"ЯМАЛ– заповедный край сурового Севера"
методическая разработка по экологии (8, 9, 10, 11 класс)

Пассар Светлана Петровна

На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе. Главное – надо помнить: от каждого из нас зависит её настоящее и будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯМАЛ– заповедный край сурового Севера

Пассар Светлана Петровна

учитель биологии

МБОУ «Средняя школа №7»

г. Новый Уренгой

Ход проведения

Ведущий: (звучит музыка Игоря Корнилова «Северный край», на ее фоне звучат слова ведущего).

Мы живем в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. «Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор». Н. Н. Моисеев. Чтобы спасти и сохранить окружающую среду нужно, чтобы в сознании каждого человека была ответственность за судьбу нашего общего дома – Земли.

На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.Главное – надо помнить: от каждого из нас зависит её настоящее и будущее.

Ученик: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом – мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том ведём мы речь, что мы должны наш дом беречь. Давай докажем, что не зря, на нас надеется Земля.[1]

Территория Ямало-Ненецкого автономного округа расположена в Арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Половина территории автономного округа находится за Полярным кругом. Мы можем считать себя уникальными обладателями сокровищами природы. Некоторые ее места сохранились в первозданном виде, поэтому не каждый имеет возможность даже заглянуть в эти уголки нашего края. Наш регион имеет особый статус – заповедный. Сегодня мы имеем уникальную возможность познакомить вас с фотоальбомами«Заповедный Ямал. Невиданный Гыдан» и «Заповедный Ямал. Таежное сердце», которые ООО «Газпром добыча Ямбург» при поддержке Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского подарили нашей школьной библиотеке. В них находятся около 500 фотографий, сделанных в экспедициях. Знакомясь с ними, мы можем с вами узнать об удивительных уголках природы нашего арктического региона(фотоальбомы лежат на столах, на экране презентация фотоальбомов).

Ученик:Благодаря проекту «Заповедный Ямал» у нас появилась возможность совершить с вами путешествие по нетронутой тайге Верхне-Тазовского государственного заповедника, познакомиться с его обитателями, с удивительными людьми, которые посвятили себя делу защиты этой удивительной экосистемы. Хотелось бы выразить слова благодарности сотрудникам заповедника, которые прилаживают немалые усилия для сохранения отдельных видов флоры и фауны.

Рассматривая фотоальбом «Заповедный Ямал. Таежное сердце», мы можем насладиться красотой и величием дикой природы, это помогает нам осознать, какое огромное значение имеют заповедники в деле изучения и охраны окружающей среды.Нашему взору открываются красивейшие ландшафты, редкие виды животных и растений — это то, что мы все вместе должны сберечь для будущих поколений(негромко звучит музыка).

Северный край за далекими далями,
Северный край,что зовется Ямал.
Пусть говорят-это край географии,
Только для нас он начало начал.

Ученик:С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедными территориями.Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Идея заповедного дела родилась не сегодня. Ещё с древних времен человек ограничивал своё присутствие на определённых природных территориях.

      ЯМАЛ - уникальный регион с развитым промышленным комплексом представляет собой огромное царство первозданной природы. Именно поэтому, разрабатывая месторождения, ООО «Газпром добыча Ямбург»бережно относятся к хрупким северным экосистемам и  применяют инновационные технологии с существенным экологическим эффектом и реализуют эколого-просветительский проект «Заповедный Ямал». Площадь особо охраняемых природных территорий составляет около 7% общей площади округа и включает 2 государственных заповедника, 10 природных заказников и природный парк.

Ведущий:

Ребята, посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны эти творения природы. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа. Мы предлагаем вашему вниманию познакомиться лишь с некоторыми из них.

«Ученики - исследователи», во время своих сообщений по очереди подходят к интерактивной доске, используя иллюстрации,рассказывают учащимся о том, что их больше всего заинтересовало.

Ученик:Сегодня япознакомлю васс Государственным природным заповедником «Верхне-Тазовский». На его территории обитают следующие виды: 36 млекопитающих, 199 птиц, 26 рыб, 1 круглоротых, 551 насекомых, 3 амфибий, 2 рептилий, 21 пресноводных моллюсков, 6 пиявок, 311 сосудистых растений, 165 мхов, 124 лишайников, 87 грибов.Среди них сибирский таежный гуменник, краснозобая казарка, сапсан, беркут, скопа, орлан-белохвост и др. Из амфибий сибирский углозуб. В холодных водах обитают муксун, таймень, нельма, тугун. Природными достопримечательностями являются леса паркового типа, светлохвойная и темнохвойная тайга.

