УСТОЙЧИВОЕ ЭКОРАЗВИТИЕ – ОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА К ТВОРЧЕСТВУ
статья по экологии (11 класс)

Домбрин Игорь Михайлович

Экологическая наука показывает пагубное влияние деятельности человечества на нашу планету. Человечество всё больше и больше потребляет, а согласно законам экологии воздействие на природу возвращается к нам в виде неустойчивой погоды, сбоев в ритмах природы, климатических аномалий. Растущее население планеты хочет жить в комфорте, есть хорошую еду, ездить в личных автомобилях, получать новые впечатления. Сейчас всё это ведёт дальнейшему загрязнению планеты. Так что, желаемое общество изобилия, угрожающее жизни на планете, - это действительно необходимость, или излишество для человека? Какие же потребности, сохраняющие экологический баланс на планете, должны сформироваться у следующего поколения?

Традиционная психология говорит об изменении потребностей по мере развития личности [Маслоу]. Очевидно, что потребности могут различаться в широком диапазоне. Например, физиологические потребности могут быть как минимальными: есть, чтобы жить. Но для кого-то - вся жизнь для того, чтобы потреблять еду. Что для одних продолжение рода, для других - развлечение. У каждого человека есть потребность в безопасности, но у всех разные требования к уровню безопасности, разное личное пространство. Одним необходимы  приобретения, а другие личности желают реализовать свои потребности в создании нового. Основным объектом в экономике долгие годы был и остаётся потребитель. А ведь удовлетворение растущих желаний потребителей требует всё больше физических ресурсов. Только саморазвивающейся и актуализирующийся человек находит возможности для развития в интеллектуальном творчестве, искусстве, духовности. Рассмотрим развитие потребностей человека как развитие его сознания.

Интегральная психология показывает качественное развитие потребностей как следствие развития сознания человека от животного состояния к интегральному [Уилбер]. Человек на анимистической стадии развития реализовывал биологические потребности, и это было необходимостью. До развития логического ума, человек очень уважительно относился к дарам природы, считая себя частью её, и проблемы излишнего употребления тогда не существовало. Её не было и в мифическом обществе, где боги следили за действиями людей, за насилие над природой. Небольшое общество людей довольствовалось малым, и от этого человек был не менее счастлив, чем при искусственном изобилии. Эпоха Возрождения стала временем внимания к человеку. С развитием науки, использования открытий в технологиях, человечество последовало принципу покорения природы. Индустриализация принесла новые стандарты жизни, сначала локально по планете, для избранных классов, использование новые источники энергии, потребление всё большего количества ресурсов и производства всё больше отходов.

Кризис экологический – это кризис духовный. Из-за болезни потребительства в нынешнем обществе сохранить окружающую среду простыми средствами экономики, политики и даже науки, невозможно. Человечество поставило себя в сложную ситуацию, выходом из которой может быть только творческое решение проблемы.

Поднимаясь выше уровня проблемы, нам открывается более общая модель Мира. Согласно интегральной теории К.Уилбера каждая отдельная часть этого мира, т.н. особь, обладая собственной, внутренней и внешней ценностями, входит как часть в более сложно структурированную особь, например: элементарные частицы – в атом; атом – в молекулу: молекулы – в клетку. Входящие в иерархию (холархию) человек и общество связаны между собой отношениями ответственности, и подчиняются законам экологической этики. «Экологическая этика, которая путём доступных всем логических рассуждений и применения адекватной системы ценностей показывает сам механизм объективной оценки в виде системы отношений, прав и обязанностей любой цельности (особи), которая неизбежно включает в себя другие цельности меньшей структурной сложности и одновременно сама входит в состав более сложной цельности…К. Уилбер предложил не рассматривать ценность любой особи в виде её единственного обобщённого параметра, а рассматривать структуру ценностей каждой особи с позиции тринитарного подхода, что позволяет определить сильные и слабые стороны каждой особи, её место в мире, а значит, и пути её совершенствования» [Непомнящий, 2011]. Интегральный подход в психологии говорит о четырёх секторах сознания: «Я»-объективное, «Я»-субъективное, объективное «Мы» и субъективное «Мы». Интегральная или «всесекторная, всеуровневая» экология «обещает революционизировать и то, как мы воспринимаем вопросы экологии, и то, как нам прагматически работать над их решением. Основная мысль проста: всему, что меньше интегрального или всеохватного подхода, в отношении  вопросов окружающей среды суждена неудача. Необходимо учитывать и внутренние (или левосторонние) и внешние (или правосторонние) сектора. Очевидно, что требуется внешнее устойчивое экологическое развитие, однако без роста и развития во внутренних доменах до мироцентрических уровней ценностей и сознания, окружающая среда остаётся под смертельной угрозой. Те, кто сосредоточен на одних лишь на внешних решениях, делают свой вклад в ухудшение данной проблемы. Самость, культура и природа должны быть либо освобождены все вместе, либо их не освободить вообще. То, как это сделать, является фокусом интегральной экологии» [9].

