Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»
проект по экологии (5 класс)

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_zagadochnogo_veshchestva.docx109.64 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»

Ведущие проекта:

Учитель Большакова Татьяна Александровна

                            Учитель Дмитриева Наталия Викторовна

                            Учитель Моисеенко Татьяна Сергеевна

            Учитель - психолог Носарева Дарья Александровна

Учитель – логопед Фролова Анна Павловна

Направленность деятельности:

Проектная деятельность

Москва

2018 – 2019 уч. год

Алгоритм работы над учебным проектом для детей с ТМНР 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»  

Тема: «Тайны загадочного вещества».

Тип проекта: исследовательский, творческий, интегрированный        .

Цель проекта: Знакомство с загадочным веществом планеты - водой,  воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания о водных ресурсах в планеты, о соотношение солёной и пресной воды в природе; о её агрегатных состоянии, круговороте воды в природе; роли воды в жизни человека, животных и растений; способах сохранения водных ресурсов, методы очищение воды, умение производить опыты с водой, выполнять элементарные бытовые правила по сохранности водных ресурсов.

Коррекционно-развивающие: развивать память посредствам запоминания сведений о воде,  а также участников проекта, слов и места своих действий в проекте; элементов мыслительной деятельности,  путем организации опытов; внимание при выполнении заданий, их последовательности; обогащение пассивного и активного словарного запаса, активизация пассивного словаря (если возможно), путем озвучивания своих действий.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение  к водным ресурсам, чувство товарищества, умение работать в коллективе, эстетическое восприятие окружающего мира.

Проблема

Вырабатывание правильного и бережного отношения к водным ресурсам.

Почему?

    Звание детей данной области  ограничиваются  знаниями на бытовом уровне.

Что делать?

Изучить свойства  воды в природе, прочитать  сказки, рассказы, просмотр видео фильмов, слайд шоу, презентаций.

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий,  современных педагогических технологий. Участие в интегрированном проекте   обучающихся 4, 6 и 9 классов. Участие специалистов в занятия. Посещение музеев.

Что получить? (результат)

Создание презентации по теме с помощью учащихся, создание видео фильма и демонстрация результатов для обучающихся других классов, участие в общешкольном проекте «Тайны загадочного вещества » и участие в городском проекте «Бережем планету вместе»

Пояснительная записка

Проект «Загадочное вещество» реализовывался на базе ГКОУ ШКОЛЫ № 2124 «Центра развития и коррекции», котором обучаются дети с различными нарушениями развития: выраженной интеллектуальной недостаточностью, аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна и т.д. Проект носит интегрированный характер и осуществлялся на базе 4, 6 и 9 классов, данный метод использовался с целью развития коммуникативных навыков, воспитания чувства коллективизма и взаимопомощи, более прочного закрепления материала.

Ведущая роль в ведении проекта с детьми данной категории отводиться учителю, и, хотя, для большей части обучающихся участие в проекте является пассивной деятельностью, но любое проявление самостоятельности особо ценно в воспитании и обучении детей с ТМНР. Участие в проектной деятельности способствует развитию положительной мотивации к учебной деятельности, стремлению к участию в творческой деятельности, то значение реализации такой деятельности, является значимой в учебно-воспитательном процессе.

Использование проектной деятельности как метода воспитания, обучения и коррекции имеет свои особенности:

- ведущая роль в проекте отводиться учителю, который не только сопровождает обучающихся по проекту, но и осуществляет совместную и сопряженную деятельность с ними;

- более длительный подготовительный этап;

- многократность повторения материала в разных видах деятельности;

- обязательное включение в деятельность родителей;

- включение в реализацию проекта специалистов (логопедов, психологов, дефектологов);

- материал, предлагаемый обучающимся носит научный характер, но должен быть непременно адаптирован к уровню ЗУН-ов детей.

Данный проект носит обучающий и воспитательный характер, так знания многих детей о воде ограничены, и то не в полной мере.

Цель проекта – не только познакомить детей с водными ресурсами,  но и дать им знания о бережном отношение к водным ресурсам в природном масштабе и в быту,  и вовлечь в экспериментальную деятельность.

Работа с презентацией, видео фильмом  на этапе подготовке проекта и его реализации помогла учащимся систематизировать ранее изученный материал, представить его в ином виде, упорядочить имеющиеся знания.

Презентация результатов своей деятельности и трансляция своего опыта другим обучающимся и участникам проекта, является социально значимой для детей данной категории, так как ограниченность общения, заниженный социальный статус, как ребенка, так и его родителей влияет на развитие коммуникативных навыков.

Проектная деятельность с обучающимися с ТМНР не просто возможна, но и необходима, так как реализация проекта позволяет более прочно изучить материал, систематизировать его, повысить мотивацию к изучению того или иного предмета, объектов живой и неживой природы, позволяет реализовывать и воспитательные задачи (чувство товарищества, коллективизма и т.д.)

Этапы проекта:

Iэтап. Погружение в проект: подготовка к деятельности учащихся:

1. Чтение литературных произведений о воде. Приложение № 1.

2. Подборка фотографий, картинок, видео роликов для составления презентаций и видео фильмов осуществлялась при совместной работе учителя родителей и ребенка.

II этап. Организация деятельности:

  1. Интегрированный экологический  урок на тему: «Водные ресурсы земли».
  2. Подбор материала для презентации и видео фильма на тему: «Водные ресурсы земли».
  3. Подготовка к экспериментальному лабораторному занятию по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Свойства пресной и соленой воды»
  4. Интегрированный урок  на тему: «Агрегатные состояние воды. Круговорот воды в природе».
  5. Подбор материала для презентации и видео фильма на тему: «Агрегатные состояние воды. Круговорот воды в природе».
  6. Подготовка к экспериментальному лабораторному занятию по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Агрегатные состояния воды»
  7. Экспериментальный экологический урок: «Свойства воды».
  8. Подбор материала для презентации на тему: «Свойства воды» и для видео презентации «Хрустальный лед».
  9. Подготовка к экспериментальному лабораторному занятию по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Свойства воды»
  10. Экспериментальный экологический урок «Охрана водных ресурсов».
  11. Подбор материала для презентации и видео фильма на тему: «Охрана водных ресурсов. Опыты по очищению воды».
  12. Подготовка к экспериментальному лабораторному занятию по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Опыты по очищению воды»
  13. Интегрированное  логопедическое занятие на тему: « Загадки слова «вода».
  14. Подбор материала для презентации и видео фильма на тему:

 « Загадки слова «вода».

  1. Интегрированное экологические психологическое занятие « Развитие тактильных чувств ребенка с ТМНР на основе различных состояний воды».
  2. Подбор материала для презентации и видео фильма на тему: Развитие тактильных чувств ребенка с ТМНР на основе различных состояний воды».

III этап. Осуществление деятельности:

  1. Интегрированный экологический  урок на тему: «Водные ресурсы земли» провела Дмитриева Н.В.

Цель урока: дать учащимся представления о водных ресурсов Земли, значении воды в жизни растительного, животного мира и человека.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде; дать представления о понятии «водные ресурсы», соленая и пресная вода, экспериментально закрепить полученные знания.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, предметные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом, подготовка к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

А) Знакомство с Капитошкой.

- Ребята, мы вчера смотрели мультфильм «Капитошка», кто главные герои мультфильма? Правильно Волк и Капитошка. А кто такой Капитошка?

- Сегодня Капитошка пришел к нам в гости, он нам будет рассказывать о самом загадочном веществе на нашей Земле, а о каком попробуйте догадаться.

Загадка:

- Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

  1. Актуализация знаний о воде.

А) Голубая планета.