Ученик:Заповедник находится в труднодоступном месте. Добраться туда очень непросто. Возможно благодаря именно этому факту, «Верхне-Тазовский» заповедник сохранился в первозданном виде с сохранением генетического фонда растительного и  животного мира.

Северный олень  - один из самых значимых видов животных обитающих в арктических широтах. Он является важным звеном в экосистеме и для жизни коренных народов Севера. С этим животным связан быт и культура у ненцев, саамов, чукчей и других народностей Крайнего Севера. А знаете ли вы, что северные олени способны видеть ультрафиолетовое излучение. В день они могут проходить по 20-30 км. Благодаря волосам, которые растут возле копыт, животные практически не оставляют следов на снегу. Рога есть и у самок и у самцов. Всего через пару часов после рождения олененок способен преодолеть несколько километров. В зависимости от времени года у оленей меняются копыта.

Одной из задач заповедника является сохранение популяций не только таежного северного оленя, но и баргузинского соболя.Этот зверёк очень осторожный и скрытный его трудно увидеть в лесу. Он ведет скрытый образ жизни. И если вам когда то удастся заметить зверька среди деревьев, то вряд ли вы его сможете хорошо разглядеть из-за его умения быстро передвигаться. На протяжении столетий соболь является олицетворением богатства сибирского края. В Российской империи он являлся главной частью бюджета. Из-за долговечности, густого, шелковистого меха шкурка баргузинского соболя ценилась в  буквальном смысле на вес золота. На сегодняшний день он является самым дорогим и ценным в мире. Цена на аукционах может достигать до 4000 долларов. Зверек любит кедровые орехи и ягоды, охотится на мышей, белок, птиц.

Ученик:Кедровка – типичный таежный вид. По внешнему виду ее легко отличить от других видов птиц по  черно-пестрой окраске. Она имеет экологическую связь с сибирской сосной, так как она питается исключительно семенами кедровой сосны, и в период массового созревания — в конце лета и осенью — без устали занимается их заготовкой. За весь заготовительный период кедровка способна делать несколько тысяч кладовых, перенося в подъязычном мешке до 100 орехов. Этот вид птиц выполняет важную роль в возобновлении и расселении сибирской сосны. Встречается в пойме реки Оки. Возникает вопрос, с чем может быть связано появление этих птиц на территории нашего округа? По мнению специалистов, кедровки могут совершать далекие миграции в неурожайные годы. Возможно, по этой причине птицы оказались в наших районах. Обитают они вблизи жилья, на опушках или вблизи сенокосных участков.

Ученик:Участникам экспедиции удалось совершить одно маленькое открытие — обнаружить новый для территории Верхне-Тазовского заповедника вид птиц — обыкновенного жулана. По своим размерам он немного больше воробья. У нее есть особенности: от клюва через глаз к уху проходит черная полоса и крючком на конце клюва. Откладывает 5-6 желтоватых, розоватых или зеленоватых яиц с крапинками, пятнышками. Может подражать пению других птиц.

Орлан-белохвост– отдельный вид рода орланов. Они живут рядом с морскими побережьями, крупными реками и озерами. Строят свои гнезда в районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану. Иногда кочуют на небольшие расстояния в поисках пропитания, если особь становится возрастной, то она остается на одном месте, не совершая перелеты. Самки значительно крупнее самцов. Питаются рыбой. В заповеднике –самый крупный пернатый хищник(стр. 151).

Ученик:Заповедник – лишь одна из категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ее можно отнести к самой строгой форме, поскольку статус «государственный природный заповедник» предполагает практически полный запрет на хозяйственную деятельность и присутствие человека.7 октября 1996 года был образован Государственный природный заповедник «Гыданский».Одной из главных задач заповедника является охрана природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

На его территории большую часть времени года господствует суровая и снежная зима. И только коротким летом можно заметить бурную жизнь обитателей этого заповедника.

Ученик:Белый медведь — это благородное, красивое животное. Он недаром считается самым крупным хищным зверем на планете и живым символом Арктики. Самцы могут достигать 2,5 м длины и 450-600 кг веса. Несмотря на свой крупный вес, они способны быстро передвигаться, развивая скорость  на суше до 40 км/час в воде до 10 км/час. У них толстый слой подкожного жира, что помогает животному предотвращать потерю тепла и переносить температуру ниже - 45. Они занесены в Красную книгу. В мире их насчитывается в пределах 20-30 тысяч особей.

