Социальный проект "Поможем зимующим птицам"
проект по экологии
Социальный проект "Поможем зимующим птицам" был разработан и реализован с целью формирования экологической грамотности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_pomozhem_zimuyushchim_ptitsam.docx | 117.29 КБ |
prilozhenie_no_1.docx | 244.02 КБ |
prilozhenie_no_2.zip | 1.15 МБ |
prilozhenie_no_3.zip | 2.83 МБ |
prilozhenie_no_4.docx | 1.24 МБ |
prilozhenie_no_5.zip | 1.51 МБ |
prilozhenie_no_7.docx | 14.71 КБ |
prilozhenie_no_6.zip | 459.1 КБ |
prilozhenie_no_8.docx | 1.7 МБ |
prilozhenie_no_9.docx | 2.4 МБ |
prilozhenie_no_10.pptx | 602.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Проект
«Поможем зимующим птицам»
Проект подготовлен:
Членами ДОО «Росток»
МКС(К)ОУ Краснобаковской
школы-интерната VIII вида
Руководитель проекта:
Учитель биологии
Скворцова Т.А.
Адрес:
606710
Нижегородская область
Краснобаковский район
д. Афанасиха
телефон: (83156) 2-21-29 2013-2014г. г.
Пояснительная записка о реализации проекта
Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы. Они освоили самый большой из океанов – воздушный и с древних времён вызывали восхищение и зависть у человека, который на протяжении тысячелетий стремился подражать им, но научился летать лишь в XX веке. И в то же время человек варварски стремился отлавливать редких видов птиц ради наживы.
В августе 1982 года в Москве проходил XVIII Международный орнитологический конгресс, его участников – людей, посвятивших себя изучению птиц, - попросили ответить на несколько вопросов. Был среди них и такой: Что дали птицы человечеству? Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полётов. Раз птицы летают, значит, летают и боги, и душа, и мысли, и сам человек мог бы летать. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено. – Радость жизни. – Краски, песни, движение, вдохновение. – Мечту полёта, зримое ощущение свободы и, конечно, очень многое для понимания прекрасного. – Символы торжества жизни при всей её хрупкости. – Каким бы скучным местом был бы Мир без Птиц!!!
Потом был задан ещё один вопрос: Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным прессом? И вот как оценили положение специалисты: - По крайней мере, 10 процентов птиц вымрут. – Есть, к сожалению, виды, на сохранение которых трудно надеяться, но мы делаем для их спасения всё от нас зависящее. – Нужно надеяться и действовать, что бы с увеличением антропогенного пресса увеличивать и размах охранных мероприятий.
По мнению А.А. Винокурова «естественная скорость вымирания животных 60—100 млн. лет назад составляла примерно один вид за каждые 1000 лет, с 1600 г. до середины нашего века темп вымирания возрос до одного вида за каждые 10 лет. В настоящее время исчезает один вид или подвид животного ежегодно. В значительной степени это относится к классу птиц, в котором вымерших видов и подвидов значительно больше, чем в других классах позвоночных животных. Естественный процесс видообразования в последние столетия не может компенсировать столь высокий темп исчезновения различных форм птиц на нашей планете».
На сегодняшний день в красный список (более динамичный аналог красной книги) внесено 1227 видов птиц, а это 12% от всех известных видов. Из этих же видов 192 находятся на грани вымирания.
Одним орнитологам при всём их горячем желании с этой проблемой не справиться – нужны понимание и содействие всех жителей планеты.
В МКС(К)ОУ Краснобаковской школе-интернате VIII вида экологическому воспитанию детей уделяется большое значение. Территория школы-интерната находится за пределами рабочего посёлка Красные Баки и с двух сторон окружена лесом. Лесные гости часто посещают территорию нашей школы и дети наблюдают за птицами. Ежегодно мы устраиваем различные экологические акции, не исключением является и акция «Поможем зимующим птицам».
Информационная карта социального проекта.
| «Поможем зимующим птицам» |
| ДОО «Росток», учитель биологии Скворцова Татьяна Александровна. |
| 606710 Нижегородская область, Краснобаковский район, д. Афанасиха, МКС(К)ОУ Краснобаковская школа-интернат VIII вида тел.8(83156)2-18-36, 8(83156)2-21-29 E-mail: afkor8@yandex.ru Сайт: wwwkbsi.ru |
| Учитель биологии Скворцова Татьяна Александровна, 89049145758 |
| Проект «Поможем зимующим птицам» направлен на создание условий по охране птиц в зимний период времени. |
| Цель проекта: создать условия для организации совместной деятельности учащихся в проекте. Задачи: 1.Способствовать формированию у детей конкретных представлений о зимующих птицах. 2. Способствовать формированию у детей умений вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 4.Создать условия для продуктивной деятельности детско–юношеского сообщества по организации и проведении акции. |
| Скомплектовать детско-юношескую группу для организации мероприятий, направленных на реализацию проекта. |
| Ноябрь 2013 года – январь 2014 года. |
| 1.Администрация МКС(К)ОУ Краснобаковской школы-интерната VIII вида; 2.Классные руководители. |
Девиз проекта:
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
К. Мухаммади
Актуальность проекта.
