методическая разработка по олимпиаде по специальности 080201.51 "Менеджмент (по отраслям)"
методическая разработка по экономике по теме

содержание методразработки, тестовые и практические задания по олимпиаде по специальности 080201.51 "Менеджмент (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_po_olimpiade_2012_dlya_sayta_.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО (ССУЗ) КОРКИНСКИЙ ГОРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по совершенствованию методики воспитания

и обучения специалистов

на тему «Олимпиада по специальности 080201.51

«Менеджмент (по отраслям)»

                                               

Составитель: Гневашева Т.В. - преподаватель Коркинского    

                                                горно-строительного техникума

                     

Коркино

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Цели олимпиады по специальности 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)»

Методические указания по проведению олимпиады

Тестовые задания к олимпиаде по специальности 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)»

Практические задания к олимпиаде по специальности 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)»


ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее важных сегодня задач для России является задача соответствия населения страны, и, прежде всего, молодого поколения, тем качественным требованиям, которые предъявляет к управленческим кадрам процесс глобализации в мире. Поэтому одним из важнейших конкурентных преимуществ России в стратегической перспективе   может стать наличие интеллектуального капитала, потенциальная готовность к развитию самых современных технологий и производства. Естественно, что обеспечить новый этап модернизации смогут только достаточно образованные и квалифицированные кадры, которые понимают, что и как надо делать, и активно использующие международный опыт. Видимо не случайно, что одним из приоритетных национальных проектов, предложенным еще бывшим президентом РФ В.В.Путиным и поддержанная действующим президентом РФ Д.А.Медведевым, является модернизация системы образования в стране, призванная обеспечить Россию качественно новыми кадрами.

В современном мире образование стало одной из самых широких сфер человеческой деятельности. В ней участвуют  более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. Его направленность и эффективность сегодня существенно определяют перспективы развития человечества, что значительно повышает и социальную роль  образования. В последние годы изменяется отношение мира ко всем видам образования. Оно рассматривается как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Это, прежде всего, связано с тем, что человек стал восприниматься как наиважнейшая ценность и основной капитал общества. И не просто человек, а человек способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Проведение олимпиады по специальности как раз и позволяет решить эту задачу, в том числе и повысить познавательные потребности и познавательную  деятельности студентов, сформировать у них ценности образования в процессе обучения, вызвать  соответствующий интерес к профессии и в конечном итоге обеспечить подготовку и выпуск конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов.

ЦЕЛИ ОЛИМПИАДЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080201.51

«МЕНЕДЖМЕНТ»

         

ОСНОВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ:

  1. Выявить лучшего студента по специальности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитать любовь к избранной профессии.

2. Воспитать чувство причастности  к жизни организации

    (КГ-СТ).

3. Воспитать чувство ответственности, дисциплинированности.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1. Развить интерес к знаниям, умениям систематизировать, устанавливать логические взаимосвязи  между различными предметами.    

2. Развить и углубить мыслительную деятельности учащихся, умение устанавливать преемственность между обучением и самообразованием в системе непрерывного образования.

3. Развить профессиональные и личностные способности студента для повышения его конкурентно – способности на рынке труда.

СОПУТСТВУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

  1. Рационализировать и оптимизировать самостоятельную деятельность учащихся.
  2. Повторить пройденный материал.
  3. Обучить самостоятельной работе по расширению и углублению  знаний.
  4. Проверить  и оценить в комплексе знания студентов.
  5. Подготовить студента к итоговой государственной аттестации

ТИП МЕРОПРИЯТИЯ:  внеклассное мероприятие «Олимпиада по специальности 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)» по трем профилирующим предметам.                        

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиада организуется для студентов третьего курса специальности 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)».

В основу проведения олимпиады положены учебные программы по следующим дисциплинам:

- «Менеджмент»;

- «Стратегический менеджмент»;

- «Управление персоналом».

1. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Участником олимпиады может стать любой студент третьего курса, обучающийся по специальности 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)».

Олимпиада проводится в аудитории № 47. Каждый участник олимпиады располагается за отдельным столом.

Для проведения олимпиады используются следующие средства:

-  тестовые задания;

- практические задания.

Тестовые задания содержат по 30 вопросов, скомпонованных группами по 10 вопросов по каждой из дисциплин, выносимых на олимпиаду.

Практические задания включают в себя 10 отдельных заданий по всем дисциплинам, выносимым на олимпиаду.

Тестовые и практические задания представляют собой задания повышенной степени сложности и предполагают наличие у студентов повышенного уровня знаний.

