Конспект командной игры "Берегите энергию и ресурсы"
план-конспект занятия по экологии (5 класс)

Птюшкина Галина Николаевна

Командная игра разработата к Международному Дню Энергосбережения с целью привлечения внимания к понятию "энергоэффективный стиль жизни". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_beregite_energiyu_i_resursy.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КОМАНДНОЙ ИГРЫ «БЕРЕГИТЕ ЭНЕРГИЮ  И РЕСУРСЫ»

Птюшкина Галина Николаевна,

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,

Санкт-Петербург

Цель: привлечение внимания к понятию «энергоэффективный стиль жизни».

Задачи: напомнить о важности энергосбережения; активизировать знания, как мы тратим энергию в повседневной жизни;  способствовать формированию отношения к энергии как наиболее ценному ресурсу; вызвать интерес к проблеме энергосбережения, напомнить  о простейших способах сокращения потребления ресурсов; вызвать стремление к рациональному использованию ресурсов и энергии.

Адресность: учащиеся младших классов (3-4 классы).

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование: магнитная доска, маркеры, заранее заготовленные картонные облака с названиями конкурсов.

Раздаточные материалы:

к конкурсу «Согласен – не согласен»: листы с заданием (Приложение 1);

к конкурсу «Магические экологические заклинания»: листы формата А3, маркеры, листок с примерами магических заклинаний из сказок и мультфильмов (Приложение 2);

к конкурсу «Ромашка: мини-викторина»: заготовка цветка ромашки, на каждом лепестке внизу  напечатаны вопросы, количество баллов;  листы с таблицей для написания ответов на вопросы викторины; листочки-стикеры (Приложение 3).

Подготовительные действия: организация выставки по теме (Приложение 4).

Водная часть (5 мин.) Здравствуйте, ребята, гости. Приближается 11 ноября – Международный День Энергосбережения!

Решение о проведении этого Дня было принято в 2008 году участниками Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE. Сегодня в проекте принимают участие больше 14 стран, и провозглашенный SPARE День Энергосбережения давно стал без преувеличения международным. Во многих странах День Энергосбережения отмечают своими действиями не только школы и неправительственные организации, но даже заводы или муниципалитеты, не зная о его «общественном» происхождении.

Энергосбережение очень важно для улучшения окружающей среды и сохранения климата – и в том месте, где мы живем, и на всей планете.

Обычно мы даже не задумываемся, что на производство, транспортировку, использование и утилизацию разного рода продуктов и товаров тратится огромное количество энергии. Энергию, чаще всего, получают за счет сжигания ископаемого топлива (угля, нефепродуктов, газа, торфа). При этом наносится ущерб окружающей среде: исчерпываются невозобновляемые природные ресурсы, при сгорании в воздух попадают загрязняющие вещества и парниковые газы. Поэтому очень важно использовать энергию эффективно и стремиться к ее экономии. И меры ресурсосбережения – отказ от излишних покупок, повторное использование вещей, раздельный сбор и переработка отходов, компостирование и др. – могут в этом помочь.

Приглашаю вас принять участие в командной игре, подготовленной к Международному Дню энергосбережения, выполнив одно или несколько действий для поиска возможностей сокращения потребления ресурсов и энергосбережения.

Разделимся на 3 команды по жребию. Каждый достанет из мешочка значок с изображением Костра, Факела, Свечи. Это будут названия команд. Затем каждая команда выберет капитана. Капитаны команд подойдут к доске, возьмут по маркеру и по очереди, выполняя одно движение, нарисуют на доске солнышко. Я прикреплю вокруг солнышка облака.

Мы совместно изобразили удивительную картину. Давайте пожелаем друг другу удачи. И если ваша команда сегодня будет не первой, то не огорчайтесь, а порадуйтесь за товарищей.

        Облака помогут нам выстроить игровой маршрут. Каждое облако – это определенное игровое задание.

        Основная часть (30 минут). Капитан команд по очереди выбирают облака, читают на обратной стороне название конкурса.

