Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.
статья по экономике (5 класс) по теме
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.
- Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
- Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.
Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.
Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.
Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.
Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.
Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.
Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.
Можно выделить три уровня экономической грамотности.
1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.
2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.
3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.
Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.
Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.
Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.
Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.
Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.
Проблемы бывают нескольких типов.
В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.
В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.
В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.
Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:
- «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
- «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
- «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
- «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
- «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
- «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.
Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу [4], я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:
- Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
- Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
- Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
- Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.
Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:
- На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
- На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
- На формирование умений и навыков; (приложение 3)
- На развитие внимания; (приложение 4)
- На развитие мировоззрения. (приложение 5)
Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_portfolio.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.
- Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
- Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.
Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.
Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.
Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.
Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.
Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.
Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.
Можно выделить три уровня экономической грамотности.
1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.
2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.
3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.
Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.
Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.
Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.
Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.
Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.
Проблемы бывают нескольких типов.
В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.
В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.
В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.
Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:
- «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
- «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
- «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
- «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
- «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
- «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.
Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу [4], я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:
- Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
- Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
- Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
- Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.
Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:
- На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
- На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
- На формирование умений и навыков; (приложение 3)
- На развитие внимания; (приложение 4)
- На развитие мировоззрения. (приложение 5)
Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
(с ответами)
Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания на формирование знания учебного материала типа:
- Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
- Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
- Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
- Найдите в тексте возможные ошибки
- Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.
1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.
№1. Определите, верное или ложное данное соответствие:
а) Природные ресурсы – машина Неверно
б) Капитальные ресурсы – деньги Неверно
в) Трудовые ресурсы – парикмахер Верно
г) Нефть – ресурс Верно
д) Блага – товар или услуга Верно
№2. Определите, верно, ли составлена данная схема:
Ответ: Схема составлена неверно. Ресурсы в экономике ограничены, а потребности– безграничны.
№3. Верны ли следующие утверждения:
Ответ: 1. Заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Верно
2. Капитал - это деньги предприятия. Неверно
3. Ресурсы в экономике – ограничены. Верно
4. Проблема выбора - это всеобщая проблема. Верно
5. Проблема выбора существует только в бедных странах. Неверно
6. Труд, земля, капитал – это факторы производства. Верно
7. Рента – это доход на фактор производства «капитал». Неверно
8. Ресурсы - это факторы производства. Неверно
9. Потребности человека безграничны. Верно
№4. Верно, ли составлена таблица?
Характерные признаки конкуренции и монополии.
Признаки | конкуренция | монополия |
число фирм | много | одна |
тип товара | однородный | уникальный |
Ответ: Таблица составлена верно, в ней перечислены основные признаки конкуренции и монополии.
№5. Найдите в тексте ключевые слова по теме «Торговля»:
Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы нуждались в мясе. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. хозяйство, где производили такие изделия, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться.
Ответ: ключевые слова - разделение труда, обмен, товарное хозяйство, рынок, товары, услуги, цена.
№6. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.
Купцы и промышленники в нашей стране славились не только богатством, но и способностью помочь людям и обществу. Многие из них занимались меценатством и благотворительностью. Например, Третьяков Павел Михайлович [15 (27) декабря 1832, Москва — 4 (16) декабря 1898, там же], российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.
Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.
Бугров Николай Александрович (1837-1911), нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на реке Иргиз.
Из тульских кузнецов, с 1720 — дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране).
Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), родоначальник, организатор строительства металлургических заводов на Урале. Его дело продолжил его сын Анкифий. Он расширил и приумножил дело отца. Его сыновья заводским делом интересовались мало. Старший сын прославился своей благотворительной деятельностью, жертвовал большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам Московского университета. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад. Разведением разнообразных растений прославился и средний сын, также не желавший заниматься заводами. В свою очередь, младший сын Григория Павел стал известен как естествоиспытатель, подаривший в 1803 Московскому университету свою коллекцию минералов, а также обширную библиотеку. В том же году он основал в Ярославле знаменитый Демидовский лицей, а уже в 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт Томский университет.