Каждому  участнику олимпиады выдаются стандартные наборы   олимпиадных тестовых и практических заданий. Это исключает проблемные вопросы при подведении результатов и ставит участников олимпиады в равное положение.

     

2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ:

1

23

4

5

6

Организационная часть  

Сообщение целей  

 Сообщение условий, методики проведения олимпиады  и оценки результатов выполнения заданий  

Мотивация деятельности студентов

Проведение олимпиады:

- 1 тур теоретическая часть (тестирование)  

- перерыв  

- подведение итогов 1 тура  

- 2 тур практическая часть

- перерыв    

- подведение итогов 2 тура  

Подведение общих итогов  олимпиады

2 мин

3 мин.

5 мин.

2 мин.

30 мин.

10 мин.

5 мин.

90 мин.

30 мин.

10 мин.

10 мин.

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

После организационного момента, сообщения целей,  условий и методики проведения олимпиады  и оценки результатов выполнения заданий  участники олимпиады получают тестовые задания и приступают к 1 туру олимпиады. На это отводится 30 минут.

В течение этого времени  участники не должны отвлекаться на посторонние дела, переговаривать друг с другом, использовать какие либо подручные средства. Им разрешается только в случае необходимости уточнить у преподавателя какие-либо моменты, касающиеся самого задания. Для этого необходимо поднять руку, подождать, когда подойдет преподаватель  и затем тихо задать ему соответствующий вопрос. Разговаривать громко   запрещается.

По окончании выполнения тестового задания участник олимпиады сдает листок с ответами преподавателю. В случае, если время, выделенное на выполнение данного тура не вышло, а  участник   уже выполнил задания и сдал листок с ответами, он  продолжает находиться на своем месте и  при этом соблюдает тишину и порядок. Преподаватель на сданных досрочно листках ответов указывает время выполнения задания.

По истечении отведенного времени все участники  олимпиады сдают листки с ответами и удаляются из аудитории на 10 минутный перерыв. За это время преподаватель должен проверить ответы и подсчитать соответствующие баллы.

После перерыва преподаватель объявляет результаты первого тура олимпиады. Затем  участники приступают ко второму туру -  к решению практических заданий. Им выдаются соответствующие задания, и отводится 3 часа (без перерыва) на их выполнение. Необходимо соблюдать те же правила, что и при выполнении тестового задания. Исключение составляет только момент окончания 2 тура. Здесь участник, выполнивший досрочно задание, сдает листок с ответами и может удалиться из аудитории до момента подведения итогов 2 тура.

Участник, нарушивший правила поведения при выполнении заданий 1 и 2 туров, удаляется из аудитории. Проделанная им работа не учитывается при подведении итогов олимпиады.

После проведения 2 тура, отведенного второго перерыва,  подводятся итоги второго тура и общие. Объявляются имена победителей, занявших 1,2 и 3 места. Результаты того,  как распределились места между остальными

участниками олимпиады не оглашаются, а доводятся только до их сведения.

На этом проведение олимпиады заканчивается.

Результаты проведения олимпиады оформляются преподавателем в

форме протокола.

4. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОЛИМПИАДЫ

Выполнение заданий олимпиады оценивается в баллах преподавателем, проводящим ее.

В первом туре (теоретической части) каждый участник за каждый правильный ответ получает один 0,5 балла, т.е. за все правильные ответы он может получить 15 баллов. Кроме этого за каждые  5 минут сэкономленного времени участник олимпиады может получить дополнительно 0,5 балла. Таким образом, каждый из участников за выполнение тестового задания максимально может получить 17,5 баллов.

  По результатам второго тура (практическая часть) каждый участник максимально может набрать 35 балла. Каждое из 8 практических заданий имеет свою шкалу оценивания, которая указана на бланке задания.

Таким образом, каждый из участников  олимпиады после ее окончания может по результатам двух туров максимально набрать 52,5 балла.

Места между участниками распределяются по количеству набранных баллов. В случае если два или несколько участников набрали одинаковое количество баллов, при подведении итогов учитывается время выполнения 2 тура олимпиады. Участник, выполнивший задание ранее по сроку, занимает более высокое место.