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной?
К числу самой волнующей, несомненно, относится проблема, связанная с экологической обстановкой в стране, в частности с охраной птиц. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Детям школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы призваны вносить свой вклад в формирование экологической грамотности детей. Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми во внеклассной деятельности.
Проект «Поможем зимующим птицам» решает задачи в рамках одного из направлений воспитательной деятельности МКС(К)ОУ Краснобаковской школе-интернате VIII вида - Я и моя Родина. Для нас, это направление работы является одним из очень важных и серьезных, так как в настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер.
В ходе разработки проекта:
- мы реализуем свое право на проявление собственной инициативы во всех сферах деятельности;
- мы реализуем свой потенциал, включаясь в систему социально значимого дела.
В основе деятельности коллектива лежат следующие принципы:
- Принцип открытости (план реализации мероприятий обсуждается совместно);
- Принцип привлекательности будущего дела (важен конкретный результат выполняемого дела);
- Принцип деятельности (работа строится согласно имеющимся знаниям, умениям и навыкам);
- Принцип свободы выбора (предоставляется возможность выбора дела);
- Принцип обратной связи (принятие отзывов и предложений);
- Принцип сотворчества (учитель-ученик, ученик-ученик);
- Принцип успешности (каждый должен чувствовать собственную значимость в данном проекте).
Цель проекта: создать условия для организации совместной деятельности учащихся в проекте.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей конкретных представлений о зимующих птицах.
2. Способствовать формированию у детей умений вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
3. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь зимующим птицам.
4.Создать условия для продуктивной деятельности детско–юношеского сообщества по организации и проведении акции.
География проекта.
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Участники проекта.
- Актив детского объединения «Росток», учащиеся 5-9 классов;
- Учитель биологии, педагог-организатор, классные руководители;
- Администрация МСК (К) ОУ Краснобаковской школы-интерната VIII вида
Этапы реализации проекта.
Этапы | Сроки | Задачи и содержание деятельности |
Организационно-диагностический | 1-7 ноября 2013 г. |
– выбор темы и разработка социального проекта;
– распределение обязанностей. |
Практический | 11ноября 2013 года – 31 января 2014 г. | Проведение мероприятий по реализации проекта «Поможем зимующим птицам». |
Итогово - аналитический | 31 января 2014 г. | 1.Рефлексия; 2.Обобщение работы по реализации проекта; 3.Анализ деятельности всех участников проекта; 4.Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения. |
Содержание проекта и механизм реализации
Основные направления деятельности:
- выявление проблем, связанных с проведением акции;
- анализ результатов и выбор проблемы для собственной реализации;
- составление плана реализации;
- распределение обязанностей между учащимися;
- проведение акции.
Предполагаемые результаты:
- сформировать у учащихся систему знаний о зимующих птицах;
- сформировать гуманное отношение к природе;
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в подкормке зимующих птиц.
План мероприятий по реализации проекта
«Поможем зимующим птицам».
Дата | Содержание работы | Цель | Форма проведения |
1-7 ноября | Собрание актива детской организации «Росток», отвечающей за экологическую работу. | 1.Документально-организационная работа: – выбор темы и разработка социального проекта; 2.Организационно-техническая работа: – распределение обязанностей. | Собрание Приложение № 1 |
1-7 ноября | Зимующие птицы. Приложение № 2 | 1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах | Классные часы |
12 ноября | День «Зиновия Синичника». Приложение № 3 | 1.Познакомить детей с народным праздником днём Зиновия Синичника. | Общешкольное внеклассное мероприятие Приложение № 4 |
18-30 ноября | Птичья столовая. Приложение № 5 | 1.Способствовать формированию знаний о том, чем кормят птиц зимой. | Классные часы |
Ноябрь-декабрь | Покормите птиц зимой Приложение № 6 | 1.Развитие коммуникативных навыков общения. 2.Социализация детей в обществе. | Агитационная работа с населением. |
18-30 ноября | Креативная кормушка Приложение № 7 | 1. Развитие познавательной активности и любознательность у детей; расширение представлений о зимующих птицах; воспитание у школьников бережного отношения к зимующим птицам, желание помочь им; 2. Дать возможность проявить фантазию и изобретательность любому желающему, продемонстрировать лучшие и самые оригинальные решения в оформлении и представлении такого полезного атрибута, как кормушка. | Общешкольный конкурс Приложение № 8 |
Декабрь-январь | Кормление птиц | 1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах. 2.Развитие наблюдательности. | Наблюдение за птицами в естественной среде. Приложение № 9 |
Январь | Анализ деятельности всех участников проекта. | Обобщение работы по реализации проекта. | Презентация проекта Приложение № 10 |
Литература
- Редкие и исчезающие животные. Птицы А.А. Винокуров http://www.fishingstars.ru/forum/showthread.php?s=4035671849f73cafab0d9e4d09b40366&p=13628&mode=threaded
http://iscience.ru/2009/05/14/vymiranie-ugrozhaet-12-vidov-ptic/
- К. Мухаммади стихи http://www.eduvluki.ru/detsad/upr/detail.php?publ_id=28912&publ_catid=190&sch_id=24
Иллюстрация
Птицы у зимней кормушки http://ceolte.com/img/469.files/image074.jpg
Предварительный просмотр:
Собрание актива детской организации «Росток», отвечающей за экологическую работу.
