Разработки уроков, занятий и внеклассных мероприятий
план-конспект занятия по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Конспекты занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_vode.docx | 741.97 КБ |
zanyatie_-_hakaton.docx | 24.16 КБ |
klaster_i_poster.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ИО «Центр дополнительного образования детей»
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.»
Конспект
открытого занятия по теме
«ВОДА В ПРИРОДЕ И СПОСОБЫ
ОЧИСТКИ ВОДЫ»
Разработала: Биртанова Л.И.
педагог дополнительного образования
2017г.
Тема: « ВОДА В ПРИРОДЕ И СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ВОДЫ»
Тип занятия: комбинированный
Педагог дополнительного образования: Биртанова Лилия Ильинична
Цель:
Систематизировать знания детей о воде, искать и найти пути решения проблемы очистки воды.
Задачи:
Обучающие: актуализировать и углубить знания о воде;
познакомить с различными способами очистки воды;
формировать умение ставить проблему, искать пути ее решения, высказывать и защищать свою точку зрения.
Развивающие: развивать навыки исследовательской и практической работы;
развить навыки анализа, сравнения на примере источников загрязнения воды.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к воде, бережливости при использовании воды, культуры содержания источников воды в чистоте, будь это речка, озеро, колодец и т.д.
Методы: Беседа, диалог, рассказ, выполнение практической работы, работа с карточкой, со слайдами.
Возраст детей: 10-12 лет
Оборудование, оформление: химическая посуда для проведения практической работы на столах учащихся, посуда для демонстрации опытов на столе учителя, слайды, раздаточный материал.
Содержание деятельности:
- Организационный момент
- Актуализация
Педагог:
Ребята, посмотрите на слайд, здесь написаны слова, которые станут девизом нашего сегодняшнего урока:
Внимательно слушаем – думая,
Наблюдаем – думая,
Читаем – думая,
Выполняем – думая.
Целеполагание: Сегодня пойдет речь о самом удивительном веществе на Земле, и я предлагаю Вам угадать, что это за вещество.
Из меня состоит все живое:
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас,
Я на небе, в хлебе, в земле…
О каком веществе мы будем говорить?
Обучающиеся: активно высказывают свои мысли, версии, догадки и приходят к выводу, что это вода.
Педагог: Правильно. Мы сегодня всё занятие будем говорить о воде.
Демонстрация колбы с водой, из которой вода капает на чашку Петри.
Есть такая пословица «Капля воды дороже золота».
- Как вы понимаете эти строки?
Ученик: Человек может прожить жизнь без золота, но не может прожить без воды. Живой организм без воды умрёт от жажды. Всё, что происходит внутри растения или животного, идёт с участием воды. Человек без воды может прожить неделю, а в пустыне он без воды выдерживает лишь сутки.
Педагог: А где в природе есть вода? Посмотрите на слайды и составьте небольшое сообщение о воде в природе.
Демонстрация слайда «Вода в природе»
Беседа с учащимися по слайдам.
Педагог: А где ещё есть вода? Скрытая вода? (В растениях и животных)
А теперь, давайте вспомним, что вы уже знаете о воде?
У вас на столах лежат карточки с таблицей, внимательно изучите таблицу, подумайте и заполните её. Приложение№1
Проверка заполнения таблиц, беседа с учащимися, анализ их ответов.
Педагог:
Вода неравномерно распределена на земле. Где-то есть целые океаны, а где-то и лужи не найдешь. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в крупных городах: Нью-Йорке, Токио, Париже, Гонконге и т.д. В Сингапуре вода выдается по карточкам. А такие страны как Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции.
Как вы думаете, какую воду привозят и покупают?
Правильно, пресную. Послушаем небольшое сообщение о пресной воде на земле.
Сообщение ученика. Приложение №2
Педагог: Вы открываете кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. А ведь попадает она в дом из реки, или из – под земли. Скажите, а можно ли воду из реки сразу использовать к употреблению?
Учащиеся: Нет.
Педагог: Почему? С чем это связано?
Учащиеся: Она грязная и непригодная для питья. Пить её нужно после очистки.
Педагог: Предположите, как её можно очистить? Идёт обсуждение.
Учащиеся: Отстоять, отфильтровать, вскипятить.
Педагог: Все большие города стоят на реках. Иркутск на реке Ангаре, СПБ - на Неве, Москва – на реке Москва и т.д. Город потребляет воду этих рек. А теперь давайте вместе подумаем, как очищают воду в условиях крупных городов?