Тестовые задания

для участников олимпиады по  дисциплине «Менеджмент»

 по специальностям  080201.51  «Менеджмент (по отраслям)»

  1. Часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы:

      а) субъект управления     б) объект управления      в) макросреда     г) микросреда

  1. Передача выполнения производственных и сбытовых задач подчиненным нижестоящим руководителям:

а) делегирование полномочий                          в) процесс контроля

      б) процесс планирования                                  г) передача ответственности  

  1. Процесс обеспечения деятельности организации на основе выработанных норм и нормативов, проведения их корректировок и установления стандартов, анализ спланированных и достигнутых результатов и целей:

а) планирование               б) мотивация               в) контроль            г) организация  

  1. Власть, успех, признание, интересы, принадлежность:

а) первичные потребности    б) вторичные потребности   в) нужда    г) обязанность

  1. Способность руководителя влиять на людей, вести за собой подчиненных, на основе личного авторитета, профессиональных и организаторских способностей:

а) властность          б) дилетанство         в) коммуникабельность           г) лидерство

  1. Отсутствие согласия между лицами и группами, ведущее к нарушению нормативной деятельности участников события:

а) переговоры            б) конфликт               в) совещание                г) коммуникация

  1. Возможность распоряжаться действиями подчиненных, влиять на поведение других:

а) власть             б) критиканство             в) коммуникабельность       г) паникерство

  1. Организационная структура управления, где основное средство воздействия – это  власть подчинения, давления на человека «сверху» с помощью принуждения, контроля и распределения благ:

а) рынок                    б) культура                      в) иерархия                   г) менеджмент

  1. Определенный вид управленческой деятельности, выражающийся целенаправленным воздействием и представляющий собой совокупность решений:

а) маркетинг                б) контроль                  в) мотивация                г) менеджмент  

  1. Наилучший вариант решения конфликта, заключающийся в понимании причин конфликта и нахождении путей действий, приемлемых для всех сторон:

а) уклонение         б) решение проблемы        в) принуждение         г) компромисс

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за тесты – 5  баллов  


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

К ОЛИМПИАДЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080201.51 «МЕНЕДЖМЕНТ (по отраслям)»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Существуют факторы, воздействующие на организацию изнутри и извне. Рассмотрите нижеследующие определения этих факторов и расположите их в соответствующих графах   «Факторы внутренней среды» и  «Факторы прямого воздействия» и «Факторы косвенного воздействия» при этом укажите, какое понятие они отражают.

  1. Крупные научно-технические нововведения, глубоко затрагивающие организацию и общество.
  2. Фирмы, обеспечивающие ввод в  организацию необходимых ресурсов (материалов, оборудования, энергии, капитала, рабочей силы).
  3. Конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.
  4. Настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса.
  5. Органы, обеспечивающие принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводящие собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.
  6. Установки, жизненные ценности, традиции, стереотипы, установки, вкусы и предпочтения, влияющие не только на организацию, но и на ее продукцию  и услуги.
  7. Логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
  8. Фирмы и отдельные лица, приобретающие продукцию (товары и услуги) организации.
  9. Предписанная работа, серия работа или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки.
  10. Совокупность факторов  культуры, экономики, госрегулирования и политической обстановки, относящиеся к среде других стран.
  11. Фирмы, ведущие конкурентную борьбу с организацией за трудовые ресурсы, материал, капитал и право использовать определенные технические нововведения.
  12. Сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
  13. Акционеры организации, влияющие на принятие решений, путем голосования на собраниях акционеров.
  14. Личности с их неповторимыми переживаниями и запросами.
  15. Общие изменения состояния экономики (инфляция, экономический спад ит.п.)

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 1 – 7, 5 баллов  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Лидерство не является управлением. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Эффективный менеджер не обязательно будет являться эффективным лидером и наоборот.  Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Очевидно, что на практике не наблюдается соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что большинство менеджеров обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим критериям. Подберите каждому типу отношений управления  соответствующее ему поведение менеджера и лидера, расположите их в соответствующих графах «Менеджер» и «Лидер»

А. Он вносит порядок и последовательность в выполняемую работу.

Б. Он воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников.

В. Он сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения людей к делу.

Г. Он имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям.

Д.Он склонен разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность.

Е. Он добивается много путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Ж.Он строит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.

З.Он обеспечивает достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

И. Он предпринимает постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы.

К. Он, используя свой профессионализм, различные способности и умении, концентрирует свои усилия в области принятия решений.

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 2 – 5 баллов  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3

Проверьте, насколько Вы сильны в   вопросах мотивации. Для этого  подберите группе потребностей по Маслоу соответствующие ей форму проявления потребностей и средств удовлетворения потребностей.

Группы потребностей

Форма проявления потребностей

Средства удовлетворения потребностей

Самовыражение

Признание и самоутверждение

Принадлежность и причастность

Безопасность

Физиологические потребности

Форма проявления потребностей: 1 – желание занимать определенное положение в коллективе;  2 – желание регулярно и качественно питаться; 3 – стремление к достижению результатов; 4 – стремление к установлению дружеских отношений; 5 – стремление к предотвращению опасных изменений.