Подписи к слайдам:
Задачи: Познакомить с зимующими птицами.
Синица большая Эта распространённая птичка, название своё получила не по окраске, а по характерному звуку, который она издаёт. В дикой природе встречается в разнообразных лесах, обычно на открытых участках, опушках, по берегам водоёмов. Гнездится в дуплах и пустотах деревьев. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Тяготеет к жилью человека, часто встречается в крупных городах и других населённых пунктах, в пригородах, в садах и парках.
Снегирь Обыкновенный снегирь имеет яркую окраску. У птицы характерный полёт – по дуге. Необыкновенно красив снегирь зимой, когда он выделяется на белом снегу. Да и в названии, который ему дал народ, присутствует слово «снег». Селятся снегири предпочитают среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, и в хвойных лесах. Эта птица всегда рядом с нами. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь.
Сойка Сойку нетрудно узнать по общей рыжеватой окраске верхней и нижней части туловища, по ярко-голубым с черным ободком пятнам у сгиба крыла (зеркальцам), черным усам, черным концам крыльев и хвосту и по беловатой, рыжей или черной голове, на которой при тревоге заметен хохол. Сойка - характерный обитатель лесов, селится во всех его типах, предпочитая старые деревья. Её можно встретить в перелесках и обширных старых парках.
Щегол Щегол - одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших лесах. Но чаще встречаются в близи дорог, на лугах и полянах. В оперении этой пташки бросаются в глаза красный лоб и горло, а также ярко-желтые полоски на черных крыльях. За такой праздничный, щегольский наряд птицу и назвали «щеглом». Чаще всего щеглы встречаются вблизи дорог, на лугах и на полянах, где они и выводят птенцов.
Клёст Птица имеет одну особенность – мощный и сильный клюв. Это нужно клесту для того, что бы добывать семена из шишек сосны и ели. Обитают клесты исключительно в еловых и сосновых лесах. Круглый год клесты кочуют, покидая области с неурожаем шишек и собираясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Эта птичка не боится морозов, её птенцы могут появляться и в морозную зиму, и летом.
Свиристель Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Свиристели предпочитают селит ься в хвойных лесах. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма. Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят птенцов.
Поползень Близкий родственник синице. Отличается длинными пальцами, вооружёнными тонкими и острыми когтями. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Спинка голубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. Птицу можно встретить повсеместно в средней полосе, но предпочитает смешанные леса.
Чиж Чиж - это серовато-зеленая птичка с робким характером, маленькая, тихая, неприметная. Сколько ни пытайся найти гнездо чижа среди больших зеленых лап ели - напрасно, эта птица умеет маскироваться. Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Иногда в начале зимы птицы начинают кочевать на большие расстояния, но перемещаются потихоньку, кочуя по смешанным лиственным лесам в долинах рек. И некоторые чижи так и остаются у незамерзающих водоемов всю зиму.
Большой пёстрый дятел Большой пёстрый дятел - самый главный доктор наших лесов. Где и как его найти - знают все: и сидит он выше всех, и окрашен ярче всех. Красная шапочка, белый халат, черные штанишки, праздничный желтый пиджак - чем не красавец?! Сидит на стволе эта птица своеобразно, не так как все - «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей.
Воробей Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Сколько задора в их громком чириканье! Веселое чириканье воробья известно всем, но петь он не может. Воробей встречается решительно везде, где селятся люди и почва обработана под поля, сады и другие насаждения. В чисто лесистых областях, вдали от людских поселений его нет, он селится только вблизи человеческого жилья.