Учащиеся: на очистных заводах, станциях. Идёт обсуждение.
Педагог: вы прочитайте небольшой текст, который у вас на столах. Прочитали?
Кто расскажет, как очищают воду? Как называются этапы очистки воды? Идет демонстрация слайдов. Приложение №3
Педагог: Мы с вами живем в сельской местности, очистных сооружений у нас нет. Какую воду мы пьём?
Ученик: У нас дома есть колодец, мы воду берем из неё.
Ученик: А у нас бурили скважину. Воду качаем насосом.
Слушаем ответы учеников, беседуем, анализируем.
Педагог: Абсолютно чистой воды в природе нет – в ней всегда присутствуют какие-то примеси. Правда, в определенных количествах некоторые из них полезны, так как нужны организму человека. Но в значительной части примеси могут быть опасными для здоровья и делают воду непригодной для питья, даже вредной. Подземные воды более чистые, так как фильтруются через почву. Демонстрация слайда. Смотрите, чем толще почва, тем чище вода. Под землей вода отстаивается и становится ещё чище. Мы эту воду качаем и используем. Кто-то пьет её сырой, а кто-то - кипятит. Кто-то очищает с помощью бытового фильтра.
Практическая работа
Педагог: Теперь мы будем учиться фильтровать грязную воду. Сначала мы её приготовим: перемешиваем смесь (опилки, песок, глина, вода, окрашенная в фиолетовый цвет). Дальше нам нужно приготовить бумажный фильтр. Я покажу, как это делается. Демонстрация слайда с приготовлением фильтра. (Берём фильтровальную бумагу, складываем её пополам, затем ещё раз пополам и полученный бумажный фильтр улаживаем в воронку). Всё? Сделали? Молодцы! Работаем дальше, насыпаем в воронку немного песка и наливаем загрязнённую воду по стеклянной палочке.
Педагог: Что сделали? Что наблюдаем? Ученики отвечают, делают выводы.
(Песчинки, опилки остаются на фильтре, а в стакане собирается окрашенная вода) Ребята! Работаем дальше, полученную воду пропускаем через фильтр с углём (карболеном) Что произошло?
( Вода стала бесцветной).
Почему? Как вы думаете? Каким свойством обладает уголь?
Слушаем ответы учеников, беседуем, анализируем.
Ученик: Уголь поглощает вещества.
Педагог: Правильно, уголь - адсорбент, он как губка вбирает в себя красители, газы.
Что сделали? Что наблюдаем? Ученики отвечают, делают выводы.
Мы с вами провели практическую работу. Кто скажет, для чего мы это сделали?
Дети приходят к выводу, что результатом практической работы стало получение чистой питьевой воды.
Педагог: какие источники воды есть в нашей местности? В каком состоянии они находятся? Надо ли их беречь? Как это можно сделать?
Ученики: родники, речка Мольтинка , река Каха.
Слушаем ответы учеников, беседуем, анализируем и приходим к выводу: источников пресной воды на земном шаре мало, следовательно, к ним надо относиться бережно:
Не загрязнять, не бросать мусор, не строить дома, заводы, можно огородить родники, вывесить таблички с правилами поведения и т.д.
Педагог: Наше занятие подходит к концу, подводим итоги урока.
Рефлексия в форме дерева успеха.
На дерево вешаются листья: красные – узнал новое, нужное, интересное………
зелёные – могу научить………..
желтые – научился………..
Список использованной литературы:
- Энциклопедические словари:
юного химика
юного географа
юного биолога
- Гидрология и гидробиология, г. Новосибирск, 2002 г.
- Подземные воды - наше богатство Н.И. Плотников, 1990 г.
- Вода под землей И.Г. Киссин, 1976 г.
- Интернет-сайты, Интернет ресурсы:
- Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru,
Приложение №1
Названия воды на разных языках | Агрегатное состояние воды | Цвет | Вкус | Запах | Отношение к другим веществам | Температура кипения | Температура замерзания | Главное свойство воды | Форма |
Приложение№ 2
Воды на Земле много, но 97% её – это вода морей и океанов, солёная вода. Лишь 3% составляет пресная вода. Из них третья часть недоступна живым организмам, так как эта пресная вода находится в ледниках и гигантских айсбергах. Пресная вода содержится:
На земном шаре есть гигантское хранилище пресной воды. Это наше озеро Байкал.
