Конспект урока по экологии: Возникновение жизни на Земле и появление человека
план-конспект урока по экологии (11 класс)

Осипова Арина Аркадьевна

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Методическая цель: демонстрация метода самостоятельной работы обучающихся, элементов проблемного обучения, развитие критического мышления  на уроке экологии.

Цель урока:

Изучение особенностей  различных гипотез возникновения жизни на Земле

Задачи:

Образовательные:

- Вызвать интерес у обучающихся о гипотезах происхождения жизни.

- Продолжить формирование у обучающихся  представлениявозникновения жизни на Земле.

Развивающие:

-Совершенствовать у обучающихся умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам.

-Развивать критическое мышление, коммуникативную компетентность, интерес к предмету, логическое мышление;

Воспитательные:

-Воспитывать у обучающихся самостоятельность, творчество и критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс: Экология

Класс: 11

Тема: Возникновение жизни на Земле и появление человека

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Методическая цель: демонстрация метода самостоятельной работы обучающихся, элементов проблемного обучения, развитие критического мышления  на уроке экологии.

Цель урока:

Изучение особенностей  различных гипотез возникновения жизни на Земле

Задачи:

Образовательные:

- Вызвать интерес у обучающихся о гипотезах происхождения жизни.

- Продолжить формирование у обучающихся  представлениявозникновения жизни на Земле.

Развивающие:

-Совершенствовать у обучающихся умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам.

-Развивать критическое мышление, коммуникативную компетентность, интерес к предмету, логическое мышление;

Воспитательные:

-Воспитывать у обучающихся самостоятельность, творчество и критическое мышление

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация.

Методы обучения:

Метод самостоятельной работы с источниками информации;

Метод эвристической беседы;

Наглядные методы:

Демонстрационный метод  с  мультимедийными пособиями;

Структура урока:

1.Оргмомент .

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Изучение нового материала .

4.Проверка домашнего задания.

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Мы узнаем:

  • гипотезы возникновения жизни на Земле;
  • как появился человек;
  • этапы взаимодействия человека и природы.

Научимся:

  • обосновывать концепцию абиогенеза;
  • выявлять причинно-следственные связи эволюционных процессов.

Сможем:

  • сравнивать и анализировать научные гипотезы.

Мы узнаем:

– гипотезы возникновения жизни на Земле;

- как появился человек;

- этапы взаимодействия человека и природы.

Глоссарий по теме:

Жизнь – это форма существования организмов, возможная только в открытых системах, подпитываемых из внешнего источника энергией.

Энергия – это неотъемлемое свойство движущейся материи, способность тела, системы производить работу или теплообмен между объектами

Учебник:

  • Экология. 10–11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.143 с.

Дополнительные источники:

  • Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10–11 кл. М.: Дрофа, 2018.

Чернова Н.М. Издательство: Дрофа, 2019 c.304

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Учение о биосфере: основные положения и понятия. АРТ консервация www.art- con.ru/node

Ход урока.

  1. Организационный момент. 2-3 минуты

Приветствие учителя. Проверка готовности класса и оборудования.

Преподаватель: Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке.

Урок, я надеюсь, пройдет в доброжелательной, творческой обстановке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Задача нашего урока, познакомиться с гипотезами о происхождении жизни на нашей планете – это предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение человечества.

Я считаю, одним из спорных и, в тоже время, интересных в современной мире является вопрос о возникновении жизни. Жизнь окружает нас повсюду – в вечных льдах и в раскаленных пустынях, под нашими ногами, в воздухе и в самых темных глубинах океана. Земля насыщена жизнью в таком изобилии и разнообразии, что это потрясает воображение. Как все это началось? Как появилась наша планета и ее обитатели? Все это мы должны выяснить сегодня на нашем уроке. Некоторые считают, что эти вопросы не важны: жизнь на Земле возникла так давно, что это не влияет на то, что происходит вокруг нас каждый день. Однако точка зрения на происхождение жизни оказывает влияние на наше отношение к настоящей жизни и к будущему. Решение этого вопроса для общества имеет исключительное значение. Какие гипотезы известны Вам?

Ответы обучающихся.

  1. Изучение нового материала. 20 минут

Преподаватель Я выяснила, что у вас есть желание познакомиться с гипотезами и получить как можно больше, знаний о происхождении жизни на Земле. Но наш мир не стоит на месте. С тех пор прошло много времени. Процесс познания человеком окружающего мира продолжается. Накапливаются факты, сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с основными гипотезами возникновения жизни на Земле: креационизм, самозарождение, биохимическая эволюция, гипотеза панспермии, стационарного состояния.

Преподаватель Ребята, вы  поработали с текстом, у каждого из вас сложилась определенная картина.

А теперь мы все вместе будем заполнять  таблицу. Таблица предоставлена на презентации.