Список используемых источников Литература А.Г. Бугаев, Птицы. СПб.: «Балтийская книжная компания», 2010. Птицы России http://allforchildren.ru/birds/index.php Источники иллюстраций Шаблон презентации Ранько Е.А. http://pedsovet.su/ Большая синица http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2d/Parus_major_m.jpg/265px-Parus_major_m.jpg Снегирь http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Pyrrhula_pyrrhula_bl1.jpg/275px-Pyrrhula_pyrrhula_bl1.jpg Сойка http://stat20.privet.ru/lr/0b22c4fcb3706e9bf95940c3058bb8ba Щегол http://www.naturelight.ru/photo/2010-04-09/30695.jpg Клёст http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/120/74120755_Crossbill_Red_at_Deschutes_Alan_D_Wilson_4609a.jpg Свиристель http://www.100druzei.ru/upload/gallery15/76241/2009_04_01_20_17_19.jpg Поползень http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/02/21/797572.jpg Чиж http://data12.gallery.ru/albums/gallery/154393-69812-36781313-m549x500.jpg Дятел http://i044.radikal.ru/0912/b0/335dac38eed6.jpg Воробей http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/27/60027625_tsparrow01ah.jpg Голоса птиц http://allforchildren.ru/birds/index.php
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Внеклассное мероприятие
«День Зиновия Синичника»
Подготовила:
Учитель биологии
Скворцова Т.А.
2013 год
Цель: Познакомить детей с народным праздником днём Зиновия Синичника.
Задачи:
Обучающая: способствовать формированию знаний о периодических явлениях в природе и в жизни птиц.
Коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность и внимание; развитие коммуникабельности детей, их способность выступать перед большими аудиториями;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, интерес, желание подкармливать зимующих птиц; прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси.
Оборудование: мультимедийная презентация, украшение зала, листовки.
Ход занятия
Ведущий:
(слайд) Мелькает жёлтый лист на зелени дерев;
Работы кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали костёр лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
(слайд) Приметы осени во всём встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется; а там, через забор,
Кистями красными повиснула рябина;
(слайд) Там жнива колкая щетинится, а там
Уж озимь яркая блиснула изумрудом;
И курится овин; и долго по утрам,
(слайд) Как белый холст, лежит туман над синим прудом.
И целый день скрипят возы; и далеко
Ток отзывается под дружными цепами;
И стая журавлей несётся высоко, перекликаяся порой под небесами.
Ведущий:
(слайд) Отшумело лето и наступила пора замечательного времени года осени. На Руси люди с давних пор почитали осень: заканчивался сбор урожая, закрома в домах были полны, можно было вспомнить разные игры, песни, обряды, традиции, связанные с этим временем года.
Недаром в народе говорили:
«Кто запаслив – тот и счастлив»,
«Что осенью руками соберешь – то зимой губами подберёшь».
Ведущий:
Ребята, давайте позовём к нам на праздник осень.
Ведущий:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим!
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждём тебя, осень золотая!
Входит осень.
Осень:
Привет осенний вам друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной –
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Осень: Ребята, вам нравится время года осень?
Варианты ответов детей.
Осень: Молодцы, какие приметы вы можете назвать этого времени года?
Варианты ответов детей.
Осень: Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Со мной к вам на праздник пришли лесные жители, но прежде чем они войдут в зал послушайте загадки про них.
Осень: Прогрызу я в доме щёлку
И себе устрою норку;
Ну, а лето на носу –
Я и в поле, и в лесу.
Дети: Мышка (слайд)
Входит мышка: Я мышка-норушка, я в поле живу.
Где ласковый ветер качает траву,
Где дождик веселый мне песни поет,
Где звонкий кузнечик подковки кует.
Все лето трудилась без устали я,
До края полна кладовая моя!
Осень: Послушайте следующую загадку.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Дети: Белочка. (слайд)
Входит белка:
Далеко до холодов,
Но не для потехи
Я несу к себе в дупло
Ягоды, орехи.
Чтоб зимой холодной
Мне не быть голодной.
Осень: Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
Дети: Ежик (слайд)
Входит Ёж:
Еж осеннею порой
В лес отправился густой.
Прямо скажем, не гулять,
А грибочки собирать.
Чтоб зимой в мороз и стужу
Был всегда обед и ужин.
Вот идет он вперевалку,
Крепко держится за палку.
Тут грибочек, там грибок
Еж кидает в кузовок.
Осень: Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети: Медведь
Входит медведь: Говорят, медведю лень
Прогуляться в зимний день.
Вот и спит медведь в берлоге,
Когда стужа на пороге.
Но скажу вам честно я:
Кушать хочется, друзья!
Но под снегом мне ни меда,
Ни грибов не отыскать,
И приходится всю зиму
Сладко спать, спать, спать.