Приложение №3
Водосборник забирает воду из реки, подает в систему и очищает её от крупного мусора и веток. Насосы подают воду в систему дальнейшей очистки с помощью различных фильтров (песок, уголь, дренаж). Очищенная вода поступает в смесители, где с помощью химических реагентов осаждаются вредные вещества и мелкие частицы ила. Затем в отстойниках вода освобождается от осадка в течение нескольких дней. Фильтры, состоящие из угля и песка, не дают микрочастицам грязи просочиться в трубы. Хлоратор, необходим для того, чтобы избавиться от бактерий, микробов и других микроорганизмов (в воду добавляют хлор). И наконец, резервуары с чистой водой служат для накопления питьевой воды, из которой насосы подают воду потребителям.
Городская очистная станция
Предварительный просмотр:
Занятие - хакатон по теме «Фауна Кахинской долины»
Творческое объединение: Этноэкология
Количество участников: 10
Цель занятия: организация самостоятельной деятельности учащихся по расширению и дальнейшему развитию знаний об этапах выполнения проекта.
Задачи:
Образовательные –
- Закрепить основные понятия о проекте, этапы работы над проектом.
- Повторить материал по описанию содержания каждого этапа.
- Закрепить уровень сформированности знаний по этапам проекта.
Развивающие –
- Развивать и расширять кругозор обучающихся, активизировать их творческие способности.
- Развивать практические навыки умения работать в паре, осуществлять само- и взаимоконтроль.
- Развивать способности к логическому мышлению, умение анализировать и делать выводы при изучении и выполнении проекта.
Воспитательные –
- Формировать положительное отношение к предмету и интерес к знаниям.
2. Воспитание самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;
Тип занятия: занятие по дальнейшему развитию навыков и умений выполнения проекта и рефлексия
Формы работы учащихся: парная, фронтальная
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, проектный
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, инструкционная карта.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Формирование мотивации и самомотивации изучения программного материала; проявление познавательной активности в области предметной деятельности | Знают ход и последовательности выполнения проекта, этапы выполнения проекта. Осуществляют индивидуальный и коллективный анализ выполненных проектов | Регулятивные Целеполагание, планирование собственной деятельности, оценка качества выполненной работы. Познавательные практическое освоение обучающимися проектно-исследовательской деятельности; про Коммуникативные Диалог, проявление инициативы, учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности), публичная защита проекта. |
Технологическая карта занятия
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Организаци- онный момент | Активация учащихся. | Настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, проверка явки учащихся. Психологический настрой учащихся - «Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подмигните и пожелайте удачи». | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Настраиваются деловую обстановку и хорошую работу. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности | В период учебного года вы выполняли проекты на разные темы. Проекты были индивидуальные, парные, коллективные, с точки зрения содержания - они были информационные, учебные, социальные. Сегодня на нашем занятии присутствуют педагоги и мы должны показать гостям – как мы умеем выполнять проекты. Вам необходимо показать все свои знания и умения, которые вы получили за время учёбы. Вопросы к детям: 1. Что значит ПРОЕКТ? 2. Назовите этапы проекта. 3. Что самое трудное в проекте? 4. Почему? | Участвуют в беседе; формулируют выводы. проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. |
3. Постановка цели и задач занятия. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Подвести итог: Значит, работа над проектом состоит из нескольких этапов, вы их назвали. Это трудоемкая, но важная и ответственная работа. А теперь осмотритесь по сторонам, отметьте про себя, что видите нового и попробуйте сформулировать тему занятия.