Преподаватель с обучающимися останавливаются на каждой гипотезе и записывают ее в таблицу.

Конспект урока:

Гипотеза креационизма

Согласно креационизму, все живое, неживое, Земля и мир в целом были созданы Творцом или Богом. Однако, с развитием горного дела на Земле люди стали находить останки древних животных ныне не существующих, что стало приводить к массе противоречий.

Теория Креационизма берет свое начало с древних времен, когда человечество нуждалось в объяснении окружающего мира и всех явлений в нем происходящих. Данное учение не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Его придерживаются преданные сторонники различных религиозных учений. Концепция позволяет объяснить зарождение Вселенной, происхождение всего животного и растительного мира, а также человека на Земле.

Креационизм, от лат. creationis — творение. Данная концепция возникла во времена зарождения религий и стала ее неотъемлемой частью. Основоположники : Кювье, К. Линней.

Суть концепции:

  1. Центральной фигурой является Творец. Он своей волей совершил акт творения и создал все вокруг из ничего. Вся живая и неживая природа была сотворена законченной и больше не менялась. В настоящее время Создатель продолжает управлять всеми процессами.
  2. Креационизм отвергает процесс эволюции и ведет свое летоисчисление. Согласно данной концепции возраст Земли насчитывает не более 10 тыс. лет.
  3. Основной книгой, объясняющей суть мировоззрения считается Библия, которая является надежным источником по вопросам естествознания.

Основоположники : К. Линней,  Кювье.

Гипотезу креационизма можно принять только на веру, так как ее нельзя экспериментально проверить или опровергнуть.Эта гипотеза не может рассматриваться с научной точки зрения.

Гипотеза самозарождения

Название гипотезы самозарождения жизни говорит само за себя. Согласно этой гипотезе, определенные частицы вещества содержат в себе активное начало, которое позволяет, например, зарождаться лягушкам из болота, личинкам мух из гнилого мяса, червям из земли. То есть возникновение живого из  неживого. Однако, с распространением христианства, гипотеза самозарождения быстро перешла на второй план, уступив место креационизму.

Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель, которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения жизни. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд — «лестницу природы».

Французский микробиолог Л. Пастер (1822–1895) своими опытами с вирусами окончательно доказал несостоятельность идеи спонтанного самозарождения жизни. Однако, опровергнув эту гипотезу, он не предложил свою, не пролил свет на вопрос о возникновении жизни.

Гипотеза стационарного состояния

Гипотеза говорит о том, что жизнь никогда не возникала, а была всегда. Согласно этой гипотезе, все виды на Земле существовали всегда. Вид способен лишь изменять свою численность или вымирать. Сторонники: Индуизм, Буддизм.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.

Основоположники : Немецкий ученый Прейер, В.И. Вернадский.

Взгляды Прейера поддерживал академик Владимир Иванович Вернадский, автор учения о биосфере. Вернадский считал, что жизнь — такая же вечная основа космоса, которыми являются материя и энергия. «Мы знаем, и знаем это научно, — твердил он, — что Космос без материи, без энергии не может существовать. И достаточно ли материи и без выявления жизни - для построения Космоса, той Вселенной, который доступный человеческому уму?». На этот вопрос он ответил отрицательно, ссылаясь именно на научные факты, а не на личные симпатии, философские или религиозные убеждения.

Гипотеза панспермии

Согласно гипотезе панспермии, жизнь на Землю была занесена из космоса на метеорите. Несколько миллиардов лет назад на Марсе были благоприятные условия для жизни. Возможно, в те времена в Марс врезался огромный метеорит, выбивший породы марсианской земли вместе с простейшими организмами, которые впоследствии попали на Землю. Однако, как в таком случае зародилась жизнь на Марсе остается загадкой. Гипотеза панспермии не отвечает на вопрос как появилась Жизнь. Основоположники: Рихтер, Аррениус.

Гипотеза биохимической эволюции

Основоположники:Александр  Опарин, Джон Холдейн.

Согласно теории Опарина возникновение жизни на Земле возможно было только в условиях древней атмосферы и отсутствия живых организмов. Жизнь возникла в результате биохимических процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

На первых этапах своего существования наша Земля представляла собой раскалённый шар.

По мере её остывания постепенно формировалась первичная атмосфера, состоящая из аммиака, метана, углекислого газа, цианистого водорода и паров воды. Ни кислорода, ни озона в атмосфере древней Земли не было.

При дальнейшем понижении температуры образовался первичный океан. Под действием различных видов энергии (электрические разряды, ядерные реакции, солнечная радиация, извержения вулканов) образовались простые органические соединения: формальдегид, спирты, муравьиная кислота, аминокислоты и т. д.