Конкурс  «Согласен – не согласен»  

Уже 2 дня в классе организована выставка «Энергоэффективный стиль жизни». Вам предлагали внимательно почитать информацию. Сейчас эти знания помогут командам ответить на 10 вопросов. Капитаны команд получат листок с заданием. Вы должны внимательно прочитать вопрос, и если согласны с утверждением, напишите  «да», а если не согласны, то напишите «нет»  в таблице напротив каждого утверждения. Внимание, исправленные варианты ответов не засчитываются.

        Критерии оценивания: время выполнения задания – 5 минут; за каждый правильный ответ – 1 балл; максимальное количество баллов – 10.

1). Согласны ли вы, что те источники энергии, которые мы используем – нефть, уголь, газ – очень сильно загрязняют окружающую среду? Да.

2). Согласны ли вы, что если мы будем больше использовать энергии, мы уменьшим выбросы углекислого газа и других парниковых газов?         Нет, если будем меньше использовать энергии…

3). Согласны ли вы, что наше поведение – это и есть потребление электроэнергии? Да, будь то покупка товаров или использование воды, или организация путешествия: на все это нужно потратить электроэнергию и ресурсы.

4). Согласны ли вы, что долговечность игрушки не зависит от хозяев игрушки? Нет, если приучать ребенка бережно и аккуратно относиться к игрушкам, чинить их вместе с ребенком, то можно продлить жизнь игрушкам и привить ребенку бережное отношение к ним. И не придется расходовать энергию на производство таких же игрушек.

5). Согласны ли вы, что мы не расходуем энергию, если едем в магазин на машине? Нет, ведь на добычу нефти и производство топлива расходуется много энергии.

6). Согласны ли вы, что мы  повышаем энергоэффективность, если вместо готового пирога покупаем продукты и печем пирог сами? Да, ведь не нужно будет лишних затрат на хранение, перевозку, упаковку, особенно если покупать товары местных производителей.

7). Согласны ли вы, при стирке можно сэкономить значительное количество энергии? Да, если стирать при полной загрузке машины, выбирать минимальную температуру стирки, сушить белье не в машине…

8). Согласны ли вы, что для своих нужд человеку достаточно 3 литра воды в день? Нет. Около 150 литров.

9). Согласны ли вы, что общественный транспорт наименее вреден для здоровья и окружающей среды? Да, ведь в расчете на одного пассажира потребляет в десятки раз меньше топлива, чем легковые автомобили.

10). Согласны ли вы, что каждый из нас за год «производит» 100 кг мусора? Нет,  250 кг.
Конкурс  «Магические экологические заклинания»

Внимание, команды! Представляю следующий конкурс: «Магические экологические заклинания»! Вы знаете, что не все люди умеют бережно относиться к природным ресурсам. Например, вы, наверное, видели, как некоторые дети, спеша в столовую, после мытья рук неплотно закрывают кран, или вообще не закрывают. А кто-то открывает очень сильный напор воды, и много лишней воды успевает бесцельно утечь и разбрызгаться около раковины.  Многие дети не пользуются многоразовыми сумками для сменной обуви, часто меняя рвущиеся пластиковые пакеты. Кто-то сдает макулатуру, предпочитая выбрасывать бумагу в смешанные отходы. Таким людям не раз напоминали, что нужно беречь ресурсы, но это не помогало.

Сегодня мы придумаем магические экологические заклинания, с помощью которых научим людей бережно относиться к ресурсам. Вам можно будет пользоваться не только своим волшебным даром, но и мысленно просить силу природы помочь вам использовать то или иное заклинание. Причем нужно просить у той стихии, сила которой необходима в данном конкретном случае.

        Например, капля, капелька, смотри, кто неплотно кран закрыл. А потом его проучишь – воду на 2 дня отключишь.

Сейчас каждая из команд придумает свое магическое экологическое заклинание для тех людей, которые не умеют беречь ресурсы (пользуются одноразовыми пакетами для сменной обуви вместо многоразовой сумки; не выключают лишний свет на переменах; не собирают макулатуру, а выбрасывают бумагу в смешанные отходы…), и нарисует свое заклинание.