Тема очень обширная, вы должны взять отсюда кусочек, придумать красивое название, обозначить цель, задачи. Работать будете в парах, должны слушать и слышать друг друга. Начинаем работать. | Дети осматриваются, думают, высказывают своё мнение, в итоге формулируют тему занятия. Затем каждая пара выбирает свою узкую тему, определяют цель и задачи. Обсуждают тему с учителем, корректируют, исправляют ошибки и начинают выполнять слайдовую презентацию на компьютере. |
4. Физпауза, экспресс-чай. Переход в кабинет информатики | Снятие напряжения, расслабление, упражнение на глаза. | Чаепитие + осмысление + закрепление | |
5.Работа над проектом. | Создание презентации | Слайдов должно быть 4. В самом начале вы должны правильно оформить первый слайд – титульный. Это лицо вашего проекта. Здесь указываете название своего проекта, фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта. На 2 слайде вы указываете цель и задачи и начинаете размещать материал по теме. Продолжение будет на 3 слайде, здесь же можно разместить 1-2 фотографии по теме. 4 слайд у вас будет с выводами. 1. Поисковый – Выбор темы проекта. Обоснование необходимости создания презентации проекта. Формулирование требований к продукту. Разработка нескольких вариантов продукта и выбор наилучшего. 2. Технологический – Самостоятельный поиск информации в интернете, подбор материалов, фотографий, работа над слайдами. Консультации с педагогом, помощь, сопровождение проектов 3. Заключительный – Окончательный контроль продукта. Анализ того, что получилось. Самоконтроль и самопроверка. | Внимательно слушают, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Создают слайдовую презентацию, работают в компьютерном классе. |
6. Защита проекта | Кто будет защищать проект? | Публичная защита проекта на 3 мин. | Рассказ по теме проекта. Ответы на вопросы. |
7.Рефлексия деятельности | Подвести итог проделанной работы. Выбрать 3 лучших проекта для награждения. | Организует рефлексию учебной деятельности в виде дерева успеха (красный лист – познакомился с проектом, желтый лист – научился выполнять проект, зеленый лист – могу научить выполнять проект) Анализ готовых практических работ; отметить наиболее удачные работы. Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы. Взаимооценка. Награждение. | Анализируют свою деятельность на занятии. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДО ИО «Центр дополнительного образования детей»
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.»
Конспект
открытого занятия по теме
«Домашние животные
и центры их происхождения»
Разработала: Биртанова Л.И.
педагог дополнительного образования
2018г.
План-конспект открытого занятия по теме
«Домашние животные и центры их происхождения»
Цель занятия: изучить историю и место происхождения домашних животных.
Задачи:
- обучающие: способствовать освоению учащимися знаний о центрах происхождения домашних животных;
- развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, сопоставления, диалоговой речи, применять свои знания для создания определённого продукта своей деятельности;
- воспитательные: развивать умение работать в группах, адекватно оценивать результаты своей работы и работы окружающих, проявлять ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, слайдовая презентация, дополнительный материал для команд, карта мира для постера, кластер-схемы, рисунки животных.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
СЛАЙД №1 Игра «Третий лишний» - учащиеся выбирают из предложенного
перечня животных одно лишнее:
А) волк, шакал, собака;
Б) курица, ласточка, ворона;
В) лось, корова, сайгак;
Г) косуля, изюбрь, конь
Д) тигр, кот, пантера;
Педагог: - почему они лишние? (домашние животные)
- почему их называют домашними? (эти животные из поколения в поколение живут рядом с человеком, человек их кормит, за ними ухаживает, без этого ухода они могут даже не выжить)
СЛАЙД №2
Педагог: отсюда тема нашего занятия «Домашние животные и центры их происхождения». Сегодня вы узнаете где, в каких местах земного шара первобытные люди стали приручать диких животных.
СЛАЙД№3
У самых древних людей никаких животных не было. Но постепенно люди стали понимать, что животных лучше держать при себе. Тогда не надо будет охотиться, гоняться за ними, устраивать облавы, рыть глубокие ямы, изготавливать орудия охоты в большом количестве.
На этом слайде вы видите первобытное племя людей каменного века с прирученным щенком волка. Именно волк самым первым сумел преодолеть страх перед людьми и стать его надёжным помощником.
Учёные установили 2 центра происхождения собаки – это Индия и Малая Азия.
СЛАЙД№4
Индийский волк является прародителем большинства пород собак: легавых, гончих, борзых, терьеров, болонок, шпицев, пуделей и т.д. Наш северный волк – прародитель овчарок и лаек.
После волка человек сумел одомашнить ещё несколько десятков животных. СЛАЙД№5
Слово одомашнивание по научному называется доместикация. Это длительный процесс изменения диких животных, которых изолируют и держат отдельно от их диких предков и подвергают искусственному отбору.
Педагог: дальше у нас выступает Милена Щербакова. Она подготовила проект с презентацией о животных, которых одомашнили после собаки.
Презентация Щербаковой.
Педагог: Каждый народ приручал тех животных, которые были полезны им. Н/п: северные народы приручили оленей, народы, живущие в пустыне, приручили верблюдов, в горных странах – ослов и т.д.
Сейчас послушаем Диану Махурову, она расскажет о домашних животных, которые разводят буряты. Её проект называется «Табан хушуу мал» – 5 видов скота.
Презентация Махуровой.