- Посмотрите на глобус, какого цвета больше на модели земли? Правильно, голубого! Как вы думаете, что обозначено голубым цветом на глобусе? Конечно, это вода.

Б) Просмотр видео ролика «Ручеек»

В) Слушание стихотворения о воде Н. Рыжовой «Волшебная вода»:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется

Водопадом обернется
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

- Где в природе встречается вода? (в океанах и морях, реках, озерах, прудах, ледниках, в подземных хранилищах).

-Какая вода в океанах и морях? (соленая)

- Какая вода в реках, озерах, ледниках? (пресная)

4. Физкультурная пауза

Плавают рыбешки

В нашей речке чистой.

Плавают рыбешки

  Быстро, быстро, быстро.

Рыбки, рыбешки все хороши.

Папы и мамы и малы

5. Значение воды в жизни растений, животных, человека

А) Вода – друг растений:

- Ребята, могут ли растения жить без воды? Правильно, вода нужна растениям для жизни, роста и размножения.

- В тех местах, где есть вода и часто идут дождь или снег, растений много, а вот в пустыне, где воды мало и растений мало, и им приходиться приспосабливаться жить без воды.

Б)  Вода – друг животных

- Животные тоже не могут жить без воды: вода утоляет жажду, животные охлаждаются в воде, ловят добычу, а для многих вода – это дом, в котором они живут.

В) Вода – друг человека

- Для человека вода просто необходима. Человек на 80%  состоит из воды, мы пьем воду каждый день, мы готовим еду, умываемся, купаемся.

- Вода источник вдохновения для художников, поэтов.

- Вода – это отдых, развлечение, здоровье.

- Водные «артерии» и «дороги».

6.Итог урока.

- Ребята, мы сегодня говорили о воде – самом загадочном веществе Земли.

- Какая бывает вода? (пресная и соленая)

- Где в природе встречается вода?

- Какое значение вода имеет для растений, животных, человека?

- Как мы можем беречь воду?

  1. Мастер класс по созданию видео презентации: «Водные ресурсы земли» провела Дмитриева Н.  В.

Цель работы: создание видео презентации, с максимальным участием обучающихся и их родителей с целью дальнейшего использования в учебном процессе, а так же как инструмента воспитания стремления сохранять водные ресурсы Земли.

Задачи:

Образовательные: учить детей работать с интернет ресурсами, находить различные виды водоемов среди изображений других географических объектов, опираясь на фото и видео материалы, принимать активное участие в работе.

Коррекционные: развивать познавательные процессы посредствам восприятия иллюстративного материала; внимание, воображение; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природные водные ресурсы, умение работать в команде совместно с родителями и учителем.

Ход работы.

  1. Пропедевтическая подготовка к восприятию материала:

- проведение урока на тему «Водные ресурсы Земли»;

- чтение, слушание литературных произведений по данной тематике.

  1. Изучение интернет ресурсов совместно с детьми и родителями:

- просмотр видео роликов по теме;

- просмотр иллюстративного материала, фотографий.

  1. Отбор материала по теме «Водные ресурсы Земли»

- в данную работу вовлекаются как дети, владеющие речью, так и не владеющие.

4. Форматирование материала.

5. Создание видео презентации.

6. Демонстрация видео презентации, использование ее как наглядности на уроках проекта.

  1. Интегрированное лабораторное занятие по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Свойства пресной и соленой воды» провела учитель Дмитриева Н.В.        

Цель занятия: дать учащимся представления о свойствах соленной и пресной воды.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде; дать представления о пресной и соленой воде, ее свойствах, подтвердить свои знания в лабораторных исследованиях.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, стаканы по 2 на каждого участника, колбы по 2 на каждого участника, маркеры, соль, ложки по количеству участников, по 2 яйца на каждого участника.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом.

  1. Сообщение темы занятия.

А) Загадка о воде.

Загадка:

- Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

Б) Актуализация знаний учащихся по теме:

- Какая бывает вода?

- Где в природе находиться соленая вода?

- Где в природе находиться пресная вода?

  1. Опыт первый «Из пресной воды делаем соленную».

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту

- Для опыта готовим два стакана, соль, ложку.

Б) Ход опыта

Шаг 1.

На столе у детей стоят два стакана, дети наливают в них питьевую воду.

- Учитель предлагает детям отпить из одного и другого стакана. В обоих стаканах вода питьевая.

Шаг 2.

- Как нам из пресной воды сделать соленую? Правильно, нужно в один из стаканов добавить соль. Давайте наклеим на один из стаканчиков маркер и добавим в него две ложки соли. Тщательно размещайте соль.

Шаг 3.

- Теперь давайте попробуем воду из стакана с маркером. Какая она на вкус? Соленная. Можно напиться этой водой? (нет)

Вывод по опыту: пресную воду можно пить, соленную нет.

4. Физкультурная пауза

Плавают рыбешки

В нашей речке чистой.

Плавают рыбешки

 Быстро, быстро, быстро.

Рыбки, рыбешки все хороши.

Папы и мамы и малыши

5. Опыт второй. Свойства пресной и соленой воды - плотность.

Ход опыта.

А)  Подготовка к опыту

- Для второго опыта готовят две колбы с водой, два куриных сырых яйца, соль, ложку-мерку.

В) Ход опыта

Шаг 1.

- Налейте в колбы воды. Давайте пометим одну из колб маркером.

Шаг 2.

Возьмем яйцо и аккуратно, чтобы не разбить опустим в колбу, а затем и во вторую колбу.

- Что произошло с яйцами? (они опустились на дно)

Шаг 3.

- А теперь в одну из колб мы насыпаем соль и будем аккуратно ее размешивать. Что стало происходить с яйцом? (оно стало подниматься вверх).

- Добавим еще соли. Что происходит с яйцом? (оно поднялось на поверхность)

- Как вы думаете, в какой воде нам легче плавать, в соленой или пресной? (соленой)

Вывод по опыту: в соленой воде плавать легче, потому что она плотнее.

6.Итог занятия.

- Ребята, мы сегодня говорили о воде – самом загадочном веществе Земли.

- Какая бывает вода? (пресная и соленая)

- Какую воду мы пьем?

- Как сделать из пресной воды соленую?

- В какой воде легче плавать?

  1. Интегрированный урок  на тему: «Агрегатные состояние воды» провела Большакова Т.А.

Цель урока: дать учащимся представления о трёх состояниях воды.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде; дать представления о трёх состояниях воды ( жидком, твёрдом, парообразном) , экспериментально закрепить полученные знания.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению материала.

     Оборудование: глобус, мультимедийная презентация, предметные картинки.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

-  Рассадка обучающихся за столом, подготовка к уроку.

2.        Сообщение темы урока.

- Звучит шум (журчание) воды.

- Ребята, что вы слышите?  Что напоминает вам этот шум?

Загадка (слайд № 3):

Могу быть лужицей,

затем туманом,

Могу быть тучкой и океаном,

Могу снежинкой падать вниз.

И смею  я вам доложить,

без меня нельзя прожить.

(Вода)

- Сегодня мы будем говорить с вами о воде, а точнее о тайнах превращениях воды.

3.Актуализация знаний о воде (слайды № 4, 5, 6).

Учитель показывает детям глобус

-Глобус - это модель Земли, уменьшенная  форма нашей планеты.

Большая часть глобуса окрашена в голубой, синий и белый цвет. Это реки и озёра, моря и океаны, ледники. Всё это вода. Даже ледники. И в этом мы сейчас с вами убедимся.

4.Жидкие состояния воды в природе.

А) Жидкое состояние воды.

Жидкое состояние воды в природе встречается нам чаще всего. В этой форме вода  может находиться в диапазоне температур от 0 до 100 градусов.