        Критерии оценивания: время выполнения задания – 12 минут; придумать заклинание на выбранную тему  - 3 балла; изобразить заклинание: написать и нарисовать – 3 балла; активное участие всех членов команды (если кто-то будет отвлекаться – минус 2 балла); максимум – 6 баллов.

Конкурс  «Повторное использование пластиковой бутылки»    

Мы уже не раз говорили о повторном использовании старых вещей. Организовывали в классе выставку из поделок, выполненных из старых вещей.  Следующий конкурс называется «Повторное использование пластиковой бутылки».

Знаете ли вы, что некоторым современным приборам, позволяющим экономить воду, можно придумать альтернативу, которую легко изготовить своими руками. Так, например, избежать чрезмерного расхода воды при сливе воды в унитаз можно, даже если бачок не оборудован двумя режимами смыва. Экономить воду поможет… простая пластиковая бутылка. Нужно лишь наполнить ее водой и поместить в бачок. Суть устройства проста. Для смыва нам совершенно не обязательно использовать всю воду, скопившуюся в бачке. Но мы нажимаем кнопочку, и бак полностью опустошается, хотя нам было бы достаточно и его половины. Как урегулировать слив в домашних условиях? Вот тут на помощь и приходит нехитрая установка в виде пластиковой бутылки: она не позволяет резервуару заполниться целиком. Такая уловка помогает сэкономить до 40 литров воды в день. А это немало, учитывая, что у нас каждая капля на счету!

Я сама попыталась представить как можно больше способов повторного использования пластиковой бутылки. И мне интересно, придумаете ли вы что-нибудь новое. У каждой команды будет время придумать и записать несколько способов, а потом по очереди каждая команда будет называть по 1 способу, озвученный способ больше не повторять. Если у команды нет нового способа, она выбывает из игры. За каждый ответ команда получает 1 балл до тех пор, пока не останется 1 команда.

        Критерии оценивания: внимательно следить за ответами других команд, если вы повторите способ, который уже называли, можете лишиться одного балла (например, если уже сказали, что в бутылку можно насыпать крупу, то будет повтором, если вы скажете, что можно насыпать макароны – способ применения один и тот же); каждый правильный ответ – 1 балл; время выполнения задания – 5 минут.

Мои способы использования: Отрезать горлышко и насыпать крупу, семена; повторно наливать воду из большей тары; сделать поделку – подставку для карандашей; использовать как горшок для цветов; использовать как вазу для цветов; налить воды в бутылку, отстаивать для полива цветов; из горлышка сделать воронку; сделать кормушку для птиц.

Конкурс «Ромашка: мини-викторина»

 Капитаны каждой команды по очереди отрывают по одному лепестку, всего по 3 лепестка. Победа в этом конкурсе зависит не только от умения правильно выполнить задание, но и от удачи.

Каждое задание имеет разный уровень сложности и оценивается от 1 до 3 баллов, легкие задачи  – 1 балл, сложнее – 2 балла, и сложная задача – 3 балла. Я сама не знаю, на каком лепестке какой сложности задание находится. И перед вами только белые лепестки. Начинаем выбирать себе лепестки с заданиями. Ответы пишем на белой стороне лепестка, или сразу в таблицу.

Как задания будут выполнены и сданы на проверку, каждый игрок команды напишет на листочке-стикере совет горожанам по экономии ресурсов.

Все советы прикрепляются на доску.

Критерии оценивания: время выполнения задания 8 минут; можно заработать дополнительные баллы: все игроки команды должны активно участвовать в обсуждении задания – 1 балл; учитывается доброжелательность в команде – 1 балл; остальные баллы будут суммироваться за правильно выполненные задания согласно уровню сложности.

Следить, чтобы в одной команде советы не повторялись: 1 балл за каждый совет.

Заключительная часть (5 минут). По итогам всех конкурсов победила команда…

Давайте поаплодируем победителям и встанем все в круг. Мы узнали много интересных фактов о рациональном использовании ресурсов. А теперь поиграем в ассоциации. Что вы представляете, когда слышите фразу: энергосбережение (повторное использование, местные производители, 11 ноября, друзья, команда …).

