Сценарий игровой программы «Путешествие по лесным тропинкам»
план-конспект по экологии
Игровая программа для детей в возрасте 7-9 лет. Цель - воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая программа «Путешествие по лесным тропинкам» | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игровой программы «Путешествие по лесным тропинкам»
Цель: Воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- Формирование навыков поведения в природе,
- познакомить детей с особенностями разных видов деревьев,
- показать взаимосвязь растений с окружающей средой.
Оформление:
Плакаты:
Лес и вода – родные брат и сестра.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Одно дерево погубил – посади сорок.
Рощи да леса – родного края краса.
Лес – живая память земли.
Лес – книга жизни.
Материалы и оборудование:
- Презентация к занятию
- Две деревянные ракетки, два шарика пинг-понг
- Кроссворд «Животные леса» (см. Приложение)
- Шишки, вёдра или пакеты.
Ход мероприятия
Педагог:
Подарило лето
Лес зеленый детям:
В чащах – землянику,
По буграм – клубнику,
Небо голубое,
Утром – луг с росою.
Подарило трели,
Птичьи карусели,
Добрую подружку
Речку-хохотушку,
С пляжем золотистым.
С солнышком лучистым.
Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по лесным тропинкам. Но для начала, нужно разделиться на команды. Встаньте в линейку и рассчитайтесь на первый - второй. Первые встают от меня слева, а вторые - справа. Вот и получились у нас две команды. Команда справа будет называться «Грибочки», а команда слева – «Листочки».
Открывается слайд с изображением леса. Звучит фонограмма звуков леса.
Педагог:
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Лес – могучий и всесильный волшебник. Одно дерево в лесу занимает совсем немного места, но когда распустятся листья, то площадь они займут несравненно большую. Тогда деревья уловят на свои кроны до пятидесяти процентов пыли, которая содержится в воздухе. Вот самый скромный пример. Десять граммов листьев акации и липы «ловят» за неделю около грамма пыли, а листья вяза даже целых три. Замечательный фильтр создала природа!
Открывается слайд с изображением лесной поляны.
Педагог: Какая красивая лесная полянка! Давайте отдохнем здесь, и ответим на несколько вопросов.
Конкурс «Знаете ли вы?»
1. Почему на стволах деревьев в парках больших городов обычно нет лишайников, а в лесах вокруг этих городов они есть? (Лишайник является индикатором чистоты воздуха и в числе первых реагирует на его загрязнение)
2. Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Первой цветет ольха, последней - липа)
3. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Сладкий сок дает клен)
4. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)
5. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (ольха, ива, орешник)
6. У какого дерева самое длинное "детство"? (Самое длинное "детство" - у пихты. Она впервые цветет в возрасте 75-77 лет. Представляете, дерево лет семидесяти - еще ребенок!)
7. Можно ли дерево наградить орденом? Да, совсем недавно медалью был награжден обыкновенный куст. Когда-то вокруг города Конья в Турции шумели густые леса, но мало-помалу их свели на нет. И к нашим дням остался лишь одинокий можжевеловый куст. Жители города пожаловали ему медаль, на которой выбиты слова: "Мы приветствуем одинокое дерево, которое выстояло против топора и нерадивости»)
8. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых леса. Не будет гнезд, не станет и птиц - молодой лес погибнет от вредных насекомых)
Педагог: Ребята, следующий конкурс называется «Донеси до гнезда». Нужно донести на ракетке «яйцо лесной птички» и постараться не разбить его. Участник несет «яйцо» до стула, обходит его и несет следующему участнику.
Атрибуты: две деревянные ракетки, два шарика пинг-понг.
Педагог: Человеку лес - самый щедрый друг. Что дает нам лес? (ответы детей)
Педагог: Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получится толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей, продуктов. Ученые подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.
Как вы думаете?
- Из какого дерева делают спички? (из осины)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)
- Что можно получить из хвои сосны? (витаминную муку, искусственную шерсть)
- Какая древесина продается не кубометрами, а килограммами? (карельская береза)
- Из какого дерева делают пианино? (из ели)
- Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)
- Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку? (постель можно сделать из веток сосны и ели; подушку - пух семян иван-чая или пух соцветий рогоза) (ответ на этот вопрос можно найти в книге Н.Верзилина "По следам Робинзона")
- Почему в лесу тихо? (Шум - это колебания воздуха, звуковые волны, которые затухают, ударяясь о стволы деревьев. Кроме того, звуковые волны колеблют ветки. Этих колебаний оказывается вполне достаточно, чтобы разбить, погасить звуковые волны, то есть погасить звук. Возможно, это открытие поможет бороться с одним из самых неистребимых и сильных врагов - с шумом.)
Педагог: Давайте поиграем.
