Рабочая программа экологического кружка
рабочая программа по экологии (7 класс)
Рабочая программа экологического кружка для учеников 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 374.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.УЛАН-УДЭ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по внеурочной деятельности
Соколовой Людмилы Владимировны
учителя высшей категории
«Юный эколог»
7 класс
г. Улан-Удэ
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса по географии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, ФОП ООО а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа адресована учащимся 7 класса общеобразовательных школ, уровень обучения – базовый
Человек является частью биосферы, и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как любой живой вид, человечество имеет свою экологическую нишу, в которой проявляется вся система его взаимоотношений с окружающей средой, подчиняющаяся определённым законам. В кратком виде законы были сформулированы американским учёным Б.Коммонером:
- Всё связано со всем.
- Всё должно куда-то деваться.
- Природа знает лучше.
- Ничто не даётся даром.
Эти законы человек обязан учитывать в своей практической деятельности.
Эта программа актуальна, так как образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, которое 3 ноября 1994г. приняло постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения».
Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности учащихся, участие школьников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к
активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие школьников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Исследования в области охраны природы можно разделить на несколько этапов: предварительный, собственно-исследовательский, результативный, заключительный. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Данная особенность программы в значительной степени способствует активизации краеведческих исследований. На занятиях осуществляются межпредметные связи с биологией, географией, химией, технологией, изобразительным искусством.
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры школьников. Захлебный А.Н. целью и планируемым результатом экологического образования и воспитания считает сформированность ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи экологического воспитания:
Образовательные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
- научить оформлять исследовательские работы;
Развивающие задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной
среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой,
осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности
природы как источника материального и духовного развития общества.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,
уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности
по улучшению и сохранению природной среды,
пропаганде природоохранительных знаний,
нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
По учебному плану на изучение экологии в 6 х классах выделено 34 часа, 1 час в неделю. По школьному учебному плану – 34 часа в течение учебного года, 1 час в неделю.
Практические работы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода, рекомендуется использовать часы учебного времени из регионально-национального компонента (НРК)
Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии)
Исходя, из уровня подготовки класса, планирую использовать технологии проблемного обучения, критического мышления, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), лекции, семинары экскурсии, методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические работы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и так же средством контроля за качеством их сформированности. После изучения темы проводятся обобщающие уроки, на протяжения года дети участвуют в олимпиадах (ЧИП, Эльбус, Осенний марафон). Окончание курса заканчивается итоговым тестированием. В соответствии базисным учебным планом 10% учебного времен отведены на реализацию национально− регионального компонента дисперсно при изучении всех тем курса. Включение НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.
Распределение НРК по урокам:
№ урока | Тема урока | инструментарий |
1(3) | Реки РБ | Атлас РБ, контурные карты |
1(3) | Озера РБ | Атлас РБ, контурные карты |
1(5) | Растительный мир РБ | Музей Природы РБ, альбомы, энциклопедии, презентации |
1(6) | Животный мир РБ | Музей Природы РБ, альбомы, энциклопедии, презентации |
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
• Что изучает экология;
• Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
• Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
• Правила поведения в природе;
• Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
• Главные особенности природы своей местности;
• Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
• Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
• Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
• Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
• Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
• Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
• Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
• Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
• Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
• Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
• Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
• Проводить подкормку птиц;
• Охранять растения и животных;
• Озеленять территорию школы;
• Выполнять исследовательские проекты.
Содержание программы
Вводное занятие
Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Глобальные и региональные экологические проблемы. Биогеография Республики Бурятия.
Теоретические занятия - Игра-викторина «Охрана природы в РБ». Беседа на экскурсии «Состояние окружающей среды РБ». Подготовка и проведение экологического марафона
Практические занятия - Выбор маршрута и закладка экологической тропы. Учёт и оборудование муравейников. Заготовка кормов для зимней подкормки животных. Подготовка радиопередачи «Состояние природы РБ».
Форма организации - беседа, игра, экомарафон, защита творческих проектов.
Оборудование и материалы - тетради, ручки, блокноты, карандаши.
Неживая природа Республики Бурятия: вода
Теоретические занятия - Беседа в классе «Проблема чистой воды и здоровье человека». Конкурс фанпроекта «Парк отдыха»
Практические занятия - Операция «Малые озера». Операция «Родничок». Мониторинг воды. Определение цветности воды.
Форма организации - беседа, игра, конкурс, защита творческих проектов.
Оборудование и материалы - карандаши, фломастеры, гуашь, ватман, альбомы, блокноты, тетради, ручки.
Неживая природа Республики Бурятии: воздух, почва
Теоретические занятия - Аукцион экологических знаний, экологический брейн-ринг. «Живая газета» - «Экологический вестник»
Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Мониторинг воздуха. Мониторинг почвы.
Форма организации - конкурс, защита творческих проектов, аукцион.
Оборудование и материалы - карандаши, фломастеры, гуашь, ватман, альбомы, блокноты, тетради, ручки, эмблемы, карточки с заданиями, призы
Живая природа Республики Бурятия: растения
Теоретические занятия - Беседа «Растения нашей области и их охрана». Дискуссия «Можно ли собирать в букеты дикие красивоцветущие растения?»