Осень: Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
Дети: Заяц
Входит заяц:
Летом заяц сер, сер,
Летом заяц смел, смел.
Можно под любым кусточком
Смело спрятаться в лесочке.
Но как только снег пушистый
На листву ковром ложится,
Становлюсь я очень виден –
Вмиг лиса меня увидит!
Так что в стужу ледяную
Шубку я беру другую.
Был я рыжевато-серым,
Стал белее снега белым!
Осень: Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
Дети: Птица (слайд)
Входит птица: Боюсь я мороза зимою холодной,
Боюсь я в ненастье остаться голодной,
Поэтому мы собираемся в стаи
И в теплые страны зимой улетаем.
Нелегкий нам путь предстоит, но приятно
Весною домой возвращаться обратно!
Осень: Молодцы! Ребята, назовите птиц, которые не улетаю на зиму в теплые страны, а остаются с нами зимовать.
Варианты ответов детей.
Ведущий: По старинным русским приметам к 12 ноября прилетают зимние птицы. Летом они живут в лесу, а с первыми холодами перебираются ближе к жилью человека. (слайд) В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях. И сегодня мы с вами отмечаем народный праздник «День Зиновия Синичника». (Слайд)
Ребёнок читает стихотворение: (слайд)
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
В песенке твоей приветной
Слух пленен ужели ж мой
Лишь природы безответной
Равнодушною игрой?
Иль беспечно распевает
И в тебе охота жить —
Та, что людям помогает
Смерть и жизнь переносить?
Ведущий: (слайд) К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит:
Синичка: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,
А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.
Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".
Ведущий: Не велика птичка- синичка, а и та свой праздник помнит, перебираясь на Зиновия поближе к человеческому жилью, в надежде хоть немного подкормиться. Сейчас в это трудно поверить, но было время, когда люди старались по законам совести жить.(слайд) А потому даже малых пташек в их ожиданиях не разочаровывали, заранее мастеря и развешивая на Зинькин день кормушки, не забыв рядом на веточку кусочек сальца наколоть, до которого синицы большие охотницы.
Осень: на Руси корм для птиц на зиму начинали заготавливать с 23 сентября с народного праздника Пётр-Павел-Рябинник. (слайд) В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту — дроздам-рябинникам, снегирям и всякой другой птице.
Ведущий:
Многолетние наблюдения за синицами позволили судить о погоде. Если птицы целыми стайками появлялись у дома — это предвещало скорые холода. Также предполагали: если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу. «Синичка пищит — зиму вещит». Много синиц на кормушках ― к метели, снегопаду.
Осень: Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц голубые перышки встречаются только у лазоревки, (слайд) и то лишь на макушке и крылышках. А имя свое синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Осень: Ребята, каких вы ещё знаете птиц, которые на зиму перебираются ближе к человеку?
Варианты ответов детей.
Выходят дети и читают стихи:
Снегирь (слайд)
Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою - благодать! -
За версту его видать!
Щегол (слайд)
В лужах – отраженье тучи,
Дни по-прежнему теплы.
На репейнике колючем
Ищут семечки … .
Сойка (слайд)
Непоседливая сойка
Хитрым делом занята:
Пересмешничает бойко
Возле каждого куста.
Всем она дает уроки,
И сама за полчаса
У дрозда и у сороки
Перехватит голоса.
Чечётки (слайд)
Птички чечётки очень любят точный счёт,
Целый день считают: чёт-нечёт.
Если вдруг собьются – не серчают,
Звонко всё опять пересчитают.
Свиристели (слайд)
Свиристели прилетели.
На рябину дружно сели,
Стали ягоды клевать,
Стали Солнце в гости ждать.
Ведущий: Птицы наши пернатые друзья. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Наступает зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода?
Дети: Изготовить кормушки.
Осень: Правильно! Мы объявляем конкурс «Креативная кормушка». Ребята изготовьте кормушки и мы повесим их в школьном саду и поможем зимующим птицам.
Дети исполняют песню
Ветерок с берёзкой шепчется,
На траве блестит роса.
Нам с тобой земля-волшебница
Снова дарит чудеса.
Если песня в небе кружится –
Веселей звенит листва.
Если все вокруг подружатся
Будет больше волшебства.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
Если песня в небе кружится –
Веселей звенят сады.
Если все вокруг подружатся –
Будет больше красоты.
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод.
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветёт.
Если песня в небе кружится –
Веселей звенят сады.
Если все вокруг подружатся –
Будет больше красоты.
Ребёнок читает стихотворение
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Литература:
Н.Греков, Приметы осени. М: «Детская литература», 1976 г.
