Дистанционное образование
рабочая программа по экономике по теме
Рабочая программа дистанционного курса "Экономика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekonomika_nikolaeva.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/Горшкова Ю.В./ «___»__________200__г.
«___»___________200__г.
Рабочая программа
спецкурса
«Экономика («Основы потребительских знаний»)
9-е классы
Составитель: Николаева А.Ю.
2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Структура документа
- пояснительная записка
- основное содержание предмета
- тематическое планирование
- требования к уровню подготовки ученика.
- Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальная адаптация современных школьников будет крайне затруднена, если они не будут иметь возможности освоения потребительских знаний. Ведь одна из социальных ролей, которую непременно придется играть каждому нынешнему ученику во взрослой жизни, - это роль потребителя.
Данная программа представлена как с самостоятельный курс, рассчитанный на 18 часов учебного времени и предназначен для учащихся 9 классов .
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: деловые игры, практикумы, экскурсии, проекты. Особое внимание уделяется самостоятельной работе школьников как основе формирования навыков принятия решений, связанных с выполнением роли потребителя.
Программа нацелена на выработку у учащихся адекватных представлений о собственной роли как потребителя и месте потребителя в экономической и социальной системе общества в целом.
Основные цели курса:
- Формировать у школьников навыки грамотного потребительского поведения,
- Социально адаптировать учащихся к реалиям российского рынка
Задачи курса:
- Привить школьникам знания, необходимые потребителю в различных жизненных ситуациях,
- Помочь овладеть умениями разумного выбора различных источников потребительской информации, товаров и услуг,
- Развить у учащихся критическое мышление,
- Воспитать ответственных граждан своей страны.
Тематическое планирование по дисциплине
«Экономика: Основы потребительских знаний»
Сроки проведения | № п/п | Наименование темы | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Количество часов | |
теория | практика | ||||
1. Кто такие потребители | 3 | 2 | 1 | ||
11.01-01.02 | 1.1 | Кто такие потребители | 1 | 1 | - |
1.2 | Как продаются товары и как покупать дешевле | 2 | 1 | 1 | |
2. Информация для потребителей | 4 | 2 | 2 | ||
02.02-1.03 | 2.1 | Источники информации для потребителей | 1 | 1 | - |
2.2 | Потребительское тестирование | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Реклама | 1 | - | 1 | |
3. Потребительская культура | 3 | 2 | 1 | ||
02.03-23.03 | 3.1 | Этика потребительского поведения | 1 | 1 | - |
3.2 | Как вести себя (в магазине, в сфере услуг, транспорте). Наши права | 1 | - | 1 | |
3.3 | Зеленое потребление | 1 | 1 | 1 | |
4. Кто нас защищает | 5 | 2 | 3 | ||
04.04-18.04 | 4.1 | Самозащита потребителей | 2 | 1 | 1 |
19.04-03.05 | 4.2 | Куда обратиться за помощью | 2 | 1 | 1 |
04-12.05 | 4.3 | Адвокат и суд | 1 | - | 1 |
13-25.05 | 5. Обзор пройденного материала. Зачёт | 2 | - | 2 | |
резерв | 1 | - | 1 | ||
Итого | 18 | 8 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (спецкурса)
Кто такие потребители 3 часа
Потребитель (юридическое толкование понятия), интересы потребителя.
Продавец, производитель, исполнитель. Товар, работа, услуга. Торговля. Оптовая и розничная торговля. Формы торговли. Внемагазинные формы торговли Специализированные и универсальные магазины, традиционная торговля. Супермаркеты, гипермаркеты. Внемагазинные формы торговли: по каталогам, телемагазины, Интернет - магазины, прямые продажи.
Стимулирование сбыта. Распродажи, лотереи, розыгрыши призов. Торговые уловки.
Практикум : деловая игра «Портрет идеального потребителя».
Информация для потребителей 4 часа
Потребительская информация. Источники информации. Информационная ассиметрия. Достоверность. Неформальные источники. Договор. Стороны договора.
Специальные издания для потребителя. Анализ информации. Маркировка товаров.
Сравнительные потребительские испытания. Правила, организация, проведение, представление результатов, выбор товаров. Реклама. Рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространиетль. Рекламные приёмы и преувеличения. Недобросовестная реклама. Заведомо ложная реклама. Недостоверная и неэтичная, скрытая реклама.
Практикум: тестирование потребительских свойств товара.
Потребительская культура 3 часа
Этико – экологические аспекты потребительской культуры. Три составляющих потребительской культуры: грамотной выбор, потребление (использование), утилизация.
Законодательство по защите прав потребителей: история принятия и совершенствования. Права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на возмещения вреда, право при покупке товаров, право потребителей при оказании услуг (выполнение работ), права пассажиров на транспорте.