Главная задача цивилизации – человекостроение, и если она не решает эту педагогическую задачу, она гибнет. Человек будущего  - носитель интегрального сознания. «Новая форма общества должна будет развиться таким образом, чтобы объединить сознание, культуру и природу, а значит, найти место для искусства, морали и науки. Она должна поддерживать личные ценности, коллективную мудрость и технические достижения. И нет никакого иного способа сделать это, кроме как разрушить господство поверхности. Только отказавшись от принципов поверхности, можно объединить Благо, Истину и Прекрасное и ощутить сияющее проявление Духа во всех областях. Только отказавшись от поверхности, мы можем прийти к подлинной экологической этике и гармоничному сосуществованию с природой, где каждый с удовольствием склонит голову перед совершенством и изяществом, присутствующими во всем…. Только отказавшись от поверхности, технологическая основа Интернета может стать слугой общества, а не господином новой цифровой анархии, и, таким образом, Сеть могла бы фактически стать рассветом образования и глобального объединения, а не окончательного обособления» [Уилбер].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТОЙЧИВОЕ ЭКОРАЗВИТИЕ – ОТ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА К ТВОРЧЕСТВУ

Экологическая наука показывает пагубное влияние деятельности человечества на нашу планету. Человечество всё больше и больше потребляет, а согласно законам экологии воздействие на природу возвращается к нам в виде неустойчивой погоды, сбоев в ритмах природы, климатических аномалий. Растущее население планеты хочет жить в комфорте, есть хорошую еду, ездить в личных автомобилях, получать новые впечатления. Сейчас всё это ведёт дальнейшему загрязнению планеты. Так что, желаемое общество изобилия, угрожающее жизни на планете, - это действительно необходимость, или излишество для человека? Какие же потребности, сохраняющие экологический баланс на планете, должны сформироваться у следующего поколения?

Традиционная психология говорит об изменении потребностей по мере развития личности [Маслоу]. Очевидно, что потребности могут различаться в широком диапазоне. Например, физиологические потребности могут быть как минимальными: есть, чтобы жить. Но для кого-то - вся жизнь для того, чтобы потреблять еду. Что для одних продолжение рода, для других - развлечение. У каждого человека есть потребность в безопасности, но у всех разные требования к уровню безопасности, разное личное пространство. Одним необходимы  приобретения, а другие личности желают реализовать свои потребности в создании нового. Основным объектом в экономике долгие годы был и остаётся потребитель. А ведь удовлетворение растущих желаний потребителей требует всё больше физических ресурсов. Только саморазвивающейся и актуализирующийся человек находит возможности для развития в интеллектуальном творчестве, искусстве, духовности. Рассмотрим развитие потребностей человека как развитие его сознания.