Окисление образовавшихся веществ не происходило, так как отсутствовал свободный кислород. Синтезированные вещества в течение десятков миллионов лет постепенно накапливались в древнем океане. Их накопление в итоге привело к образованию однородной массы —  «первичного бульона». По мнению Опарина, именно в «первичном бульоне» и возникла жизнь.

История становления человечества

        Высшим проявлением эволюции на Земле стал человек разумный (Homosapiens). Человек отличается от всех животных разумом, т.е. он в состоянии обдумывать и планировать свои поступки, выбирать оптимальные решения и осознавать, что совершает их в результате размышлений. Кроме того, человека отличают от животных еще и особые характеристики организма: большой обьем мозга; приспособленный для прохождения скелет; зрение, обеспечивающее резкое, объемное и цветовое восприятие окружающего мира; руки человека способны осуществить как силовой хват, так и тончайшие манипуляции.

        В результате развития всех этих способностей у человека сформировалась речь, возможность воспринимать и передавать информацию от одного к другому накапливать и использовать коллективный опыт. История становления человечества, по оценкам антропологов, составляет менее 3млн лет. Это очень короткий период в истории жизни на Земле. Если представить время с момента появления жизни на Земле как суточный циферблат часов, то современный человек появился всего за 2 с до полуночи, а его история начала записываться за ¼ Развитие человечества протекало лишь в последние 2 с этих условных суток, но, несмотря на столь кратковременную жизнь, мы сейчас становимся свидетелями вымирания большего числа видов, чем за предыдущие 5 млрд лет.

Таблица по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле

Название гипотезы

Придерживались гипотезы

Представления о возникновении жизни

(характеристика)

1.

Креационизм

К. Линней, Кювье

Божественное сотворение мира

2.

Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни

Аристотель

Живые существа могут появляться из неживой материи.

3

Гипотеза стационарного состояния

Н. В. Вернадский

Прейер

Жизнь существовала всегда

4.

Гипотеза панспермии

Рихтер, Аррениус

Космическое происхождение жизни

5.

Гипотеза биохимической эволюции

Александр Опарин, Джон Холдейн

Жизнь возникла в процессе биохимической эволюции углеродных соединений

  1. Первичная проверка практического материала. 5 минут

Преподаватель

После выполнения обучающиеся проверяют свои задания исходя из эталона на слайде.

Тестовые задания

1.Жизнь на Земле создана Творцом- это положение гипотезы:

А. креационизма

Б. панспермии

В. стационарного состояния

Г. самозарождения

Д. биохимической эволюции

2. Живые организмы зарождаются самопроизвольно, источником зарождения могут служить неорганические соединения, либо гниющие органические остатки- это положение гипотезы:

А. креационизма

Б. панспермии

В. стационарного состояния

Г. самозарождения

Д. биохимической эволюции

3. Земля никогда не возникала, а существовала вечно и всегда была способна поддерживать жизнь-это положение гипотезы:

А. креационизма

Б. панспермии

В. стационарного состояния

Г. самозарождения

Д. биохимической эволюции

4. Жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими телами или космическими пришельцами- это положение гипотезы:

А. креационизма

Б. панспермии

В. стационарного состояния

Г. самозарождения

Д. биохимической эволюции

5. Жизнь возникла на Земле как результат длительной эволюции органических соединений, то есть абиогенным путем (из неживых элементов)-это положение гипотезы :

А. креационизма

Б. панспермии

В. стационарного состояния

Г. самозарождения

Д. биохимической эволюции

6. Выберите правильные суждения:

1. Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.

2. Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.

3. Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.

4. Питекантроп относится к древнейшим людям.

5. У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Преподаватель. Представьте, мы оказались с вами в период, когда только начала зарождаться жизнь, смогли ли мы существовать там? Ответы обучающихся.

  1. Подведение итогов. Рефлексия. 3-4 минуты

Преподаватель

Ребята, сегодня мы разобрали самые известные гипотезы, но каждый из вас, возможно, имеет свою точку зрения которая имеет место быть.

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели урока?

Ответы обучающихся.

Преподаватель  выставляет оценки за урок.

  1. Домашнее задание 1 минута:

            Ответить на вопросы: 1. Используя дополнительные источники, ознакомьтесь с теорией космического происхождения жизни. Какая из теорий происхождения жизни вам кажется наиболее достоверной и почему? 2. Сделать сообщение на тему: «Человек разумный».

           4. Мини – сочинение на тему «Жизнь – это чудо, созданное богом, или..»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Гипотезы о возникновении жизни на Земле"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии в 11 классе по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле". В работе рассматриваются 6 основных гипотез. Работа с презентацией предполага...

Урок "Современные представления о возникновении жизни на Земле"

Существуют разные   теории возникновения жизни на Земле , каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении...

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Конспект урока по теме "Современные взгляды на возникновение жизни на земле"

Повтоорительно-обобщающий урок с использованием дискуссионных форм обучения (технология Дебаты)...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...