Игра «Собери больше». Кто больше соберет разбросанные по полу шишки.
Педагог: А сейчас, ребятки, для ума зарядка - слушайте загадки.
Детям необходимо разгадать загадки. Когда прозвучит ответ - на экране появится изображение дерева.
Загадки:
1.Не сосна я и не ёлка!
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок. (Лиственница)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
3.Как пурга в лесу завоет
И морозы станут злей –
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (Сосна)
4. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березы)
5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
6. Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год. (Ель)
7. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
8. У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины и коробы идут. (Ивы)
Следующее задание «Разгадай кроссворд «Животные леса»».
6 | |||||||||||||||
3 | 5 |
| 10 | ||||||||||||
|
|
|
| 11 | |||||||||||
1 | 2 |
| 4 |
|
| 7 | 8 |
|
| 12 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||||||
По вертикали: | |||||||||||||||
1. Словно елка весь в иголках. | |||||||||||||||
2. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, а в деревне кур крадет. | |||||||||||||||
3. Он в берлоге спит зимою, под большою сосною, а когда придет весна, просыпается от сна. | |||||||||||||||
4. Кто зимой холодной бродит - злой, голодный. | |||||||||||||||
5. Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает | |||||||||||||||
6. Днем сидит он как слепой, а лишь вечер за разбой. | |||||||||||||||
7. Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, острые зубки. | |||||||||||||||
8. По веткам скачет, да не птица. Рыжая да не лисица. | |||||||||||||||
9. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. | |||||||||||||||
10. Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит - и легче. | |||||||||||||||
11. Мне не скажешь слово "брысь", я не кошка ведь, а… | |||||||||||||||
12. Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а сам всех боится. |
Педагог: Что такое лес? Это наше богатство, это дом для зверей и птиц, это зелёный наряд нашей планеты. Лес – это наш друг. Он надёжно защищает поля, урожаи. Суховеи и пыльные бури принимает на свою грудь и останавливает их. Он сберегает влагу, и от этого урожаи становятся выше. Лес - самый верный страж водоемов. Окружая реки и озёра, сохраняет в них влагу, не дает пересохнуть, очищает воду.
Педагог: Я уверена, вы все прекрасно знаете правила поведения в лесу. Давайте ещё раз вспомним их.
1. Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде?
2. Как правильно собирать в лесу грибы и ягоды, букеты цветов?
3. Почему нельзя на кустах обрывать все ягоды?
4. Какое влияние на лес оказывает мусор, оставленный человеком в лесу?
5. Что нужно сделать, покидая место привала в лесу?
Педагог: Входи в природу другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким.
Постарайся запомнить: куст, который пригодился для палатки, растет 5-8 лет. Деревце, спаленное на костре - 15-18 лет.
На экране появляется изображение дремучего леса.
Педагог: Ой, ребята, мы, кажется, заблудились. А кто знает, что делать, если вы сбились с пути? Давайте ответим на некоторые вопросы.
Вы немного заблудились в лесу, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Муравейник всегда находится с южной стороны от дерева или пня, у которого он расположен)
Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться? (Смолы на стволе больше на южной стороне.)
Вам стал попадаться подорожник, значит… (Где-то тропа)
Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне куста).
На экране появляется изображение лесной тропинки.
Педагог: А вот и наша тропинка! К сожалению, наша прогулка по лесным тропинкам подошла к концу. Что же нового о лесе вы сегодня узнали? Почему леса нужно охранять и беречь? (Ответы детей)
Лес… редкому человеку не дарит он радости! Лес с его красками, музыкой и голосами всегда будет источником нравственной чистоты нашей жизни, поэтому так важно беречь лес, заботиться о нем, охранять его. И, возвращаясь с лесных троп в свою обычную жизнь, мы каждый раз храним память о необычной естественности леса, его величии и чарующей красоте и с радостью ждем новой встречи с лесом.
Педагог:
Пускай растет зеленый терем,
Просторный, мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по лесной тропинке"
Сценарий выступления на экологическую тематику....
ОМ "Путешествие по лесной тропе"
Открытое мероприятие для 2 - 4 классов "Путешествие по лесной тропе"...
Сценарий игровой программы «Путешествие в сказкоград»
Игровая программа «Путешествие в сказкоград» для детей младшего и среднего школьного возраста Цель: Активизировать имеющиеся знания у детей о сказках.Задачи:Образовательные:·...
Путешествие по лесной тропинке.
Путешествие по лесной тропинке. Сценарий воспитательного мероприятия для учащихся 1-5 классов. Цель: воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней....
Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».
Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе» (самоанализ)
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе»...
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе
Конкурсная игровая программа «Путешествие по экологической тропе» (методичекая разработка)...