Ответ:1. Купец, промышленник Третьяков - создатель национальной художественной галереи.
2. Нижегородский купец Бугров Н. А. - строил приюты, школы и др.
3. Демидовы, российские заводчики и землевладельцы - жертвовали большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам, основали лицей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПОНИМАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
№1. Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).
1. ресурсы –> затраты –> себестоимость -> цена -> доход –> прибыль
Ответ: Предприниматель закупает ресурсы, то есть несет затраты, которые учитывает при расчете себестоимости товара и установление цены. От продажи предприниматель получает доход. Для расчета прибыли необходимо из дохода вычесть затраты.
2. разделение труда –> излишки –> обмен –> товарное хозяйство
Ответ: Когда возникло разделение труда, стали появляться излишки товара, которые люди обменивали, то есть стали формироваться товарные отношения.
3.
№2. Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).
Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Основа эквивалентности – одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров. Никто не хочет проиграть, хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Товарный обмен – это способ обмена результатами труда между изготовителями и потребителями, основанный на взаимной выгоде.
Ответ: затраты труда – товар - эквивалентность - товарный обмен - выгода
№3. Учащимся предлагается следующая информация:
Составьте 5 - 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».
Главным фактором производства в любой экономике является «труд» - физические и умственные способности человека, направленные на производство товаров или услуг. Подлинное богатство любой страны – это люди, участвующие в создании благ.
Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Функции человека в процессе труда и производства не ограничиваются только непосредственным трудом на рабочем месте, он выступает и как организатор производства. В процессе производства все факторы действуют, не изолировано, а взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга. В результате процесса производства человек создает экономическое благо. При продаже он получает доход, часть которого идет на выплату заработной платы. Заработная плата - это плата за труд, стимул к труду. Размер заработной платы зависит от качества и количества труда. Чем лучше и быстрее человек выполняет работу, тем больше его заработная плата.
Вопросы:
- Почему люди – это богатство любой страны?
- Зачем человек трудиться?
- В каком качестве может выступать человек в процессе производства?
- Что такое труд?
- От чего зависит размер заработной платы?
- Что такое заработная плата?
- Что создается в процессе труда?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИ И НАВЫКОВ.
№1. От чего зависит размер заработной платы?
Мой папа окончил институт, и теперь работает инженером на заводе уже 17 лет, он следит за технологическим процессом, ему подчиняются рабочие. Его зарплата составляет 15000 рублей.
Моя мама, окончила педагогическое училище, и работает в детском саду «Солнышко». Она очень любит свою работу, любит играть и заниматься с детьми. Ее заработная плата составляет 3500 рублей.
А моя старшая сестра оканчивает престижный экономический институт, и проходит практику в частной фирме бухгалтером, ее зарплата составляет 5000 рублей. Директор фирмы повысит ей зарплату, когда у нее появится опыт работы по специальности.
Ответ: Заработная плата зависит от: профессии, образования, опыта, престижа профессии.
№2. Найдите экономические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.
Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и неэкономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой с приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в ограниченных количествах, не превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек может существовать.
Блага, количество которых не ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для собственного потребления.
Ответ: Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и экономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой без приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в не ограниченных количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек не может существовать.
Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или для продажи на рынке.
Задание №3.
Задача: В семье 5 человек, из них 2 человека работают. Отец – инженер на заводе, его зарплата 10000 рублей, мама – бухгалтер, ее зарплата 8000 рублей. Старшая сестра учится на менеджера и получает стипендию 1200 рублей. Детское пособие составляет 200 рублей на ребенка. В месяц семья платит за коммунальные услуги 2500 рублей, на питание расходует -7000 рублей, транспортные расходы – 650 рублей. Старшей сестре купили зимнее пальто, стоимостью 5000 рублей, а дети сходили в театр, где стоимость одного билета – 100 рублей. Затраты на учебу составляют 1000 рублей. Определить:
а) доходы семьи;
б) постоянные расходы семьи;
в) переменные расходы семьи;
г) бюджет семьи.
