ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОТРЯДА « ГОЛУБОЙ ПАТРУЛЬ»
статья по экологии

Иванова Светлана Степановна

Доклад  на муниципальных педагогических чтениях  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_28.03_ivanova.docx403.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  учителя  географии Ивановой Светланы Степановны

на муниципальных педагогических чтениях  28.03. 2017 г.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ  РАБОТЫ ЛЕТНЕГО  ОТРЯДА  « ГОЛУБОЙ ПАТРУЛЬ»

 в МКОУ « Никольская СОШ им.ГСС Кошманова М.М.»

На современном этапе все социальные процессы, в том числе воспитание личности,

находятся под влиянием экологической тенденций, которая, на наш взгляд, предполагает

формирование и развитие общечеловеческой культуры личности. Этой сфере воспитания

необходимо уделять особое внимание, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается негативное влияние результатов человеческой деятельности на природу, что весьма остро ставит вопрос не только о здоровье людей, но и о возможности дальнейшего существования всего человечества .

В этой связи отметим, что в настоящее время в школьной практике приобретает значимость дополнительное (непрерывное) образование.

Таким образом, экологическое воспитание учащихся должно быть системным,

осуществляться не только на уроках, но и во внеурочное время.

Экологическое воспитание прежде всего связано с формированием у учащихся

экологического знания, включающего совокупность взглядов и идей . Развитие экологической культуры начинается с раннего школьного возраста. Система экологического воспитания школьников включает и «внеурочное» школьное дополнительное образование. Несомненный интерес представляет

непрерывная практическая внеурочная (дополнительная) деятельность учащихся.  

Значимость     летнего РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОТРЯДА  в системе экологического воспитания очевидна.

В деятельности летнего экологического лагеря определяющим компонентом и

основой  стало гуманного отношения к природе и к жизни в целом

Блок I Подготовительный

Анкетирование учащихся.  Определениесостава отряда. цели и задач Координационная работа с Администацией , ЦЗ.

Блок II Обучающий

 Учебная экологическая  схема Спасения Молоди , Т\Б

 Изучение  способов рациональ-

естественнонаучных знаний) ного природопользования)

Блок III Деятельностный

Проведение очистки водоемов, спасение молоди , выпуск в реку.

Блок IV Подведение  итогов .

Отчет  Администрацию Камызякского района, создание фото и видео отчета для сайта школы, участие в конкурсах по данной тематике, выступление на родительской  Конференции во время Публичного доклада.

http://vermitechnologii.ru/wp-content/uploads/2017/02/God-e%60kologii-2.jpg

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

https://1tulatv.ru/sites/default/files/2017ecologi.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...

Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся

Статья и сопроводительная презентация по теме "Воспитание эколгической культуры через проектную деятельность учащихся" (из опыта работы)...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...

ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии

В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...

Воспитание экологической культуры учащихся 5-6 классов средствами математики

В данной статье рассмотрены математические задачи по экологии с региональным компонентом...