Интегральная психология показывает качественное развитие потребностей как следствие развития сознания человека от животного состояния к интегральному [Уилбер]. Человек на анимистической стадии развития реализовывал биологические потребности, и это было необходимостью. До развития логического ума, человек очень уважительно относился к дарам природы, считая себя частью её, и проблемы излишнего употребления тогда не существовало. Её не было и в мифическом обществе, где боги следили за действиями людей, за насилие над природой. Небольшое общество людей довольствовалось малым, и от этого человек был не менее счастлив, чем при искусственном изобилии. Эпоха Возрождения стала временем внимания к человеку. С развитием науки, использования открытий в технологиях, человечество последовало принципу покорения природы. Индустриализация принесла новые стандарты жизни, сначала локально по планете, для избранных классов, использование новые источники энергии, потребление всё большего количества ресурсов и производства всё больше отходов.

Кризис экологический – это кризис духовный. Из-за болезни потребительства в нынешнем обществе сохранить окружающую среду простыми средствами экономики, политики и даже науки, невозможно. Человечество поставило себя в сложную ситуацию, выходом из которой может быть только творческое решение проблемы.

Поднимаясь выше уровня проблемы, нам открывается более общая модель Мира. Согласно интегральной теории К.Уилбера каждая отдельная часть этого мира, т.н. особь, обладая собственной, внутренней и внешней ценностями, входит как часть в более сложно структурированную особь, например: элементарные частицы – в атом; атом – в молекулу: молекулы – в клетку. Входящие в иерархию (холархию) человек и общество связаны между собой отношениями ответственности, и подчиняются законам экологической этики. «Экологическая этика, которая путём доступных всем логических рассуждений и применения адекватной системы ценностей показывает сам механизм объективной оценки в виде системы отношений, прав и обязанностей любой цельности (особи), которая неизбежно включает в себя другие цельности меньшей структурной сложности и одновременно сама входит в состав более сложной цельности…К. Уилбер предложил не рассматривать ценность любой особи в виде её единственного обобщённого параметра, а рассматривать структуру ценностей каждой особи с позиции тринитарного подхода, что позволяет определить сильные и слабые стороны каждой особи, её место в мире, а значит, и пути её совершенствования» [Непомнящий, 2011]. Интегральный подход в психологии говорит о четырёх секторах сознания: «Я»-объективное, «Я»-субъективное, объективное «Мы» и субъективное «Мы». Интегральная или «всесекторная, всеуровневая» экология «обещает революционизировать и то, как мы воспринимаем вопросы экологии, и то, как нам прагматически работать над их решением. Основная мысль проста: всему, что меньше интегрального или всеохватного подхода, в отношении  вопросов окружающей среды суждена неудача. Необходимо учитывать и внутренние (или левосторонние) и внешние (или правосторонние) сектора. Очевидно, что требуется внешнее устойчивое экологическое развитие, однако без роста и развития во внутренних доменах до мироцентрических уровней ценностей и сознания, окружающая среда остаётся под смертельной угрозой. Те, кто сосредоточен на одних лишь на внешних решениях, делают свой вклад в ухудшение данной проблемы. Самость, культура и природа должны быть либо освобождены все вместе, либо их не освободить вообще. То, как это сделать, является фокусом интегральной экологии» [9].

Главная задача цивилизации – человекостроение, и если она не решает эту педагогическую задачу, она гибнет. Человек будущего  - носитель интегрального сознания. «Новая форма общества должна будет развиться таким образом, чтобы объединить сознание, культуру и природу, а значит, найти место для искусства, морали и науки. Она должна поддерживать личные ценности, коллективную мудрость и технические достижения. И нет никакого иного способа сделать это, кроме как разрушить господство поверхности. Только отказавшись от принципов поверхности, можно объединить Благо, Истину и Прекрасное и ощутить сияющее проявление Духа во всех областях. Только отказавшись от поверхности, мы можем прийти к подлинной экологической этике и гармоничному сосуществованию с природой, где каждый с удовольствием склонит голову перед совершенством и изяществом, присутствующими во всем…. Только отказавшись от поверхности, технологическая основа Интернета может стать слугой общества, а не господином новой цифровой анархии, и, таким образом, Сеть могла бы фактически стать рассветом образования и глобального объединения, а не окончательного обособления» [Уилбер].