Средства удовлетворения потребностей: 1 – присвоение рангов или званий; 2 – создание легко доступных систем питания; 3 – поощрение создания неформальных групп; 4 – предоставление творческой работы; 5 – создание системы страхования.

     За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 3 – 5 баллов  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решения касаются не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Соотнесите приведенные ниже проблемы к соответствующему им уровню принятия решений.

1. Наличие индивидуального умения.                4. Выполнение решений.

2. Взятие риска на себя.                                        5. Создание и выбор альтернатив

3. Создание соответствующей среды                   6. Управление групповым процессом

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 4 – 3 балла  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5

Проверьте, сильны ли Вы в анализе  типов эталонных стратегий. Для этого каждой группе эталонных стратегий  подберите соответствующие типы стратегий.  

Стратегия концентрированного роста

Стратегия интегрированного роста

Стратегия диверсифицированного роста

Стратегии

сокращений

Типы стратегий:

1.Стратегия сокращение расходов. 2.  Стратегия усиления позиции на рынке. 3. Стратегия обратной вертикальной интеграции. 4. Стратегия развития рынка. 5. Стратегия горизонтальной интеграции. 6.Стратегия ликвидации. 7. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции 8. Стратегия «сбора урожая» 9.Стратегия конгломеративной диверсификации 10. Стратегия центрированной диверсификации  11. Стратегия сокращения  12. Стратегия развития продукта

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 5 – 6  баллов  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6

Проверьте, сильны ли Вы в процессе разработки и реализации управленческого решения. Для этого определите на Ваш взгляд порядок действий менеджера в данном случае:

  1. Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения.
  2. Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации.
  3. Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей.
  4. Проанализировать варианты решения проблемы ( а иногда и невозможные варианты).
  5. Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении.
  6. Привлечь к подготовке необходимый круг специалистов.
  7. Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 6 – 3,5  балла  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7

 Вставьте пропущенные слова.

1)   Главным действующим лицом в оценке персонала является  …. руководитель.

  1. Центральным вопросом любой деловой оценки является установление –
  2. ее …..
  3. Один из видов деловой оценки – оценка кандидатов на … должность.
  4. Деловая оценка является важной составляющей процесса отбора и …. персонала
  5. Один из типовых этапов деловой оценки включает в себя проверочные …..
  6. Одна из групп показателей деловой оценки включает в себя показатели  … поведения.

За каждый правильный ответ  0,5 балла.

Максимально за задание № 7 – 3  балла  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8

Самым распространенным типом конфликта является межличностный. Индивиды, вступившие в межличностный конфликт, имеют пять возможных путей выхода из него. Применение каждого из этих стилей дает определенный результат. Попробуйте соотнести их между собой.

1. Разрешение конфликта силой  2. Разрешение конфликта через сотрудничество. 3. Уход от конфликта 4. Войти в положение другой стороны . Разрешение конфликта через компромисс

А. Выигрыш – выигрыш.    Б. Невыигрыш – невыигрыш.  В. Выигрыш – проигрыш.

Г. Невыигрыш – выигрыш  Д. Проигрыш – проигрыш.

 За каждый правильный ответ  0,5 балла

Максимально за задание № 8 – 2,5  балла  

Максимально за задания № 1 – 8:    35  баллов  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Проведение олимпиады по физической культуре»

Разработка положения о проведении   олимпиады для учащихся 8-11 классов по предмету «Физическая культура» и таблицы подсчета очков.Проведение  олимпиады по физической культуре  с и...

Методическая разработка Конфренция Введение в специальность 190103 Автомобиле и тракторостроение

Методическая разработка представляет собой сценарий технической конференции Введение в специальность 190103, нацеленной на осуществление профессионального воспитания, привите обучающимся культуры дело...

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...

Методическая разработка "Цветочная олимпиада"

Методическая разработка "Цветочная олимпиада"...

Методическая разработка для аттестации школьников специальной медицинской группы и освобождённых от занятий по плаванию.

Методическая разработка для аттестации школьников специальной медицинской группы и освобождённых от занятий по плаванию  учеников 5-6 классов....

Методическая разработка: "Семейная олимпиада".

Разработка может быть полезна для проведения внеклассных мероприятий по истории, по праву, по обществознанию....

Методическая разработка на тему «Развитие специальной выносливости юношей 15-17 лет в хоккее с шайбой»

Специальная выносливость в хоккее - это специфическое свойство организма сохранять дееспособность при мускульной работе максимально высокой интенсивности и высокий уровень обменных процессов в мы...