Список литературы

1). Асадчева М. Мусора. Больше. Нет / Марина Асадчева. – URL: http://centrecon.ru/news/511.

2). Как спасти климат: стань участником энергетической революции / Гринпис России. – М., 31 с.

3). Корякина Н. И. Вода в Санкт-Петербурге: сегодня и завтра. Методические рекомендации для педагогов / Н. И. Корякина, П. Н.Кириллов. – СПб., 2008. – 27 с., прил.

4). Успенская Е. А. Справочник для посланников климата. Пособие для проведения занятий / Е. А. Успенская, О. Н. Сенова. – СПбРЭО «Друзья Балтики», ООО «Экоцентрум» - СПб, 2016. – 48 с.

5). Федоров А. В. Экологически дружественные решения в нашей жизни: Советы для каждого / А. В. Федоров, О. Н. Сенова. – СПб, 2014. – 88 с.

6). Энергосбережение для школьников. Методическое пособие. – СПб ГБУ «ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ». – 19 с.

7). Энергия и  Окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – СПб, 2008. – 88 с.

Приложение 1. Листы с заданиями к конкурсу «Согласен – не согласен»

Название команды______________________________________________

1). Согласны ли вы, что те источники энергии, которые мы используем – нефть, уголь, газ – очень сильно загрязняют окружающую среду? ______

2). Согласны ли вы, что если мы будем больше использовать энергии, мы уменьшим выбросы углекислого газа и других парниковых газов?         ______

3). Согласны ли вы, что наше поведение – это и есть потребление электроэнергии? ______

4). Согласны ли вы, что долговечность игрушки не зависит от хозяев игрушки? ______

5). Согласны ли вы, что мы не расходуем энергию, если едем в магазин на машине? _____

6). Согласны ли вы, что мы  повышаем энергоэффективность, если вместо готового пирога покупаем продукты и печем пирог сами? ______

7). Согласны ли вы, при стирке можно сэкономить значительное количество энергии? ___

8). Согласны ли вы, что для своих нужд человеку достаточно 3 литра воды в день? ______

9). Согласны ли вы, что общественный транспорт наименее вреден для здоровья и окружающей среды? ______

10). Согласны ли вы, что каждый из нас за год «производит» 100 кг мусора? ______

Приложение 2. Примеры магических заклинаний  из сказок и мультфильмов

Сказка «По щучьему велению» – Емеля произносил волшебные слова, и щука все исполняла: «По щучьему веленью, по моему хотенью».

Сказка «Сивка-Бурка». Иван произносил волшебные слова и появлялся конь: «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». В этой сказке также есть волшебные слова-заклинание. И волшебный предмет – блюдце и яблоко: «Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку».

Мультфильм, книга «Барон Мюнхгаузен»: «Абра-кадабра».

Сказка «Старик Хоттабыч». Это волшебное слово, наверное, каждый из нас очень часто упоминает: «Трах-тибидох-тибидох».

Популярное заклинание из сказки «Али-Баба и сорок разбойников» также используется сейчас: «Сим-сим, откройся!» и «Сим-сим, закройся!».

«Сказка о потерянном времени»: «Киглики-миглики, шаранды-баранды. Что от вас ушло, то к нам пришло»

В рассказе «Цветик-семицветик» звучит такое волшебное заклинание: «Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели».

В сказке «Волшебник Изумрудного города» очень интересные слова, так просто не запомнишь: «Бамбара-чуфара, лорики-ёрики, пикапу-трикапу, скорики-морики».

Волшебная сила колечка из сказки «Двенадцать месяцев» помогает девочке, когда она произносит эти слова: «Ты катись, катись, колечко На весеннее крылечко. В летние сени, В теремок осенний Да по зимнему ковру К новогоднему костру!»

Несколько заклинаний из всемирно знаменитого «Гарри Поттера»: Редуцио – заклинание уменьшения; Репаро – восстановление разбитых предметов; Эванеско – исчезновение предмета; Эскуро – очищение предмета от грязи.

