Лекарственные растения
материал по экологии
Уточнить и расширить кругозор и знания детей о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения; обогащать словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_lekarstvennye_rasteniya.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО школа-интернат VIIIвида №1 г. Новочеркасска
Занятие на тему:
«Лекарственные растения»
Разработала: воспитатель первой категории
Домащенко И.М.
Новочеркасск-2020г.
Цель: формирование экологической культуры личности и грамотного
поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить кругозор и знания детей о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения; обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение; корригировать связную речь детей; эмоционально – чувственную и волевую сферу;
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду; формировать чувство любви к природе и бережного отношения к ней.
Оборудование:
Презентация по теме «Лекарственные растения»;
иллюстрации с изображением лекарственных растений, гербарий лекарственных растений; картинки, фото.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться со мной в царство растений… Но сначала прошу вас отгадать следующие загадки:
Ах, не трогайте меня,
обожгу и без огня… (крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
шар улетел… (одуванчик)
Нарядные платьица,
желтые брошки,
ни пятнышка нет
на красивой одежке… (ромашка)
Каждый лист мой любит тропки
у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
раны вылечить помог… (подорожник)
Демонстрация картинок, иллюстраций, фото с изображением растений.
- Как называются все эти растения? (лекарственные) Для чего они нужны человеку? (чтобы лечить различные заболевания) Хотите ли вы узнать побольше о лекарственных растениях?
Слайды № 2-3 (из презентации «Лекарственные растения»)
- Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг или полянку, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Слайд № 14 (из презентации «Лекарственные растения»)
- Посмотрите на это растение (картинка, иллюстрация). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно… тысячелистник.Подумайте, почему это растение так называется? (каждый листик состоит из множества крохотных листочков, и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение, его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
- Ребята, посмотрите на другое растение. Кто знает, как оно называется?
Слайд № 7(из презентации «Лекарственные растения»)
-Подорожник. Почему его так называют?.. А потому, что подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней надежно укреплен в почве, стебелек – с соцветием, тоже прочный и упругий. Это растение не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку – сорви листик, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи лист к ранке.
- А теперь скажите мне, дети, о каком растении говорят, что оно жгучее, жжется?
Слайд № 9 (из презентации «Лекарственные растения»)
- Правильно, это крапива. Но почему она обжигает?
Все дело в том, что на листьях и стеблях этого растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крохотного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получи укол… Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, она хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы. Из нее также делают бумагу, мешковину. В стеблях растения очень прочные волокна.
- Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в различных районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…
Слайды № 4 – 14 (из презентации «Лекарственные растения»)
- Ребята, как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить?
- Вот какие правила существуют:
Цветки собирают, когда растение цветет, корневища – поздней осенью, когда цветки (плоды) уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Рассматривание с детьми гербария из засушенных лекарственных растений.
Физминутка« Цветок»
Говорит цветку цветок:
«Поднимай-ка свой листок»( поднять руки вверх)
Выйди на дорожку(ходьба на месте)
Да притопни ножкой(топнуть правой ногой)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай(наклоны головы вправо, влево)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка(наклоны вперёд)
А теперь росой умойся(«умываются»)
Отряхнись и успокойся(встряхивание кистями рук)
- А теперь поиграем с вами в игру «Узнай целебную траву».
Показ слайдов, картинок, иллюстраций (дети узнают и называют растения).
- Ребята, предлагаю вам помочь доктору Айболиту и дать советы нашим «заболевшим» гостям.
1. У Паши заболело горло, давайте порекомендуем ему лечение с помощью лекарственных трав (дети советуют: очень полезен для полоскания горла отвар календулы или ромашки).
2. У Сони – простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (очень полезно выпить отвар чабреца или мать-и-мачехи).
3. Обратите внимание, какая бледная Света. У нее мало сил. Чем же ей помочь? (ей помогут отвары шиповника, зверобоя, боярышника).
Итог занятия
- Ребята, о чем вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Почему некоторые растения называют лекарственными?
- Какие есть правила сбора, сушки и хранения растений?
- Молодцы! Вы все были внимательны и активны. Спасибо!
По окончании занятия детей угощают чаем с мятой и чабрецом.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 6 классе по теме: «Лесная аптека » («Лекарственные растения»)
На уроке учащиеся 6-х классов знакомятся с некоторыми лекарственными растениями Подмосковья, способами их применения. Приобретают практические навыки и умения использования различных лекарственных рас...
Лекарственные растения
Методическая разработка и презентация урока экологии для учащихся 6 класса о значении повсеместно встречающихся лекарственных растениях....
Лекарственные растения. Внеклассное мероприятие
Конспект внеклассного мероприятия "Лекарственные растения Краснодарского края" для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....
урок по теме "Лекарственные растения"
Урок по теме "Лекарственные растения ".Данный урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных ра...
Конспект занятия по биологии в 7 классе "Лекарственные растения Кубани"
Данный конспект занятия содержит материала о лекарственных растениях Кубани....
Тест "Лекарственные растения. Зеленая аптека"
Тест разработан на основании содержания учебника "Природоведение" Пакуловой В.М. и др. Уровень сложности для пятиклассников - средний....
Конспект урока "Лекарственные растения"
Урок проходит в игровой форме. На уроке ребята познакомятся с видами лекарственных растений, легендами о растениях....