Банк. 3ч. | 13 часов |
Итого | 17 часов |
Поурочное планирование занятий в 7 классе (17 ч)
№ | Дата | Тема урока | Образовательная задача | Практические работы |
Раздел 1. Экономика как хозяйство. | ||||
1 | Понятие об экономике. | Дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики. Учить отличать экономические термины от неэкономических рассуждать об экономических целях человека, исходя из его конкретного социального положения. | ||
2 | Натуральное хозяйство. Бартер. | Дать понятие учащимся о примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках. Учить отличать бартер от покупки. Учить различать элементы натурального хозяйства в жизни семьи (называть, что семья сама производит и потребляет). | Ролевая игра, тест, задачи экономического содержания на оценивание соразмерность затрат на возделывание садово-огородного участка с суммой, в которой исчисляется натуральный доход, полученный с участка. | |
Раздел 3. Человек как работник. | ||||
3 | Производство. | Дать самые общие представления об отраслях производства. | Заполнение таблицы. Разбор экономических ситуаций. | |
4 | Виды современных фирм. | Дать самые общие представления о видах современных фирм. Учить ориентироваться в сокращенных обозначениях (аббревиатуре) названий современных фирм, раскрывающих их юридический статус. | Заполнение таблицы. Разбор экономических ситуаций. | |
Раздел 4. Человек как потребитель | ||||
5 | Виды товаров. Реклама товара. | Дать самые общие представления о видах товаров: потребительские и производственные товары; товары краткого и длительного пользования; товары повседневного, пассивного, особого спроса; товары-заменители; товары сопутствующие (взаимодополняющие); товары пакотильные (товары низшего качества). Дать представление о видах торговой рекламы. Учить рационально оценивать рекламу потребителем. Учить ориентироваться в символах, знаках, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах. Учить ориентироваться в таблицах международных размеров одежды и обуви в целях облегчения выбора импортных товаров в магазине. | Получение информации о товаре из этикетки к товару. Дидактич. игра на относение конкретных покупок к товарам длительного пользования, к товарам кратковременного пользования или к услугам. | |
6 | Кредит. | Дать самое общее представление о кредите. | Решать задачи экономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит | |
7 8 | Деньги. | Дать представление о роли, назначении денег и свойствах денег. Познакомить с видами современных денег. Различать функции денег (средство платежа, мера стоимости или средство сбережения) в конкретных примерах. | Называние денег разного достоинства, находящиеся в обращении. Объяснение смысла пословиц о деньгах. Построение и разгадывание кроссвордов (пирамиды, лесенки) из экономических терминов. Моделирование реальных ситуации покупки товаров и услуг с помощью безналичных денег - пластиковых карточек. | |
9 | Цена. Разновидности цен. | Дать представление о Цене, правиле установления цены товара. Познакомить с разновидностью цен и условием формирования рыночной цены. | Объяснение смысла пословиц о цене. Разгадывание кроссвордов (пирамиды, лесенки) из экономических терминов. Моделировать процесс рыночного торга продавцов и покупателей, заканчивающийся формированием средней рыночной цены. | |
10 11 12 | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. | Познакомить с доходными статьями семейного бюджета и основными видами расходов. Дать понятие о дефиците бюджета. Учить планировать семейный бюджет и вести его учет. | Определение совокупного дохода семьи. Выбор потребительских благ в условиях ограниченности семейного бюджета. Ведение записей в домашней хозяйственной книге (по образцу) Деловая игра на планирование и учёт семейного бюджета. | |
13 14 | Потребности. Потребитель. Потребление. | Дать представление об основных видах и типах потребностей. Познакомить с классификацией потребностей. Формировать адекватное потребительское поведение. | Составление списка индивидуальных потребностей, ранжирование их с позиции рациональности. Построение экономических рассуждений по сюжетам, иллюстрирующим те или иные примеры потребительского поведения. Анализ конкретных потребительских предпочтений с позиции их рациональности. Рассуждение на предмет рациональности своего гардероба. Экономические тесты на классификацию потребностей. | |
15 16 17 | Финансовые услуги. Банк. | Познакомить с видами банков и основными видами финансовых услуг банка, основными видами вкладов, с различием между примитивным сбережением (хранением) и экономическим сбережением (накоплением). Учить открывать банковский счет.
| Решение экономических задач на определение риска вкладчика. Деловая игра на открытие банковского счета. Решение задач экономического содержания: расчет доходов по вкладу, Выбор наилучшего варианта вложения средств на основе вычислений. Моделировать реальных ситуаций по банковскому займу на личные бытовые нужды. Оценивание риска заемщика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...
рабочая программа элективного курса 7 класс
рабочая программа элективного курса для 7 класса...