Приложение 3. Экологические здания мини-викторины к конкурсу «Ромашка»

№ 1. Где потепление климата происходит быстрее: А - в европейской части России; Б - в тропических широтах; В - в Арктике.? (2 балла).

№ 2. На частоту возникновения каких опасных природных явлений изменение климата никак не может повлиять: А – засухи; Б – землетрясения; В – смерчи (торнадо)? (2 балла).

№ 3. Какой из перечисленных источников энергии невозобновляемый: А – приливы и отливы; Б – нефть; В – солнечная энергия? (2 балла).

№ 4.   Основной источник выбросов парниковых газов, связанный с деятельностью человека: А – вырубка лесов; Б – производство и потребление

энергии; В – автомобильный транспорт? (2 балла).

№ 5. Из данных видов транспорта выберите «лишний» и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолёт. (3 балла).

№ 6. Как извержения вулканов влияют на климат: никак не влияют, приводят к повышению температуры, приводят к  понижению температуры (обоснуйте свой выбор). (3 балла).

№ 7. При потеплении климата уровень Мирового океана: повышается, понижается, не меняется (обоснуйте свой выбор). (3 балла).

№ 8.    При использовании какого из какого из перечисленных источников энергии выбросы парниковых газов будут минимальны: бурый уголь, природный газ, энергия Солнца (обоснуйте свой выбор). (3 балла).

№ 9. Верите ли вы, что большая часть запасов пресной воды на Земле сосредоточена в озерах? (ответить ДА или НЕТ). (1 балл).

№ 10. Верите ли вы, что температура воздуха на Земле по сравнению с серединой XIX века выросла? (ответить ДА или НЕТ). (1 балл).

№ 11. Верите ли вы, что на железнодорожный вид транспорта приходится наибольшее количества выбросов парниковых газов? (ответить ДА или НЕТ). (1 балл).

№ 12.   Верите ли вы, что в Бразилии 1/5 часть автомобильного топлива производится из сахарного тростника? (ответить ДА или НЕТ). (1 балл).

Ответы: №1: В – в Арктике; № 2: Б – землетрясение; № 3: Б – нефть; № 4: Б – производство и потребление энергии; № 5: велосипед; № 6: приводят к понижению температуры; № 7: повышается; № 8: энергия Солнца; № 9: НЕТ; № 10: ДА; № 11: НЕТ; № 12: ДА.

Листок для ответов

Название команды:___________________________________

№ задачи

Ответ задачи

Количество баллов

Общее количество баллов:

Приложение 4. Литература к выставке «Энергоэффективный стиль жизни»


1. Лорентзен Ингвилд. Я и энергия: Учебное пособие для учащихся начальной школы / Ингвилд Лорентзен. – к.: РДЮЦ, 2010. – 60с.

2. Начни с себя! Энергоресурсосбережение. – Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2005. – 32 с.

3. Федоров А. В. Экологически дружественные решения в нашей жизни: Советы для каждого / А. В. Федоров, О. Н. Сенова. – СПб, 2014. – 88 с.

4. Энергосбережение для школьников. Методическое пособие. – СПб ГБУ «ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ». – 19 с.

5. Энергия и  Окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – СПб, 2008. – 88 с.

6. Буклеты:

Экологически дружественное потребление: Что это такое?

Как сортировать отходы (наглядная инструкция).

Энергосбережение в доме.

Помогите маме и папе сохранить климат!

Энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии в России.

Рекомендации для населения. Экономия энергоресурсов в быту: способы и советы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока "Внутренняя энергия"

Урок изучения нового материала.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, программное обеспечение для демонстрации интерактивных моделей....

План-конспект урока "Внутренняя энергия" с применением ЭОР

План-конспект урока "Внутренняя энергия" с применением ЭОР...

Конспект урока "Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания"

Конспект урока в 9 классе "Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания"...

Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....

Конспект урока "Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда"

Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда...

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» - 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Технология: урок – практикум.Оборудование урока:карта «Полезные ископаемые мира»компьютер, проектор, экранУМК для учащихся:...

ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК «СОХРАНИМ КЛИМАТ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ»

Цель занятия – развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.Цель-предмет / це...