В. Филипенко, Осень http://www.4stupeni.ru/prazdnik/autumn/12573-zolotaya-osen.html
К. Иванова, Как звери готовятся к зиме http://www.stihi.ru/2005/12/15-1166
И.Тургенев, Синица http://ouc.ru/turgenev/sinica.html
С. Богдан Синичка http://allforchildren.ru/poetry/birds143.php
Песня муз. Е. Архиповой, сл. П.Синявского «Ветерок с березой шепчутся» .
А. Яшин, Покормите птиц зимой http://rupoem.ru/yashin/pokormite-ptic-zimoj.aspx
Стихи про птиц http://deti-online.com/stihi/stihi-pro-ptic/, http://www.proshkolu.ru/user/mart4910natali/blog/182317, http://allforchildren.ru/poetry/birds67.php, http://www.stihi.ru/2010/04/28/2324, http://www.stihi.ru/2009/05/18/7789
Загадки http://zagadochki.ru/zagadka-progryzu-ya-v-dome-shchyolku.html, http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-belku.html, http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html , http://zagadochki.ru/zagadka-lyubitel-gryzt-morkovku.html, http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds1.php
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Классный час
«Птичья столовая»
Подготовила:
Учитель биологии
Скворцова Т.А.
2013 год
Классный час «Птичья Столовая»
Цель:
Познакомить учащихся с многообразием зимующих птиц; о разновидностях их питании, образе жизни.
У: Была зима — такая, что с ветвей (слайд)
Комочком белым падал воробей.
Закованные в ледяные глыбы,
В речных глубинах задыхались рыбы.
И до сих пор не замерзавший ил (Слайд)
В озерах теплых, сморщившись, застыл.
В такую ночь в печах пылало пламя, (слайд)
Хозяин с домочадцами, с друзьями
Сидел и слушал, как трещит мороз…
Но горе было тем, кто гол и бос!
У: Ребята, как вы думаете, о чем у нас с вами пойдёт сегодня разговор?
Д: О птицах зимой.
У: Верно. Тема нашего классного часа «Птичья столовая». (слайд). Мы поговорим о том, как им тяжело зимой; как они переживают голод, холод, морозы; как умеют прокормиться и не погибнуть; как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни. Узнаем как мы сможем им помочь и каким кормом можно подкармливать птиц зимой, что бы не навредить их здоровью.
У: Наступила зима и покрыла снежным покрывалом землю, лес, сковала воду в реках, озёрах и ручьях. И, кажется, что все погрузились в глубокий зимний сон. Замерли кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Кто то, спрятался в теплое, уютное логово, берлога, обустроил себе уютную норку или гнездо. Многие животные запасли полные кладовые припасов на долгую зиму.
Труднее всех зимой птицам… Они сильно страдают от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
Зимой птицам приходится тратить больше сил и энергии на поиски пищи. (слайд) Нужно ли говорить, что им также требуется гораздо больше энергии для согрева в зимнее время. Еды зимой меньше, энергии требуется больше. Представьте себе, что за одну только морозную ночь птицы могут тратить до 10% массы тела для согрева! И ситуация может быть трагической, если птица не сможет пополнить свои запасы в течение короткого зимнего дня. А теперь вспомните, что сильные морозы могут держаться неделями…
У: (слайд) Одним из важнейших мероприятий по охране птиц - является подкормка диких птиц в период бескормицы, который наступает с момента промерзания почвы и выпадения снега и продолжается до появления первой свежей зелени.
У: (слайд) Поздней осенью и ранней весной число птиц, посещающих кормушки, значительно увеличивается за счет кочующих и перелётных видов. При этом возле кормушки можно встретить, не только зерноядных, но и насекомоядных, которые ищут насекомых на деревьях.
У: (слайд) При систематическом кормлении в одних и тех же местах птицы охотно посещают искусственные «столовые» и надолго запоминают их.
У: Ребята, подумайте и ответьте, все ли птицы питаются одинаковым кормом?
Д: Варианты ответов детей.
У: Сейчас мы с вами познакомимся, чем питаются птицы в природе. (слайд) У различных видов зимующих птиц потребность в подкормке неодинаковая: чижи и щеглы нуждаются в ней только в годы не урожая кормов, насекомоядные синицы страдают от бескормицы наиболее сильно.
У: (слайд) Синица питается главным образом насекомыми. Отличается большой прожорливостью – с утра до вечера занята она поиском пищи.
У: (слайд) Снегирь питается семенами деревьев и трав, почками, летом в его рацион входят некоторые паукообразные и насекомые и ягоды.
У: (слайд) Щеглы питаются семенами деревьев, трав и насекомыми, чем приносят человеку не малую пользу.
У: (слайд) Летом свиристель питается комарами, а зимой поедает ягоды.