Решение:
Доход семьи=10000+8000+1200+200*2=19600 (рублей)
Постоянные расходы = 2500+7000+650+1000=11150(рублей)
Переменные расходы=5000+200=5200(рублей)
Общие расходы = 11150+5200=16350 (рублей)
Бюджет семьи=19600-16350=3250 (рублей)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ВНИМАНИЯ
Задание №1
- Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:
бартер - специализация - торговля – разделение труда - появление излишков
Ответ: разделение труда - специализация - появление излишков – бартер - торговля
- Соотнесите различные понятия между собой:
а) личные потребности подъемный кран
общественные потребности портфель
производственные потребности уличный фонарь
б) доход = расходам дефицит бюджета
доход > расхода сбалансированный бюджет
доход < расхода избыточный бюджет
Ответ:
а) личные потребности портфель
общественные потребности уличный фонарь
производственные потребности подъемный кран
б) доход = расход дефицит бюджета
доход > расход сбалансированный бюджет
доход < расход избыточный бюджет
Задание №2.
Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?
разделение труда => специализация => появление излишков =>….
Ответ: разделение труда => специализация => появление излишков =>обмен
Причины появления обмена.
Задание№3.
Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.
Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является (орудия труда, человек). Орудия труда - это (ткань, ножницы, нитки, швейная машинка) то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это (сковорода, ложка, соль, мука) то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает (предмет труда, благо)
Ответ: Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является человек. Орудия труда - это ножницы, швейная машинка то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это соль, мука, то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает благо.
Задание№4.
Найдите ошибку в определении:
- Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
- Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
- Бартер – это обмен товара на товар, с участием денег.
- Торговля - это обмен товара на товар, без участия денег.
- Спрос – желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
- Предложение - желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
Ответ:
- Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
- Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
- Бартер – это обмен товара на товар, без участия денег.
- Торговля - это обмен товара на товар, с участием денег.
- Спрос – желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
- Предложение - желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
Задание №5. Найдите ошибку в схеме.
Ответ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Задание №1.
На примере вашей семьи докажите, что семья это часть экономической системы.
Составьте экономическую сказку на тему «Моя семья – часть экономики. Она участвует в экономической жизни страны – платит налоги, и пользуется общественными благами».
Задание №2.
Объясните с научной точки зрения, почему товарное хозяйство получило преимущества в ходе эволюции человека.
Задание №3.
Производства это постоянный, замкнутый процесс, в котором обращаются ресурсы. Докажите это с помощью схемы.
производственные
общественные
личные
потребности
желание
нужда
ресурсы
потребности
ограничены
безграничны
проблема
выбор
вторичные
первичные
Расходы семьи
Постоянные расходы
Переменные расходы
питание
расходы на учебу
оплата за
квартиру
поездка в отпуск
покупка лекарств
посещение кино
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".
Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описа...
Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"
Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...
Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"
Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...
Разработка урока - игры по английскому языку: "Первые ступени в языке"
Разработка урока - игры по английскому языку: "Первые ступени в языке" на повторение материала начальной школы...
ПРОЕКТ 5 А КЛАССА «БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ!» ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ-УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА.
Каждый ребенок с возрастом развивается как физически, так и умственно, становясь полноценным членом общества. И, если его умственное и духовное развитие находится под чутким контролем родителей и учит...
Дидактические материалы для обучения английскому языку школьников с нарушениями речи (первая ступень обучения)
В данной публикации приведены конкретные упражнения для учащихся с нарушениями речи, разработанные на языковом материале, который используется в УМК "Millennium Enhlish", и направленные на развитие то...
Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...