Б) Формы жидкого состояния воды в природе (слайд 7).

Именно это агрегатное состояние имеет вода в реках, морях, океанах, во время дождя, выпадает с росой.

В) Стихийные бедствия, приносимые жидким состоянием воды (слайд № 8).

Но вода может быть коварной: гигантские волны, которые возникают в океанах, могут стереть с лица земли целые города; наводнения тоже приносят немало бед и ущерба человеку. Потоки воды могут разрушить горные породы, создать пещеры, и таким образом поменять рельеф планеты.

5.Тверлое состояние воды в природе.

А) Твердое состояние воды.

Вода из жидкого переходит в твёрдое агрегатное состояние при снижении температуры ниже 0 градусов. Интересно то, что почти все предметы при охлаждении уменьшаются в объёмах, а вода, наоборот, замерзая, расширяется. Если так она прозрачная и бесцветная, то при замерзании может приобретать белый цвет из-за попадания частичек воздуха внутрь льда.

Б) Разнообразие форм твердого состояния воды (слайд № 9).

Необычно, лёд может иметь множество разнообразных форм. Твёрдое состояние воды в природе - это гигантские айсберги, блестящая корка льда на реке, белые хлопья снега, сосульки, висящие на крышах. Лёд имеет огромное значение для хозяйственной деятельности человека и оказывает большое влияние на поддержание жизнедеятельности многих организмов. Например, при замерзании реки он выполняет защитную функцию, сохраняя водоём от дальнейшего промерзания, этим самым оберегая подводный мир.

В) Использование твердого состояния воды в быту (слайд № 10).

В быту мы используем замёрзшую воду как хладагент, бросая небольшие кубики льда в напитки для их охлаждения. Подобным образом могут охлаждаться пищевые продукты и медицинские препараты

Г) Стихийные бедствия, приносимые твердым состоянием воды (слайд № 11).

Но также лёд может стать причиной разрушительных стихийных бедствий. Например, град, обледенение зданий и летательных аппаратов, промерзание почвы, ледяные обвалы.

6. Физкультурная пауза (слайд № 12).

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

(Повторить 3-4 раза)

7. Парообразное состояние воды в природе.

А) Парообразное состояние воды.

Нагревая жидкость до 100˚С, мы можем увидеть переход в газообразное состояние воды.

Б) Парообразное состояние воды в природе (слайд № 13).

В природе нам может встречаться такая вода в виде облаков, тумана, испарений над реками, озерами и морями при смене погоды или просто повышенной влажности. В атмосфере всегда находятся капельки воды, крохотный размер которых позволяет им удерживаться на весу. Мы можем заметить присутствие влаги в воздухе только тогда, когда её количество увеличивается, и появляются облака или туман. 

В) Использование парообразного состояния воды в быту (слайд № 14).

Часто газообразное состояние воды может быть полезно в быту. Человек использует пар для облегчения глажки белья после стирки. В последнее время появились специальные приспособления, в основу работы которых положено образование водяного пара. Это парогенераторы. Они имеют множество функций, основные из которых – борьба с загрязнениями и микробами. Также процесс парообразования можно проследить на примере работы бытового увлажнителя воздуха.

Г) Стихийные бедствия (слайд № 15).

Когда в природе происходит извержение вулкана, то вместе с лавой наружу выплескивается большое количество пара.

8. Значение агрегатных состояний воды для жизни человека.

- Переход воды из одного состояния в другое играет роль масштабного очистительного процесса. Только во время испарения, замерзания и таяния большие массы воды способны самоочиститься. Вода в любом агрегатном состоянии – это наивысшая ценность.

- Бедуины, которые ведут кочевую жизнь в пустынях, говорят, что она дороже золота. Но даже тем, кто не испытывает трудностей с недостатком воды, понятна величайшая связь между ею и жизнью.

9 .Закрепление материала.

-Перед вами на столе лежат картинки. На  них изображены лёд, пар, вода.

-Покажите (назовите) картинку, где вода находится в жидком состоянии?

-Покажите (назовите) картинку, где вода находится в твёрдом состоянии?

-Покажите (назовите) картинку, где вода находится в газообразном состоянии?

Вывод: Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

10. Итог урока

-О чём мы сегодня говорили на уроке? О воде и о состояниях воды.

-Сколько состояний у  воды? Три.

-Назовите (покажите) их. Жидкое, твёрдое, газообразное.

  1. Мастер класс по созданию видео презентации: «Вода  - какая она есть» провела Большакова Т.А.

Цель работы: создание видео презентации, как учебного пособия с максимальным участием обучающихся и их родителей, а так же как инструмента воспитания стремления сохранять водные ресурсы Земли.

Задачи:

Образовательные: учить детей работать с интернет ресурсами, находить сюжеты, относящиеся к агрегатным состояниям воды в природе, принимать активное участие в работе.

Коррекционные: развивать познавательные процессы посредствам восприятия иллюстративного материала; внимание, воображение; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природные водные ресурсы, умение работать в команде совместно с родителями и учителем.

Ход работы.

  1. Пропедевтическая подготовка к восприятию материала:

- проведение урока на тему «Агрегатные состояния воды»;

- чтение, слушание литературных произведений по данной тематике.

  1. Изучение интернет ресурсов совместно с детьми и родителями:

- просмотр видео роликов по теме;

- просмотр иллюстративного материала, фотографий.

  1. Отбор материала по теме «Агрегатные состояния воды»

- в данную работу вовлекаются как дети, владеющие речью, так и не владеющие.

4. Форматирование материала.

5. Создание видео презентации.

6. Демонстрация видео презентации, использование ее как наглядности на уроках проекта.

  1. Интегрированное лабораторное занятие по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Агрегатные состояния воды».

Цель занятия: дать учащимся представления об агрегатных состояниях воды.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде; дать представления об агрегатных состояниях воды, способах перехода из одного состояния в другое, подтвердить свои знания в лабораторных исследованиях.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, формы для льда, бутылочки, электрический прозрачный чайник.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом.

  1. Сообщение темы занятия.

А) Загадка о воде (слайд № 3).

Загадка:

Могу быть тучкой и океаном,

Могу снежинкой падать вниз.

И смею  я вам доложить,

без меня нельзя прожить.

 (Вода)

Б) Актуализация знаний учащихся по теме (слайды № 4 – 6):

- Какие состояния  воды мы знаем? Жидкое, твердое, парообразное.

  1. Опыт первый «Переход воды из жидкого состояния в твердое».

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту(слайд № 7)

- Для опыта готовим бутылочки и  воду.

Б) Ход опыта (слайд № 8)

Шаг 1.

- На столе у детей стоят бутылочку, дети наливают в них воду не заполняя до горлышка, на поверхность кладут деревянный кружок, отмечаем маркером его нахождение в бутылочке.

Шаг 2.(слайд № 9)

- А теперь уберем бутылочки в морозилку (ставят их вертикально).

Шаг 3.(слайд № 10)

- Достаем бутылочки из морозилки, отмечаем маркером нахождение деревянного кружочка, он поднялся.

Вывод по опыту: вода может переходить из жидкого состояния в твердое если ее охладить, объем ее увеличился.

  1. Опыт второй «Переход воды из твердого состояния в жидкое».

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту (слайд № 11)

- предварительно замораживаем воду в специальных формах.

Б) Ход опыта (слайд № 12)

На столе у детей формы со льдом.

- Учитель предлагает вынуть кусочек льда и подержать его в руке.

- Что происходит со льдом? Он превращается в воду.

Вывод по опыту: вода может переходить из твердого состояния в жидкое если ее согреть.