Практические занятия - Операция «Ель». Выставка зимних букетов. Биоиндикация.
Форма организации – беседа, дискуссия, защита творческих проектов, выставка.
Оборудование и материалы - карандаши, фломастеры, альбомы, блокноты, засушенные цветы, таблица «Лишайники».
Живая природа Республики Бурятия: животные
Теоретические занятия - Ролевая игра «Заседание учёного совета» - «Охрана фауны». Беседа «Птицы нашей республики и их охрана», «Музей природы» на столе.
Практические занятия - Изготовление кормушек, зимняя подкормка птиц.
Форма организации – ролевая игра, беседа, защита творческих проектов, выставка.
Оборудование и материалы - карандаши, блокноты, игрушечные животные, материал для изготовления кормушек для птиц.
Памятники природы Республики Бурятии
Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы РБ». Экологический КВН.
Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Изготовление искусственных гнездовий.
Форма организации –беседа, конкурс, игра, защита творческих проектов.
Оборудование и материалы - карандаши, блокноты, энциклопедия, альбомы, ватман, фломастеры, эмблемы, магнитофон, карточки с заданиями, призы.
Природа и человек
Теоретические занятия - Дискуссия «Радиация и здоровье человека в РБ». Беседа «Природа в творчестве местных художников». Турнир знатоков житейских премудростей.
Практические занятия - Выставка поделок из природного материала.
Форма организации – беседа, дискуссия, выставка, турнир знатоков, защита творческих проектов.
Оборудование и материалы - карандаши, картон, пластилин, природный материал: семена, высушенные цветы, каштан, шишки сосны и ели, ножницы, картон, клей ПВА
Природа и наука
Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль учёных в преобразовании природы нашей республики»
Практические занятия - Установка искусственных гнездовий для птиц. Операции «Первоцвет», «Мой двор – моя забота»
Форма организации – беседа, защита творческих проектов, устный журнал.
Оборудование и материалы - блокноты, ручки, карандаши.
Природа как единое целое
Теоретические занятия -Конкурс плакатов на тему «Охрана окружающей среды в области». Экскурсия «Природа нашего края»
Практические занятия Озеленение кабинета. Трудовые десанты. Закладка цветника.
Форма организации – беседа, защита творческих проектов, устный журнал.
Оборудование и материалы - блокноты, ручки, карандаши, садовый инвентарь.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
2 | Глобальные и региональные экологические проблемы. Биогеография Республики Бурятия | 2 | 1 | 1 |
3 | Неживая природа РБ: вода | 4 | 1 | 3 |
4 | Неживая природа РБ: воздух, почва | 6 | 2 | 4 |
5 | Живая природа РБ: растения | 4 | 1 | 3 |
6 | Живая природа РБ: животные | 4 | 1 | 3 |
7 | Памятники природы РБ. | 4 | 1 | 3 |
8 | Природа и человек | 4 | 1 | 3 |
9 | Природа и наука | 2 | 1 | 1 |
10 | Природа как единое целое | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 34 | 12 | 22 |
ЛИТЕРАТУРА для учителя
1. Агесс П. «Ключи к экологии», 2000г. Л.
2. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 2012г.
3. Бобылева Л.Д. «Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе», Тамбов, 2013г.
4. Бобылева Л.Д. «Игра в экологическом образовании старшеклассников», Москва, 2000г.
5. Будыко Н. «Глобальная экология», Москва, 1977г.
6. Грехова Л.И. «В союзе с природой» С., 2002г.
7. Голубев И.Р. «Окружающая среда и её охрана», Москва-просвещение, 2014г.
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, 2000г.
9. Зверев И.Д. «Проблемы социальной экологии», Москва, 2013г.
10. Иванова Г. «В судьбе природы - наша сдьба», Москва, 2001г.
11. Израэль Ю.А. «Экология и контроль состояния природной среды» Л., 2002г.
12. Кашлев С.С. «Педагогические условия развития экологической культуры учащихся», Минск, 2001г.
13. Морозов Г.И. «Глобальная экологическая проблема», Москва, 2005г.
14. Моррис Т.К. «Тайны живой природы», Москва, 2014г.
15. Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 2001г.
16. Новиков Ю.В. «Природа и человек», Москва, 2014г.
17. Сидоренко Г.И. «Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения», Москва, 2013г.
ЛИТЕРАТУРА для учеников
1. Браул В. Настольная книга любителя природы. Л. 2014г.
2. Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы – прогресс 2001г.
3. Верзилин Н.М. «Путешествия с домашними растениями», Л., 2000г.
4. Дмитриев Ю. Соседи по планете М.2012г.
5. Зверев И.Д. «Экологическое образование школьников», Москва, 2012г.
6. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, 2000г.
7. Ремизова Г.Л. Войди в зеленый мир – М. Просвещение 2012г.
8. Суравегина И. Экология и мир Москва 2014г.
9. Чижова В.П. «Учебные тропы природы», Москва, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...
Рабочая программа экологического кружка.
Экологический кружок"Зеленые спасатели"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...
Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"
Цель программы:Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой...
Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"
В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....
Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"
Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В ...