У: (слайд) Поползень птица всеядная – она питается насекомыми, семенами деревьев, ягодами. В любое время года делают запасы впрок, пряча по отдельности каждое семя в щелях ствола дерева и маскируя его лишайником или кусочком коры. Зимой охотно пользуются оставленными человеком кормушками.
У: (слайд) Клесты питаются исключительно семенами хвойных растений, добывая их из шишек.
У: (слайд) Питается как растительной, так и животной пищей. У европейских подвидов основная пища — жёлуди. Делая значительные (до 4 кг) запасы на зиму, способствует распространению дуба. Также питается различными ягодами, семенами, насекомыми.
У: (слайд) Воробей питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми вскармливает птенцов. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды.
У: Ребята, мы с вами познакомились, чем питаются птицы в природе. Как вы думаете, чем мы можем подкармливать птиц зимой?
Д: Варианты ответов.
У: (слайд) Я вам предлагаю продукты. Ваша задача выбрать те, которые мы сможем положить в кормушку.
- Рябина.
- Каша.
- Семечки (жаренные)
- Семечки (нежареные)
- Ржаной хлеб.
- Крошки белого хлеба.
- Шоколадные конфеты.
- Пшено (крупа).
- Пшеница.
- Сало (соленое).
- Сало (не соленое).
- Рисовая крупа.
- Овёс.
- Тыквенные семечки.
- Плоды шиповника.
- Плоды боярышника.
У: (слайд) Давайте проверим.
У: (слайд) Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц. Чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы, чёрный хлеб всегда более влажный, чем белый, имеет повышенную кислотность, что нередко приводит к сильному брожению в кишечнике вплоть до заворота кишок.
У: (слайд) давайте познакомимся с рационом подкормки птиц зимой.
Что можно давать птицам | Кто будет есть |
Семечки подсолнечника | Наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т.д. Большое количество растительных жиров внутри семян подсолнечника делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. |
Пшено, просо, овес, пшеница | Излюбленным кормом некоторых птиц являются семена различных растений, особенно злаков. Насыпав в кормушку пшено или овес, вы привлечете к ней воробьев, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц. Не стоит забывать, что голуби также с удовольствием склевывают любые зерна. |
Несоленое сало на ниточке. Сырое мясо | Эти продукты так же можно использовать для зимней подкормки птиц. Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц (вороны, сороки). Но стоит помнить, что птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо. Как правило, кусочки сала нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях деревьев или кустарников. Подкормку из сала или мяса нужно размещать таким образом, чтобы она не досталась воронам, сорокам, галкам, а также кошкам и собакам. |
Вороны, сороки, галки. Также не откажутся синицы и поползни | |
Семечки тыквы, дыни | Почти все птицы (откажутся поползни и синицы) |
Семена трав (лебеда, конопля, конский щавель, полынь) | Едят почти все птицы |
Ягоды рябины | Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей — снегирей и свиристелей, дроздов. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени. |
Семена клёна и ясеня | Различные виды кленов и ясеней — одни из самых обычных деревьев зеленых насаждений Москвы. Семена этих деревьев носят название крылатки. Большая их часть облетает с деревьев осенью и стано–вятся недоступными для птиц. Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки. Их любят поедать снегири, свиристели и некоторые другие посетители птичьих столовых. |
Шишки, жёлуди, орехи | Шишки служат основой зимнего рациона дятлов и клестов. Сойки с осени делают запасы желудей, пряча их в укромных местах. Зимой припрятанное пропитание служит хорошим подспорьем. Заготовив с осени шишки, орехи и желуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов и соек, но и белок. |
У: Ребята, добрыми и отзывчивыми нужно быть всегда. Не стоит забывать о наших друзьях природы и в трудное время года помогать им.
Ученик читает стихотворение
М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
У: А сейчас, я предлагаю посмотреть фильм «Зимующие птицы» и ещё раз вспомнить, то о чём мы с вами сегодня познакомились.
http://www.youtube.com/watch?v=ntq8zIxsFMM
Литература
- А.И. Рахманов, Птицы наши друзья. М: «Росагропромиздат», 1989.
- А.Г. Бугаев, Птицы. СПб.: «Балтийская книжная компания», 2010.
- Союз охраны птиц России http://www.rbcu.ru/campaign/6420/
- Стихотворение http://morebirds.ru/kto-nibud-znaet-stixotvorenie-pro-ptic-zimoj.html
- Таблица кормления птиц http://www.newacropol.ru/activity/volonter/ecology/birds/help-to-birds/
- М. Глазков «Поделитесь с птицами едой» http://sob.znate.ru/docs/275/index-51921.html
- фильм «Времена года. Зимующие птицы». http://www.youtube.com/watch?v=ntq8zIxsFMM
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе «Креативная кормушка»
- Общие положения
1.1. Организаторы конкурса: МКС(К)ОУ Краснобаковская школа-интернат VIII вида.