  1. Физкультурная пауза(слайд № 13)

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

(Повторить 3-4 раза)

  1. Опыт третий. «Переход воды из жидкого состояния в парообразное».

Ход опыта.

А)  Подготовка к опыту

- подготовить прозрачный электрический чайник с водой.

В) Ход опыта

- Учитель включает чайник и предлагает детям понаблюдать, что будет происходить. Дети отмечают, что над чайником начал появляться пар. Чем сильнее нагревалась вода, тем больше пара образовывался.

Вывод по опыту: может из жидкого состояния переходить в парообразное если ее нагреть до кипения.

7.Итог занятия.

- Ребята, мы сегодня говорили о воде – самом загадочном веществе Земли.

- Что нужно сделать, чтобы вода превратилась в лед?

- Что нужно сделать, чтобы вода превратилась в пар?

- Что нужно сделать, чтобы вода из твердого состояния стала жидкой?

  1. Интегрированный экспериментальный урок  на тему: «Круговорот воды в природе» провела Большакова Т.А.

Цель урока: дать учащимся представления о круговороте воды в природе.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде;  о трёх состояниях воды ( жидком, твёрдом, парообразном) , дать представления о круговороте воды в природе, о важной роли в жизни природного мира.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению материала.

     Оборудование: глобус, предметные картинки, пакеты прозрачные на застёжке, вода, скотч.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

а) Рассадка обучающихся за столом, подготовка к уроку.

2. Сообщение темы урока (слайды № 3 – 6).

-Ребята, послушайте стихотворение .

Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,

Это то, без чего нам,

друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно,

должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкой речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вода? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно,

нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Из этого стихотворения мы видим, что вода играет  важную роль в жизни всего живого. Что вода бывает в разных состояниях в твёрдом (лёд, снег, град), в газообразном (пар, туман, облака ), в жидком (вода, роса).

-Сегодня мы будем говорить о воде, о перемещении воды в природе.

3. Актуализация знаний о водных (слайд № 7).

Вода — невероятный природный ресурс, который необходим для жизни всего живого. Это единственное вещество, которое присутствует в трех физических состояниях — газ (водяной пар), жидкость (вода) и твердое тело (снег, лед). Что же происходит в природе?

4.Атуализация знаний о круговороте воды в природе (слайд № 8).

-Рассмотрим картинку.

 В природе, состояние воды постоянно меняется.

Испарение. Когда вода на поверхности при нагревании превращается в пар и уходит в воздух. Происходит всюду, где есть вода: на поверхности океана, рек или озер, когда потеем мы или животные и когда на растениях проступает роса. Теплая вода испаряется быстрее и проверить это можно, вскипятив воду на плите. Но даже когда мы не видим пар, испарение все равно происходит, но гораздо медленнее.

Конденсация. Когда водные пары в воздухе поднимаются и достигают верхних слоев атмосферы, холодная температура заставляет их выделять тепло и снова превращаться в жидкость. Эти мелкие капельки воды висят на частицах пыли в воздухе, образуя облака.

Осадки. Капли воды в облаках тоже сталкиваются и конденсируются вместе, и тогда они становятся больше и тяжелее. Если скорость падения капель воды превышает скорость восходящего облака и они не успевают испарится, тогда они выпадают осадками в виде дождя, мокрого снега, снега или града.

Перенос воды. В виде осадков вода снова попадает на поверхность Земли. Какая-то часть воды стекает вниз и попадает в море, озера или реки. Другая — впитывается в землю и становится грунтовыми водами, которые питают растения или проходят через почву, достигая океана. Еще часть воды достается и поглощается животными.

Отсюда круговорот воды начинается снова.

 5. Физкультурная пауза (слайд № 9).

6. Проведение эксперимента "Круговорот воды в природе"

А) Подготовка к опыту (слайд № 10)

- Сегодня с Капитошкой мы проведем очередное исследование.

Оборудование: пакет на застежке; цветные маркеры; вода; пищевой краситель (по желанию); скотч.

Б) Ход опыта (слайд 11,12)

Шаг 1. Залейте в пакет тёплую воду . Застегните его.

Шаг 2.  Подвесьте пакет вертикально на окне, зафиксировав его скотчем.

Шаг 3. Через некоторое время, вверху пакета начнет собираться конденсат.

Шаг 4. Появление капелек воды  внутри пакета.

Шаг 5. Большие и тяжелые капли, в конце концов, сползут вниз.

 Это стадия возвращения воды обратно.

7. Итог урока (слайд № 13).

-Без чего не может существовать жизнь на земле?

-Что нового мы узнали о воде?

-Как происходит круговорот воды в природе?

  1. Экспериментальный экологический урок: «Свойства воды» провела Моисеенко Т.С.

Цель урока: дать учащимся представления о свойствах воды, значении воды в жизни растительного, животного мира и человека.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде; дать представления о свойствах воды: текучести, способности принимать форму сосудов, прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, вода растворитель; экспериментально закрепить полученные знания.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, предметные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом, подготовка к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

А) Приветствие Капитошки.

- Ребята, сегодня к нам опять пришел в гости Капитошка.

- Мы продолжим знакомство с самым загадочным веществом планеты Земля – водой.

Загадка (слайд № 3):

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

- Правильно это вода.

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Сама пить не пьёт,
А нас вынуждает.

  1. Актуализация знаний о воде.

А) Агрегатные состояния воды (слайд № 4).

- Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

- Какие три состояния имеет вода?

- Где в природе мы можем наблюдать эти состояния?

Б) Круговорот воды в природе (слайд № 5)

- В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

- Что происходит с водой, когда она испаряется, куда она попадает?

- Что происходит с водой в небе?

- Как вода снова попадает на землю?

- Где скапливается вода?

В) Просмотр видео презентации «Агрегатные состояния воды» (слайд № 6):

  1. Свойства воды

А) Вода течет. Она текучая (слайд № 7).

- Воду очень трудно удержать, она текучая, всегда убегает.

Б) Вода не имеет формы (слад № 8).

- Посмотрите на разные сосуды с водой, какой бы они не были формы, вода приняла их форму, потому что она своей формы как этот мяч или кубик не имеет.

В) Вода не имеет цвета. Она прозрачная (слайд № 9).

- Посмотрите на картинки, почему мы видим, что происходит в стакане и в бассейне? Правильно, потому что вода прозрачная.

Г) Вода не имеет запаха (слайд № 10).

- Давайте понюхаем воду в стакане. Чем она пахнет? Правильно нт чем у воды нет запаха.

Д) Вода не имеет вкуса (слайд № 11).

- Давайте попробуем воду. Какой у нее вкус? Нам очень трудно его определить, потому что у воды нет вкуса.

  1. Физкультурная пауза (слайд № 12)

Плавают рыбешки

В нашей речке чистой.

Плавают рыбешки

  Быстро, быстро, быстро.

Рыбки, рыбешки все хороши.

Папы и мамы и малы

6. Вода растворитель различных веществ (слайд № 13).

А) Вода – растворитель (слайд № 14):

- Ребята, вода может растворять различные вещества: соль, сахар, краску, мы часто растворяем в воде лекарства прежде, чем выпить.

Б)  Вода  не растворяет масло и нефтепродукты (слайд № 15)

- Но вода может растворять не все вещества, масло, нефть, бензин вода не растворяет, ни плавают на поверхности воды, образуя плотную пленку. Если эти вещества попадают на поверхность водоема, то это несет гибель всем живым существам, которые обитают в водоеме.

6.Итог урока.

- Ребята, мы сегодня говорили о свойствах воды  

- Имеет ли вода форму? Цвет? Запах? Вкус?