Ученик:В арктических водах распространена белуха – известная как полярный дельфин. Однако она крупнее обычного дельфина, не имеет спинного плавника и относится к семейству китообразных и ближе к нарвалам. Их можно встретить большими стаями вблизи берегов и Гыданского заповедника. В ходе сезонной миграции они заходят далеко в Обскую губу.Зимой она питается треской, камбалой, совершая глубокие погружения до 1000 м и находясь под водой до 25 минут. Она способна плавать задом наперед и на спине.

Ведущий:Сегодня мы познакомили вас с заповедными местами нашего удивительного Ямало-Ненецкого автономного округа – Гыданского полуострова и близлежащими островами, Верхне - Тазовского государственного и природного заповедника с уникальными ландшафтами и обитателями этих труднодоступных арктических территорий. Вы узнали об охране окружающей среды, об охраняемых территориях и сейчас мы предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, почему не удается защитить редкие виды даже в заповедниках и национальных парках?
  2. Какую работу, по вашему мнению, могут проводить школьники для того, чтобы остановить уничтожение растительного и животного мира?
  3. Какими качествами на ваш взгляд, должны обладать люди, которым не безразлична судьба нашей планеты?
  4. Какие советы по сохранению флоры и фауны вы могли бы дать младшим школьникам? (Ребята и все присутствующие принимают участие в дискуссии).

О, ЯМАЛ, твои дали бескрайние,
С птичьим гомоном белых ночей,
Край суровый, любовь моя давняя,
Ты – частица России моей.

ЯМАЛ – одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Ее северная природа, такая красивая, стихийная, суровая и тонкая одновременно, вдохновляет художников и поэтов.

Ученик:В нашемЯмало-Ненецком автономном округе есть что-то мирное, доверчивое, раскрытое то, что отзывается в наших сердцах.Просторы тундры, завораживающая своим горизонтом, равнинно-таежная местность, раскинувшаяся зеленым покрывалом на сотни тысяч километров, составляют величественную красоту и бесконечный покой северной природы, которая испокон веков влекла людей, стремившихся разгадать тайны мироздания. ЯМАЛ поражает своей необычайной красотой природы и является одним из самых удивительных мест на карте России. Ученые считают экосистему ЯМАЛА бесценным богатством человечества, истинной сокровищницей для будущих поколений.

Ученик: Сегодня, мы рассказали вам о том, как прекрасен наш край, как разнообразен животный и растительный мир. Обширная территория располагает разнообразными растительными и животными ресурсами, которая обусловлена особенностями природных условий. После нашей встречи, мы хотим, чтобы все мы задумались о том, что нельзя быть равнодушными по отношению к нашему общему Дому – Земле. Земля – всего лишь маленькая частица вселенной, но только на ней, насколько известно учёным, есть жизнь.

Ученик: Человек! Задумайся! Что ты есть без природы? Без воздуха, воды, пения птиц! Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас доброго отношения к себе. Люди, задумайтесь! Пора бы человечеству понять, Богатство, у природы отбирая, Что землю нужно тоже охранять, Она как мы, такая же живая [1].

Ведущий:Желаем вам понять, в каком красивом крае мы живем и как важно сохранить эту красоту для будущих поколений!

Выражаем слова благодарности работникам ООО «Газпром добыча Ямбург»,составителям фотоальбомовза экологический проект «Заповедный Ямал» и предоставленную возможность познакомиться с уникальной природой сурового края.

Благодарим за внимание. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»

Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...

Презентация к интегрированному мероприятию "Мой Ямал, олений край!"

При налаживании контакта между детьми, используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются ...

"Наш заповедный край" выступление агитбригады

Выступление агитбригады посвящено юбилею заповедника "Кузнецкий Алатау"...

Заповедный край земли Томской

Беседа для старшеклассников. Содержит материал об ООПТ Томской области....

Проект "Заповедный край изучай и охраняй"

Проект направлен на привлечение внимания учащихся и взрослого населения к охраняемым территориям Карагайского района. Тема является актуальной, т.к. 2017 год назван Годом экологии.  Цель: Воспита...

Экологический муравейник"Заповедный край".

Внеклассное мероприятие, посвященное Году экологии в России....

Интеллектуально – познавательная викторина «Ямал – мой край родной»

Цель: пополнение знаний у воспитанников о Ямале.Задачи: воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине». Повышение интереса детей к национальной культуре своего народа, народн...