Потребление, не наносящее вреда окружающей среде. Утилизация отходов.
Практикум : потребительское тестирование предоставления услуг.
Кто нас защищает 5 часов
Нарушение прав потребителей. Порядок действий в случае нарушения прав потребителей. Претензия. Система органов по защите прав потребителей. Органы общей компетентности. Их роль в защите прав потребителей..
Государственные, муниципальные и общественные организации. Функции, ответственность, практика работы.
Суд. Судья. Функции суда. Процесс. Гражданский процесс. Иск, исковое заявление, судебное заседание. Адвокат, функции и права. Доказательство, экспертиза. Мировое соглашение, судебное решение: обжалование, исполнение.
Практикум-игра: «Гражданский процесс, спорные вопросы по нарушению прав потребителей» экскурсия в суд или адвокатское бюро
Обзор пройденного материала. Зачёт по темам спецкурса.
Календарно - тематический план
«Экономика: Основы потребительских знаний»
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||||||
Самостоятельные | Семинары-практикумы, ч. | Контрольная работа, ч. | Форма урока (тип) | Формы учебной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения занятия | ||||
1. Кто такие потребители 3 часа | ||||||||||
1.1 | 1 | Кто такие потребители | 1 | лекция | Беседа, лекционный материал | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 11-15.01 | |||
1.2 | 2-3 | Как продаются товары и как покупать дешевле | 2 | 1 | Лекция Практикум | деловая игра «Портрет идеального потребителя». | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 17-29.01 | ||
2. Информация для потребителей 4 часа | ||||||||||
4 | Источники информации для потребителей | 1 | лекция | Беседа, лекционный материал | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 31.01-05.02 | ||||
5-6 | Потребительское тестирование | 2 | 1 | Лекция Практикум | тестирование потребительских свойств товара. | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 07-19.02 | |||
7 | Реклама | 1 | 1 | 21-26.02 | ||||||
3. Потребительская культура 3 часа | ||||||||||
3.1 | 8 | Этика потребительского поведения | 1 | Лекция | Беседа, лекционный материал | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 01.03-06.03 | |||
3.2 | 9 | Как вести себя (в магазине, в сфере услуг, транспорте). Наши права | 1 | 1 | Практикум | Работа с заданиями практикума | 09-15.03 | |||
3.3 | 10 | Зеленое потребление | 1 | 1 | Практикум | Работа с заданиями практикума | 16-23.03 | |||
4. Кто нас защищает 5часов | ||||||||||
4.1 | 11-12 | Самозащита потребителей | 2 | 1 | Лекция Практикум | Беседа, лекционный материал, задания практикума | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 05-19.04 | ||
4.2 | 13-14 | Куда обратиться за помощью | 2 | 1 | Лекция Практикум | Беседа, лекционный материал,Потреб-кое тестирование предоставления услуг | Записи в тетради, подготовка к практикуму | 20-30.04 | ||
4.3 | 15 | Адвокат и суд | 1 | - | лекция | Подготовка к зачёту | 01-06.05 | |||
5. Обзор пройденного материала 2 часа | ||||||||||
5.1 | 16-17 | Обзор пройденного материала | 2 | зачёт | Вопросы к зачёту | 07-16.05 | ||||
6 | 18 | Резерв | 2 | Игровая экономика | Задания викторины | 17-25.05 | ||||
Итого 18 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
- проводить анализ и применение информации по темам «Права потребителя», «защита прав потребителя»;
- уметь пользоваться различными источниками потребительской информации, товаров и услуг;
- объяснять роль органов государственной власти, организаций в защите прав потребителей;
- знать основные права потребителей;
- уметь адаптироваться в реалиях российского рынка.
Литература
- закон РФ «О защите прав потребителей».
- Закон РФ «О рекламе».
- Закон РФ «О техническом регулировании».
- Основы потребительских знаний: Учебник. Колл. Автор. М., 2003
- Правила оказания услуг в Российской Федерации. М., 2001
- Правила торговли. М., 2002
- Ростовцева Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. М., 20002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расписание конкурсов и проектов дистанционного образования "Эйдос"
В расписании задействованы все предметы школьной программы...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ опыта реализации программ дистанционного образования...
Дистанционное образование как показатель развития культуры сферы образования
Анализ статьи доцента кафедры культурологии якутского Государственного университета М.А.Абрамовой "Дистанционное обучение - новое явление в системе образования"...
Тест по теме " Технология и методология дистанционного образования" на основе книги "Дидактика дистанционного образования" О.П. Околелова:
Дистанционное образование предполагает организацию учебного процесса на базе телекоммуникационных и информационных технологий, средств Internet. Предложенный тест по дисциплине "Технологии ...
«МЭО - образование без границ. Организация дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»
laquo;МЭО - образование без границ. Организация дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»...
Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"
Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...