- Какие вещества не растворяются в воде

- Какую опасность несет попадание этих веществ в воду?

- Как мы можем беречь воду?

  1. Интегрированное лабораторное занятие по экологии на тему:  «Лаборатория Капитошки. Свойства воды » провела Моисеенко Т.С.

Цель занятия: дать учащимся представления о свойствах воды: текучести, способности принимать форму сосудов, прозрачная, без цвета, без запаха, без вкуса, вода растворитель.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о воде; дать представления о свойствах  воды: вода текучая, не имеет формы, цвета, запаха, является растворителем многих веществ, подтвердить свои знания в лабораторных исследованиях.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, стаканы, широкие емкости для воды,  соль, сахар, пищевые красители, ложки по количеству участников, скрепки, спички.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом.

  1. Сообщение темы занятия.

А) Загадка о воде.

Загадка:

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

 (Вода)

Б) Актуализация знаний учащихся по теме:

- Какие свойства воды мы знаем? (Вода текучая, не имеет формы прозрачная, не имеет вкуса и запаха, является растворителем)

  1. Опыт первый «Вода текучая, вода может удерживать предметы».

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту

- Для опыта готовим стакан, тазик, бутылку воды, скрепки, спички.

Б) Ход опыта

Шаг 1.

На столе у детей стоит стакан, дети наливают в него воду.

- Учитель обращает внимание на то, что вода перетекает из бутылки в стакан, а затем предлагает из стакана вылить воду в тазик, добавить еще воды.

Шаг 2.

- А теперь попробуйте, взять ладошками воду, что происходит? Правильно вода вытекает. Вода, если есть хоть маленькая щелка, обязательно вытечет.

Шаг 3.

- А теперь давайте попробуем опустить в воду спички. Что с ними происходит? Они плавают. Дерево в воде не тонет.

- А сейчас попробуем опустить в воду скрепки. Что происходит? Они тонут. Железо в воде тонет. Но если мы аккуратно будем класть скрепки на воду, не нарушая поверхности воды, скрепки тоже не утонут.

Вывод по опыту: вода текучая, дерево в воде не тонет, но если правильно положить железные предметы на воду, то и они будут держаться на поверхности.

  1. Опыт второй «Имеет ли вода форму»

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту

- Для опыта готовим сосуды для воды различной формы.

Б) Ход опыта

Шаг 1.

На столе у детей сосуды различной формы, дети наливают в них воду.

- Учитель обращает внимание на то, что вода принимает форму тех сосудов, в которые наливалась вода.

Вывод по опыту: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее наливают.

  1. Физкультурная пауза

Плавают рыбешки

В нашей речке чистой.

Плавают рыбешки

Быстро, быстро, быстро.

Рыбки, рыбешки все хороши.

Папы и мамы и малыши

5. Опыт третий. Определить прозрачная ли вода.

Ход опыта.

А)  Подготовка к опыту

- Для третьего опыта готовят стаканы с водой, ароматным чаем и соком.

В) Ход опыта

Шаг 1.

- Налейте в стаканы воду и молоко. Опустите в стаканы ложку. Видим ли мы ложку в стакане с водой? Правильно, видим, значит, вода какая? Прозрачная. Видно ли ложку в стакане с молоком? Нет. Потому что молоко не прозрачное.

Вывод по опыту: вода прозрачная.

  1. Опыт четвертый. Определить имеет ли вода запах и цвет.

А)  Подготовка к опыту

- Для четвертого опыта готовят стаканы с водой, ароматным чаем и соком.

В) Ход опыта

Шаг 1.

- Давайте попробуем определить, имеет ли запах вода. Возьмите стакан с водой, понюхайте его. Чем пахнет вода? Правильно, у воды нет запаха. А теперь давайте понюхаем стакан, в котором налит чай. Чем он пахнет? Клубникой, чаем.

- Затем учитель предлагает детям поиграть: ребенку завязывают глаза и он по запаху должен определить, где стакан с водой.

Шаг 2. Определение вкуса воды.

- Учитель предлагает детям сделать несколько глотков сока и описать его вкус. Затем предлагает выпить воды и описать вкус воды. Сделать это очень трудно, потому что вода не имеет вкуса.

- Затем учитель предлагает детям поиграть: ребенку завязывают глаза и он по вкусу должен определить, где стакан с водой.

Вывод по опыту: вода не имеет запаха и вкуса.

  1. Опыт пятый. Может ли вода растворять различные вещества.

А)  Подготовка к опыту

- Для пятого опыта готовят стаканы с водой, готовят соль, сахар, красители.

В) Ход опыта

Шаг 1.Растворям соль и сахар в воде.

- Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. Какая она на вкус? У нее нет вкуса. А затем предлагает насыпать в один стакан соль, а в другой сахар и попробовать воду. В одном стакане вода стала сладкая, а в другом соленная.

Шаг 2. Окрашиваем воду в разные цвета.

- Затем учитель предлагает детям поиграть в волшебников: сделать из обычной прозрачной воды разноцветную. Дети насыпают пищевые красители в воду, вода окрашивается в разные цвета.

Вывод по опыту: вода может растворять соль, сахар и красители.

8. Опыт шестой. Вода не растворяет масло и нефтепродукты.

А)  Подготовка к опыту

- Для пятого опыта готовят широкие миски с водой, масло и бензин.

В) Ход опыта

Шаг 1.Растворям масло в воде.

- Учитель предлагает налить масло в воду.

- Что стало с маслом? Оно растворилось в воде? Где находиться масло? Правильно, плавает на поверхности.

Шаг 2. Растворяем бензин в воде.

- Учитель предлагает налить бензин в воду.

- Что стало с бензином? Он растворилось в воде? Где находиться бензин? Правильно, плавает на поверхности.

Вывод по опыту: вода не может растворять масло и бензин.

9.Итог занятия.

- Ребята, мы сегодня говорили о воде – самом загадочном веществе Земли.

- Какие свойства воды мы знаем?

- Имеет ли вода форму, цвет, запах, вкус?

- Что можно растворить в воде?

- Что в воде не растворяется?

- Какой вред могут принести нефтепродукты если они попадут на поверхность воды?

  1. Мастер класс по созданию видео презентации: «Хрустальный лед» провела Моисеенко Т.С..

Цель работы: создание видео презентации, с максимальным участием обучающихся и их родителей с целью дальнейшего использования в учебном процессе, а так же как инструмента воспитания эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: учить детей работать с интернет ресурсами, видеть красоту которая создается с помощью воды – ее твердого состояния, уметь определять и отличать твердое состояние воды от других ее состояний.

Коррекционные: развивать познавательные процессы посредствам восприятия иллюстративного материала; внимание, воображение; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природные водные ресурсы, умение работать в команде совместно с родителями и учителем.

Ход работы.

  1. Пропедевтическая подготовка к восприятию материала:

- проведение урока на тему «Агрегатные состояния воды», «Свойства воды»;

- чтение, слушание литературных произведений по данной тематике.

  1. Изучение интернет ресурсов совместно с детьми и родителями:

- просмотр видео роликов по теме;

- просмотр иллюстративного материала, фотографий.

  1. Отбор материала по теме «Хрустальный лед»

- в данную работу вовлекаются как дети, владеющие речью, так и не владеющие.

4. Форматирование материала.

5. Создание видео презентации.

6. Демонстрация видео презентации, использование ее как наглядности на уроках проекта.

  1. Экспериментальный экологический урок «Охрана водных ресурсов» провела Дмитриева Н.В.

Цель занятия: дать учащимся представления об охране водных ресурсов воды.