Экологическое сознание создается и воспитывается у людей, живущих в экологических условиях [Оганян]. В экополисах у членов социума формируется экологическое сознание, адекватное ноосфере, что позволяет им относиться к окружающей среде конструктивно. Формируется новое поколение с экологическим сознанием, гармонизированным в биосфере и космосе, в котором изначально исключены действия, направленные на разрушение среды и собственного здоровья. Подобные экологические поселения могут быть созданы в самых различных регионах земного шара, предпочтительно одновременно в нескольких странах, с целью формирования в мире экологического сознания, охраняющего биосферу и нейтрализующего конфронтацию государств. Сейчас наступает новая эра — эра Водолея. Новые идеи, новые мысли и люди, другой образ существования людей на Земле, новый облик нашего экодома, новые чувства и человеческие качества, гармонизированные с природой. Эра разума (техногенного прогресса) сменяется эрой любви — гармонии человека с природой и социумом. Человечество начинает новую эпоху Возрождения. И в центре – творческий человек.

В первую очередь, творчество востребовано в самовоспитании, с которого и начинается изменение мира. Творчество следует принципу глубокой честности,  приводящий в порядок собственную жизнь [Кришнамурти]. Индивидуальное сознание, отделившиеся от единого цельного сознания, от Создателя, тем более нравственно, чем более совпадает, сливается с единым. Эволюция от простого к сложному может быть представлена в виде уровней развития, по множеству линий в спектре развития [Уилбер]. Эволюция нравственной линии основывается на эволюции ценностей человека от неосознавания никаких ценностей, через ощущение ценности животного мира, к ценностям надрациональным, включающим в себя высшие ценности человечества и мировые универсалии Мироздания. Именно ценности определяют творческую направленность человека, его действия, слова и мысли.

Настоящее творчество созвучно с голосом сердца, движется вдохновением, дающимся свыше. Здесь можно говорить о любви к будущему творению, о том, что творчество - это воля Творца, а гармоничное творение происходит в согласии со всеми. Такое состояние согласия мы можем назвать высшей нравственностью. Развитие этической линии у человека заключается в том, что для развития сознательного контроля надо бы окружать детей только совершенными образцами. Коллектив воспитывает тогда, когда он сам воспитан. Это известная задача педагогов. Воспитание и только воспитание - цель школы [Песталоцци]. Воспитание через образ учителя, через уважение к личности ученика, через физический и умственный труд, любовь к природе, людям, родине, планете.

По мере достижения сознательного контроля, человек должен творить для себя развивающую среду. Важным условием творчества является знание законов развития, то есть законов, по которым устроен Мир.

Создатель творит без насилия. Его творение - Закон. В настоящем творчестве человека тоже нет насилия, потому что это сотворчество с Создателем. Кисть художника прикасается к холсту там, где надо. И аккорд композитора именно такой, каким он должен быть по закону гармонии. Законы, видимые и осознаваемые, или ещё пока непонятные, но уловленные творцом, создают основу творческой работы. Они создают поле напряженности в соответствии с симметрией, фрактальностью, отражением иерархии, дуальностью и троичностью, цикличностью и движением. Контурный рисунок творения динамичен, но мастер увидит его. Познавая область своего творчество, творец проявляет невидимые контуры для себя и для других. Потенциально, в непроявленном, уже есть всё для картины, мелодии, произведения. Наоборот, утилитарность может испортить Божественный замысел. В том и особенность настоящего творца, что соучаствуя в творении, он чувствует гармонию, красоту, истину вместе с Создателем. Строчка поэта, мазок художника, идея философа – это прикосновение к бесконечному, а поэтому настоящее творчество неповторимо. Творчество - это всегда процесс соединения земного сознания с космическим.  Истинное творчество - это всегда прорыв в мир выше, мир духовный. В обычной жизни человек имеет возможность творить в разнообразных жизненных ситуациях, находя новые решения. Когда есть множество факторов и ум бессилен, когда нет опыта, и неизвестны правила, на помощь приходит способность действовать в определенной ситуации, полагаясь на интуицию. Творение - это реализация Абсолютного закона. Того, что скрывается в малейшей вероятности. Того, что не может учесть не один интеллект, так как Мир бесконечно сложный. Сложность включает ещё не открытые законы психического Мира и бесконечность взаимовлияния всего на всё. Творчество -  это выход за пределы решения, обращение к интуиции.

Голос души подсказывает решение, а для этого надо прислушаться к этому внутреннему голосу, успокоив свой ум. Если в творческом порыве, в состоянии вдохновения человек начинает думать, то вдохновение уходит. Ведь ум обычно начинает доказывать, что творение невозможно, не допускает, что существует высший порядок. Только интегральное сознание, разум, объединяет науку, искусство и религию [Уилбер].

Настоящая человеческая природа, пробивающаяся на фоне деградации некоторых индивидуумов, позволяет человеку создать новую цивилизацию среди существующей. Уже всем известны «основные правила экологического поведения, которые любой человек и, в частности, учитель, морально обязан исполнять по отношению к природе и населяющим её организмам:

1. Уважай (уважение ко всем живым существам).

2. Охраняй (соблюдение прав и свобод живых созданий.

3. Помогай (помощь нуждающимся в ней живым организмам).

Каждое из правил логически и экологически вытекает из предыдущего: уважая то или иное живое существо, мы волей-неволей обязаны охранять его права и свободы, а, следовательно, и оказывать помощь» [Федотова].

Когда взращена основа нравственности, сама жизнь проверяет личность на прочность. Поток событий ставит нас в ситуации проверки нашей нравственности. Нам будет больно, душа будет страдать до тех пор, пока мы не будем поступать в соответствии с законами этики. Наши поступки продиктованы нашими потребностями. И несмотря на то, что потребности людей, также как и сами люди, уникальны, есть законы экологической этики. А наша жизнь должна быть радостным примером действия законов Мироздания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кришнамурти Д. Вне насилия \«Джидду Кришнамурти. Вне насилия»: Разум; М.; 1997
  2. Маслоу А. Мотивация и личность \Перевод А.М.Татлыбаевой Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999
  3. Непомнящий А.В. Духовно-нравственное воспитание личности: методология, концепция, пути реализации. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011, - 136с.
  4. Непомнящий А.В. Методологические проблемы психологии//Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013.-168 с.
  5. Оганян М.В., Оганян В.С. Экологическая медицина. Путь будущей цивилизации. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: Концептуал, 2012. — 544 стр.
  6. Песталоцци И. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах \ Под ред. М.Ф. Шабаевой \Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1963
  7. Уилбер К. Краткая история всего// Кен Уилбер; пер. с англ. С. В. Зубкова – М.: АСТ, Астрель -2006
  8. Федотова Т. Экологическое поведение учителя как фактор экологического воспитания учащихся \\ URL: https://pandia.ru/text/80/204/18251.php
  9. AQAL - интегральная карта Кена Уилбера \\ URL:\ https://www.nlping.ru/78BBC7B9-F4645-87216A28
  10. Библия \ Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Артикль: устойчивые выражения и не только

При подготовке учащихся к ЕГЭ , для желающих изучать английскую грамматику самостоятельно, для учащихся прибывающих с языком, которого нет в школе, и желающих учить английский...

Социальная адаптация - устойчивый результат дальнейшего развития

Выпускник современной школы  должен уметь не только адаптироваться к новым условиям, выдерживая конкурентную борьбу и проявляя интеллектуальную и личностную состоятельность, но и быть готовым бра...

Методическая рекомендация "Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству"

Диагностика творческого потенциала, игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования...

Методическая рекомендация "Формирование творческой активности и устойчивой мотивации к творчеству"

Диагностика творческого потенциала, игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования...

Презентация к уроку «Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»»

Презентация к уроку «Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»»...

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкина. у детей на занятиях изобразительного искусства. " Детство и творчество А.С.Пушкина"

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкину у детей на занятиях изобразительного искусства.Создание тематического рисунка....