Общая Экология
рабочая программа по экологии (10 класс)
. Курс экологии должен способствовать систематизации и обобщению имеющихся у учащихся знаний, а также формированию у них обязательного минимума знаний и умений необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования Джидинского района»
МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Элективный курс по экологии
Классическая экология
Класс – 10 (11)
Количество часов – 34
Автор: Поломошнова Нина Ивановна,
Учитель биологии, экологии
МАОУ « Петропавловская СОШ №1»
с.Петропавловка
2020
Пояснительная записка
Актуальность темы
В связи с острейшими экологическими проблемами школа должна обеспечить своим выпускникам необходимые знания и умения, на основе которых формируется экологические мышление и культура. Курс экологии должен способствовать систематизации и обобщению имеющихся у учащихся знаний, а также формированию у них обязательного минимума знаний и умений необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы. В данном курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на земле. Экология-универсальная, бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.
Цель: ликвидация экологической неграмотности; формирование у учащихся экоцентрического мировозрения; обеспечение предпрофильной подготовки.
Задачи:
-теоретическая подготовка по курсу «классическая экология»; формирование экологического менеджмента;
-приобретения первоначальных навыков по технике проведения
исследовательских работ;
-воспитание активной жизненной позиции по вопросам охраны природы и жизни на земле;
-решение задачи в области профессиональной ориентации.
Новизна программы определяется:
-программа является комплексной по своей структуре, это предусматривает участие специалистов различных областей (лесного хозяйства, культуры,
науки).
-использование методики экологического обучения, направленной на изживание потребительского отношения к природе;
- предназначается для не биологов;
Типология - данный элективный курс является предметным, что обеспечивает расширение и углубление знаний;
Методы проведения занятий: сочетание словесного, практического и наглядного и их форм - традиционных уроков, уроков-лекций,
эко.тренингов, семинарских занятий
Позиция педагога зависит от типа, этапа урока, а также определяется
ситуацией на уроке.
Ожидаемые результаты - изучение данного курса обеспечивает у учащихся
уровень элементарной экологической компетенции.
Ключевые компетенции
Учащиеся должны знать: понятия, описывающие основные признаки и свойства экосистем.
Знать особенности методов: наблюдения, эксперимента, количественного учёта, классификации.
Уметь: наблюдать, планировать и проводить опыты, измерять,
оформлять результаты, соблюдать правила безопасности, устанавливать
причинно-следственные связи.
Содержание программы
Глава 1 Введение — 1 час, Изучается теоретический материал по истории
экологии и необходимости экологических знаний.
При изучении второй главы из 11 часов на теорию отводится 8 часов, практические занятия - 3 часа.
При изучении теоретического материала даётся определение организма и вида, понятие о популяции, биоценозе, экосистеме и биосфере. Изучаются экологические факторы и их классификация. Приспособление у организмов. Изучение теоретического материала осуществляется через организацию коллективной и индивидуальной деятельности, а так же групповой.
Практическая часть данной главы (3 часа) это решение экологических
упражнений и задач, семинарское занятие предусматривает сочетание всех
видов деятельности, что даёт наибольший эффект в достижении целей урока. Отчетная часть прослеживается на каждом уроке.
При изучении третьей главы на теорию отводится 4 часа, практические занятия - 2 часа. В теоретической части даётся характеристика популяции, её особенности.
В практическую часть вводится экологический тренинг, на котором возможно проведение 1) экологических игр, 2) дискуссий, 3) постановка целей и задач, 4) прогнозирование последствий принятых решений, 5) приобретение навыков проектной деятельности, 6) разрешение конфликтной ситуации. Сочетание индивидуальной и групповой работы позволяет осуществить контроль знаний каждого ученика.
Глава 4 - изучается в течение 14 часов, из них - теория - 7часов, практика 5 часов, экскурсии 2 часа.
При изучении теоретического материала выявляются особенности экосистемы, её структура, реакции на загрязнения.
Из 7 часов отведённых на практику, 2 - экскурсии. В целом занятия представляют собой познание через ситуационную работу, игровые моменты, где используются разные источники информации, в том числе свободный доступ к литературе. Это обучение во взаимодействии друг с другом и обучении с учителем. Понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия, в процессе размышлений. Это креативная работа и она развивает креативность ученика.
Глава 5 «Биосфера - глобальная экосистема» изучается 2 часа. Из них теорию - 1час, проектная деятельность - 1 час.
Исходя из темы проекта, учащиеся могут выбирать роли, основываясь
на которых они рассматривают предложенную им проблему. Приходят к вариантом решений, которые оформляют в виде групповых или индивидуальных докладов, обосновывают свои выводы, предлагают схему решения проблемы, то есть составляют отчет по проекту.
Содержание
Глава 1
Введение — 1 час.
Предыстория экологии. Экология и системное познание. Почему нужно изучать экологию?
Глава 2
Организм в экосистеме - 11 часов.
Что такое организм? Понятие о популяции, биотопе, биоценозе, оритоценозе, зооценозе, экосистеме, биосфере. Экологические факторы и их классификации - абиотонические и биотические. Закон Либиха Шелфорда лимитирующий фактор. Правило толерантности. Эврибионты и стенобионты. Диапауза, фотопериодизм, циркадные ритмы, иматнальная стадии. Температура и свет как экологические факторы. Вода - экологический фактор средообразующая роль живого организма. Понятие жизненная форма. Жизненные формы растений: эпифиты, фанерофиты, хамефиты, хемикритофиты, криптофиты, терофиты, гидрофиты. Адаптивные признаки организмов закон Бергмана. Правило Аллена. Воздействие человека на окружающую среду. Мезосапробы. Олисопробы. Полисопробы. Эвтрофирование водоемов.