Задачи:

 Образовательные:  закрепить знания о воде; дать представления об охране водных ресурсов воды; познакомить с основными источниками загрязнения вод; показать опасность загрязнения водных ресурсов.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом.

  1. Сообщение темы урока.

 Загадка о воде (слайд № 3).

Загадка:

Если бы не было её, знайте, дети,
Погибло бы всё живое на свете,
Люди, животные и цветы,
О чем идёт речь, знаешь ты?

                                              (О воде)

3. Актуализация знаний по теме.

А) Водные ресурсы Земли (слайд № 4, 5):

 -  Что мы знаете о воде?          

 Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

Б) Агрегатные состояния воды (Слайд №6 ).

Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар).    

-  Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?

Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.

-  Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

В) Свойства воды (слайды № 7,8).

 Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

Г) Использование воды в быту (слайд № 9)

В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды

  1. Физкультминутка  (слайд № 10)
    Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
    На цветы - (круговое движение правой рукой)
    И на дорожку - (обе руки перед собой)
    Льется, льется - ой, ой-ой! (покачивание головы)
    Побежали мы домой (бег на месте).
               
  2. Беседа об охране воды (слайд № 11).

    Кажется что, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

      А) Учащиеся просматривают фильм  «Загрязняя воду, мы убиваем себя» (слайд № 12).

      Жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает  большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому.  И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.     (Слайд №13, 14)

     Б) Промышленные очистные сооружения (слайд № 15).

Создаются для очистки промышленных отходов:

- сначала вода собирается в специальные резервуары;

- затем проходит грубую фильтрацию от крупного мусора;

- следующий этап очистки – очистка от мелкого мусора;

- затем вода проходит очистку от химических загрязнений;

- финальная очистка от различных бактериологических загрязнений.

В) бытовые очистные сооружения (слайд № 16)

- Эти сооружения предназначены для очистки бытовых отходов.

Г) Что мы,  можете сделать для охраны воды?    (Слайд №17)

- Не загрязнять реки, озёра, пруды.

-Не бросать мусор в водоёмы.

-Не оставлять отходы на берегу водоёмов.

-Закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду.

5.  Итог урок.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо беречь и охранять воду?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Слайд №18

  1. Мастер класс по созданию видео презентации: «С океаном случилась беда» Провела Дмитриева Н.В.

Цель работы: создание видео презентации, с максимальным участием обучающихся и их родителей с целью дальнейшего использования в учебном процессе, а так же как инструмента воспитания стремления сохранять водные ресурсы Земли.

Задачи:

Образовательные: учить детей работать с интернет ресурсами, ориентироваться в ресурсах интернета,  принимать активное участие в работе.

Коррекционные: развивать познавательные процессы посредствам восприятия иллюстративного материала; внимание, воображение; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природные водные ресурсы, умение работать в команде совместно с родителями и учителем.

Ход работы.

  1. Пропедевтическая подготовка к восприятию материала:

- проведение урока на тему «Охрана водных ресурсов»;

- чтение, слушание литературных произведений по данной тематике.

  1. Изучение интернет ресурсов совместно с детьми и родителями:

- просмотр видео роликов по теме;

- просмотр иллюстративного материала, фотографий.

  1. Отбор материала по теме «С океаном случилась беда»

- в данную работу вовлекаются как дети, владеющие речью, так и не владеющие.

4. Форматирование материала.

5. Создание видео презентации.

6. Демонстрация видео презентации, использование ее как наглядности на уроках проекта.

  1. Интегрированное лабораторное занятие по экологии на тему: «Лаборатория Капитошки. Опыты по очищению воды» провели Большакова Т.А, Дмитриева Н.В., Моисеенко Т.С.
  2. Интегрированное  логопедическое занятие на тему: «Загадки слова «вода» провела Каушкаль О.Н.

Цель занятия: активизировать речь детей, привлечь их к активному участию в процессе словообразования; закрепить у детей представления о значении воды для живой природы и человека, необходимости бережного отношения к водным ресурсам.  

Задачи:

 Образовательные: продолжить формирование у детей словоизменительных и словообразовательных умений; потренировать их в образовании родственных слов; формирование умения подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову с опорой на рифму.

 Коррекционно-развивающие: развивать слухоречевую память при воспроизведении стихотворения; навыки звукобуквенного и языкового анализа; элементы мышления при разгадывании ребуса, исключении лишнего слова, обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, предметные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

А) Рассадка обучающихся за столом, подготовка к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

А) «Ребус» (слайд №»2)

- Составьте слово по первым звукам названий  картинок, и вы узнаете тему нашего занятия. (слайд 1) (Ворона, ослик, дом, автобус. Вода)

  1. Актуализация знаний о воде.

А) Просмотр видеоролика «Наука для детей. Вода» (слайд №3)

https://www.youtube.com/watch?v=I1kBDbBw3qY

Б) Д/И «Добавь словечко». Согласование слов по падежам. (слайд №4)

- Самым важным веществом в мире является … (вода).

- Организм человека и животных больше чем

наполовину состоит из … (воды).

Самую большую часть нашей планеты занимает ... (вода).

Каким бы не был здоровым человек, но он не протянет более пяти дней без …(воды).

В) Слушание стихотворения о воде «Вода» Л. Мортынов: (слайды №5-8)

Вода — источник жизни,

Источник светлых дней.

Взгляни безукоризненно

В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,

Ты реки береги,

Озера, океаны

И малые пруды.

Г) Беседа по содержанию

- Чем является вода для людей? (Вода — источник жизни.)

- Что значит взглянуть безукоризненно? (Посмотреть без укора, т.е. посмотреть на что-то самым лучшим образом, посмотреть добрыми глазами на что-то очень хорошее.)

-Где в природе встречается вода? (В океанах, озерах, прудах и т.д.).

- Как одним словом назвать океан, озеро, пруд, реку? (Водоем)

- Как вы понимаете слова «напиться хочет каждый»? (И животные и растения и человек нуждается в воде.)

- Чему учит стихотворение? (Беречь реки, озера, океаны, т.е. воду.)

4. Физкультурная пауза «Ходят капельки по кругу» (под музыку «Звуки дождя») (Слайд № 9)

Под рассказ педагога и музыкальное сопровождение дети выполняют соответствующие движения (Прыжки по одиночке, объединение в пары, в единую цепочку, в хоровод. Педагог- Тучка, а дети –Капельки.)

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли.

Скучно им стало поодиночке прыгать.

Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки парами).

Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться.

А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

5. Упражнение «Подберем родственные слова» (Слайды №10-17)

Педагог задает наводящие вопросы, предъявляет зрительную опору (картинки), дети образуют слова, выделяют одинаковую часть-корень в этих словах.

- Как воду можно назвать ласково? (Водичка.)

-Как называется место (озеро, пруд, водохранилище, бассейн) скопления и хранения воды? (Водоем.)

- Как называется сказочный герой, живущий в воде? (Водяной.)

- Как называется стихийное бедствие — затопление суши водой, вышедшей из берегов? (Наводнение.)

- Транспорт, который ходит по воде, какой? (Водный.)

- Как называются лодки, которые ходят под водой? (Подводные.)

- Как называется человек, плавающий под водой или занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде? (Водолаз.)

- Кто возит воду? (Водовоз.)

- Как называется стремительно падающий с высоты поток воды? (Водопад.)

-Как называются птицы, которые плавают в воде? (Водоплавающие.)

-Как называется место на реке, озере, где поят скот или куда приходят пить звери? (Водопой.)

-Что «проводит» воду в дома? (Водопровод.)

-Как называются лыжи, которые едут по воде? (Водные лыжи.)

6. Упражнение «Лишнее слово»  (слайд №18)

- Ребята, послушайте слова. Назовите «лишнее» и объясните, почему вы так считаете? (Слова, не имеющие общей части со словом вода.)

Вода, водный, ванна.

Водолаз, водитель, водовоз.

Водяной, мокрый, подводный.

Водопад, наводнение, волна.

Ведро, водица, водоем.

Водичка, ванна, водяная.

Подводник, водомер, завод.

7. Упражнение «Закончи предложение» (с мячом) (слайд №19)

- Ребята, закончите предложения родственными словами к слову вода. Отвечает тот, у кого мяч.

В речку течет чистая ключевая ... вода. Лисичка-сестричка пьет из речки ... водичку. В море ремонтируют корабли ... водолазы.

Этот сказочный герой зовется просто ... Водяной. Веселой шумною толпой коровы шли на ... водопой.

8. Итог занятия. Демонстрация экологического плаката (слайд №20)

- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О воде – самом важном веществе Земли.)

-  Чему вы учились? (Образовывать родственные слова к слову «вода».)

- Какое значение вода имеет для растений, животных, человека?

- Что должен человек помнить о воде? (Воду нужно беречь.)

  1. Мастер класс по созданию видео презентации:  «Водопады» провела Каушкаль О.Н.

Цель работы: создание видео презентации, с максимальным участием обучающихся и их родителей с целью дальнейшего использования в учебном процессе, а также как инструмента воспитания стремления сохранять водные ресурсы Земли.

Задачи:

Образовательные: учить детей работать с интернет ресурсами, находить и определять на фото и видеоматериале водопады,  принимать активное участие в работе; учить детей работать с онлайн сервисом clipchamp (программа по созданию видеороликов).

Коррекционные: развивать познавательные процессы посредствам восприятия иллюстративного материала; внимание, воображение; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природные водные ресурсы, умение работать в команде совместно с родителями и учителем.

Ход работы.

  1. Пропедевтическая подготовка к восприятию материала:

- проведение урока на тему «Загадки слова вода»;

- работа над формированием лексико-семантического значения слова «водопад»;

- формирование навыков словообразования по продуктивной модели «сложение».

  1. Изучение интернет ресурсов совместно с детьми и родителями:

- просмотр видео роликов по теме «Необычные водопады мира»;

- просмотр иллюстративного материала, фотографий «Знаменитые водопады России», «Самые известные водопады мира».

  1. Отбор материала по теме «Водопады»

- в данную работу вовлекаются как дети, владеющие речью, так и не владеющие.

4. Форматирование материала.

5. Создание презентационного видеоролика через онлайн сервис https://app.clipchamp.com.

6. Демонстрация видео презентации, использование ее как наглядности на уроках проекта.

  1. Интегрированное экологические психологическое занятие « Развитие тактильных чувств ребенка с ТМНР на основе различных состояний воды» провела Носарева Д. А.

Цель: формировать у детей элементарное представление о свойствах воды

Задачи:

Коррекционно-развивающие: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, внимание, снять психо-эмоциональное напряжение, активизировать понятия «вода», «снег», «лед» в речи детей, стимулировать развитие речевого общения, наглядно-действенного и образного мышления.

 Воспитательные: воспитывать уважительное отношение, отзывчивость к сверстникам, усидчивость, интерес к занятиям.

 Образовательные: формировать элементарные представления о свойствах воды, учить детей дифференцировать разные состояния воды

     Оборудование: презентация, стаканы с водой и молоком, ложки, снег\лед, тазы с теплой и холодной водой, утка с утятами

Ход занятия

  1. Организационный момент

А) Рассадка обучающихся за столом, подготовка к уроку.

 - Здравствуйте, дети, садитесь за свои парты! Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? Посмотрите в окно, какая сейчас погода? Светит ли солнце?

  1. Сообщение темы урока

А) Отгадывание загадок

- Ребята, мы сегодня начнём наше занятие с загадок. Послушайте.

Чтобы лился дождик с неба,

чтоб росли колосья хлеба,

 чтобы не было беды,

жить нельзя нам без…

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю просится опять….

- Правильно, вода.

  1. Актуализация знаний о воде

А) Свойства воды

- Давайте поговорим о воде. Что вы о ней знаете? Ребята, положите в каждый стакан по одной ложке. В каком из стаканчиков видно ложку? А теперь покажите в каком ложку не видно? Как вы думаете почему в одном стакане видно ложку, а в другом нет? И что мы можем сказать про воду и молоко? (вода прозрачная). А давайте попробуем воду и молоко на вкус. Сравним (у воды нет вкуса). У воды нет вкуса!

-Правильно! Ребята, а чем пахнет вода, давайте понюхаем? Правильно, у воды нет запаха! Вода не имеет цвета, запаха, вкуса.

Б) Дидактическая игра «Твердый и жидкий»

- Вы знаете, кто такие волшебники? Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках - волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.

-Что это? (снег\лед)

- А снег - это вода или не вода?  (вода)

- Посмотрите на наши снежки. Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (Холодный, белый, хрупкий…) а откуда берется снег? (падает с неба)

- Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снежинок.

Как вы думаете, какая туча холоднее дождевая или снеговая? Почему?

В) Дидактическая игра «Твердый и жидкий»

- Ребята, посмотрите, у меня два стакана с водой. Чем они отличаются друг от друга? Одинаковые, а теперь давайте потрогаем воду в каждом стакане. А теперь как вы думаете? Да, разные, в одном стакане вода теплая, а в другом холодная. Давайте поиграем в игру. Нужно перелить теплую воду в красный тазик, а холодную в синий. (Дети выходят по очереди).

  1. Физкультминутка

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать. (Приседания)

  1. Сенсорная игра с водой

- Ребята, смотрите, к нам приплыли утята. Давайте поможем им, выловим их и посадим к маме утке.

  1. Итог урока

- Вам понравится урок? Чем мы сегодня занимались на уроке? О каких свойствах воды вы узнали сегодня?

- Вы молодцы! Каждый из вас сегодня очень хорошо работал и внимательно меня слушал.

  1. Интегрированное лабораторное занятие по экологии на тему: «Лаборатория Капитошки. Занимательные опыты с водой» провела Моисеенко Т.С.

Цель занятия: закрепить знания о свойствах воды.

Задачи:

 Образовательные:  расширить и закрепить знания о свойствах воды: вода текучая, не имеет формы, цвета, запаха, является растворителем многих веществ, подтвердить свои знания в лабораторных исследованиях.

 Коррекционно-развивающие: развивать элементы мышления путем построения элементарных эко цепочек, развивать память при восприятии и воспроизведении нового материала, внимание при выполнении различных заданий, соблюдения последовательности их выполнения; обогащать активный и пассивный словарный запас.

Воспитательные: умение доводить работу до конца; бережное отношение к водным ресурсам; положительную мотивацию к изучению природы родной земли.

     Оборудование: презентация, широкие емкости для воды, пищевые красители, ложки по количеству участников, масло растительное, шипучий аспирин, салфетки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент (слайд № 3).

А) Рассадка обучающихся за столом.

  1. Сообщение темы занятия.

А) Стихотворение о воде (слайды 4 – 8).

Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота —
Незаменимая наша ……………вода.

 Б) Актуализация знаний учащихся по теме (слайды 9,10):

- Какие свойства воды мы знаем? (Вода текучая, не имеет формы прозрачная, не имеет вкуса и запаха, является растворителем)

  1. Опыт первый «Масло и вода».

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту(слайд № 11)

- Для опыта готовим 2 стакана – один с водой другой с маслом, пластиковую карточку.

Б) Ход опыта (опыт демонстрирует учитель)

Шаг 1 (слайд № 12).

На столе стоит стакан с маслом и стакан с водой, накрываем стакан с водой карточкой и переворачиваем.

Шаг 2(слайд № 13).

- Ставим один стакан на другой и аккуратно вытаскиваем карточку.

Шаг 3 (слайд № 14).

- Масло и вода начали меняться местами.

Вывод по опыту: масло и вода не смешиваются, масло легче воды.

  1. Опыт второй «Масляная лампа»

Ход опыта.

А) Подготовка к опыту(слайд № 15)

- Для опыта готовим сосуд с водой, масло, шипучий аспирин, красители.

Б) Ход опыта

Шаг 1 (слайд №  16).

На столе у детей сосуды различной формы, дети наливают в них масло.

Шаг 2 (слад № 17).

- Воду окрашиваем в разные цвета.

Шаг 3 (слайд № 18).

- Наливаем воду в масло и добавляем аспирин. Получилась бурлящая лава.

Вывод по опыту: масло и вода не смешиваются, масло легче воды.

  1. Физкультурная пауза (слайд № 19)

Плавают рыбешки

В нашей речке чистой.

Плавают рыбешки

 Быстро, быстро, быстро.

Рыбки, рыбешки все хороши.

Папы и мамы и малыши

6. Опыт третий. «Непоседливая вода».

Ход опыта.

А)  Подготовка к опыту(слайд 20)

- Наливаем три колбы воды и две пустых колбы.

В) Ход опыта

Шаг 1(слайд № 21).

- Налейте в стаканы воду и окрашиваем в цвета желтый, синий, красный.

Шаг 2 (слайд № 22).

- Ставим колбы в шахматном порядке: с синей водой – пустая – с желтой водой – пустая – с красной водой.

Шаг 3.

- Опускаем в них сложенные «крышечкой» салфетки. Наблюдаем: салфетки стали окрашиваться в цвета, а в пустых колбах появилась разноцветная вода – в одной из желтого и  синего – зеленая; в другой из желтого и красного  - оранжевая.

Вывод по опыту: вода течет, вода растворяет краску.

7.Итог занятия.

- Ребята, мы сегодня говорили о воде – самом загадочном веществе Земли.

- Какие свойства воды мы знаем?

- Имеет ли вода форму, цвет, запах, вкус?

- Что можно растворить в воде?

- Что в воде не растворяется?

- Давайте послушаем стихотворение (слайд № 23):

Вода — это вся наша жизнь.
Без воды все давно бы погибли!
Вода планеты, держись:
Пусть спасут тебя чистые ливни.
Мы тебя не оставим, родная,
Ни за что и уже никогда.
От Байкала и до Алтая
Мы спасём тебя, наша Вода!

- Что нужно делать, чтобы сберечь воду на планете? (слайд № 24)

IY этап. Презентация результатов:

 - демонстрация презентаций и видеофильмов, созданных в ходе проекта для обучающихся школы и для участников проекта  «Тайны загадочного вещества».  

Приложение 1:

Художественная детская литература о воде

Бианки, В. Рыбий дом

Гернет, И. Хорошая вода                     

Гумилевская, М. Рассказ о водяной капельке

Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /сост. В. Аникина . - М.: Детская литература, 1987

Константиновский, М. Почему вода мокрая

Мар, Е. Океан начинается с капли: рассказ о воде

Пластов, М. Капля в море: познавательная сказка

Поступальская, М. Планета Океан: рассказы о воде

Рыжова, Н. История одного пруда; Как люди речку обидели; Вы слыхали о воде?

Сахарнов, С. Кто в море живёт?; По морям вокруг Земли; Человек под водой; В теплом море; Дельфиний остров; Подводные приключения и другие

Сладков, Н. Подводная газета; В подводном лесу

Тамбиев,А. Как увидеть морское дно?

Чуковский, К.И. Мойдодыр

Шим, Э.  Ручей

Познавательная литература о воде (для детей)

Баландин, И. Дарующая жизнь/ И. Баландин // Домашний лицей. - 2001. - № 2. - С. 58-65

Бесценный и загадочный источник жизни // Клепа. - 2006. - № 5. - С. 10-11

Великое богатство Земли // Клепа. - 2010. - № 6. - С. 2-7

Вода - это жизнь // Детская энциклопедия. - 2006. - № 10. - С. 1-54

Калашников, В. Тайны воды. Реки, озера, моря и океаны: занимательное естествознание / В. Калашников. - М.: Белый город, 2010. - (Энциклопедия тайн и загадок)

Капля, речка, океан. - С.-Пб.:Лицей,1992

Клейман, Т. Многоликая вода/ Т. Клейман // Детская энциклопедия. - № 6. - С. 1-56

Окунемся во вселенную воды // Костер. - 2014. - №10. - С. 17. - О музее воды в Санкт-Петербурге

Остапчук, О. Голубые нити жизни/ О. Остапчук // Детская энциклопедия. - № 6. - С. 1-16. - Путешествие по рекам России, главным источникам питьевой воды

Павлова, Е. Живая вода/ Е. Павлова // А почему? - 2005. - № 6. - С. 4-5. - О родниковой воде

Петрова, Е. На то и водица, чтобы вдоволь напиться? // А почему? - 2008. - № 3. - С. 28-29. - Игротека посвещена сказочной воде

Петрова, Е. Сколько в воздухе воды?/ Е. Петрова // А почему? - 2011. - № 6. - С. 4-7

Петрянов, И. Самое необыкновенное вещество в мире/ И. Петрянов. - М.: Педагогика,

 1981. - [Библиотека «Детская энциклопедия». - «Ученые - школьникам»]

Почему моря соленые? // Клепа. - 2012. - № 4. - С. 2-5

2. Подборка фотографий, картинок, видео роликов для составления презентаций и видео фильмов проводилась детьми совместно с родителями и учителем.

Приложение 2.

Созданные видео материалы

Литература

  1. М.И.Львович Вода и жизнь : Водные ресурсы, их преобразование и охрана. М.,1996
  2. Л.Стрельникова : Из чего что сделано?.Яуза –Пресс,2002
  3. В.Романенко, Г.Гикитина Химия для начинающих,Химия ,1997
  4. Вулканы»: Детская энциклопедия  – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 124с., ил.
  5. «Мир моря»: Детская энциклопедия   – 2-изд., перераб. – Москва изд., «Махаон», 2007 – 123с., ил.
  6. Капля, речка, океаны. Текст А. Ефремова Санкт – Петербург. Издательский дом «Современная педагогика», 2004. –519,[1] с.: ил.
  7. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся  сред. шк./Сост.А.Н.Захлебный. – М.:Просвещение, 2003. – 175 с., ил.
  8. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Ч-80 Т.1. А - Ж/Сост.В.С.Шергин, А. И. Юрьев. –5-у изд., перераб. И доп. – М.:
  9. Источник: http://www.wateroflive.ru/fotov.php
  10. http://fb.ru/article/189598/sostoyanie-vodyi-v-prirode-voda-v-tr-h-agregatnyih-formah
  11. http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/news-48329-krugovorot-vodyi-v-prirode-eksperiment-dlya-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках московского городского проекта «Мы - твои друзья»

Данный проект реализовывался совместно с педагогами Большаковой Т.А. и Дмитриевой Н.В.,  содержит материал по учебнрому проекту для детей с ОВЗ: цели и задачи проекта, этапы. планы интегрированны...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках московского городского проекта «Мы - твои друзья»

Данный проект реализовывался совместно с педагогами Большаковой Т.А. и Моисеенко Т.С., содержит материал по учебному проекту для детей с ОВЗ, цели и задачи проекта, этапы, планы интегрированных заняти...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках  общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - пе...