Туристская игра "Как вести себя в походе"
методическая разработка по экологии (5, 6 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Игра поможет закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tur_igra_kak_vesti_sebya_v_pohode.docx269.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Сергеева Т.А.

Туристская игра

 "Как вести себя в походе"

  Цель:  закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе.

  Задачи:

  • учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
  • стремиться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

   Игра проводится на занятиях туристского кружка перед выходом в поход. Ребят делят на две команды и предлагают каждому члену команды (по очереди) оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что - нет. Товарищи по команде дополняют или исправляют ответы, если в этом появляется необходимость. Команда-соперница внимательно следит за обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить дополнительные очки.

   Сюжеты:

  1. Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапками.

   2. "Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер", - предложил Алик. "Зачем здесь? Идемте вон под дерево, там уютнее", - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показывали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

   3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (соловьи). Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

   4. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли его и решили взять птенца с собой.

   5. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. "Теперь моя будешь", - довольно сказал он.

   6. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показывал ребятам свои трофеи.

   7. Ребята гуляли по лесу со щенком и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но тот так и не отозвался.

   8. Кто-то из девочек заметил: "Что-то тихо стало в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор погромче включить".

   9. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девчонкам белоснежную кувшинку, которую те назвали "водяной лилией". "Пусть оценят нас, мы даже пиявок не испугались", - думал каждый.

   10. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после отдыха.

   11. Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-нибудь подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. "Что ты носишься с этой банкой? - услышал он. - Брось ее в воду и дело с концом".

   12. На земле валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, ломаные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

   13. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. "Брось ее в костер", - предложил кто-то.

   14. Все уже были готовы идти, как вдруг кто-то из ребят увидел на темном стволе липы, где-то на уровне глаз, свежие надрезы: 7 класс, номер своей школы и год. "Кто додумался это сделать?" - спросил Юра. Никто не признался, тогда Юра взял нож и срезал надписи.

   Советы педагогу: ответы учащихся по оценке ситуаций должны быть примерно такими.

  1. Собираясь в поход с ночлегом, следует брать с собой спальный мешок и т. п., чтобы не причинить урон лесу.

   2. Костер без надобности не разводят, но если он нужен, используют старое кострище, чтобы не допускать ожога земли. Место для костра не должно быть рядом с деревьями. Костер всегда старательно тушат.

   3. Ничего из гнезда брать нельзя - птица может бросить насиженное яйцо.

   4, 5. Диких животных, их детенышей и птенцов уносить из природной среды нельзя. Выращенные в неволе животные оказываются неприспособленными к жизни в природе.

   6. Красивых бабочек в природе осталось очень мало. Ловить их и, тем более, помещать в спичечный коробок нельзя. Бабочка будет биться о стенки коробочки, крылышки обтреплются и, скорее всего, ее придется выбросить. Неограниченно можно ловить лишь бабочек капустной белянки.

   7. Щенка надо найти, иначе он станет бродячим. Рано весной, когда птицы сидят на гнездах и выводятся птенцы, собак брать в лес не стоит, т. к. они напугают птиц.

   8. На природе слушают тишину или звуки природы.

   9. Рвать в природе цветы можно лишь в очень ограниченном количестве. Кувшинки рвать нельзя, т. к. они занесены в Красную книгу РБ из-за редкости. Если в походе встретится цветущая черемуха, нужно объяснить детям, что нельзя уродовать дерево, ломая все ветки без разбора и унося из лесу огромные охапки, тем более что на месте цветов появятся лекарственные ягоды. Нужно лишь срезать небольшое количество веток.

  10. Лес, луг, берега водоемов - не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно взять с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из синтетики. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора - значит, усиливать на природу свое воздействие.

  11. Бросать что-либо в водоемы недопустимо. Вода - это место обитания растений и животных, и превращать их в кладбище всякого хлама только потому, что под водой этого не видно, нельзя. От чистоты водоема зависит возможность рыбного промысла и полноценность нашего отдыха. К тому же, купаясь в таком водоеме, можно заболеть или поранить руку или ногу.

  12. Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пластмассы - нельзя. В воздух попадут очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в земле остается смола, не разлагающаяся естественным путем. Все это надо брать в город и выбрасывать в контейнеры.

   13. Пищу никогда не сжигают. Всегда в природе найдется тот, кто ее съест: животное или рыба в водоеме.

   14. Тот, кто вырезает надписи на деревьях или камнях, бескультурен, но причинять дереву новую травму Юре не следовало. http://miku-bs.ru/wp-content/uploads/2015/11/pravila-povedeniya-v-lesu-2-str.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как вести себя в сети Интернет"

Как объяснить ребенку об опасности. Как вести себя в сети Интернет....

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...

Конспект открытого занятия "Как вести себя в природе"

Цель: закрепить умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, полученное при изучении раздела «Этические беседы по экологии»....

Учись вести себя в сети!

Памятка для юного пользователя...

Игра-викторина "Как вести себя в гостях"

     Учитель может использовать материалы данной викторины на уроке социально-бытовой ориентировки, чтобы сделать его глубже и интереснее, как подспорье при изучении новой ...

Внеклассное мероприятие "Спортивно-туристская игра-эстафета "Мы собираемся в поход".

Эта эстафета-игра может проводиться как внеклассное мероприятие между командами учащихся 5-6 классов,  так и на уроке, как проверка усвоения пройденного материала по разделу "Туризм"....

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...