Педагог: на стене висит карта мира. На столе лежат рисунки домашних животных. На обратной стороне рисунка написан район происхождения животного. Вам нужно на карте найти это место и прикрепить туда рисунок. Выходим к карте по одному.
- Верблюд –Юго- Западная Азия
- Свинья – Восточная Азия
- Морская свинка – Южная Америка
- Осёл – Африка
- Крупный рогатый скот – Юго-Западная Азия
- Лошадь – Европа (Греция)
- Гусь – Европа (Италия)
- Индейка - Мексика
- Медоносная пчела – Восточная Азия
- Олень – Северная Азия
- Собака - Африка
СЛАЙД №6
Педагог: То , что вы сделали, называется постер. Отсюда видно, что приручение и одомашнивание животных происходило на разных континентах. Учение о мировых центрах происхождения домашних животных разработал академик Николай Иванович Вавилов (1887— 1943). Согласно его учения выделяют 6 основных центров одомашнивания животных:
СЛАЙД №7
- Китайско – малайский (территории Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Таиланда, Китая). Здесь были одомашнены свинья, курица, утка, тутовый шелкопряд, золотая рыбка, медоносная пчела.
СЛАЙД №8
- Индийский центр (Индия, Пакистан, Бирма, Непал). Отсюда произошли зебу, гаял, буйвол, павлин, медоносная пчела.
СЛАЙД№9
- Юго – западноазиатский (Турция, Сирия, Иран, Ирак, Кавказ, Афганистан). Этот центр дал всему миру овцу, козу, верблюда, голубя, крупный рогатый скот и лошадь восточного типа.
СЛАЙД№10
- Средиземноморский (Испания, Франция, Болгария, Греция, Албания, Египет, Италия). Благодаря этому центру появились гусь, газель, антилопа, кролик, лошадь западного типа, свинья.
СЛАЙД№ 11
- Андийский центр (Анды, Южная Америка, Эквадор, Перу, Боливия). Отсюда произошли и распространились по всему миру индейка, мускусная утка, лама, альпака, морская свинка.
СЛАЙД№12
- Африканский центр (Северо-Восточная Африка). Материк Африка богата дикими формами животных, но одомашнены только 6 видов: страус, кошка, цесарка, осёл, собака и свинья
Работа в парах по формирование новых умений в виде заполнения кластеров.
Педагог: Каждая пара учащихся получает конверт с загадкой об одном из видов
домашних животных. Внутри конверта находится схема кластера.
Каждая пара должна заполнить кластер по предложенному образцу и по
своей индивидуальной теме.
1-я пара: «Лошадь»
2-я пара: «Верблюд»
3-я пара: «Овцы»
4-я пара: «Крупнорогатый скот»
5-ая пара: «Медоносная пчела»
Защита парами своих кластеров.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: создать проект по своему кластеру.
Рефлексия: на двери висит дерево, вам нужно повесить на него листья. Если
занятие понравилось, повесьте зелёные листочки, если нет – жёлтые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации, разработки уроков, доклады, эссе, внеклассные мероприятия
Данный материал незаменим при подготовке обучающихся к олимпиаде по русскому языку, а также для подготовки к ГИА и ЕГЭ. В презентации показаны сложные случаи определения типа склоне...
Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками).
Цели:Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом...
Музыка на уроке немецкого языка ( внеклассное мероприятие)
Эту работу я разработала недавно, перед нашей декадой гуманитарного цикла. Мне показалась эта тема очень интересной....
Урок – праздник «Halloween» (внеклассное мероприятие)
Учитель: Вдовина О.В .МБОУ СОШ №30 г. Тамбова. Внеклассное мероприятие....
Методическая разработка (физика, 8 класс) Внеклассное мероприятие «Теоретики» и «Экспериментаторы» Занятие физического кружка
Занятие проводится в виде игры под названием «Через тернии к звёздам» Создаются две команды – «Теоретики» и « Экспериментаторы». Перед ними ставится задача, которую каждая решает соответств...
Разработка для проведения серии внеклассных мероприятий по английскому языку “It could be interesting”: Museum of Early Russian Culture and Art. Spaso-Andronikov Monastery.
Занятия проводятся с группами НПО и СПО техникума. Серия мероприятий “It could be interesting” подготовлена в рамках проекта техникума, направленного на духовное, нравственное и патриотическое воспита...
Методическая разработка социального школьного проекта (внеклассного мероприятия)
В рамках конкурса "Уроки победы" был запущен школьный социальный проект...