Глава 3
Популяция в экосистеме - 6 часов.
Что такое вид? Таксон, ареал, гибрид, живое вещество биосферы, репродуктивная изоляция, феромоны. Свободное скрещивание, саморегуляция. Структура популяции - демографические явления в популяции. Динамика популяции - рождаемость и смертность, численность, плотность, группировки в популяции - семья, стая, стадо. Отношение внутри группы - иерарх, доминант, поведение, эффекты группы. Условия жизни популяции, рост популяции, аридные зоны, миграция.
Глава 4.
Экосистема основной элемент биосферы - 14 часов.
Особенности экосистемы, её виды. Редуценты, консументы, продуценты. Биоценоз, его структура: трофическая, пищевые цепи, трофический уровень, пирамида энергии, правило десяти процентов. Типы экологических взаимодействий - конкуренция, принцип Гаузе, экологическая ниша, логистическое уравнение. Хищничество, жертва, хищник. Паразитизм хозяин, паразит, микро - и макропаразиты, внутренние и внешние паразиты. Факультативные и облигатные паразиты. Симбиоз - мутуализм и протокооперация. Нейтрализм, Аменсализм, Комерсализм - и его формы: нахлебничество, квартиранство, сотрапезничество. Загрязнение и самоочищение экосистемы, Фильтраторы. Проблемы утилизации.
Сукцессия в экосистеме - первичная, вторичная. Их значения.
Первичная продуктивность, антропогенный пресс на экосистему.
Биоаккумуляция, генофонд, эпидемия, экосистема и рекреакционные нагрузки -дернина, рекреация, рельеф, эрозия.
Глава 5
Биосфера - глобальная экосистема - 2 часа.
Границы жизни Биологическое разнообразие и живое вещество. Ноосфера.
Тематическое планирование
п/п | Содержание | Всего часов | Теория | Практическая деятельность | Проектная деятельность |
1/1 | Ведение Глава 1 | 1 | 1 | ||
Что изучает экология? | 1 | ||||
Глава 2 | |||||
Организации в экосистеме | 1.1 | ||||
1/2 | Организм и экологический фактор | 1 | |||
2/3 | Закон Либиха- Шелфорда | 1 | |||
3/4 | Температура, вода и свет как экологические факторы | 1 | |||
4/5 | Решение экологических задач | 1 | |||
5/6 | Влияние живых существ на окружающую среду | 1 | |||
6/7 | Жизненные формы организмов | 1 | |||
7/8 | Адаптации | 1 | |||
8/9 | Правило Аллена | 1 | |||
9/10 | Толерантность | 1 | |||
10/11 | Решение задач и упражнений | ||||
11/12 | Семинарное занятие 1 | 1 | |||
Глава 3 | |||||
Популяция в экосистеме | 6 | ||||
1/13 | Вид и его особенности | 1 | |||
2/14 | Структура популяции | 1 | |||
3/15 | Группировки внутри популяции | 1 | |||
4/16 | Демографические характеристики популяции | 1 | |||
5/17 | Тренинг экологический | 1 | |||
6/18 | Семинарное занятие | 1 |
Глава 4 | |||||
Экосистема основной элемент биосферы | 14 | ||||
1/19 | Экосистема основной элемент биосферы | 1 | |||
2/20 | Особенности экосистем | 1 | |||
3/21 | Трофическая структура | 1 | |||
4/22 | Пирамида продукции и поток энергии | 1 | |||
5/23 | Практическое занятие «Построение пищевых цепей» | 1 | |||
6/24 | Решение задач и упражнений | 1 | |||
7/25 | Типы экологических взаимодействий | 1 | |||
8/26 | Типы экологических взаимодействий | 1 | |||
9/27 | Семинарное занятие | 1 | |||
10/28 | Развитие экосистемы | ||||
11/29 | Реакция экосистемы на загрязнение и разрушение Экосистема и реакции-оные нагрузки | 1 | |||
12/30 | Экскурсия на водоем Экскурсия на поле | 1 1 | |||
13/31 | Заслушивание отчетов об экскурсиях | 1 | |||
14/32 | Тренинг | 1 | |||
Глава 5 | |||||
Биосфера – глобальная экосистема | 2 | ||||
1/33 | Границы жизни. Биосфера. Ноосфера. | 1 | |||
2/34 | Формирование принципов отношения к природе | 1 | |||
34 | 21 | 13 |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Дедю Н.Н. «Экологический энциклопедический словарь». Москва
«Просвещение» - 1990 г.
2. Криксунов Е.Н., Пасечник В.В. «Экология». Дрофа - 2019г.
Дополнительная
1. «Биология в школе» № 1 - 2018 «Школа-пресса»
2. Экологический вестник № 6 -2020 Улан-Удэ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24836.gif)
Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)
Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-22969-1353175495.jpg)
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...
Примерная программа по общей экологии для специальности 280711
Общая экология...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-393908-1427386594.jpg)
Элективный курс по выбору для 9 класса "Основы общей экологии" (17 часов)
Предпрофильному и профильному обучению в нашей системе образования уделяется достаточно много внимания. Представляю курс по выбору для обучающихся 9 класса, который возможно поможет им определиться с ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807091-1471705363.jpg)
Программа элективного курса "Основы общей экологии"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии....