Кружок "Юные экологи".
рабочая программа по экологии
Программа кружка «Юные экологи» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.
Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_kruzhka_yunye_ekologi.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные данные
«Дополнительная общеразвивающая программа «Юные экологи»
Наименование | Пример заполнения |
Полное наименование | Дополнительная общеразвивающая программа «Юные экологи» |
Публичное наименование | Программа «Юные экологи» |
Краткое описание | Программа кружка «Юные экологи» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость. Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода. Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности. |
Организация | Наименование организации |
Форма обучения | Очная |
Продолжительность программы | 1 год |
Возрастные ограничения | От_10__ до 15_лет__ |
Размер группы | 15 человек |
Адрес проведения программы | Иркутская область, Тайшетский район, п./жд.ст.Тамтачет, улица Гайнулина 2В; |
Подробное описание | Программа кружка «Юные экологи» ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа клуба решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа кружка направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка. Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции. Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике. Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания. Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования. Программа кружка «Юные экологи» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость. Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода. Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности. При составлении своей программы использовала работы известных педагогов, таких, как И.Н.Пономарёва, Л.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, И.Д.Зверев. Они в своих работах исследуют содержание, формы и методы экологического образования. Психологи Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазычев, С.Д. Дерябо, В. Ясвин - исследуют внутренние механизмы процесса учебного познания природы. Программа кружка «Юные экологи» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов). Программа решает проблемы занятости детей в летнее, свободное от учебного процесса время (работа в летней экологической трудовой бригаде, экспедиции и походы, исследовательская работа), что позволяет реализовать познавательный интерес на практике.
|
Направленность |
|
Профиль | Просветительская, театральная деятельность , участие в НПК различного уровня, экологические мероприятия . |
Уровни программы | Стандартный (ознакомительный), |
Содержание программы | Программа адресована среднего школьного возраста. Расчёт часов программы: 70часов, 1 раза в неделю по 2 ч. Срок реализации программы – 1 год. Формы и методы работы. Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения Методы формирования познавательного интереса Познавательные игры Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций Создание ситуации успеха в учении Метод проектов. Тематический план. Сезонные явления в природе-10 ч. Сезонные явления в уголке живой природы-10ч. Красная Книга природы Иркутской области-8ч. Природа озера Байкал-16ч. Природа родного края-10ч. Фенологические наблюдения в природе-4ч. Азбука поведения в природе-2ч. Биоразнообразие. Охрана растений и Животных Иркутской области-8ч. Итоговое занятие-2ч. |
Цель программы | Цель программы:
Задачи программы:
посёлка,области. |
Ожидаемый результат | Обучающиеся будут знать: Как можно осуществить решение экологических проблем, проводить экологические исследования, разрабатывать и реализовывать экологические проекты (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий. Обучающиеся будут уметь: работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников, слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния. окружающей среды. |
Особые условия | |
Преподаватели | Александрова Мария Петровна, учитель биологии, географии, первая квалификационная категория. Стаж работы |
Материально-техническая база | Школьное оборудование: ноутбуки, проектор, экран, литература экологической направленности-наглядные и демонстрационные пособия по биологии и экологии. |
Описание цены | Обучение по программе бесплатное. |
Расписание
Наименование | Пример заполнения |
Название | Группа 1, Александрова М.П.,10-15 лет |
Преподаватель | Александрова Мария Петровна |
Период обучения (в текущем году) | 01.09.2020-25.05.2021уч.г. |
Прием заявок на следующий год с | |
Возраст от __ до__ | 10-15 лет |
Количество часов в год | 35 |
Минимальный размер группы (чел.) | 10 |
Максимальный размер группы (чел.) | 15 |
Дни недели | понедельник |
Время начала | 16.00 – 16.40 |
Продолжительность занятия (академических часов) | 1час |
Продолжительность академического часа | 40 мин |
МКОУ ТАМТАЧЕТСКАЯ СОШ
Образовательная программа
кружка «Юные экологи»
на 2020-2021 учебный год
срок реализации – 1 год
возраст детей – 10 -14 лет
Cоставил: Александрова Мария Петровна
П.Тамтачет
2020-21 уч. г.
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на решение проблемы сохранения и защиты окружающей среды, даёт возможность будущим гражданам России с раннего возраста заботиться об окружающей природе. В современных условиях социума программа клуба решает проблему занятости обучающихся в свободное от учебного процесса время, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Одним из основных прав человека является право на экологически благоприятную среду обитания, полную объективную и своевременную информацию о среде проживания. Программа клуба направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху ребёнка.
Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции
Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.
Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.
Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.
Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.
Программа клуба «Юный эколог» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.
Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.
При составлении своей программы использовала работы известных педагогов, таких, как И.Н.Пономарёва, Л.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, И.Д.Зверев. Они в своих работах исследуют содержание, формы и методы экологического образования. Психологи Н.Н.Моисеев, С.Н.Глазычев, С.Д. Дерябо, В. Ясвин - исследуют внутренние механизмы процесса учебного познания природы.
Программа клуба «Юные экологи» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).
Программа решает проблемы занятости детей в летнее, свободное от учебного процесса время (работа в летней экологической трудовой бригаде, экспедиции и походы, исследовательская работа), что позволяет реализовать познавательный интерес на практике.
Концептуальные идеи программы:
- В природе всё взаимосвязано;
- Человек – часть природы;
- Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;
- Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.
Варианты реализации идей:
- через целеполагание и задачи;
- через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);
- через разнообразные формы занятий;
- через методы, средства и приёмы образовательной программы;
- через основные принципы курса:
- через взаимосвязь с другими науками и предметами;
- через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.
Программа клуба предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:
- Познавательное отношение к природе;
- Бережное отношение к природе;
- Ответственное отношение к природе.
Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».
Реализация программы клуба «Юные экологи» предусматривает работу по направлениям:
- Работа с обучающимися;
- Работа с родителями и общественностью;
- Информационно – методическое обеспечение.
Цель программы:
- Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.
Задачи программы:
- Формировать стремление у обучающихся детей к познанию окружающего мира;
- Формировать интерес к исследовательской деятельности, вовлекать обучающихся детей в практическую деятельность по охране окружающей среды;
- Обеспечивать выработку приёмов и навыков самостоятельной творческой деятельности;
- Развивать экологическое мышление у детей;
- Развивать ответственность, значимость в экологическом движении своего клуба, города, края;
- Развивать интерес к решению проблем окружающей среды;
- Воспитывать экологическую культуру и активную жизненную позицию;
- Воспитывать чувство уважения, любви и гордости за природу своего города и края.
Принципы обучения и воспитания:
- Принцип добровольности (зачисление в группу возможно только по желанию ребёнка);
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование групп обучающихся);
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
- Принцип доступности (предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
- Принцип ориентации на успех;
- Принцип взаимоуважения;
- Принцип индивидуально – личностной ориентации (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью);
- Принцип связи обучения с жизнью;
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- Принцип природосообразности (учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, физиологических и биологических особенностей и природных склонностей ребёнка);
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе;
- Принцип научности содержания методов образовательного процесса;
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей. Основу составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает обучение и воспитание.
Коменский Я.А. настаивал на строгом учёте в учебной и воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании всё должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.
Учёт возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов.
Программа клуба «Юные экологи» даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.
В качестве ключевых компетенций для экологического образования выделены следующие:
- ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою определяющую программу жизнедеятельности в целом и др.);
- общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию г. Яровое, России и мира, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
- учебно-познавательные или специальные (формирование грамотности обучающихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания и т.д.);
- социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
- информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников и др.);
- коммуникативные (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния. окружающей среды);
- личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры).
Предметные компетенции:
- Здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни.
- Ценностно – смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности.
- Интеграции – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека.
- Гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.
- Ответственность, долг.
- Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой.
- Социальные взаимодействия – социальное партнёрство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем.
- Деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.
Межпредметные компетенции:
- Межпредметные проекты – по этнографии, истории, географии, сельскому хозяйству, физической экологии и др.
- Исследования – в области ботаники, зоологии, географии, сельского хозяйства, биологии.
- Интегрированный материал – по ступеням обучения, по мере усложнения из одного курса в другой (из ботаники в биологию, из биологии в географию и др.)
- Компетенции в области информационных технологий – компетенции использования компьютера для создания, хранения, презентаций и обмена информацией, включая интернет.
- Базовые компетенции по предметам – компетенция предложения новых идей в научной области (способность к научному творчеству).
- Компетентность формирования личной системы ценностей на основе культурных национальных и мировых ценностей – компетентность знания национального и мирового культурного наследия и его применения для творческого самовыражения личности.
Направления программы:
- Естественнонаучное;
- Эмоционально – чувственное;
- Эколого – этнографическое.
Естественнонаучное направление обеспечивает образование, т.е. передачу детям определённого объёма знаний об устройстве мира, о существующих в нём многочисленных связях, о человеке как части Природы. В основу всех структурных единиц программы положены шесть ключевых понятий:
- Среда и место обитания живых существ;
- Условия существования живых существ в данном месте обитания;
- Приспособление живых существ к условиям существования в их месте обитания;
- Взаимосвязи между организмами и окружающей средой;
- Цикличность природных процессов;
- Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы.
Эмоционально – чувственное направление направлено на воспитание в детях эмоционального положительного отношения к окружающему прекрасному и гармоничному миру с помощью разнообразных приёмов художественного и литературного творчества.
Эколого – этнографическое направление признано дать детям представление о нерасторжимой связи человека с его природным окружением. Учащиеся обращаются к народным традициям, которые позволяли нашим предкам поддерживать физическое и духовное здоровье путём гармонизации своих отношений с окружающим миром. Взгляд в прошлое даёт детям возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего мира для будущих поколений.
Программа адресована среднего школьного возраста. Расчёт часов программы: 70часов, 1 раза в неделю по 2 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и методы работы.
Активные методы направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка, на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».
Интерактивные методы -
Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.
Индивидуальные методы обучения – являются активными по характеру действий, выполняемых ребёнком: он самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленные блоки, распределяет в определённой последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.
Групповые методы обучения – работа детей в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини – проектов в наибольшей степени соответствует понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.
Коллективные методы обучения направлены – на работу со всем коллективом, требуют синхронизации действий воспитанника и педагога для достижения конкретной учебной цели.
Словесные методы : Беседа – организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
Рассказ – Возможно несколько видов рассказа. Это рассказ – вступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение.
Наглядные методы обучения - достаточно важны для обучающихся, имеющих визуальное восприятие действительности. Она ориентирует педагога на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
Практические методы обучения - охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности. Во время их использования применяются приёмы: постановки задания, планирование его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы. Применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а так же анализ выполненной работы.
Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
Методы формирования познавательного интереса
Познавательные игры
Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций
Создание ситуации успеха в учении
Метод проектов
Для развития позитивных личностных качеств детей в моей программе предусмотрены воспитательные мероприятия:
- Конкурсно – развлекательные программы;
- Викторины;
- Походы, экскурсии, посещение музея;
- Беседы и консультации;
- Посещение мероприятий, проводимых педагогом – организатором.
Механизм отслеживания качества знаний и умений обучающихся на каждом этапе обучения:
- Входной контроль осуществляется при приёме в студию: по справкам, через наблюдение.
- Текущий контроль проводится на каждом занятии. Цель – выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков, полученных на занятии. Используется: метод наблюдения, оценка достижений.
- Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после изучения каждого раздела. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений. Используется: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые задания.
- Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы. Используется: диагностика.
- Мониторинг обучености.
- Матрица.
Календарно – тематический план первого года обучения.
N п\п | содержание | Всего часов | теория | практика | месяц |
1. | Введение. | 1 | 1 | сентябрь | |
2. | Сезонные явления в природе. | 9 | 4 | 5 | сентябрь, октябрь |
3. | Сезонные явления в уголке живой природы. | 10 | 5 | 5 | октябрь, ноябрь |
4. | Красная Книга природы Иркутской области. | 8 | 4 | 4 | ноябрь, декабрь |
5. | Природа озера Байкал. | 16 | 8 | 8 | декабрь, январь |
6. | Природа родного края. | 10 | 5 | 5 | январь, февраль, март |
7. | Фенологические наблюдения в природе. | 4 | 2 | 2 | март |
8. | Азбука поведения в природе. | 2 | 2 | 2 | март |
9. | Биоразнообразие. Охрана растений и Животных Иркутской области. | 10 | 5 | 5 | апрель, май |
10. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | май | |
итого | 70 | 36 | 34 |
Учебно - тематический план первого года обучения.
Цель:
Создание условий для познания окружающего мира, повышение мотивации и интереса к занятиям.
Задачи:
- Формировать общие представления об окружающей среде;
- Учить правилам поведения в природе;
- Развивать интерес ребёнка к познанию окружающей среды;
- Развивать эмоционально – чувственную сферу ребёнка и его образное мышление, творческий потенциал;
- Развивать чувство любви и красоты к природе;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
- Введение - 2 часа.
- Знакомство с введением в науку экологию.
Цель, задачи, анкетирование.
II. Сезонные явления в природе - 18 часов.
N | Тема занятия | часы | месяц | Результат |
2.1 | Сезонные явления в природе. Экскурсия. | 2 | сентябрь | Знакомство с сезонными явлениями осенью, с разнообразием цветочных и овощных растений. Почему наступает листопад. |
2.2 | Почему наступает листопад. Экскурсия в парк. | 2 | сентябрь. | |
2.3 | Разнообразие осенних цветов. Экскурсия. | 2 | сентябрь. | |
2.4 | Составление цветочных композиций. Конкурс рисунков. | 2 | октябрь | |
2.5 | Скатерть – самобранка дикой природы. Игра. | 2 | октябрь | |
2.6 | Конкурсная программа «Чудо природы» | 2 | октябрь | |
2.7 | Овощные культуры. | 2 | октябрь | |
2.8 | Растения – переселенцы. | 2 | ноябрь | |
2.9 | Итоговое занятие. Конкурс – эрудицион «Золотой листопад» | 2 | ноябрь |
3. Красная книга природы – 10 часов.
N | Тема занятия | часы | месяц | результат |
4.1 | Красная книга растений . | 2 | ноябрь | Составление Красной книги своего Региона. |
4.2 | Красная книга животных. | 2 | ноябрь | |
4.3 | По страницам Красной книги Иркутской области. | 2 | декабрь | |
4.4 | Редкие и исчезающие животные Иркутской области. | 2 | декабрь | |
4.5 | Жалобная книга природы. Экологический проект. Итоговое занятие. | 2 | декабрь |
V. Зелёный пояс Иркутской области – 16 часов.
N | тема занятия | часы | месяц | результат |
5.1 | Лесные породы. | 2 | декабрь | Знакомство с ленточными бора- ми Алтая, с ядовитыми и лекарственными растениями города. |
5.2 | Ленточные боры | 2 | декабрь | |
5.3 | Кедр. | 2 | декабрь | |
5.4 | Лекарственные травы Иркутской области. | 2 | декабрь | |
5.5 | Ядовитые растения города. | 2 | декабрь | |
5.6 | Сорные растения. | 2 | январь | |
5.7 | Злаковые растения. | 2 | январь | |
5.8 | Итоговое занятие. Турнир рыцарей Зелёного щита. | 2 | январь |
VI. Природа родного края – 24 часа.
N | Тема занятия | часы | месяц | результат |
6.1 | Викторина «Люби и знай свой край родной» | 2 | январь | Участие в природоохранных акциях. |
6.2 | Природоохранная акция «Птицеград» | 2 | февраль | |
6.3 | Праздник зимующих птиц. | 2 | февраль | |
6.4 | Викторина «По страницам Лесной газеты». | 2 | февраль | |
6.5 | Защита времён года. Конкурс рисунков о зиме. | 2 | март | |
6.6 | Зимние забавы. Экскурсия. | 2 | март | |
6.7 | Конкурс – эрудицион «Природа вокруг нас» | 2 | март | |
6.8 | По следам Робинзона. Игра. | 2 | март | |
6.9 | Город Природоград. Конкурсная программа. | 2 | апрель | |
6.10 | Картинная галерея. Конкурс рисунков. | 2 | апрель | |
6.11 | Игра «Цветик – семицветик» | 2 | апрель | |
6.12 | Викторина. Цветы в легендах и преданиях. | 2 | апрель | |
6.13 | Перелётные птицы. | 2 | май | |
6.14 | Весенний праздник птиц. | 2 | май | |
6.15 | Итоговое занятие. Экскурсия – путешествие в природу. | 2 | май |
Литература
нормативно – правовая:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральный закон «О дополнительном образовании»
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
- Устав МОУ ДОД ЦНТТУ
Для педагогов:
1. Верзилин, Н.М. По следам Робинзона. - Мн: Народная асвета, 1982 – 112 c.
2. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детой и подростков. М., 2003 – 140 с.
3. http://festival.1september.ru/subjects/27/
Для детей:
2. Балбышев, И. Н. Родная природа. - Л., 1975 – 156 с.
3. Балбышев, И. Н. Из жизни леса. - Л., 1987 – 129 с.
4. Балбышев, И. Н. Лесные встречи. - Л., 1981 – 220 с.
5. Бианки, В.Н. Лесная газета. - М., 1971 – 167 с.
6. Верзилин, Н. М. По следам Робинзона. - Л., 1974 – 204 с.
7. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 178 с.
8. Ляхов, П.Р. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. “АСТ”, 1999 – 289 с.
9. Маркин, В. А. Я познаю мир. - М., 2000 – 154 с.
Приложение 1
Матрица
самооценки сформированности компонентов
экологической компетентности.
Компонент | Уровень | ||
низкий (неосознанная некомпетентность) | средний (осознанная некомпетентность) | высокий (осознанная компетентность) | |
Потребностно-мотивационный | Я не задумываюсь о том, зачем мне участвовать в экологических проектах | Я не хочу участвовать в экологических проектах | Я хочу участвовать в экологических проектах |
Когнитивный | Я не задумываюсь, какие знания необходимы для реализации экологических проектов | У меня недостаточно знаний для реализации экологических проектов | У меня достаточно знаний для реализации экологических проектов |
Практически-деятельностный | Я не задумываюсь, как практически реализовать экологический проект | Я не обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект | Я обладаю нужными умениями и навыками, чтобы практически реализовать экологический проект |
Эмоционально-волевой | Я не задумываюсь о том, какие чувства и эмоции можно испытать от реализации экологических проектов | Я нее испытываю особых чувств и эмоций от реализации экологических проектов | Я испытываю сильные чувства и эмоции от реализации экологических проектов |
Ценностно-смысловой | Я не задумываюсь о том, зачем экологические проекты могут быть нужны людям и природе | Я не понимаю, зачем экологические проекты нужны людям и природе | Я понимаю, что экологические проекты нужны людям и природе |
Приложение 2
План воспитательной работы:
Цель:
Создание условий для развития личности ребёнка, коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Задачи:
- Развивать интерес к участию детей к досуговой деятельности;
- Развивать творческие способности личности;
- Формировать нравственную и духовную культуру детей;
- Воспитывать гуманное отношение детей к окружающему миру и своему окружению;
- Воспитывать достойного гражданина своей страны.
N | содержание | месяц |
1. | Поход в природу «Праздник осени золотой». Конкурсно – развлекательная программа. Проведение природоохранной акции «Зелёная волна». | сентябрь |
2. | Познавательно – интеллектуальная игра «Цветочный звездопад». | октябрь |
3. | Беседы «Правила поведения на дорогах» и «Будьте здоровы!» - о вредных привычках. | ноябрь |
4. | Викторина «Новогодний эрудицион». | декабрь |
5. | Конкурсно – познавательная программа «Рождественские посиделки» | январь |
6. | Конкурсная программа ко дню защитников Отечества «Рыцарский турнир» | февраль |
7. | Праздник «Девицы – красавицы» | март |
8. | Конкурсно – развлекательная программа «День Здоровья». Поход в природу. | апрель |
9. | Праздник, посвящённый Дню Победы «Цветы и порох» | май |
10. | Итоговый поход в природу «По тропе Берендея» | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.
. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам предлагается проследить, как раскрывается эт...
Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"
Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...
Соревнование по экологии "Юный эколог"
Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)
Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...