1.2. Цель конкурса:
1.2.1. Развитие познавательной активности и любознательность у детей; расширение представлений о зимующих птицах; воспитание у школьников бережного отношения к зимующим птицам, желание помочь им;
1.2.2. Дать возможность проявить фантазию и изобретательность любому желающему, продемонстрировать лучшие и самые оригинальные решения в оформлении и представлении такого полезного атрибута, как кормушка.
- Организация проведения конкурса
2.1. Конкурс проводится в виде выставки представленных кормушек с 18 по 30 ноября 2013 года.
2.2. Победители определяются путём голосования 02 декабря 2013 года.
2.3. Победители конкурса награждаются дипломами победителей.
- Требования к работам, представленным на конкурс:
3.1. Условиями конкурса размеры кормушки, ее тип, форма и используемые материалы не ограничиваются.
3.2. На конкурс принимаются законченные проекты.
- Условия участия
4.1. Работы должны быть представлены не позднее 30 ноября 2013 года.
4.2. Все работы будут представлены на выставке в холле школы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз проекта: Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от вас. К. Мухаммади .
Актуальность проекта Проект «Поможем зимующим птицам» решает задачи в рамках одного из направлений воспитательной деятельности МКС(К) ОУКраснобаковской школе-интернате VIII вида - Я и моя Родина. Для нас, это направление работы является одним из очень важных и серьезных, так как в настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер.
В ходе разработки проекта: Мы реализуем свое право на проявление собственной инициативы во всех сферах деятельности; Мы реализуем свой потенциал, включаясь в систему социально значимого дела.
Цель проекта: создать условия для организации совместной деятельности учащихся в проекте. Задачи: 1.Способствовать формированию у детей конкретных представлений о зимующих птицах. 2. Формирование умений детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. 3. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. 4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся птицам. 5.Обеспечение продуктивной деятельности детско –юношеского сообщества по организации акции.
География проекта. Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Участники проекта. Актив детского объединения «Росток», обучающиеся 5-9 классов; Учитель биологии, педагог-организатор, классные руководители; Администрация МСК (К) ОУ Краснобаковской школы-интерната VIII вида.
Содержание проекта и механизм реализации Основные направления деятельности: выявление проблем, связанных с проведением акции; анализ результатов и выбор проблемы для собственной реализации; составление плана реализации; распределение обязанностей между обучающимися; проведение акции.
Предполагаемые результаты: Сформировать у учащихся систему знаний о зимующих птицах; Сформировать гуманное отношение к природе; Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в подкормке зимующих птиц.
План мероприятий по реализации проекта «Поможем зимующим птицам». Дата Содержание работы Форма проведения 1-7 ноября Собрание актива детской организации «Росток», отвечающей за экологическую работу. Собрание 1-7 ноября Зимующие птицы Классные часы 12 ноября День «Зиновия Синичника . Общешкольное внеклассное мероприятие 18-30 ноября Птичья столовая. Классные часы Ноябрь-декабрь Покормите птиц зимой. Агитационная работа с населением. 18-30 ноября Креативная кормушка. Общешкольный конкурс Декабрь Кормление птиц Наблюдение за птицами в естественной среде
Собрание актива детской организации «Росток», отвечающей за экологическую работу.
День «Зиновия Синичника .
Изготовление кормушек
Конкурс « Креативная кормушка»
Итоги конкурса « Креативная кормушка» 1 место – коллективная работа 2 класса «Домик для синички». 2 место – коллективная работа 1 группы «Кормушка-погремушка» 3 место – коллективная работа 1 класса «Кормушка-Зимушка» 1 место – коллективная работа 3 группы « Кормушка-Домовёнок » 2 место – Трепакова Т., Трепакова В. «Птичья столовая». 3 место – коллективная работа 7 класса «Разноцветная кормушка» Начальная школа Средняя и старшая школа
Итоги конкурса « Креативная кормушка»
Итоги конкурса « Креативная кормушка»
Развешивание кормушек в школьном саду
Кормление птиц
Использованные источники Шаблон презентации авторский Фото из личного архива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект «Помоги птицам зимой»
Социальный проект«Помоги птицам зимой»...
Социальный проект "Покормите птиц зимой!"
Проект по экологии, сопровождаемый презентацией...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную актив...
Социальный проект "Покормите птиц зимой"
Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь. Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ним...
Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".
МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области Проект «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках» Проект ра...
Социальный проект "Покормите птиц зимой".
Социальный проект "Покормите птиц зимой"....
Социальный проект «Помоги зимующей птице»
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением ...